Организация внеклассной работы, ориентированной на развитие одарённого ребенка
проект на тему
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Курежская основная общеобразовательная школа
«Методическая разработка по работе с одаренными детьми. Организация внеклассной работы, ориентированной на развитие одаренного ребенка»
Власенко Жанна Павловна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
В создании педагогических условий для развития способных детей, очень важным является поддержка и стимулирование детских инициатив. Например, возникает ситуация, когда учащиеся заявляют: “Почему мы до сих пор не знакомы с биографией наших земляков – жителей Идринского района, которые занимались и занимаются литературным творчеством? Ведь, мы уверены, что таких людей на нашей родной земле не мало! ”
Таким образом, возникает проблема и идея поиска информации, способной удовлетворить познавательные интересы учащихся. Определяется цель – создание брошюры «Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района».
Для работы над проектом формируется рабочая группа, в которую входят обучающиеся из 7–9 классов, составляется план действий.
Возглавляет группу педагог.
Следующими шагами становятся:
– беседы с главами сельских советов, сельскими библиотекарями, работниками домов культуры (возможен вариант телефонной связи электронной почты);
– работа в архивах;
– работа с информационным полем сети Интернет;
- посещение редакции районной газеты «Идринский вестник»
Цели встреч:
– получить объективную информацию о конкретных творческих людях Идринского района, занимавшихся или занимающихся литературным творчеством;
– просить помощи в поиске информации у заинтересованных людей.
Формируется рабочая группа проекта из учащихся 7–9 классов, под руководством учителя русского языка и литературы.
С рабочей группой проводится ряд занятий по методике социального проекта “Гражданин”*.
Работа начинается с социологического опроса обучающихся, их родителей, педагогов, жителей села разных возрастных групп с целью выявления проблем, связанных с сохранением памяти о замечательных людях Идринского района, с патриотическим воспитанием молодежи, с отношением родителей к участию их детей в социальном проекте.
Следующий шаг – сбор информации по теме. Школьники знакомятся с публикациями литературных творений в СМИ, в сети Интернет. Изучая материалы, приходят к выводу, что тема проекта актуальна.
Важными для участников проекта становятся встречи и беседы с представителями власти и общественных организаций, в результате которых приходит убеждение: ознакомиться с литературным творчеством наших земляков необходимо не только самим, но и оставить информацию о них еще и будущим поколениям.
Так, проект “… и у Памяти есть голос…” получает свое воплощение.
Итогом проекта становится издание брошюры “Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района”, которая будет подписана автографами тех ребят, которые принимали участие в ее издании, и которая будет храниться в школьном музее.
Планируемые результаты:
Проект занимает II место на районном конкурсе социальных проектов. Появившийся опыт и интерес к социально- значимой деятельности позволяет с проектом “… и у Памяти есть голос…” принять участие в краевых конкурсах социальных проектов.
Тематика занятий рабочей группы проекта
“… и у Памяти есть голос…”
№ | Дата | Тема занятий | Занятия проводят |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Ознакомительное занятие. Значение литературного творчества в жизни людей и его призвание. | Библиотекарь школы и села | |
2 | Составление плана реализации проекта Практическое занятие | Учитель русского языка и литературы | |
3 | Правила ведения интервью. Практическое занятие – работа в парах | Учитель русского языка и литературы | |
4 | Правила составления анкет и вопросов для интервью | Учитель русского языка и литературы | |
5 | Практическое занятие «Телефонное (или очное) интервью с главами сельских советов, библиотекарями, работниками домов культуры, редакцией газеты «Идринский вестник» (вариант работы с электронной почтой данных представителей) | Учащиеся 7-9 классов, учитель истории, русского языка и литературы | |
6 | Как записывать воспоминания. Практическое занятие – работа с полученной информацией | Учитель русского языка и литературы | |
7 | Поиск информации в сети Интернет (например, http://www.idraonline.ru), работа с графическими редакторами | Учитель информатики | |
8 | Обучение учащихся работе с картотекой и архивными материалами | Библиотекари села и школы | |
9 | Практическое занятие «Разделы нашей брошюры». Принципы сортировки материалов | Учитель русского языка и литературы | |
10 | Компьютерное оформление страниц брошюры Практическое занятие | Учитель информатики, учитель русского языка и литературы | |
11 | Торжественная презентация брошюры «Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района» | Учитель информатики, учитель русского языка и литературы, учитель истории, библиотекарь села и школы |
Приложение 1
Анкета
для проведения социологического опроса в рамках проекта
“...и у Памяти есть голос...”
