Рабочая программа курса геометрии 10 класса (Атанасян Л. С.)
рабочая программа (10 класс) на тему

Тютина Наталья Владимировна

Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_10_klass.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Большеберезниковского муниципального района РМ

курса геометрии в 10 классе

                          Составитель: Тютина Н. В. -

учитель математики

2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования  
  •  программы общеобразовательных учреждений Геометрия 10-11 классы, составитель Т.А.Бурмистрова М., Просвещение, 2011 г и авторской программы Атанасян Л.С., В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования

 Используемый учебник:  Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., - М.: Просвещение, 2011.

В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в программе

Количество часов в рабочей программе

Введение в стереометрию.

3

3

Глава 1. Параллельность прямых и плоскостей

16

16

Глава 2. Перпендикулярность прямых и плоскостей

17

16

Глава 3. Многогранники

12

13

Итоговое повторение курса геометрии 10 класса.

3

3

ИТОГО

51

51

Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся

Цели:

Изучение геометрии в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

В ходе их достижений решаются задачи:.

изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

1).математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

2).значении практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;

3).универсальном характере законов логики математических рассуждений, их применимости во всех областях человеческой деятельности;

знает (предметно-информационная составляющая результата образования):

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

умеет (деятельностно-коммуникативная составляющая результата образования):

овладевать математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно Федеральному базисному плану на изучение геометрии на базовом уроне отводится 51 час, 2ч в первом полугодии и 1ч во втором полугодии.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

При изучении курса геометрии в 10-11 классах на базовом уровне решаются следующие задачи: изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

В обязательный минимум содержания программы по геометрии в 10-11 классах входит следующий материал:

Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.

Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.

Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.

Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.

Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.

Сечения куба, призмы, пирамиды.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.

Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.

Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

  1. Введение

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

       О с н о  в н а я        ц е л ь – познакомить учащих

ся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображениях пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.

       Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность – непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур. Однако наглядность должна быть пронизана строгой логикой. Курс стереометрии предъявляет в этом отношении более высокие требования к учащимся. В отличие от курса планиметрии здесь уже с самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задается высокий уровень строгости в логических  рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.

  1. Параллельность прямых и плоскостей

       Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

       О с н о  в н а я        ц е л ь – сформировать представление учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются, прямые параллельны, прямые скрещивающиеся), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость  параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.

      Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводятся в рассмотрение тетраэдр и параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства. Это дает возможность отрабатывать понятия параллельности прямых и плоскостей (а в следующей главе также и понятия перпендикулярности прямых и плоскостей) на этих двух видах многогранников, что, в свою очередь, создает определенный задел к главе «Многогранники». Отдельный пункт посвящен построению на чертеже сечений тетраэдра и параллелепипеда, что представляется важным как для решения геометрических задач, так и, вообще, для развития пространственных представлений учащихся.

        В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.

  1. Перпендикулярность прямых и плоскостей

       Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.  

        О с н о  в н а я        ц е л ь – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.

       Понятие перпендикулярности и основанные на нем метрические понятия (расстояние, углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляется много задач на вычисление, широко использующих известные факты из планиметрии.

  1. Многогранники

       Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

       О с н о  в н а я        ц е л ь – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

      С двумя видами многогранников – тетраэдром и параллелепипедом – учащиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело (его тоже называют многогранником). В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится еще ряд новых понятий (граничная точка фигуры, внутренняя точка т. д.). Усвоение их не является обязательным для всех учащихся, можно ограничиться наглядным представлением о многогранниках.

  1. Повторение. Решение задач

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теорети-ческое обучение, ч.

Решение задач, ч.

Контроль-ная работа, ч.

Самостоя-тельная работа, тест, ч.

I

Введение в стереометрию.

3

1,5

1,5

-

-

II

Глава 1. Параллельность прямых и плоскостей

16

5

8

2

1

III

Глава 2. Перпендикулярность прямых и плоскостей

16

5

8

1

2

IV

Глава 3. Многогранники

13

4

6,5

1

1,5

V

Итоговое повторение курса геометрии 10 класса.

