Организация внеклассной работы, ориентированной на развитие одарённого ребенка
проект на тему

Власенко Жанна Павловна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Курежская основная общеобразовательная школа

 «Методическая разработка по работе с одаренными детьми.  Организация внеклассной работы, ориентированной на развитие одаренного ребенка»

Власенко Жанна Павловна,

учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

В создании педагогических условий для развития способных детей, очень важным является поддержка и стимулирование детских инициатив. Например, возникает ситуация, когда учащиеся заявляют: “Почему мы до сих пор не знакомы с биографией наших земляков – жителей Идринского района, которые занимались и занимаются литературным творчеством? Ведь, мы уверены, что таких людей на нашей родной земле не мало! ”

Таким образом, возникает проблема и идея поиска информации, способной удовлетворить познавательные интересы учащихся. Определяется цель – создание брошюры «Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района».

Для работы над проектом формируется рабочая группа, в которую входят обучающиеся из 7–9 классов,  составляется план действий.

Возглавляет группу педагог.

Следующими шагами становятся:

– беседы с главами сельских советов, сельскими библиотекарями, работниками домов культуры (возможен вариант телефонной связи электронной почты);

– работа в архивах;

– работа с информационным полем сети Интернет;

- посещение редакции районной газеты «Идринский вестник»

Цели встреч:

– получить объективную информацию о конкретных творческих людях Идринского района, занимавшихся или занимающихся литературным творчеством;

– просить помощи в поиске информации у заинтересованных людей.

Формируется рабочая группа проекта из учащихся 7–9 классов, под руководством учителя русского языка и литературы.

С рабочей группой проводится ряд занятий по методике социального проекта “Гражданин”*.

Работа начинается с социологического опроса обучающихся, их родителей, педагогов, жителей села разных возрастных групп с целью выявления проблем, связанных с сохранением памяти о замечательных людях Идринского района, с патриотическим воспитанием молодежи, с отношением родителей к участию их детей в социальном проекте.

Следующий шаг – сбор информации по теме. Школьники знакомятся с публикациями литературных творений в СМИ, в сети Интернет. Изучая материалы, приходят к выводу, что тема проекта актуальна.

Важными для участников проекта становятся встречи и беседы с представителями власти и общественных организаций, в результате которых приходит убеждение: ознакомиться с литературным творчеством наших земляков необходимо не только самим, но и оставить информацию о них еще и будущим поколениям.

Так, проект “… и у Памяти есть голос…”  получает свое воплощение.

Итогом проекта становится издание брошюры “Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района”, которая будет подписана автографами тех ребят, которые принимали участие в ее издании, и которая будет храниться в школьном музее.

Планируемые результаты:

Проект занимает II место на районном конкурсе социальных проектов. Появившийся опыт и интерес к социально- значимой деятельности позволяет с проектом “… и у Памяти есть голос…” принять участие в краевых конкурсах социальных проектов.

Тематика занятий рабочей группы проекта

“… и у Памяти есть голос…”

Дата

Тема занятий

Занятия проводят

1

2

3

4

1

Ознакомительное занятие.

Значение литературного творчества в жизни людей и его призвание.

Библиотекарь школы и села

2

Составление плана реализации проекта

Практическое занятие

Учитель русского языка и литературы

3

Правила ведения интервью.

Практическое занятие – работа в парах

Учитель русского языка и литературы

4

Правила составления анкет и вопросов для интервью

Учитель русского языка и литературы

5

Практическое занятие  «Телефонное (или очное) интервью с главами сельских советов, библиотекарями, работниками домов культуры, редакцией газеты «Идринский вестник» (вариант работы с электронной почтой данных представителей)

Учащиеся 7-9 классов, учитель истории, русского языка и литературы

6

Как записывать воспоминания.

