«Технологии Public Relations в школе XXI века»
статья по теме

Чукаева Инна Александровна

Новый, XXI век, - век информационной стадии развития цивилизаций. Во всём мире управление своим информационным полем, своим имиджем, своей конкурентоспособностью становится необходимостью для любой организации, предлагающей те или иные услуги, в том числе образовательные.

          

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Технологии Public Relations в школе XXI века»

«Public Relations» - это искусство и наука достижения

                                                                              гармонии посредством взаимопонимания, основанного

                                                      на правде и полной информированности.

Профессор Сэм Блэк.

Новый, XXI век, - век информационной стадии развития цивилизаций. Во всём мире управление своим информационным полем, своим имиджем, своей конкурентоспособностью становится необходимостью для любой организации, предлагающей те или иные услуги, в том числе образовательные.

        Российская школа, как и все современные общественные институты страны, вошла в XXI век - век бума новых информационных и коммуникационных технологий, к которым относятся и технологии Public Relations.

        В школах страны провозглашен принцип вариативности: современная педагогическая наука позволяет выбор и конструирование педагогического и воспитательного процессов по любой модели, используя различные инструменты и элементы коммуникативных технологий. При этом упор в большинстве школ делается на компетентностный подход в педагогике, на воспитание успешного человека.

        Сегодня учителю, как технологу, участнику и субъекту учебно-воспитательного процесса, рекомендуется ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, так и технологий общения, среди которых Public Relations.

        Являясь комплексом самых современных коммуникативных технологий, Public Relations в школе может стать «наукой и искусством организации любви» к предмету, к процессу познания и самоусовершенствования, к учителю и ученику, к одноклассникам, к другим членам сообщества, называемогого школой. Это, в конечном счёте, принесёт успех каждому, поскольку, как сказал в своё время Иоганн Гёте, «научиться можно только тому, что любишь, а учатся у того, кого любят».

        Методы Public Relations помогают содействовать установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, группой и их окружением посредством развития обмена информацией и оценки общественного мнения.

        Public Relations – в просторечье «пиар» - это планируемые, продолжительные усилия, напрвленные на создание благоприятной коммуникационной среды для учителей, учеников, родителей, учёных, споносоров и т.п.

        Новые реалии всё настойчивее стучатся в школу. Подростки, растущие в современном информационном поле, в отличие от взрослых, уже давно усвоили новые понятия, терминологию, формы и методы позиционировали себя среди сверстников и взрослых. Они с удовольствием принимают участие в шоу, они «пиарят» себя ежечасно, они любят комиксы и клипы, цитируют рекламные слоганы. В обиходе давно уже то и дело проскальзывают термины, такие как презентация, пресс-релиз, имидж, «фишка». По сути, не вполне осознанное применение Public Relations наблюдается сплошь и рядом, только называется это по-другому.

        В Public Relations существует 5 принципов устного сообщения, с опорой на которые приходится заниматься в школах многим и часто:

  • «Хук» - запоминающееся наачло (или переключение внимание). Повышения голоса,

изменение интонации и другое джействие , немедленно привлекающее внимание. Например, хлопнуть журналом по столу, когда ученик ведет себя вызывающе, чтобы привлечь к себе внимание, а учителю надо переключить внимание на себя.

  • «Лицо» - ссылка на авторитетное лицо или группулиц, которые вовлечены в проблемную

ситуацию (например, известного ученого, путешественника, автора книги.)

  • «Статистика» - один или несколько ярких примеров с иллюстрациями.
  • «Варианты» - набор возможных вариантов в вашу поддержку, из которого каждый

в аудитории мог бы выбрать для себя что-то как ответную реакцию на проблему.

  • «Призыв» - запрос-призыв к специфическому действию, которое аудитория либо выполнит

немедленно, либо вскоре.

Эти правила вполне вписываются и в процесс изложения нового материала, который по сути, является «новостью», устным сообщением.

        Из PR-технологий и инструментов в школах наиболее распространены информационные кампании, чаще всего событийные, презентации, общешкольные праздники, выставки, конкурсы, родительские собрания, тематические мероприятия.

