Как работать над исследовательской работой
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
В помощь учащимся и родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_rabotat_nad_issledovatelskoy_rabotoy.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как работать над исследовательской работой
1. Общие положения.
1.1. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Исследование – задается системой норм (структура работы, принципы подбора и реализации методики исследования) и ценностно-смысловой направленностью (стремление к истине). Результат при этом заранее не известен.
Проектирование – главная цель: достижение заранее запланированного результата, реализация проектного замысла. На разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни.
1.2. Результатом (продуктом) исследовательской творческой деятельности являются исследовательские работы (проекты), выполненные учащимися под руководством ученых или опытных преподавателей.
1.3. Главная цель исследования или проектирования:
самостоятельное проведение исследовательского цикла от начала и до конца, при освоении его структурных элементов в соответствии со сложившимися в научной среде нормами.
2. Основные этапы исследовательской деятельности учащегося.
2.1. Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы – это очень сложная часть работы, т.к. от правильно выбранной темы зависит вся работа.
Тема (отражает характерные черты проблемы исследования):
- должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для высказывания собственной позиции, проведения исследования;
- не должна быть обширной (зачастую берутся такие темы, с которыми взрослый совладать не в силах, а ребенок – тем более);
- должна иметь материал для исследования (бывает – тема интересна, но нет достаточного материала для исследования).
2.2. Постановка проблемы (социально значимое противоречие, разрешение которого является целью работы, т.е. означает нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать);
2.3. Изучение теории, связанной с выбранной темой.
Работа с литературными источниками.
Этапы работы: | Содержание этапов: |
1. общее ознакомление | ознакомление с оглавлением; беглый просмотр |
2. внимательное чтение по главам и разделам | выделение наиболее важного текста |
3. выборочное чтение | перечитывание наиболее важного текста |
4.составление плана прочитанного | в пунктах плана отражается наиболее существенная мысль |
5.выписки из прочитанного | полные и точные (цитата + ее библиографическое описание) |
6.сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | отмечается общее и отличительное в решении проблемы |
7. критическая оценка прочитанного и запись замечаний | должна быть объективность суждений |
Вывод: | автору необходимо описать источник, которым он пользовался, проверить понимание всех терминов, ссылок и упоминаний в тексте. |
В тексте раздела следует помещать ссылки на использованные научные работы. При необходимости воспроизводятся рисунки и таблицы, снабженные ссылками на источник.
В конце необходимо сделать краткий вывод о степени изученности и
перспективах дальнейших исследований по данной проблеме.
2.4. Выдвижение гипотезы исследования. Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательской работы, предположение, при котором на основе ряда факторов, делается вывод о существовании объектов, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего, гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя и более событиями, явлениями;
2.5. Выбор методов исследования и практическое овладение ими;
2.6. Собственное исследование, (практическая часть работы, т.е. проведение опытов, экспериментов и др. сбор собственного материала);
2.7. Анализ, синтез и обобщение;
2.8. Формулировка выводов.
3. Требования к исследовательской работе:
3.1. Исследовательская работа учащегося выполняется индивидуально и должна отвечать следующим требованиям:
- исследовательским характером;
- актуальностью;
- практической значимостью;
- грамотным изложением материала;
- наглядностью.
Критерии оценивания качества
выполненной исследовательской работы:
- актуальность и новизна излагаемого материала 0-5 балл.
- научная ценность материала 0-5 балл.
- ораторское мастерство докладчика 0-5 балл.
- компетентность докладчика (ответы на вопросы) 0-5 балл.
- оформление текста работы (соответствие стандартам) 0-5 балл.
- использование графических и наглядных средств 0-5 балл.
- реакция слушателей на выступление докладчика
(резонанс, отклик) 0-5 балл.
3.2. Структура и оформление исследовательской работы учащегося:
3.2.1. 1 лист – титульный:
- наименование учебного заведения, где выполнена работа;
- тема работы;
- Ф.И.О. автора (полностью), класс;
- Ф.И.О. руководителя;
- населённый пункт и год;
2 лист – Оглавление (указывается наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал);
- 3-4 листы – Введение:
- краткая характеристика современного состояния
проблемы;
- краткий обзор изученной научной литературы (автор должен показать знание
основных научных работ, а также умение работать с литературой, подбирать
необходимые источники знаний; проводить их анализ и сопоставлять);
- обоснование актуальности темы исследования и выполняемой работы, её
научной и практической значимости;
- формулирование цели;
- определение задач по её достижению;
- характеристика методов исследования.
