Материнство как истинное предназначение женщины и одна из главных духовно-нравственных ценностей человечества.
материал на тему

Потапова Дарья Сергеевна

Роль школы и семьи в формировании ценности материнства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материнство как истинное предназначение женщины и одна из главных духовно-нравственных ценностей человечества.

«Я человеку подарила мир,

а миру подарила человека!»

Женщина-мать. Сегодня это фактически стало анахронизмом. Современная женщина это: красота и эффектность, предприимчивость и деловая хватка, умение постоять за себя. Сегодня женщины пришли во все мужские сферы, но позвольте, а кто же будет рожать детей? Не бездумно рожать, только ради воспроизводства себе подобных, а воспитывать, холить, лелеять, пестовать, создавать нового человека, уподобляясь Творцу. Ведь ребенок это чистый лист бумаги, что мы напишем на нем, то и будет.

Так где же то исконно женское качество – жертвенность, которое помогало нашим бабушкам сохранять семью при любых житейских непогодах и даже революционных бурях? Ведь материнство это большая жертва, но это ведь и таинственное, великое и святое состояние. Кто будет спорить, что в руках женщины огромное влияние на все и добрые, и злые дела человечества. Но больше всего пользы оно может принести тогда, когда жизнь женщины сообразна с её назначением.

Вспомним первую заповедь, данную Господом человеку: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 27-28).

Господь заповедал семьям рождать детей, и из первой заповеди очевидно, что детей в семье должно быть несколько, чтобы земля наполнялась людьми. И львиная доля ответственности в этом лежит, согласно православной традиции на женщине.

Однако, в наше время материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей современно женщины. На первый план выходят высокий профессиональный статус и карьера, что препятствует родительству. Очень часто женщина не хочет становиться матерью. Женой – пожалуйста, а вот дальше…. Сформировалась новая модель личности и в ее структуру не входит модель материнства. Может, это как раз то, к чему мы стремились – к всесторонне развитой личности. Плюс ко всему потеря традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неподготовлена к элементарным правилам ухода за ребенком и своим функциям при этом, общении с ним, не знает особенностей развития ребенка.

В Китае существует поговорка, что девочка не станет хорошей матерью, если не будет любить своего ребенка с детства. Так, самыми решающими считаются отношение с собственной матерью и семейная модель материнства. Мать не может научиться тому, что от нее требуется, ни из книг, ни от патронажных сестер, ни от докторов. Ее наука – это собственный опыт младенчества. Она наблюдает, как другие родители ухаживают за своими детьми, и, возможно, сама ухаживала за своими младшими сестрами или братьями, и – что самое важное – она многому научилась в детстве, играя в «дочки-матери».

Итак, можно сказать, что женщина начинает становиться матерью с раннего детства. Ещё Иоанн Златоуст говорил: «Не беременность творит мать, а воспитание». Поэтому для того, чтобы девочка стала хорошей мамой, её необходимо правильно воспитывать, с детства формировать у неё материнское поведени. Воспитание девочки, как продолжательницы рода, задача не только семьи, а всего общества: врачей, педагогов, церкви, правительства.

Сегодня в Московской области такая работа ведётся по всем направлениям и об этом говорилось 14 марта 2013 года на круглом столе «Материнство – великая миссия женщины», который состоялся на базе Новодевичьего монастыря.

Социальными службами области совместно с медиками проводятся мероприятия по оказанию помощи матерям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, ведётся активная пропаганда семейно-брачных отношений среди молодёжи. Проводится так называемая семейная терапия основанная на принципе соборности, совместном решении проблем.

Не оспорим тот факт, что каждой девочке, девушке, необходимо осознание, познание себя, своей готовности стать матерью и всей ответственности этого шага. Сегодня помимо семьи, которая должна передавать духовные ценности материнства из поколения в поколение, вторым институтом пропаганды образа женщины-матери является школа.

Воспитание материнства как духовно-нравственной ценности имеет давние корни. Еще древние люди различали воспитание девушки и юноши (Спарта, Индия). Плутарх говорил: «Имя честной женщины, вместе с ее личностью должно быть заключено в стенах дома». В женщине воспитывалось преданность, служение детям и мужу, какие бы чувства она к нему не испытывала. 