        Ведется и корпоративный PR: управление деловыми коммуникациями школы, выработка и поддержание «фирменного стиля» и благоприятной среды общения субъектов образовательного процесса, управление связями с общественностью.

        Технологии PR опираются на «трёх китов» - целевую аудиторию, ключевое сообщение, каналы коммуникаций. Именно эти категории должны находиться в фокусе внимания и иссдедований при подготовке PR акции или кампании. Целевые группы находятся как внутри организации (школы), так и в её окружении. Окружение школы, от которого зависит её успех и положение среди подобных организаций (конкурентов), называется значимым. В зависимости от того, на какую целевую группу направлены усилияпо налаживанию «связей собщественностью», следует различать PR внутреннийи внешний. В сущности, PR – это система отношений, построенная на «доверии» и «прозрачности». Они его ресурс. Эффективность использования этого ресурса зависит от знания целевых аудиторий при исследовании которых необходимо получить ответы на конкретные вопросы:

  • Насколько аудитория осведомлена о том, что вы ей собираетесь сказать?
  • Что думает аудитория о значимости объекта?
  • Готова ли аудитория к сотрудничеству, какова мотивация людей в случае готовности (или отказа) сотрудничать?
  • Кто оказывает влияние на эту целевую аудиторию? Что ими движет? Где и как они получат информацию? Каковы её идеалы, представления и ценности? и т.д.

Обеспечить потребность в информации можно предварительным введением в курс дела устно (выступление), подготовив информационный листок, пресс-релиз, проведя небольшую информационную кампанию с использованием СМИ (возможно, школьных) или с помощью подготовленных информаторов (педагога, лидеров класса, партнеров, ключевых фигур в сторонних организациях).

        В случае установления отношений со значимым окружением принимаются специальные стратегии и методы: информационное письмо, личные контакты представителей администрации, рассылка официальных приглашений.

        На фоне постоянного возрастания потоков и расслоения общества качество общения падает, а востребованность техники растёт. Всё это ведет к неулонному снижению коммуникативной компетентности людей – способности, знания и умения услышать и понять другого человека, выразить свои мысли и чувства, регулировать эмоции во взаимодействии с другим человеком.

        Школы являются моделью общества, и в них, как в любом сообществе, существуют проблемы общения, которые вредят образовательному процессу и создают неблагоприятную среду для деятельности педагогов, обучающихся и их родителей. Школа связывает общими интересами педагогов, обучающихся и их родителей, а у тех есть личные интересы, мотивы и внутренние потребности, которые следует учитывать в планировании деятельности.

        Во многих школах широко используются приёмы презентаций ученических работ и проектов, введены рейтинговые системы оценки развития их достижений. В своих разработках педагоги пользуются такими приёмами из арсенала PR, как символизация, эмоциональная доминанта, ассоциативное связывание, ссылка на авторитет, расстановка акцентов.

        Целевыми компетенциями в случае интеграции PR-технологии в педагогику будут:

  • информационно-технологическая компетентность как способность находить и использовать

информацию (создание, отправка и получение ключевого сообщения);

  • компетентность толерантного социального взаимодействия как способность адекватного

ситуациям установления взамопонимания, избегания конфликтов, создания атмосферы сотрудничества (налаживание эффективных коммуникаций, развитие системы отношений);

  • компетентность общения как способность адекватного ситуационного взаимодействия,

нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при её порождении и восприятии при подготовке и реализации контактного мероприятия;

  • компетентность социально-ориентационная как умение ориентироваться в мире духовных

ценностей, в ключевых проблемах межкультурного взаимодействия;

  • компетентность ситуационно-ролевая как способность решать проблемы, связанные

реализацией определенных социальных ролей.

        Методы и способы при подготовке PR-мероприятия:

  • проблемные;
  • поисковые;
  • развивающие;
  • групповые;
  • коллективные;
  • коммуникативные;
  • интерактивные;
  • игровые;
  • творческие.

