" Способы организации дифференцированной работы на уроке по УМК " Начальная школа ХХI века"
статья по русскому языку (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы организации дифференцированной работы на уроке по УМК «Начальная школа ХХI века».
Назарова Е.Е.,
учитель начальных классов МОУ СОШ №87
Любые прогрессивные изменения в жизни и связанные с ними социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребёнка в обществе. В настоящее время широко обсуждается вопрос о необходимости работать в соответствии с особенностями и возможностями ребёнка, т.е. индивидуализировать процесс обучения. Очень актуально звучат в наше время слова Л.Н. Толстого: «Ребёнок стоит намного ближе, чем взрослый, к «тем идеям гармонии, правды, красоты и добра», которые ему навязывает взрослый, поэтому он может помочь детям только одним – создать условия для самовыражения».
Как справедливо заметила Н.Ф.Виноградова, член корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор (статья «Что мы думаем об обучении младшего школьника»), о дифференциации обучения говориться давно и много, но её концептуальные основы чаще всего предполагали лишь увеличение объёма предлагаемого ученику материала (сильные дети получают заданий больше, а слабые – меньше). Такой подход не позволял достичь основной, предписанной ему задачи – учитывать индивидуальные особенности учащихся; способные дети не могли двигаться вперёд. В ходе работы по комплекту «Начальная школа ХХI века» стало понятно, что дифференцированное обучение может не декларироваться, а практически реализовываться через содержание учебников и рабочих тетрадей, позволяющих снять трудности у «слабых» учащихся и создать благоприятные условия для развития «сильных» учеников.
«Начальная школа ХХI века» включает в себя учебники и рабочие тетради, где задания по всем предметам представлены как разноуровневые, позволяющие не тормозить сильных школьников и помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый ученик имеет возможность решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя, одноклассников).
Реализуя предложенный вид дифференцированной работы (выполнение упражнений разной степени трудности), например, на уроке русского языка, учитель сталкивается с рядом трудностей. Так, младшие школьники не умеют должным образом планировать собственную деятельность, у них нет навыка самостоятельной работы (или он недостаточно развит); порой даже сильным учащимся требуются дополнительные разъяснения по ходу выполнения упражнения, не говоря уже о слабых, которые задают ещё и много несущественных вопросов, отвлекающих остальных учеников. Поэтому перед учителем всегда стоит ряд вопросов: как организовать работу так, чтобы ученик мог осмыслить задание, скажем, трёх разных по сложности упражнений, и решить, какое же из них ему по силам; как дать возможность ребёнку, при условии ограничения времени урока, уяснить те аспекты задания, незнание которых не позволило ему выбрать более сложное задание, и способствовать его развитию.
Надеюсь, что предложенный вариант организации работы над разноуровневыми заданиями на уроке русского языка поможет в какой-то мере решить эти проблемы.
- Устная проработка с учениками всего класса 2-3 упражнений разного уровня сложности.
Учащиеся читают задание и обсуждают, как лучше с ним справиться, на что следует обратить особое внимание, чтобы избежать ошибок, т. е. планируют работу над каждым упражнением.
- Выбор.
Ученики решают, какое из предложенных упражнений наиболее понятно и какое они смогут выполнить.
- Право одного вопроса.
Договариваемся, что каждый ученик может задать только один вопрос в ходе выполнения упражнения. Этот прием постепенно учит ребят определять, какой из возникших вопросов самый главный по значимости, и позволяет тем самым избежать массы второстепенных вопросов, на которые ученик способен ответить сам, и не порождать этим леность ума.
- Самостоятельное выполнение упражнения.
Если необходима помощь слабым учащимся, у учителя есть время для индивидуальной работы.
- Работа учеников параллельно с классом над каждым упражнением на скрытой части доски.
Если текст упражнения объёмный, выполняются наиболее значимые фрагменты упражнения или заранее делаются заготовки текста.
- Прекращение работы по сигналу.
Если есть учащиеся, которые намного опережают по времени выполнения задания остальных, они выступают в роли консультантов для тех, кто имеет трудности, или получают дополнительное задание.
- Коллективная проверка.
Все учащиеся, несмотря на то, какое именно упражнение выполняли, слушают, как отвечают ребята, работающие на доске, и, если необходимо, исправляют ошибки и задают вопросы.
Таким образом, даже те учащиеся, которые не выполняли письменно более сложное упражнение, имеют возможность уточнить для себя, что вызвало у них сомнение и привело к выбору менее сложного упражнения для письменного выполнения. Получается, что каждый ученик проработал устно три упражнения, одно из которых выполнил письменно за сравнительно небольшой промежуток времени. Если учитывать, что в каждом учебнике и рабочей тетради комплекта «Начальная школа ХХI века» упражнения представлены с избытком, такой вид работы позволяет освободить время для выполнения других, не менее интересных заданий.