Уважаемые учащиеся школы, рабочая группа проекта “...и у Памяти есть голос...” проводит анкетирование с целью определения степени значимости проблемы издания брошюры «Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района». Просим Вас оказать содействие в нашем начинании.
Благодарим Вас.
1. Считаете ли Вы, что нам нужно знать о людях нашего района, которые посвятили себя литературному творчеству? (Подчеркните выбранный Вами вариант ответа):
Да. Нет. Мне все равно.
2. Оцените по шкале свое знание биографии и художественных творений наших земляков:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Плохо знаю. Очень хорошо знаю.
3. Какой вклад в увековечение памяти об этих людях мы можем внести мы? (можно отметить несколько вариантов):
- Создание фонотеки и видеотеки с записями воспоминаний об этих людях.
- Создание брошюры “Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района”.
- Другое (укажите, что именно)__________________________
4. Хотите ли Вы принять участие в поиске информации о творчестве наших земляков? (Подчеркните выбранный Вами вариант ответа.)
- Да, очень хочу.
- Мне все равно.
- Я категорически против.
5. В каком классе Вы учитесь? ________
6. Ваш возраст: 13–15 лет; 16–17 лет.
7. Укажите свой пол: Женский. Мужской.
Благодарим Вас за искренние ответы и проявленное внимание к данной проблеме.
Приложение 2
Анкета
для родителей в рамках проекта “...и у Памяти есть голос...”
Уважаемые родители, рабочая группа проекта “...и у Памяти есть голос...” проводит анкетирование. Его цель - выяснить, насколько важно создание брошюры “Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района ” в школе, где учится Ваш ребенок.
1. Считаете ли Вы, что школа должна участвовать в сборе информации о творческих людях района? (Подчеркните выбранный Вами вариант ответа.)
- Да. Нет. Затрудняюсь ответить.
- Другое____________________________________________.
2. Оцените по шкале, насколько воспитаны у молодежи такие ценности, как патриотизм и нравственность:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Плохо Очень хорошо
воспитаны воспитаны
3. Что дает, по вашему мнению, работа над социальным проектом “...и у Памяти есть голос...”? (Можно отметить несколько вариантов.)
- Способствует воспитанию патриотизма и чувства гордости за историю своего района.
- Отвлекает от учебы.
- Развивает навыки организационной деятельности.
- Более глубокое знание литературы.
- Другое (укажите, что именно)__________________________
4. Ваш ребенок принимает участие в создании / работе над социальным проектом. (Подчеркните выбранный Вами вариант ответа.)
- Полностью одобряю.
- Частично одобряю.
- Мне все равно.
- Частично не согласен.
- Категорически против.
5. Ваша профессия: ___________________________________
6. Ваш возраст:
30–35 лет 36–40 лет 41–45 лет 46–50 лет
51–55 лет Другое ____________________________
7. Ваш пол:
Мужской. Женский.
Благодарим Вас за искренние ответы и проявленное внимание к данной проблеме.
Приложение 3
Анкета
для учителей в рамках проекта “...и у Памяти есть голос...”
Уважаемые учителя, рабочая группа проекта “..и у Памяти есть голос...” проводит анкетирование, целью которого является определение степени значимости проблемы создания брошюры “Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района” в школе, где Вы работаете. Заранее благодарим Вас.
1. Наблюдаете ли Вы снижение интереса к истории района среди учащихся школы? (Подчеркните выбранный Вами вариант ответа.)