В 1764 году по проекту И.И.Бецкого был открыт институт благородных девиц. Смольный положил начало религиозно-нравственному воспитанию девушек в закрытых государственных учреждениях. Затем стали открываться и другие институты. Постепенно был сформирован определенный идеал воспитания дворянской девушки. По мнению выдающихся русских педагогов, в воспитании женщины «заключено воспитание всего человечества». Девушка воспитывалась не только как послушная жена, она должна быть знающей, разумной, много умеющей матерью, быть грамотной, музыкально образованной, знать иностранные языки и т.д.

В советской и постсоветской школе вопрос воспитания девочки как будущей матери был практически полностью исключён из образовательного процесса.

Сегодня перед всеми педагогами стоит острая проблема возрождения семьи как ценности и материнства как её первостепенной основы. С одной стороны, в условиях растления подрастающего поколения через прессу, телевидение, интернет и другие средства массовой информации, участились случаи родов в подростковом возрасте, что говорит о неосознанной ответственности девушек в совершённом шаге. Ребёнок воспринимается школьницами не как новая жизнь, а как очередная игрушка. С другой стороны, ориентация на Запад и первостепенность материального вопроса дают жизнь второй категории женщин, женщин-карьеристок. Они не спешат заводить детей, продвигаясь по карьерной лестнице, зачастую не задумываясь, что с возрастом могут утратить способность к деторождению вообще или возможность родить здорового ребёнка.

В школе работа может осуществляться как в урочное так и во внеурочное время.

Нужно уметь найти на уроке нужный момент, когда можно поговорить именно с девушками, не забывая, что в классе находятся юноши, которые не всегда способны понять многие вопросы, которые девушкам уже более или менее известны. Существует много школьных предметов, на которых можно остановить внимание на образах. Например на уроке литературы, зная что анализ боя в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» лучше сделает юноша, а расскажет о чувствах Наташи Ростовой на первом балу – девушка. Но нельзя сознательно выделять «женский вопрос», он должен быть связан с темой урока. На физике можно рассказывать об открытиях, сделанных женщинами - физиками. На истории рассказать о том, что идеалы женской красоты развивались по двум направлениям: формализованному и реальному; о том, что, например, в Др. Египте формальным идеалом была богиня Исида – женщина с головой и крыльями коршуна, а реальным идеалом была жена Эсхатона – Нифертити, женщина нежная и трепетная. Можно рассказать о женах декабристах. На уроках литературы рассказать о женщинах – поэтах: А. Ахматовой, М. Цветаевой и т.д. Ещё очень много можно перечислять предметов и связанных с ними женских имен, но хочется отметить, что на этих уроках девушка должна понять, что она прекрасна независимо от внешности, и стать прекрасней ей помогут знания.

Главной, ведущей фигурой во внеурочной воспитательной работе является классный руководитель. Классные часы, индивидуальные беседы, организация встреч с медиками, социальными работниками и священнослужителями – неотъемлемая часть данного направления. Кроме того, необходимо проведение показательных мероприятий, где может быть возвеличен авторитет матери. Целесообразно приурочить их ко Дню матери, Международному женскому дню, родительскому собранию. Активное воспитание должно начинаться с 5 класса, в период полового созревания. Целесообразно введение в школах специального учебного курса, где ученицы смогли бы познать азы семейной жизни и материнства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеклассной работы, формирующей духовно-нравственные ценности ( 5-11 классы)

В статье я обобщила свой опыт работы по внеклассной работе по литературе, форма работы - литературно-музыкальная композиция....

Формирование экологической культуры как одно из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла глобальные масштабы. В усл...

Реализация регионального компонента как одного из направлений духовно-нравственного воспитания во внеклассной работе по английскому языку.

Сегодня регионоведческий компонент при преподавании английского языка играет важную роль в духовно- нравственном воспитании. этому способствует коммуникативная направленность предмета....

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Выступление на тематическом педагогическом совете "Подготовка защитника Отечества - одно из главных направлений духовно-нравственного воспитания в кадетском корпусе"

Правительство РФ уделяет большое внимание подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах. Колпашевский кадетский корпус, организовывая учебно-воспитательный процесс, уделяет большое внимание данному...

Организация и проведение досугово-развивающих мероприятий как одно из направлений работы по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся творческого объединения «Клавишный синтезатор»

Индивидуальный педагогический проект «Организация и проведение досугово-развивающих мероприятий как одно из направлений работы по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся творче...

Проект духовно-нравственного направления "Ценности, которым нет цены..." (в рамках городского проекта Компетентные родители)

Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что  ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития  и воспитания личности...