3

-

2

1

-

Итого

51

15,5

26

5

4,5

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

 

В результате изучения геометрии на базовом уровне обучающийся должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Тип урока

Коли-

чество

часов

Из них

Дата проведения урока

Решение задач

Контроль-ная

работа, ч.

Самостоя-тельная работа, тест, ч.

плани-руемая

Факти-ческая

I

Введение в стереометрию

3

1,5

-

-

1

Введение. Предмет стереометрии.

УИНМ

1

0,5

2

Введение. Аксиомы стереометрии.

КУ

1

0,5

3

Введение. Некоторые следствия из аксиом.

КУ

1

0,5

II

Глава 1. Параллельность прямых и плоскостей

16

8

2

1

4

Параллельные прямые в пространстве.

УИНМ

1

0.5

5

Параллельность трех прямых.

КУ

1

0,5

6

Параллельность прямой и плоскости.

УИНМ

1

0,5

7

Параллельность прямой и плоскости. Самостоятельная работа.

УПЗУ

1

0,5

0.5

8

Скрещивающиеся прямые.

УИНМ

1

0,5

9

Углы с сонаправленными сторонами.

КУ

1

0,5

10

Угол между прямыми.

КУ

1

0,5

11

Контрольная работа №1 «Параллельность прямых и плоскостей».

УПКЗУ

1

1

12

Анализ контрольной работы. Параллельные плоскости.

УИНМ

1

0,5

13

Свойства параллельных плоскостей.

КУ

1

0,5

14

Тетраэдр.

КУ

1

0,5

15

Параллелепипед.

КУ

1

0,5

16

Параллелепипед.

УЗЗ

1

1

17

Задачи на построение сечений. Самостоятельная работа.

УПЗУ

1

0,5

0,5

18

Задачи на построение сечений.

УПЗУ

1

1

19

Контрольная работа №2 «Параллельность плоскостей».

УПКЗУ

1

1

III

Глава 2. Перпендикулярность прямых и плоскостей

16

8

1

2

20

Анализ контрольной работы. Перпендикулярные прямые в пространстве.

УИНМ

1

0,5

21

Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости.

КУ

1

0.5

22

Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

УИНМ

1

0,5

23

Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Самостоятельная работа

УПЗУ

1

0.5

0,5

24

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости.

УИНМ

1

0,5

25

Расстояние от точки до плоскости.

КУ

1

0,5

26

Теорема о трех перпендикулярах.

КУ

1

0,5

27

Перпендикуляр и наклонные.

Угол между прямой и плоскостью.

УИНМ

1

0,5

28

Перпендикуляр и наклонные.

Угол между прямой и плоскостью.

УЗЗ

1

1

29

Самостоятельная работа по теме «Перпендикуляр и наклонные.  Угол между прямой и плоскостью».

УПЗУ

1

1

30

Двугранный угол

УИНМ

1

0,5

31

Признак перпендикулярности двух плоскостей

КУ

1

0,5

32

Прямоугольный параллелепипед

УИНМ

1

0,5

33

Решение задач по теме «Прямоугольный параллелепипед»

УЗЗ

1

1

34

Решение задач по теме «Прямоугольный параллелепипед». Тест.

УОСЗ

1

0,5

0,5

35

Контрольная работа №3 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

УПКЗУ

1

1

IV

Глава 3. Многогранники

13

6,5

1

1,5

36

Анализ контрольной работы. Понятие многогранника.

УИНМ

1

0,5

37

Призма.

КУ

1

0,5

38

Решение задач по теме  «Призма».

УЗЗ

1

1

39

Пирамида.

УИНМ

1

0,5

40

Правильная пирамида.

КУ

1

0,5

41

Правильная пирамида. Самостоятельная работа.

УПЗУ

1

0,5

0,5

42

Усеченная пирамида

УИНМ

1

0.5

43

Симметрия в пространстве.

КУ

1

0,5

44

Понятие правильного многогранника.

КУ

1

0,5

45

Элементы симметрии правильных многогранников.

КУ

1

0,5

46

Решение задач по теме  «Элементы симметрии правильных многогранников».