Другой путь решения проблем, которые ставит перед собой дифференцированное обучение, заложен в специальных коррекционно-развивающих тетрадях комплекта «Начальная школа ХХI века», разработанных для каждого класса начальной школы по основным предметам и позволяющих учителю, с одной стороны, преодолеть трудности, возникающие у некоторых учеников в процессе изучения конкретных предметов, а с другой – предлагать дополнительный материал для развития сильных учащихся. Но перед учителем снова встают вопросы: как эффективно организовать работу в таких тетрадях; на каком этапе урока – ведь темп работы учеников, особенно в первом классе, зачастую не позволяет учителю выделить время на уроке для работы в дополнительных тетрадях.
Исходя из опыта моей работы, предлагаю следующий вариант организации дифференцированной работы с коррекционно-развивающими тетрадями комплекта «Начальная школа ХХI века».
По работоспособности учащихся можно разделить на три группы:
- Школьники с высокой работоспособностью (36%).
- Школьники со средней работоспособностью (50-55%).
- Школьники с низкой работоспособностью (8-17%).
Примечательно, что учащиеся с низкой работоспособностью чаще других попадают в ряд неуспевающих, хотя в большинстве своём не страдают умственной недостаточностью или отсутствием интереса к обучению. Им просто нужен другой темп работы. Поэтому в данном случае можно пустить школьников в «свободное плавание».
Так, например, в 1 классе скорость и сроки выполнения работ в коррекционно-развивающих тетрадях регулируется самими учащимися:
- Задание: закрасить части рисунка, внутри которых есть буква, изучаемая на данном уроке. Правильное выполнение работы позволяет увидеть какую-нибудь фигуру.
Первая группа - дети с высоким уровнем работоспособности, которые уже умеют читать и хорошо подготовлены к школе, выполняют задание самостоятельно, забегая вперёд распланированного по урокам материала. Обычно в течение нескольких недель это задание бывает сделано во всей тетради.
Вторая группа – дети со средней работоспособностью, выполняют задание самостоятельно, но, в соответствии с темой урока.
Третья группа – дети с низким уровнем работоспособности, выполняют задание самостоятельно, но, как правило, с отставанием от изучаемой темы урока, в качестве повторения.
- Более сложные задания для отработки звукового анализа слов, для сравнительного анализа звуков, кроссворды и т.д.
Первая группа выполняет задание самостоятельно, за исключением отдельных разъяснений по некоторым вопросам, возникающим в ходе работы. Работу над всеми упражнениями, предлагаемыми в тетрадях, обычно заканчивают в течение первой четверти, а отдельные учащиеся и раньше.
Вторая группа выполняет задание с помощью учителя или консультантов – одноклассников. Работу над упражнениями всей тетради заканчивают в первом полугодии, вместе с окончанием курса «Грамота».
Третья группа выполняет задания в классе с помощью учителя, дома – с помощью родителей, до конца учебного года.
Во 2 – 4 классах коррекционно- развивающие тетради помогают эффективно проводить работу над ошибками. Учитель заранее выписывает на доске номера упражнений, направленных на отработку той или иной орфограммы. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя классифицируют свои ошибки, повторяют нужные правила и выбирают именно то упражнение, которое поможет устранить пробел в знаниях.
Одной из задач дифференциации является раскрытие и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей. УМК «Начальная школа ХХI века» включает содержание обучения, расширяющее границы программных требований, что позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся. Перед учителем стоит задача сделать процесс обучения на уроке, где идёт знакомство с материалом, превышающим традиционный объём, более результативным. На данном этапе особенно необходимо учитывать индивидуальные различия, проявляющиеся в типах мышления: у одних детей преобладает практически - действенное мышление, у вторых - наглядно- образное, а у третьих - словесно-логическое. ( В реальной жизни все три вида мышления взаимосвязаны, и процесс обучения должен быть направлен на формирование каждого из них.)
Следовательно, одним учащимся легче запомнить материал, изложенный в виде правил с яркими запоминающимися примерами, а другим необходимы чёткие схемы. Вот как происходит, например, запоминание правила написания гласной в сочетании -ичк-, -ечк- имени существительного.
Первая группа быстрее запомнит правило:
Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на –ица-:
Сестрица – сестричка.
В остальных случаях пишется -ечк-:
Дочка – дочечка.
Учимся применять правило.
- Выделим корень слова.
- Если в слове после корня в безударном положении слышится [ичк], определи от какого слова образовалось данное слово.
- Если слово на - ица – пиши -ичк-. Если от слова не на - ица – пиши –ечк-.
Вторая группа быстрее поймёт правило, если оно заключено в схему.
-------ица → -ичк-
Сестрица – сестричка.