В процессе урочной и внеурочной деятельности среди образовательных и воспитательных целей и задач присутствуют «пиаровские» цели:

  • презентация достижений обучающихся и педагога, а также всей школы для повышения имиджа;
  • развитие системы отношений субъектов образовательного процесса и связей с общественностью школы;
  • налаживание эффективных коммуникаций субъектов образовательного процесса и значимого окружения школы;
  • позиционирование и возвышение имиджа жизненных ценностей творческой, патриотической личности среди рыночных ценностей;
  • повышение престижа знаний и умений, необходимых для успеха без ущерба нравственной основы личности и др.

При этом решаются следующие педагогические задачи:

  1. повышение культуры общения и взаимопонимания, благодаря включению детей в общее дело;
  2. предоставление возможности детям и подросткам получения практического опыта социализации через участие в совместной деятельности;
  3. расширение и обогощение единого воспитательного пространства, повышение гибкости и устойчивости воспитательной системы образовательного учреждения;
  4. профилактика асоциального поведения детей и молодёжи детской безнадзорности, правонарушений и др. негативных явлений.

В основе целеполагания при планировании досугового мероприятия и в школе лежит решение следующих проблем:

  • невостребованность личности подростка, его индивидуальных запросов и умений;
  • дефицит у учащихся навыков практической самостоятельной деятельности в создании конкретного потребительского продукта и опыта социализации;
  • невысокая коммуникативная культура общения как в одной возрастной группе, так и между разновозрастными группами учащихся.

Кроме того, в процессе подготовки мероприятия реализуется принцип опоры на жизненный

опыт обучающегося, решающего конкретные жизненные проблемы в колективе, когда

воспитательный эффект достигается не навязыванием позиции педагога, а активизацией собствееных

нравственных позиций и стремлений к самоактуализации.

        Задачей педагога является обеспечение подуктивности подготовки и реализации

тематического мероприятия, для чего необходимо:

  • разработать сценарий, создать интегрированную в практическую деятельность, модель

продуктивного взаимодействия обучающихся и педагогов на основе струдничества;

  • помочь обучащимся в подборе материалов, реквизита и их социально-психологической

адаптации в смешанном коллективе;

  • обучить навыкам групповой работы, сознательному использованию эффективных механизмов

взаимодействия;

  • подготовить их к презентации результата совместного труда – показу шоу посредством

репетиций и консультаций, создания условий для взаимных консультаций и информационного обмена, для получения необходимых знаний и навыков;

  • содействовать подросткам в налаживании творческих контактов, в получении современоой

консультации.

К примеру, «Фишка» на уроке помимо презентаций может включать в себя: ролевую игру-рекламу, «ключевые послания», ток-шоу, PR-акции (защита природы, продвижение литературного персонажа в президенты) со всеми атрибутами реальных событий, включая составление посланий аудиториям с перечислением преимуществ и недостатков предмета продвижения, со сторонниками и оппонентами; элементы рекламы ученого или исторического деятеля.

Поле деятельности PR большое, главное им правильно воспользоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Способы организации дифференцированной работы на уроке по УМК " Начальная школа ХХI века"

В статье предложены варианты организации работы над разноуровневыми заданиями....

Дебаты и школа XXI века

Изменение ролей ученика и учителя в XXI веке, экспонентный рост потока информации и целый ряд других изменений в образовательной парадигме нового времени требует использования новых методов обучения. ...

Тесты по русскому языку 4 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

     В архиве представлена подборка тестов, которые помогут проверить учителю качество усвоения учащимися тем первой  четверти как фронтально, так и индивидуально. Можно рекомендовать их и как трениро...

Адаптация программы "Школа 21 века" для учителей русского языка и литературы

Материалы работы с методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ "СОШ № 30 имени Н.Н.Колокольцова"...

Вектор развития государственной школы – школа цифрового века.

В статье рассматривается организация работы Лузского школьного округа на основе осуществления дистанционного обучения в рамках предпрофильной подготовки учащихся девятых классов округа....

Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, сист...

Предмет "Технология" в школе XXI века

Нужен ли предмет «Технология» в современной школе. В некоторых школах его просто больше не существует или он заменён информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования в связи с н...