УПЗУ

1

1

47

Зачет «Многогранники»

УОСЗ

1

1

48

Контрольная работа №4 «Многогранники»

УПКЗУ

1

1

VII

Повторение

3

2

1

-

49

Анализ контрольной работы. Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники.

УЗИМ

1

1

50

Итоговая контрольная работа.

УПКЗУ

1

1

51

Анализ к/р. Итоговый урок за курс 10 класса.

УОСЗ

1

1

ИТОГО

51

26

5

4,5


Сокращения, используемые в календарно – тематическом планировании:

Типы уроков:

УИНМ — урок изучения нового материала.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ — комбинированный урок.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Нормативные документы

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике
  2. Примерная программа среднего общего образования по математике 2005г. (сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008
  3. Методическое письмо «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»

Сборники программ

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы./сост. Бурмистрова Т. А. – М: «Просвещение», 2011
  2. Геометрия. 10-11 классы: рабочие программы по учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. Базовый уровень/ авт.-сост. Н.А.Ким, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2012

Методические пособия

  1. Геометрия. 10 класс. Поурочные разработки по геометрии: 10 класс/ Сост. В.Я.Яровенко. – М.: ВАКО,2010
  2. Геометрия. 11 класс. Поурочные разработки по геометрии: 10 класс/ Сост. В.Я.Яровенко. – М.: ВАКО,2010
  3. Изучение геометрии в 10-11 классах: методические рекомендации: кн. для учителя/ С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. -  М.: Просвещение, 2010
  4. Нелин Е.П. Геометрия 7-11 классы Определения, свойства, методы решения задач. – М.: ИЛЕКСА, 2012

Учебник

  1. Геометрия: 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2013

Рабочие тетради

  1. Геометрия: рабочая тетрадь для 10 кл. / Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2009-2013
  2. Геометрия: рабочая тетрадь для 11 кл. / Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов.– М.: Просвещение, 2009-2013

Дидактические материалы

  1. Глазков Ю.А. Тесты по геометрии: 10 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия. 10-11 классы». – М.: Изд-во «Экзамен», 2012
  2. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. – М.: Просвещение, 2008
  3. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. – М.: Просвещение, 2008
  4. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия. 10 класс/ Сост. А.Н. Рурукин. – М.: ВАКО, 2013
  5. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия. 11 класс/ Сост. А.Н. Рурукин. – М.: ВАКО, 2012
  6. Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л.  Контрольные работы по геометрии. 10 класс. – М.Просвещение, 2009

Сборники заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации

  1. ЕГЭ 2014. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2(С)/ И.Р.Высоцкий, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский,  А.В. Семенов, И.В.Ященко; под ред. А.Л. Семенова, И.В.Ященко. - М.: Издательство «Экзамен», 2014
  2. Смирнов В.А. Геометрия. Планиметрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ/ Под ред. И.В.Ященко и А.В.Семёнова. – М.: МЦНМО, 2009
  3. Смирнов В.А. Геометрия. Стереометрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ/ Под ред. И.В.Ященко и А.В.Семёнова. – М.: МЦНМО, 2009

Адреса Интернет-ресурсов с ЦОР

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru

2.  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

Адрес сайта: http://fcior.edu.ru

3. Открытый колледж: Математика

Адрес сайта: http://college.ru/matematika/

4. КВАНТ Физико-математический научно-популярный журнал для школьников и студентов.

Адрес сайта: http://www.kvant.info

5. Образовательный математический сайт Exponenta.ru

Адрес сайта: http://www.exponenta.ru

6. ФИПИ. Открытый банк заданий. Математика

Адрес сайта:  http://www.fipi.ru/

7. Задачи. Проект МЦНМО

Адрес сайта:  http://www.problems.ru/

Перечень учебного компьютерного оборудования:

1.        Компьютер с соответствующим программным обеспечением

2.        Мультимедийный проектор

3.        Экран (монитор, интерактивная доска)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса геометрии 10 класс

Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на осно...

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа курса геометрии 7 класса (Атанасян Л. С.)

Рабочая программа курса геометрии 7 класса (Атанасян Л. С.)...

Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)

Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)...

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...

Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС

Программа по геометрии для 8 класса...