Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности школьников на второй ступени обучения. Приобщение обучающихся к научным исследованиям становится особенно актуальным на среднем этапе школьного образования, когда у школьников начинает формироваться творческое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_kruzhka_biolog_-_issledovatel.docx | 160.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности школьников на второй ступени обучения. Приобщение обучающихся к научным исследованиям становится особенно актуальным на среднем этапе школьного образования, когда у школьников начинает формироваться творческое мышление.
Но для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно выдержать ряд требований, пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:
- Мотивация научно-исследовательской деятельности. Обязательно приобщение к исследовательской работе нужно начинать с формирования мотивации этой деятельности.
- Выбор направления исследования. Это очень сложный этап. Здесь нужно определиться с темой исследования. Идеально, чтобы первоначальная идея темы и инициатива по выполнению исследования исходила от школьника, а учитель же выполнял бы направляющую и корректирующую функции в этом вопросе.
- Постановка задачи.
- Фиксирование и предварительная обработка данных.
- Обсуждение результатов исследования.
- Оформление результатов работы.
- Представление исследовательской работы на конференции.
Выполнение всех этапов исследовательской работы может обеспечить достижение высоких результатов.
Актуальность программы в том, что во время работы в кружке дети углубляют свои знания о родном крае, осознают значение особо охраняемых территории Смоленской области. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Результаты исследования оформляются в виде исследовательских работ и презентации на компьютере в программах.
Новизна. Современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы детей в походных условиях, может корректироваться в процессе работы. Основной состав ребят – это обучающиеся 8 классов. По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение учебного года.
Цель: познакомить учащихся с многообразием мира и явлений живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы:
- Количество детей - 15 человек
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.
- Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
- Количество часов - 1 учебный час в неделю (всего34 часа)
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Деятельность школьников при изучении курса «Биолог- исследователь» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
В результате изучения курса «Биолог-исследователь» обучающиеся на ступени основного общего образования
Ученик получит возможность:
- расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
Ученик получит возможность для формирования УУД:
- Личностных универсальных учебных действий:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
- Регулятивных универсальных учебных действий:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- Познавательных универсальных учебных действий:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- Коммуникативных универсальных учебных действий:
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Содержание курса
- Вводное занятие (1 час).
- Проектно - исследовательские работы в области биологии (15 часов).
- Формы и методы организации исследовательской деятельности (1 часа).
- Оформление исследовательских работ (13 часов)
- Подведение итогов работы кружка (1 час).
- Резервное время (3ч)
Календарно –тематическое планирование (34 часа)
№ уро ка | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Наименование раздела и тем |
Вводное занятие (1 час). | |||
1 | Биологическая лаборатория и правила работы в ней. Оборудование биологической лаборатории. | ||
Проектно - исследовательские работы в области биологии (15 часов). | |||
2 | Выращивание плесени и изучение условий ее существования | ||
3 | Выращивание плесени и изучение условий ее существования | ||
4 | Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени | ||
5 | Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени | ||
6 | Способы борьбы с плесенью | ||
7 | Способы борьбы с плесенью | ||
8 | Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов | ||
9 | Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов | ||
10 | «Посев» микроорганизмов | ||
11 | «Посев» микроорганизмов | ||
12 | Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет) | ||
13 | Эксперимент №1. Выявление действия фитонцидов комнатных растений на простейших. | ||
14 | Исс Эксперимент № 2. «Взаимодействие простейших с соком исследуемых растений». | ||
15 | Эксперимент № 3 «Определение дистанционной фитонцидной активности». | ||
16 | Подведение итогов экспериментам. | ||
Формы и методы организации исследовательской деятельности (1 часа). | |||
17 | Источники получения информации. Особенности чтения научно-популярной и методической литературы Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. Экскурсия в библиотеку | ||
Оформление исследовательских работ (13 часов) | |||
18 | Основы научного исследования | ||
19 | Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования | ||
20 | Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования | ||
21 | Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме. | ||
22 | Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме. | ||
23 | Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. | ||
24 | Работа в программе Microsoft Office Word | ||
25 | Работа в программе Microsoft Office Word | ||
26 | Работа в программе Microsoft Office Word | ||
27 | Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. | ||
28 | Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. | ||
29 | Создание презентаций с помощью программы Microsoft Office Power Point | ||
30 | Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point | ||
Подведение итогов работы кружка (1 час + 3). | |||
31 | Выступление учеников на научно – практических конференциях. | ||
32-34 | Резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по русскому языку "Некоторые вопросы экологии языка"
Язык в опасности! Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом, я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделила дв...
некоторые психолого-педагогические моменты обучения и краткое содержание научно-исследовательской работы выполненной учениками 6 класса
Некоторые психолого-педагогические моменты обучения и краткое содержание научно-исследовательской работы выполненной учениками 6 класса: изучение площад...
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...
Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)
Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и способствующего их дальн...
Работа с одаренными детьми через организацию научно-исследовательской деятельности школьников в г. Братске
Виды научно-исследовательской работы с учащимися, перспективы ее развития, формы представления, некоторые итоги работы....
Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика
В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...