Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_duhovno-nravstv_kultura.docx | 51.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 131»
«Согласовано» Руководитель МО ________Ю.С.Чернопятова Протокол № ____ от «___» _________ 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ________ Ю.С. Чернопятова «___» __________ 2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 131 ________ Р.И. Губина Приказ № от _____ «___» _________ 2016г. |
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры
народов России»
Классы: 5
Учитель Панина Екатерина Сергеевна
Рабочая программа
составлена в соответствии с требованиями
Федерального Государственного
Образовательного Стандарта
основного общего образования.
Нормативный срок освоения программы 2016-2017гг.
г. Новосибирск
2016
Программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»
составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от29.06.2011г.№85);
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 131
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Пояснительная записка
Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в основной школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие в глубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Характеристика курса
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу: «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.
Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в учебном плане
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах.
Данная программа рассчитана на 18 часов, исходя из 0,5 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия. (УУД)
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:
·Воспроизводитьполученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
Содержание программы
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
В программе курса для 5-х классов представлены следующие содержательные линии: «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
| Введение.
| 1ч
|
1 |
В мире культуры |
2ч |
1.1 | Величие многонациональной российской культуры | 1 |
1.2 | Человек – творец и носитель культуры | 1 |
2 | Нравственные ценности | 7ч |
2.1 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | 1 |
2.2 | Жизнь ратными подвигами полна | 1 |
2.3 | В труде – красота человека | 1 |
2.4 | «Плод добрых трудов славен» | 1 |
2.5 | Люди труда | 1 |
2.6 | Бережное отношение к природе | 1 |
2.7 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 |
3 | Религия и культура | 5ч |
3.1 | Роль религии в развитии культуры | 1 |
3.2 | Культурное наследие христианской Руси. | 1 |
3.3 | Культура ислама | 1 |
3.4 | Иудаизм и культура | 1 |
3.5 | Культурные традиции буддизма | 1 |
4 | Как сохранить духовные ценности | 2ч |
4.1 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | 1 |
4.2 | Хранить память предков | 1 |
5 | Твой духовный мир | 1ч |
5.1
| Твой духовный мир | 1 |
| Всего | 18ч |
Учебно-методическое обеспечение учебного курса в 5 классе
Класс | Количество часов | Программное обеспечение | Методическое обеспечение | |
В неделю | В год/ полугодие | Учебник | ||
5 | 0,5 ч. | 18ч. | Программа к курсу учебника « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012. | «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012., В.И. Власенко, А.В. Поляков |
Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
· оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
· технические средстваобучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
· экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
· библиотечный фонд(книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
· печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
- готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образ.
К концу обучения школьники смогут научиться:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
· Работать с историческими источниками и документами
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока
| Часы | По плану | Факт | Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий | Домашнее задание | ||||||||||||||||||||
предметные | личностные | метапредметные | ||||||||||||||||||||||||
1
| Введение.
| 1
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
2. | Величие многонациональной российской культуры. | 1 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость» | ||||||||||||||||||
3. | Человек – творец и носитель культуры. | 1 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России. | ||||||||||||||||||
4. | «Береги землю родимую, как мать любимую». | 1 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Ответить на вопросы. | ||||||||||||||||||
5. | Жизнь ратными подвигами полна. | 1 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Ответить на вопросы. | ||||||||||||||||||
6. | В труде – красота человека. | 1 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Объяснить значение пословиц. | ||||||||||||||||||
7. | «Плод добрых трудов славен». | 1 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде. | ||||||||||||||||||
8. | Люди труда. | 1 |
|
| Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Готовить проекты. | ||||||||||||||||||
9. | Бережное отношение к природе. | 1. |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Ответить на вопрос, сообщение о заповеднике. | ||||||||||||||||||
10. | Семья – хранитель духовных ценностей.
| 1 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации | Подобрать примеры произведений народов России о нравственных качествах человека. | ||||||||||||||||||
11. | Роль религии в развитии культуры. | 1 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности. | ||||||||||||||||||
12. | Культурное наследие христианской Руси. | 1 |
|
| Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | |||||||||||||||||||
13. | Культура ислама. | 1 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. | |||||||||||||||||||
14. | Иудаизм и культура. | 1 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | |||||||||||||||||||
15. | Культурные традиции буддизма. | 1 |
|
| Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | |||||||||||||||||||
16. | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 1 |
|
| Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. | |||||||||||||||||||
17. | Хранить память предков. | 1 |
|
| Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей | Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.
| Высказывать предположения о последствиях неправильного
| |||||||||||||||||||
18. | Твой духовный мир. | 1 |
|
| Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
| Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
| Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...
рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС
Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России
Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
Рабочая программа к учебнику Н. Ф. Виноградовой...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»
Автор представляет рабочую программу и календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Оновы духовно-нравственной культуры народов России"...