Предмет "Технология" в школе XXI века
статья по теме
Нужен ли предмет «Технология» в современной школе. В некоторых школах его просто больше не существует или он заменён информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования в связи с новыми приоритетами социального развития общества сместили акценты обучения в целом и трудового обучения в частности. Но независимо от типа экономики, труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Ввести учащихся в мир созидательного труда, подготовить их к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей - вот основные задачи трудового обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет "Технология" в школе XXI века
Учитель технологии МОУ «Гимназия № 29»
Хохлова Татьяна Николаевна
Начало XXI века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Именно образование, особенно школьное, призвано воспитывать человека нового поколения - свободную, активную, творческую личность, живущую в гармонии с окружающим миром и осознающую свою ответственность перед ним.
Современная школа, – какая она? Это школа творчества, школа поиска новых моделей обучения. Главная цель такой школы – всестороннее развитие способностей ученика, который помимо получения качественных знаний по предметам должен осознать себя социально значимой личностью, способной не только воспринимать окружающий мир, но и активно его изменять, используя полученные знания, умения и навыки в области технологии.
Учёные и педагоги стремятся изучать процесс формирования ребёнка комплексно, с учётом исследований генетиков, психологов, социологов, философов. Именно учёт различных сфер жизнедеятельности человека позволит решить основную задачу образования – воспитание духовно богатой, высококультурной личности, владеющей навыками практической деятельности. Чтобы формировать всесторонне развитую личность, педагог должен сам иметь активную жизненную позицию, показывающую, что идеалы общества стали его собственными идеалами.
Я думаю, что в воспитании школьника должны оптимально сочетаться интересы личности, общества и государства. А для этого необходимо, чтобы воспитание юного человека способствовало переходу от общества потребления к обществу созидания, чтобы оно стало средством возрождения национальной культуры. Поэтому в своей педагогической практике стремлюсь развивать в детях внутреннюю потребность и уважение к труду, закладывать основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности, а также формировать исследовательскую, технологическую, информационную, графическую, предпринимательскую культуру учащихся.
Пути совершенствования личности учащегося, на мой взгляд, идут через совершенствование самого учителя. Прежде всего, обращаю внимание на общение и взаимоотношение с учениками, которое строю в форме диалога и педагогической поддержки.
В обновлённой и усовершенствованной школе принципами обучения считаю следующие:
- сохранение здоровья учащихся, применение здравоохранительных технологий на всех этапах обучения;
- учёт индивидуальных особенностей учащихся, ориентация обучения и воспитания на развитие природных задатков, творческого мышления;
- использование практической направленности знаний учащихся, внедрение профориентационного подхода в обучении;
- изучение национальной культуры и истории в органичном единстве с развитием национального самосознания.
Школа XXI века – это школа творческой, духовно развитой, самостоятельной личности. А творческую личность можно воспитать путём организации творческой совместной деятельности учителя и учащегося в учебно-воспитательном процессе, то есть путём сотворчества. В основе такого сотворчества – личная концепция учителя, его собственная идея и убеждённость, основанная на научном мировоззрении и построенная на общечеловеческих идеалах истины, красоты и добра.
Как учитель технологии я убеждёна в том, что именно при изучении образовательной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения творческого решения возникающих практических проблем, а также, преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования, изготовления изделий, знания и умения в области художественно-прикладного творчества. Вместе с тем важны представления о мире науки, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей. Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся в сфере высокотехнологического производства.
Образовательная область «Технология» при наличии материального, методического и кадрового обеспечения является основой практико-ориентированной образовательной области в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Основным предназначением её в системе общего образования в нашей стране считаю формирование технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.
Выполняя своё предназначение, образовательная область «Технология» вносит существенный вклад в становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребность к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Сформированные при этом у школьников знания, умения и навыки создают культурные и духовные предпосылки для сохранения и развития национальных культур народов России, социально-экономического развития страны.
Сегодня часто задают вопрос, а нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменён информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования в связи с новыми приоритетами социального развития общества сместили акценты обучения в целом и трудового обучения в частности. Но независимо от типа экономики, по моему глубокому убеждению, труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности.
Ввести учащихся в мир созидательного труда, подготовить их к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей - вот основные задачи трудового обучения в школе. Как и в других предметных областях, в предметной области «Технология» необходимо обусловленное требованиями времени совершенствование процесса обучения, повышение его развивающих и воспитывающих возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Способы организации дифференцированной работы на уроке по УМК " Начальная школа ХХI века"
В статье предложены варианты организации работы над разноуровневыми заданиями....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-8425-1388149664.jpg)
Дебаты и школа XXI века
Изменение ролей ученика и учителя в XXI веке, экспонентный рост потока информации и целый ряд других изменений в образовательной парадигме нового времени требует использования новых методов обучения. ...
Тесты по русскому языку 4 класс (УМК "Начальная школа XXI века")
В архиве представлена подборка тестов, которые помогут проверить учителю качество усвоения учащимися тем первой четверти как фронтально, так и индивидуально. Можно рекомендовать их и как трениро...
Адаптация программы "Школа 21 века" для учителей русского языка и литературы
Материалы работы с методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ "СОШ № 30 имени Н.Н.Колокольцова"...
Обучающая презентация для педагогического совета "Школа цифрового века"
Обучающая презентация для педагогического совета "Школа цифрового века"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127787-1350671414.jpg)
Вектор развития государственной школы – школа цифрового века.
В статье рассматривается организация работы Лузского школьного округа на основе осуществления дистанционного обучения в рамках предпрофильной подготовки учащихся девятых классов округа....