3.2.3. 5 лист и далее – основная часть, включающая различные разделы и
подразделы до «результатов исследования». Это основной раздел работы,
который делится на подразделы, каждый из которых соответствует
определенной цели. В нем подробно излагаются полученные результаты,
которые иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.д. Весь наглядный материал располагается либо по ходу
изложения теоретического материала, либо в конце исследовательской работы – в Приложении.
В содержании основных разделов характеризуется район или предмет исследования, а также приводятся результаты исследования. В тексте
должны быть ссылки на рисунки или таблицы.
3.2.4. Ссылки. Существует два способа оформления ссылок:
- в первом случае – в скобках указываются фамилии без инициалов и, через запятую, год издания (например, в работе использовалась общепринятая методика, Правдин, 1999);
- в другом случае фамилия автора указывается в тексте работы. Тогда перед ней ставятся инициалы, а в скобках пишется только год. Например, «В работе применялась методика, изложенная И.Ф.Правдиным (1999)».
В конце каждого подраздела делается краткий вывод.
3.2.5. Выводы:
кратко, по пунктам формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейшего исследования.
3.2.6. Литература.
Список использованной литературы размещается в конце работы в алфавитном
порядке. Каждая книга, статья записывается с красной строки.
В списки заносятся (соблюдайте все знаки препинания!): №, фамилия, инициалы, название, место издания, год издания, количество страниц.
Место издания обозначается следующим образом: Москва – М.,
Санкт-Петербург – СПб; остальные города – полным названием.
3.2.7. Основная часть исследовательской работы оформляется сплошным текстом с одинарным межстрочным интервалом и небольшим между разделами и подразделами. Каждый раздел нумеруется. Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем точка, а после нее – номер подраздела (1.1)
Все подразделы должны иметь заглавие. Каждая глава начинается с нового листа.
В конце каждой главы делается краткий вывод.
Формат бумаги А4 (297×210), расположенных вертикально, На каждом листе оставляются поля: справа -1 см, слева -3 см, сверху и внизу -2 см, шрифт 14, одинарный межстрочный интервал, шрифт Times; поля не обводятся. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны. Страницы нумеруются, начиная с 4, посередине места на верхних полях. Первой страницей считается титульный лист.
После основной части на новом листе пишутся выводы (или заключение), затем, также с нового листа в конце работы приводится список использованной литературы.
3.2.8. Формы представления исследовательской работы:
Исследовательские работы представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания:
1. научная статья (описание хода работы);
2. план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления);
3. стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций);
4. реферат проблемного характера.
Реферат – сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.
Реферат должен включать, возможно, больше информации, содержащейся в
первичном документе. Реферат акцентирует внимание на новых сведениях и
определяет целесообразность обращения к документу.
3.2.10. Культура выступления перед аудиторией:
- выступающий должен продумать приемы эмоционального воздействия на
слушателей;
- важен внешний вид, темп речи;
- начинайте говорить, дождавшись тишины и внимания аудитории; говорить нужно так, чтобы было слышно на последних местах;
- регламент выступления на научно-практической конференции ДАНЮИ – 7-10 мин.;
- выступление должно быть четким и ясным, без слов, засоряющих речь и ненужных пауз;
- читать не рекомендуется;
- в начале выступления сформулируйте его тему и цель;
- называйте только те термины, которые необходимы для понимания темы;
- работа должна сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, компьютерные презентации);
- стоять нужно лицом к аудитории; обращаясь к иллюстрациям, поворачивайтесь вполоборота; не забывайте о своей позе и выражении лица.
При устном докладе о проделанной работе учитывается:
- четкость и доступность излагаемого материала,
- соответствие темы работы ее содержанию,
- эрудиция автора,
- умелое использование различных точек зрения по теме,
- наличие собственных взглядов и выводов по проблеме,
- умение использовать специальную терминологию,
- ораторское мастерство участника,
- также отклик аудитории на выступление.
4. Тезисы исследовательской работы:
Тезисы – сокращенное изложение содержания исследовательской работы с основными фактическими сведениями и выводами.
Тезисы акцентируют внимание на новых сведениях и определяют целесообразность обращения к документу.
Требования к тезисам:
- текст тезисов должен быть подготовлен в формате Microsoft Word (шрифт Times New Roman, размер кегля 14 пт, одинарный интервал);
- объем тезисов не более 1 страницы;
- наличие графиков, таблиц, формул и т.п. в тезисах не допускается;
- в названии файла через подчеркивание записываются: секция_ фамилия и имя автора_ образовательное учреждение_ город (текст дается без пробелов, каждое слово с большой буквы).
Напр., Этнография_ПетровИван_Сш3_Шахты.