Частично. Полностью. Нет.
2. Как Вы оцениваете знания учащихся об истории Идринского района?
0 1 2 3 4 5
Плохо знают Очень хорошо знают
3. Что могло бы повысить интерес учащихся к литературному творчеству наших земляков? (Можно отметить несколько вариантов.)
- Создание фонотеки и видеотеки с записями воспоминаний об этих людях.
- Создание брошюры “Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района”.
- Другое (укажите, что именно)__________________________
4. Какого рода помощь Вы могли бы оказать проекту?
- Помощь в оформлении материалов проекта.
- Оказание консультативной помощи.
- Поиск спонсоров.
- Другое_____________________________________________.
6. Ваш возраст:
25–30 31–35 36–40 41–45 46–50 51–55 56 и старше
Благодарим Вас за искренние ответы и проявленное внимание к данной проблеме.
Приложение 4
Этапы деятельности в социальном проекте
1. Обнаруженная социальная трудность:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Как к этой трудности относятся другие? (Позиционный анализ.)
3. В чем проблема?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Чего мы хотим добиться? (Цель проекта.)
_____________________________________________________________
5. Как мы можем преодолеть проблему и достигнуть цели? (Базовая идея проекта.)
_____________________________________________________________
6. Какие задачи определяем? (Пирамида и иерархия задач.)
_____________________________________________________________
1. ___________________________
2. ______________________________
3. _____________________________________
4. ____________________________________________
7. Что надо сделать? (План действий.) Кто это может сделать? (Распределение ролей.)
Задачи | Дела | Сроки | Исполнители |
4 | |||
3 | |||
2 | |||
1 | |||
8. Какая помощь нам нужна? (Выстраивание кооперации.)
Дело | Исполнитель | Как мы с ними взаимодействуем? |
9. Какие ресурсы нам нужны, где их взять? (Анализ ресурсов.)
Дело | Необходимо | Источник |
10. Как оформить результаты? (Идея оформления результатов.)
_____________________________________________________________
11. Кому и как мы будем рассказывать о своей работе? (Идея внешней презентации проекта.)
_____________________________________________________________
12. С кем мы обсуждаем свою работу? (Групповое обсуждение.)
_____________________________________________________________
Приложение 5
Дневник работы над проектом.
Дата__________
Что сделали?_____________________________________________
Полученный результат:_____________________________________
Что предстоит сделать?____________________________________
Лист оформления результатов.______________________________
Наши мысли о нашей работе. (Рефлексия.)_____________________
___________________________________________________________
Экспертное заключение по социальному проекту
1. Эксперт _______________________________________________
2. Разработчики проекта (ФИО, возраст, класс).
_____________________________________________________________
3. Название проекта _______________________________________
_____________________________________________________________
4. Базовая идея проекта (гипотеза) _______________________________
_____________________________________________________________
5. В проекте разработаны (краткая характеристика):
– социальная трудность
_____________________________________________________________
– социальная проблема _________________________________________
– тема проекта ________________________________________________
– гипотеза ____________________________________________________
– цель проекта ________________________________________________
– план действий _______________________________________________
– ресурсное обеспечение _______________________________________
– описание предполагаемого результата (продукта)_________________
– социальный эффект, значение предполагаемых результатов_________
_____________________________________________________________
6. Уровень готовности разработчиков к реализации проекта __________
_____________________________________________________________
7. Рекомендации по доработке проекта ___________________________
_____________________________________________________________
8. Мнение эксперта о сущности проекта __________________________
_____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Кружковая работа как средство развития одарённых детей
Статья для одного из методических сборников ИПКиПРО об обучении стихосложению на внеурочных занятиях...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»
Цели:...

Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»
Работа с одарённым ребёнком- дело ответственное и для педагога, и для родителей. В программе показаны этапы работы учителя-ученика, а также даны советы родителям по работе и воспитанию одарённого ребё...

Индивидуальная программа развития одарённого ребенка
Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных...