Развитие здоровья учащихся на основе физической культуры, новых воспитательных и учебных здоровьесберегающих технологий
статья по физкультуре на тему
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение • здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Также в результате изучения состояния здоровья учащихся было выявлено, что к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении. Все эти данные говорят о том, что учащиеся подвержены серьезным учебным перегрузкам. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период жизни показывает, что если абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %.Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Северное управление
ГБОУ СОШ с.Девлезеркино
«Развитие здоровья учащихся на основе физической культуры, новых воспитательных и учебных здоровьесберегающих технологий»
автор: Сотников Николай михайлович
с.Девлезеркино
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение • здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Также в результате изучения состояния здоровья учащихся было выявлено, что к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении. Все эти данные говорят о том, что учащиеся подвержены серьезным учебным перегрузкам. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период жизни показывает, что если абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %.Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.
Педагоги все острее понимают свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие новых поколений. Наша цель: обучить детей и их родителей основам здорового образа жизни. Здоровье - одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствие среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На современном этапе развития образования происходит широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс, следовательно, проблема охрана здоровья учащихся становится более актуальной. На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
Цель проекта:
- разработка механизма и включения в учебно- воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- анализ, обобщение и распространение опыта использования здоровьесберегающих технологий в преподавании курсов учебных предметов в классах всех звеньев общеобразовательной школы;
- создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися;
- создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально- психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
- Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни.
- Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.
- Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.
Прогнозируемые результаты.
- Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни. Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечение безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
- Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетической совершенствование личности каждого ребенка.
- Повышение социального самосознания статуса личности, развитие гражданской и творческой инициативы и самостоятельности, навыков социализации.
- Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Развитие навыков НОТ учебного труда школьника.
- Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников.
- Привлечение внимания общественности к опыту работы школы и расширению материально-технических возможностей для совершенствования оптимального учебно-воспитательного процесса, конечной целью которого является выполнение важнейшего социального заказа - формирования личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать в условиях современного столичного мегаполиса.
1 этап (1 полугодие 2011/ 12 учебный год). Основные задачи:
- Выработка общей концепции, корректировка программы и плана.
- Разработка и внедрение в практику) здоровьесберегающих технологий в школе
- здоровьесберегающих технологий административной работы в школе (ЗТА);
- здоровьесберегающих технологий семейного воспитания (ЗТСВ);
- здоровьеформирующих образовательные технологии» (ЗФОТ), т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Методы:
- Изучение и анализ документальной базы и специальной литературы.
- Обучение учителей с теорией и практикой внедрения здобовьесберегающих технологий.
- Изучение состояний здоровья учащихся школы, моральнопсихологических проблем отдельных категорий учащихся, семейного микроклимата, воспитательных возможностей района.
- Проведение стартового мониторинга.
- Корректировка плана учебно-воспитательной работы.
2 этап (2 полугодие 2011/12 учебный год) Основные задачи.
- Построение обобщающей модели внедрения здоровьесберегающих технологий в процессы обучения и воспитания учащихся:
- Промежуточная диагностика эффективности эксперимента по физиолого-гигиеническим и психофизиологическим критериям.
- Усиление роли предметов, способствующих более успешной социализации личности.
- Привлечение родительской общественности, общественных организаций района к сотрудничеству в рамках эксперимента.
Методы:
- Сбор статистики о динамики развития мотивации к обучению.
- Контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объема домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся.
- Широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
- Развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры.
(2012/13 учебный год)
- Сравнительный анализ состояния здоровья, уровня воспитанности, успеваемости, мотивации к обучения, гражданского и личностного развития учащихся.
- Обобщение накопленного экспериментального опыта, корректировка концепции школы.
- Внедрение в практику работы школы здоровьесберегающих технологий.
- Пропаганда опыта работы школы по созданию комфортной учебно-воспитательной среды на основе здоровьесберегающих технологий в СМИ, профессиональной печати.
Методы:
Деятельность учителя физической культуры в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время
Одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, предполагающих комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников.
Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, на наш взгляд, должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно- воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
В первую очередь это:
1 .Создание условий для заинтересованного отношения к учебе.
2. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха (Использование элементов физической культуры, помимо самого урока физкультуры, на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены).
Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;
• устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;
• устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.
Программа сохранения и укрепления здоровья в начальной школе
№ | Содержание деятельности | Время проведения | Ответствен ный | |
Обследование детей, поступающих в школу, выделение учащихся группы «риска» и больных ребят. | Сентябрь - октябрь | Администрация школы, медработник. | ||
Создание групп ЛФК, организация занятий с ослабленными детьми | Октябрь | Медработник, уч. Физ-ры | ||
Мониторинг состояния здоровья учащихся 1 - 4 классов | Конец каждой четверти | Кл. руководители, зам. дир. по УВР. | ||
Организация и проведение контроля выполнения санитарных норм и правил | Еженедельно | Медработник, зам. дир. по АХЧ | ||
Запись в спортивные кружки и секции в школе. | Сентябрь - октябрь | Кл. руководители | ||
Ведение в образовательном процессе малых форм здоровьесбережения: физкультурные паузы, подвижные перемены | Сентябрь, в течение всего периода обучения | Классные руководители, учителя предметники | ||
Мониторинг состояния здоровья учащихся 1-4 классов | Конец каждой четверти | Кл. руководители, зам. дир. по УВР. | ||
Проведение тематических часов часов здоровья. | 1 раз в неделю | Кл. руководители | ||
Проведение традиционного праздника «Осенний марафон» | Октябрь | Учитель физкультуры | ||
Проведение дней здоровья. | Ноябрь, февраль, май | Учитель физ-ры | ||
Проведение конкурса на самый спортивный класс. | Февраль | Учитель физкультуры | ||
Педагогический совет по вопросам здоровьесбережения учащихся. | Март | |||
Мониторинг состояния здоровья учащихся 1-4 классов | Конец каждой четверти | Кл. руководители, зам. дир. по УВР. | ||
Проведение праздника «Папа, мама, я - спортивная семья». | Апрель | Учитель физкультуры | ||
Родительские собрания по вопросам здоровья учащихся начальной школы | Октябрь, январь, апрель, май | Кл.руководители | ||
Анализ результатов и организации процесса сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы | Май | Кл.руководители | ||
Разработка планов работы по здоровьесбережению на следующий учебный год | Май | Зам. директора по ВР, учитель физ-ры | ||
Организация | летнего | Июнь, июль, август | Зам. дир. по ВР | |
оздоровительного лагеря при школе |
Программа сохранения и укрепления здоровья в 5-11 классах
№ | Содержание деятельности | Время проведения | Ответственный |
Обследование детей, поступающих в школу, выделение учащихся группы «риска» и больных ребят. | Сентябрь - октябрь | Администрация школы, медработник. | |
Легкоатлетический кросс | Сентябрь | Учитель физкультуры | |
Создание групп ЛФК, организация занятий с ослабленными детьми | Октябрь | Медработник, учитель физкультуры | |
Мониторинг состояния здоровья учащихся 5-9 классов | Конец каждой четверти | Кл. руководители, зам. дир. по УВР. | |
Организация и проведение контроля выполнения санитарных норм и правил | Еженедельно | Медработник, зам. дир. по АХЧ | |
Запись в спортивные кружки и секции в школе. | Сентябрь - октябрь | Кл. руководители | |
Ведение в образовательном процессе малых форм здоровьесбережения: физкультурные паузы | Сентябрь, в течение всего периода обучения | Классные руководители, учителя предметники | |
Мониторинг состояния здоровья учащихся 5-9 классов | Конец каждой четверти | Кл. руководители, зам. дир. по УВР. | |
Проведение тематических часов здоровья. | 1 раз в месяц | Кл. руководители | |
Участие в акциях: «Осенью желтеют только листья», «Скажи наркотикам «НЕТ!», | Октябрь январь | Заместитель директора по ВР, Кл.руководители. | |
Конкурс газет к акциям | Октябрь, январь | Кл. руководители | |
Проведение традиционного праздника «Осенний марафон» | Октябрь | Учитель физкультуры | |
Проведение дней здоровья. | Ноябрь, февраль, май | Учитель физкультуры | |
Проведение спортивных соревнований по баскетболу, волейболу, футболу | Ноябрь Февраль май | Учитель физвоспитания | |
Строительство зимнего городка | декабрь | Зам. по ВР, учитель физвоспитания | |
Соревнования по лыжным гонкам. | декабрь | Уч. физ-ры | |
Проведение конкурса на самый спортивный класс. | Февраль | Учитель физкультуры | |
Педагогический совет по вопросам здоровьесбережения учащихся. | Март | Директор школы | |
Соревнования по волейболу и мини-футболу | март | Уч. физ-ры | |
Мониторинг состояния здоровья учащихся 5-9 классов | Конец каждой четверти | Кл. руководители, зам. дир. по УВР. | |
Проведение праздника «Папа, мама, я - спортивная семья». | Апрель 5-6 кл. | Учитель физкультуры | |
Родительские собрания по вопросам здоровья учащихся 5-9 классов | Октябрь, январь, апрель, май | Кл. руководители | |
Спортивный праздник, посвященный Дню Победы. Старты надежд. | май | Учитель физкультуры | |
Анализ результатов и организации процесса сохранения и укрепления здоровья учащихся основной школы | Май | Кл. руководители | |
Разработка планов работы по здоровьесбережению на следующий учебный год | Май | Зам. директора по ВР, учитель физкультуры | |
Организация летнего оздоровительного лагеря при школе | Июнь, июль, август | Зам. дир. по ВР |
Заключение:
Необходимость и важность организации системы здоровьесберегающей деятельности прежде всего в том, что она ориентирована на решение проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект не только в оздоровлении обучающихся и педагогов, но и реализации основной цели - повышении качества образования.
Работа по сохранению и укреплению здоровья должна органично войти в общую систему работы школы, стать важной составляющей всех разделов плана учебно-воспитательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащихся на уроках физической культуры и внеурочных занятиях»
Из опыта работы..Развитие общей выносливости на уроках физической культуры и внеурочных занятиях. Использование технологии дифференцированного физкультурного образования......
Актуальные вопросы развития личности учащихся на уроках физической культуры
Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления.Начало ХХI века – это качественный скачок в р...
Тема по самообразованию «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ».
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себ...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
Работа по выявлению способностей детей...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
уважаемые коллеги предлагаю вам ознакомиться с моей системой работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
система работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию с...