Практическое занятие – работа с полученной информацией

Учитель русского языка и литературы

7

Поиск информации в сети Интернет (например, http://www.idraonline.ru), работа с графическими редакторами

Учитель информатики

8

Обучение учащихся  работе с картотекой и архивными материалами

Библиотекари села и школы

9

Практическое занятие «Разделы нашей брошюры». Принципы сортировки материалов

Учитель русского языка и литературы

10

Компьютерное оформление страниц брошюры

Практическое занятие

Учитель информатики, учитель русского языка и литературы

11

Торжественная презентация брошюры «Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района»

Учитель информатики, учитель русского языка и литературы, учитель истории, библиотекарь села и школы

Приложение 1

Анкета

для проведения социологического опроса в рамках проекта
“...и у Памяти есть голос...”

Уважаемые учащиеся школы, рабочая группа проекта “...и у Памяти есть голос...” проводит анкетирование с целью определения степени значимости проблемы издания брошюры «Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района». Просим Вас оказать содействие в нашем начинании.

Благодарим Вас.

1. Считаете ли Вы, что нам нужно знать о людях нашего района, которые посвятили себя литературному творчеству? (Подчеркните выбранный Вами вариант ответа):

Да. Нет. Мне все равно.

2. Оцените по шкале свое знание биографии и художественных творений наших земляков:

        0        1         2         3        4        5         6        7         8        9       10

          Плохо знаю.                                                Очень хорошо знаю.

3. Какой вклад в увековечение памяти об этих людях мы можем внести мы? (можно отметить несколько вариантов):

  • Создание фонотеки и видеотеки с записями воспоминаний об этих людях.
  • Создание брошюры “Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района”.
  • Другое (укажите, что именно)__________________________

4. Хотите ли Вы принять участие в поиске информации о творчестве наших земляков? (Подчеркните выбранный Вами вариант ответа.)

  • Да, очень хочу.
  • Мне все равно.
  • Я категорически против.

5. В каком классе Вы учитесь? ________

6. Ваш возраст: 13–15 лет; 16–17 лет.

7. Укажите свой пол: Женский. Мужской.

Благодарим Вас за искренние ответы и проявленное внимание к данной проблеме.

Приложение 2

Анкета

для родителей в рамках проекта “...и у Памяти есть голос...”

Уважаемые родители, рабочая группа проекта “...и у Памяти есть голос...” проводит анкетирование. Его цель - выяснить, насколько важно создание брошюры “Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района ” в школе, где учится Ваш ребенок.

1. Считаете ли Вы, что школа должна участвовать в сборе информации о творческих людях района?  (Подчеркните выбранный Вами вариант ответа.)

  • Да. Нет. Затрудняюсь ответить.
  • Другое____________________________________________.

2. Оцените по шкале, насколько воспитаны у молодежи такие ценности, как патриотизм и нравственность:

                         0        1         2        3        4        5         6        7        8        9        10

                          Плохо                                                                    Очень хорошо

                       воспитаны                                                                     воспитаны

3. Что дает, по вашему мнению, работа над социальным проектом “...и у Памяти есть голос...”? (Можно отметить несколько вариантов.)

  • Способствует воспитанию патриотизма и чувства гордости за историю своего района.
  • Отвлекает от учебы.
  • Развивает навыки организационной деятельности.
  • Более глубокое знание литературы.
  • Другое (укажите, что именно)__________________________

4. Ваш ребенок принимает участие в создании / работе над социальным проектом. (Подчеркните выбранный Вами вариант ответа.)

  • Полностью одобряю.
  • Частично одобряю.
  • Мне все равно.
  • Частично не согласен.
  • Категорически против.

5. Ваша профессия: ___________________________________

6. Ваш возраст:

30–35 лет         36–40 лет        41–45 лет        46–50 лет

51–55 лет        Другое ____________________________

7. Ваш пол:

Мужской. Женский.

Благодарим Вас за искренние ответы и проявленное внимание к данной проблеме.

Приложение 3

Анкета

для учителей в рамках проекта “...и у Памяти есть голос...”

Уважаемые учителя, рабочая группа проекта “..и у Памяти есть голос...” проводит анкетирование, целью которого является определение степени значимости проблемы создания брошюры “Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района” в школе, где Вы работаете. Заранее благодарим Вас.

1. Наблюдаете ли Вы снижение интереса к истории района среди учащихся школы? (Подчеркните выбранный Вами вариант ответа.)