------- → -ечк-
Дочка – дочечка.
Учимся применять правило.
1.
2. [ичк]?
3. ------- ица → -ичк-
4. ------- → -ечк-
Во 2-4 классах группы могут формироваться по следующим критериям:
· результату педагогической диагностики;
· уровень развития, индивидуальные особенности психических процессов;
· сформированность компонентов учебной деятельности (принятие учебной задачи, развитие учебных действий, построение алгоритма решений, контроль и самоконтроль);
· результаты самостоятельных и контрольных работ;
· выбор самого ребёнка ( с кем бы он хотел работать).
При организации индивидуального подхода через внутриклассную дифференциацию в процессе обучения можно использовать дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности и объёму.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т. е. производящую новое, в отличие от репродуктивной, повторяющей известное.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в изменённой или незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (задания, сочинения). В процессе работы ученики приобретают опыт творческой деятельности.
Дифференцированная работа чаще всего организуется следующим образом: учащимся с низким уровнем обученности предлагаются репродуктивные задания, а со средним и высоким – творческие.
Однако можно предложить продуктивные задания всем ученикам, но при этом детям с низким уровнем обученности даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в изменённой ситуации, а остальным – в новой.
Например, тема «Текст»:
3 группа | 2 группа | 1 группа |
Спиши рассказ | Закончи рассказ | Сочини рассказ |
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
По трудности можно выделить 3 типа заданий:
- Задания, выполнение которых состоит в стереотипном воспроизведении заученных действий.
- Задания, выполнение которых требует некоторой модификации заученных действий в изменившихся условиях.
- Задания, выполнение которых требует поиска новых способов действий.
Учащимся предлагаются задания с возрастающей трудностью, которые решаются последовательно. Если ребёнок не смог справиться с каким-либо заданием, то он должен объяснить, что вызвало затруднение. Это позволяет скорректировать обучающую деятельность относительно каждого ученика.
Например, тема «Учимся писать суффиксы -ек-, -ик- » (2 класс)
3 группа | 2 группа | 1 группа |
Спиши. Объясни написание суффиксов в словах: шарик, садик, лесочек, часочек. | Выбери, какой суффикс нужно добавить, чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением: Мяч, дождь, блинок, листок. Докажи. | Придумай и запиши по 10 слов с суффиксами -ек-, -ик-. |
Дифференциация учебных заданий по объёму.
Такой способ дифференциации предполагает, что все учащиеся получают достаточно большой объём однотипных заданий. В зависимости от знаний детей или от темпа выполнения упражнений выдается различное количество заданий, при этом определяется обязательный объём, а за каждое выполненное дополнительное упражнение начисляются баллы. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также не по содержанию с основным, например из других разделов программы, нестандартные задания или на смекалку.
На практике дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно лишь тогда, когда учебный процесс организован как интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его возможностей, потребностей, интересов, уровня подготовки, особенностей познавательных процессов. Только в этом случае можно создать оптимальные условия для овладения младшими школьниками знаниями, умениями и навыками, а главное – учебной деятельностью.
Дифференцированный подход к обучению в начальных классах является одним из наиболее важных условий успешного обучения и воспитания, означает действенное внимание к каждому ребёнку, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения.
Организуя дифференцированную работу на уроках, учитель использует такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную деятельность учащихся под руководством учителя. Функции последнего в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребёнка в учебную деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумывались до решения ключевой проблемы урока и могли объяснить, как действовать в новых условиях.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной познавательной деятельности учащихся. В связи с этим трудно не согласиться со словами выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Литература:
- « Беседы с учителем » под редакцией Л.Е. Журовой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф».
- Материалы лекций курсов повышения квалификации 2009год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный и индивидуальный подход на уроках физкультуры в начальной школе
Из опыта работы....
Подготовка учащихся к ГИА, на основе организации дифференцированных работ на уроках математики
Подготовка учащихся к ГИА, на основе организации дифференцированных работ на уроках математики ...
Организация дифференцированной работы на уроках физики
Дифференциация обучения является необычайно сложной задачей потому, что учащиеся различаются не только наклонностями, но и знаниями, умственным развитием, работоспособностью, памятью и т. д....
Организация дифференцированной работы на уроках физики
Организация дифференцированной работы на уроках физики на примере нескольких конспектов уроков в 10 классе....
Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов...
«Особенности организации и методика проведения уроков баскетбола в начальной школе.»
1.Теоретические основы обучения школьников игре в баскетбол. 51.1 Проблема обучения игре школьников в баскетбол. 51.2 Особенности обучения физкультурным упражнениям в школьном возрасте. 151.3 Ме...
Доклад «Организация устных упражнений на уроке математики в начальной школе»
Организация устных упражнений на уроке математики в начальной школе...
Комментарии
спасибо.