Тезисы составляются по следующему плану (согласно ГОСТ 7.0 - 84 требования к составлению и построению тезисов):
∙ наименование;
∙ сведения об авторе (авторах) – полное имя и фамилия автора с указанием класса, школы, района образовательного учреждения и населенного пункта проживания автора;
∙ сведения о научном руководителе: место работы и должность;
∙ введение – обоснование актуальности, сопоставление с исследованиями других авторов;
тема, предмет (объект), характер и цель работы (о которой идет речь в исследовательской работе);
∙ основная часть – разделы – изложение основного содержания публикации;
метод проведения работы;
∙ заключение – краткое изложение выводов, в том числе новых возможностей, полученных в результате проведенных исследований;
Заключительная часть содержит изложение результатов теоретических или экспериментальных исследований или сведений о них, оценки и предложения, принятые и отвергнутые гипотезы, изложенные исследовательской работы;
∙ область применения. Если в документе отсутствует какая-либо часть (методы, выводы, область применения), то ее в тезисах опускают, сохраняя последовательность изложения.
Приложение 1
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №172»
(шрифт 14)
Наименование секции: (шрифт 14)
Исследовательская работа
тема: «Наименование работы».
(шрифт 16)
Автор работы: (шрифт 14)
Фамилия, имя, отчество, класс,
учебное заведение.
Руководитель:
Ф.И.О.(полностью), должность.
(шрифт 14)
п.Архара
200_ г.
Приложение 2
Памятка участнику научно-практической конференции выступающему на секции:
- выступающий должен продумать приемы эмоционального воздействия на слушателей;
- важен внешний вид, темп речи;
- начинайте говорить, дождавшись тишины и внимания аудитории; говорить нужно так, чтобы было слышно на последних местах;
- регламент выступления на научно-практической конференции ДАНЮИ – 7-10 мин.
- выступление должно быть четким и ясным; без слов, засоряющих речь и ненужных пауз;
- читать не рекомендуется;
- в начале выступления сформулируйте его тему и цель;
- называйте только те термины, которые необходимы для понимания темы;
- работа должна сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, компьютерные презентации);
- стоять нужно лицом к аудитории. Обращаясь к иллюстрациям, поворачивайтесь вполоборота; не забывайте о своей позе и выражении лица.
Приложение 3
Памятка учащимся по составлению тезисов:
Тезисы – сокращенное изложение содержания исследовательской работы с основными фактическими сведениями и выводами.
Тезисы акцентируют внимание на новых сведениях и определяют целесообразность обращения к документу.
Требования к тезисам:
- текст тезисов должен быть подготовлен в формате Microsoft Word (шрифт Times New Roman, размер кегля 14 пт, одинарный интервал);
- объем тезисов не более 1 страницы;
- наличие графиков, таблиц, формул и т.п. в тезисах не допускается;
- в названии файла через подчеркивание записываются: секция_ фамилия и имя автора_ образовательное учреждение_ город (текст дается без пробелов, каждое слово с большой буквы).
Напр., Этнография_ПетровИван_Сш3_Шахты.
∙ наименование
∙ сведения об авторе (авторах) – полное имя и фамилия автора с указанием класса, школы, района образовательного учреждения и населенного пункта проживания автора;
∙ сведения о научном руководителе: место работы и должность;
∙ введение – обоснование актуальности, сопоставление с исследованиями других авторов;
тема, предмет (объект), характер и цель работы (о которой идет речь в исследовательской работе);
∙ основная часть – разделы – изложение основного содержания публикации;
метод проведения работы;
∙ заключение – краткое изложение выводов, в том числе новых возможностей, полученных в результате проведенных исследований;
Заключительная часть содержит изложение результатов теоретических или экспериментальных исследований или сведений о них, оценки и предложения, принятые и отвергнутые гипотезы, изложенные исследовательской работы;
∙ область применения. Если в документе отсутствует какая-либо часть (методы, выводы, область применения), то ее в тезисах опускают, сохраняя последовательность изложения;
∙ библиография:
Согласно ГОСТ 7.0 - 84 требования к составлению и построению тезисов, рефератов и аннотаций на все виды документов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Исследовательская работа "Организация внеурочной работы через олимпиады, конкурсы профессионального мастерства и демонстрационные показы"
В работе исследованы основные задачи внеурочной деятельности и организационные модели внеурочной деятельности по профессии "Парикмахер"...
Из опыта работы. Ученическая исследовательская работа по литературе – одна из форм работы с одаренными детьми.
В статье приводится алгоритм написания исследовательской работы....
Работа с архивными документами при выполнении исследовательской работы - из опыта работы
Работа с архивными документами при выполнении исследовательской работы - из опыта работы...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...