Частично. Полностью. Нет.

2. Как Вы оцениваете знания учащихся об истории Идринского района?

                                0           1            2           3           4            5

                                    Плохо знают            Очень хорошо знают

3. Что могло бы повысить интерес учащихся к литературному творчеству наших земляков? (Можно отметить несколько вариантов.)

  • Создание фонотеки и видеотеки с записями воспоминаний об этих людях.
  • Создание брошюры “Жизнь и творчество замечательных людей Идринского района”.
  • Другое (укажите, что именно)__________________________

4. Какого рода помощь Вы могли бы оказать проекту?

  • Помощь в оформлении материалов проекта.
  • Оказание консультативной помощи.
  • Поиск спонсоров.
  • Другое_____________________________________________.

6. Ваш возраст:

25–30          31–35      36–40       41–45       46–50      51–55     56 и старше

Благодарим Вас за искренние ответы и проявленное внимание к данной проблеме.

Приложение 4

Этапы деятельности в социальном проекте

1. Обнаруженная социальная трудность:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2. Как к этой трудности относятся другие? (Позиционный анализ.)

3. В чем проблема?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4. Чего мы хотим добиться? (Цель проекта.)

_____________________________________________________________

5. Как мы можем преодолеть проблему и достигнуть цели? (Базовая идея проекта.)

_____________________________________________________________

6. Какие задачи определяем? (Пирамида и иерархия задач.)

_____________________________________________________________

1. ___________________________

2. ______________________________

3. _____________________________________

4. ____________________________________________

7. Что надо сделать? (План действий.) Кто это может сделать? (Распределение ролей.)

Задачи

Дела

Сроки

Исполнители

4

3

2

1

8. Какая помощь нам нужна? (Выстраивание кооперации.)

Дело

Исполнитель

Как мы с ними взаимодействуем?

9. Какие ресурсы нам нужны, где их взять? (Анализ ресурсов.)

Дело

Необходимо

Источник

10. Как оформить результаты? (Идея оформления результатов.)

_____________________________________________________________

11. Кому и как мы будем рассказывать о своей работе?  (Идея внешней презентации проекта.)

_____________________________________________________________

12. С кем мы обсуждаем свою работу? (Групповое обсуждение.)

_____________________________________________________________

Приложение 5

Дневник работы над проектом.

Дата__________

Что сделали?_____________________________________________

Полученный результат:_____________________________________

Что предстоит сделать?____________________________________

Лист оформления результатов.______________________________

Наши мысли о нашей работе. (Рефлексия.)_____________________

___________________________________________________________

Экспертное заключение по социальному проекту

1. Эксперт _______________________________________________

2. Разработчики проекта (ФИО, возраст, класс).

_____________________________________________________________

3. Название проекта _______________________________________

_____________________________________________________________

4. Базовая идея проекта (гипотеза) _______________________________

_____________________________________________________________

5. В проекте разработаны (краткая характеристика):

– социальная трудность

_____________________________________________________________

– социальная проблема _________________________________________

– тема проекта ________________________________________________

– гипотеза ____________________________________________________

– цель проекта ________________________________________________

– план действий _______________________________________________

– ресурсное обеспечение _______________________________________

– описание предполагаемого результата (продукта)_________________

– социальный эффект, значение предполагаемых результатов_________

_____________________________________________________________

6. Уровень готовности разработчиков к реализации проекта __________

_____________________________________________________________

7. Рекомендации по доработке проекта ___________________________

_____________________________________________________________

8. Мнение эксперта о сущности проекта __________________________

_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие одарённости ребенка посредством музыки

Развитие одаренности ребенка посредством музыки...

ИЗ ОПЫТА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Кружковая работа как средство развития одарённых детей

Статья для одного из методических сборников ИПКиПРО об обучении стихосложению на внеурочных занятиях...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»

Работа с одарённым ребёнком- дело ответственное и для педагога, и для родителей. В программе показаны этапы работы учителя-ученика, а также даны советы родителям по работе и воспитанию одарённого ребё...

Индивидуальная программа развития одарённого ребенка

Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных...