Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственности ценностей
план-конспект по литературе
Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственности ценностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_vnutrennego_mira_cheloveka_gotovnost_k_grehu_popraniyu_vysokih_istin.docx | 15.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин.
В изображении внутреннего мира человека в романе важную роль играет внутренний монолог. У Достоевского он приобретает черты диалога. Это как бы борьба с самим собой, борьба сознания и подсознания. С первых страниц романа Раскольников постоянно размышляет, мы видим его терзания перед убийством, а также мучения после его совершения. Также важен диалог, который раскрывает авторские идеи и воззрения. Интересно то, что очень часто на страницах романа диалог приобретает форму допроса. Это относится не только к разговорам Раскольникова и Порфирия Петровича; таким является диалог Раскольникова со Свидригайловым, когда последний рассказывает историю о том, как Марфа Петровна «посещать изволит». Для романа Достоевского также характерны диалоги-исповеди. Таким является разговор Раскольникова с Соней, когда он признается в убийстве. В этом произведении и повествование, и прямая речь героев - все пронизано психологизмом. Большое значение в раскрытии внутреннего мира человека играют сны и сновидения. Все сны героев ужасны, и из кошмарного сновидения они переходят в кошмарную действительность. Сны отражают тот ужас, который герои носят в душе. В сновидениях проявляются черты персонажей, которые не всегда видны в их действиях наяву. Например, во сне с лошадью обнаруживается доброта, сострадание Раскольникова. Также важна портретная характеристика героев. Писатель дважды прибегает к портретной характеристике главных героев, фиксируя как бы два основных момента в их жизни. В этом можно убедиться на примере портретов Раскольникова. Первый дается как бы мельком в начале романа, следующее же описание предстает перед нами уже после убийства. Во втором портрете мы видим черты, резко контрастирующие с описанием, данным до убийства, которое жестоко ранит его душу.
Особую роль в портретах героев «Преступления и наказания» играют глаза. Так, описывая Свидригайлова, Достоевский замечает, что его глаза смотрели «холодно, пристально и вдумчиво». Глаза являются зеркалом души героев, по глазам можно узнать их идею, раскрыть их тайну. Большую роль в портретных характеристиках героев играют также губы. Их мимические движения - улыбка, насмешка, причем каждый раз иная, - соответствуют психологическому состоянию персоналией.
Раскрытию внутреннего мира героев способствует и их речевая характеристика. Например, речь Раскольникова в основном характеризуется прерывистостью, незаконченностью.
Обстановка и пейзаж у Достоевского также являются способами характеристики героя. У Раскольникова, закрытого от мира, комната, напоминающая гроб, у Сони же, открытой миру, комната «большая, с тремя окнами». Мир, окружающий человека, дается как часть души этого человека, становится как бы «внутренним пейзажем» героя и определяет его поступки.
У Достоевского во всей структуре повествования нет буквально ни одной детали, которая бы не служила прямому или косвенному воспроизведению внутреннего мира. Раскрытию этого мира способствуют такие художественные приемы, как двойное портретизирование, внутренний монолог, описание снов и видений, диалоги персонажей. Достоевский стремится показать независимость сознания героя от сознания автора. Он прежде всего стремится дать слово самому герою. Все это делает произведения Ф.М. Достоевского шедеврами русской литературы XIX века и доказывает, что их автор - замечательный психолог, который с необычайным мастерством раскрывает глубины человеческой души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по живописи для 9 класса. Тема " Палитра природы - источник внутреннего мира человека"
Данный урок познакомит учащихся с теорией "Времена года " в живописи, будет способствовать умению познавать мир через образы «Времен года» ; развитию художественно-образного, эстетического т...
Материнство как истинное предназначение женщины и одна из главных духовно-нравственных ценностей человечества.
Роль школы и семьи в формировании ценности материнства...
Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта
Разработка урока: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...
Урок литературы в 8 классе "Личный дневник как часть внутреннего мира человека"
На уроке поднимается проблема внутреннего мира человека. Урок построен на документальном материале. В основу положены личные дневники Анны Франк, Тани Савичевой, писателей К. Паустовского, Л.Толстого....
Нравственные ценности. Истинные и мнимые ценности.
Воспитательное занятие. Целью которого является обсуждение понятий "ценности", "цена", их буквальное и переносное значение. Содействие формированию у учащихся умения осмысливать и ...
Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»
Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить н...
Неделя психологии в 5 классе 22.11.23 г. "Развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни, собственной и другого человека, освоение и укрепление нравственных ценностей".
Тренинговое занятие "Ценность каждого".Цель: формирование у обучающихся чувства ценности жизни любого человека.В ходе занятия проводится разговор о том, что такое добро и делается это в виде...