Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)
рабочая программа (8 класс) на тему

Тютина Наталья Владимировна

Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon robochaya_programma_geometriya_8.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Большеберезниковского муниципального района РМ

курса геометрии в 8 классе

                          Составитель: Тютина Н. В. -

учитель математики

2015 – 2016 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе следующих документов:

Федерального компонента Государственного общеобразовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (геометрия). (Приказ МОРФ от
05.03.2004 М21089);

Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А.-Просвещение»,2009;

Федеральный базисный план для среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Инфорчационно – методическая  функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения
промежуточной аттестации учащихся.

Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

1) формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

2) овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения обучения;

З) развитие логического мышления, алгоритмической культуры,
пространственного воображения, математического мышления и интуиции, критичности и самокритичности;

4) воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе изучения геометрии в основной школе учащиеся должны овладевать умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретать и совершенствовать опыт:

1) проведения доказательных рассуждении, логического оооснования выводов;

2) использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

3) решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;

4) планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;

5) построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;

6) самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

Количество часов по разделам

Рабочая программа составлена на основе общеобразовательной программы. Геометрии 7-9 классы. Сост. Бурмистрова ТА. — ((Просвещение»,2008 В связи с тем, что составителями общеобразовательной программы предполагается проведение только 4 часов в рамках повторения за пройденный курс (8 класса), мной были внесены некоторые коррективы, а именно:

Наименование разделов

Количество
часов по программе

Количество
часов фактически

I

Четырехугольники

14

14

II

Площадь

14

13

III

Подобные треугольники

19

19

IV

Окружность

17

16

V

Заключительное повторение курса геометрии 8 класса

4

6

VI

Итого

68

68

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: ((знать/понимать», ((уметь», использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Требования к уровню подготовки учеников

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, ученик должен

знать/понимать:

1) виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; осевая и центральная симметрии;

2) понятие площади многоугольника ( площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции);

З) теорему Пифагора;

4) понятие подобия;

5) признаки подобия треугольников;

6) синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника;

7) взаимное расположение прямой и окружности;

8) касательная к окружности;

9) центральные и вписанные углы;

10) четыре замечательные точки треугольника;

11) определение и свойства вписанной и описанной окружности;

12) каким образом возникла геометрия из практических задач землемерия.

уметь: 

1) пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

2) распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

З) изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;

4) распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

5) вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей);

6) решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;

7) проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

1) описание реальных ситуаций на языке геометрии;

2) решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

З) вычисления длин, площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;

4) построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Межпредметные связи

1. Черчение. Четырехугольник, окружность, круг.

2. Биология. Подобные фигуры.

Содержание обучения геометрии

1.Четырехугольники (14часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапе ция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрия.

Основная цель изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся как свойства геометрических фигур.

2. Площадь (13 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Основная цель расширить и углубить представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии теорему Пифагора.
доказательство теоремы основывается на свойствах площадей квадрата и прямоугольника. доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

3. Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Основная цель - ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть понятие подобных треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии

Определение подобных треугольников дается через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника,
утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о
пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. дается представление о
методе подобия в задачах на построение.

В заключении темы вводятся элементы тригонометрии синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

4. Окружность (16 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замiечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Основная цель расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

5. Повторение. Решение задач (6 часов)

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теорети-ческое обучение, ч.

Решение задач, ч.

Контроль-ная работа, ч.

Самостоя-тельная работа, тест, ч.

I

Четырехугольники

14

4

7

1

2

II

Площадь

13

3,5

7

1

1,5

III

Подобные треугольники

19

6

9,5

2

1,5

IV

Окружность

16

4

8,5

1

2,5

V

Заключительное повторение курса геометрии 8 класса

6

-

5

1

-

VI

Итого

68

17,5

37

6

7,5


Календарно-тематическое планирование
(
I четверть — 18 часов, II четверть — 14 часов, III четверть — 20 часов, IV -  четверть — 16 часов)

п/п

Наименование разделов и тем

Тип урока

Коли-

чество

часов

Из них

Дата проведения урока

Решение задач

Контроль-ная

работа, ч.

Самостоя-тельная работа, тест, ч.

плани-руемая

Факти-ческая

I

Четырехугольники

14

7

1

2

1

Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник.

УИНМ

1

2

Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник. Решение задач.

УЗИМ

1

1

3

Параллелограмм. Признаки параллелограмма.

УИНМ

1

4

Трапеция.

КУ

1

0,5

5

Параллелограмм и трапеция. Решение задач.

УЗИМ

1

1

6

Параллелограмм и трапеция. Самостоятельная работа.

УПКЗУ

1

1

7

Прямоугольник. Ромб. Квадрат.

УИНМ

1

8

Прямоугольник. Ромб Квадрат. Решение задач.

УЗИМ

1

1

9

Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Тест.

УПКЗУ

1

1

10

Осевая и центральная симметрии.

УИНМ

1

0,5

11

Осевая и центральная симметрии. Решение задач.

УЗИМ

1

1

12

Решение задач по теме «Четырехугольники»

УПЗУ

1

1

13

Обобщения и систематизация знаний по теме «Четырехугольники».

УОСЗ

1

1

14

Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание дробей».

УПКЗУ

1

1

II

Площадь

13

7

1

1,5

15

Анализ к/р. Площадь многоугольника.

УИНМ

1

16

Площадь многоугольника.

УЗИМ

1

1

17

Площадь параллелограмма.

УИНМ

1

0,5

18

Площадь треугольника.

КУ

1

0,5

19

Площадь трапеции.

КУ

1

0,5

20

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Решение задач.

УЗИМ

1

1

21

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции Самостоятельная работа.

УПКЗУ

1

1

22

Теорема Пифагора.

УИНМ

1

0,5

23

Теорема, обратная теореме Пифагора.

КУ

1

0,5

24

Решение задач по теме «Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора».

УПЗУ

1

1

25

Решение задач по теме «Площадь». Тест.

УПЗУ

1

0,5

0,5

26

Обобщения и систематизация знаний по теме «Площадь».

УОСЗ

1

1

27

Контрольная работа № 2 по теме «Площадь».

УПКЗУ

1

1

III

Подобные треугольники

19

9,5

2

1,5

28

Анализ к/р. Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.

УИНМ

1

0,5

29

Отношение площадей подобных треугольников.

КУ

1

0,5

30

Первый признак подобия треугольников.

КУ

1

0,5

31

Второй признак подобия треугольников.

КУ

1

0,5

32

Третий признак подобия треугольников.

КУ

1

0,5

33

Признаки подобия треугольников. Тест.

УПЗУ

1

0,5

0,5

34

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников».

УОСЗ

1

1

35

Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников».

УПКЗУ

1

1

36

Анализ к/р. Средняя линия треугольника.

УИНМ

1

0,5

37

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

КУ

1

0,5

38

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Самостоятельная работа.

УПЗУ

1

0,5

0,5

39

Практические приложения подобия треугольников.

УИНМ

1

40

Практические приложения подобия треугольников.

1

1

41

О подобии произвольных фигур.

КУ

1

0,5

42

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

КУ

1

0,5

43

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º, 60º.

КУ

1

0,5

44

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Тест

УПЗУ

1

0,5

0,5

45

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».

УОСЗ

1

1

46

Контрольная работа №4 по теме  «Квадратные корни»

УПКЗУ

1

1

IV

Окружность

16

8,5

1

2,5

46

Анализ к/р. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности.

УИНМ

1

47

Касательная к окружности.

УЗИМ

1

1

48

Градусная мера дуги окружности. Центральный угол.

УИНМ

1

0,5

49

Теорема о вписанном угле.

КУ

1

0,5

50

Центральные и вписанные углы.

УЗИМ

1

1

51

Центральные и вписанные углы. Самостоятельная работа.

УПКЗУ

1

1

52

Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.

УИНМ

1

0,5

53

Теорема о пересечении высот треугольника.

КУ

1

0,5

55

Четыре замечательные точки треугольника. Тест.

УПЗУ

1

0,5

0,5

56

Вписанная окружность.

УИНМ

1

0,5

57

Описанная окружность.

КУ

1

0,5

58

Вписанная и описанная окружности.

УПЗУ

1

1

59

Вписанная и описанная окружности. Самостоятельная работа.

УПКЗУ

1

1

60

Решение задач по теме «Окружность».

УЗИМ

1

1

61

Обобщения и систематизация знаний по теме «Окружность».

УПКЗУ

1

1

62

Контрольная работа №5 по теме «Окружность».

УПКЗУ

1

1

V

Заключительное повторение курса геометрии 8 класса

6

5

1

63

Четырехугольники.

УОСЗ

1

1

64

Площадь.

УОСЗ

1

1

65

Подобные треугольники.

УОСЗ

1

1

66

Окружность.

УОСЗ

1

1

67

Итоговая контрольная работа.

УПКЗУ

1

1

68

Анализ к/р. Работа над ошибками. Заключительный урок.

УОСЗ

1

1

ИТОГО

68

37

6

7,5


Сокращения, используемые в календарно – тематическом планировании:

Типы уроков:

УИНМ — урок изучения нового материала.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ — комбинированный урок.

Содержание практической деятельности

Планирую реализовать учебный процесс с использованием УМК (список авторов учебников перечислен выше), интернет ресурсов. В учебном процессе предполагается реализация системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов.

Материально техническое обеспечение

1. Компьютер.

2.Раздаточный дидактический материал;

З. Таблицы: т. Пифагора, признаки подобия треугольников, четырехугольники, центральные и вписанные углы.

Список литературы

Основная учебно методическая литература

Программа общеобразовательных учреждений: Геометрия. 7-9 кл./ Сост.
Бурмистрова Т.А.
М.: Просвещение, 2008.

Учебник: Л.С.Атанасян и др. Геометрия, 7-9 кл: учеб.для общеобразоват. учреждений:
М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература:

1 .Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 7-9 классах —М.:
Просвещение,2007.

2. Зив Б.Г., НекрасовВ.Б. дидактические материалы по геометрии для 8кл. М.:
Просвещение, 2007.

З. Научно-теоретический и методический журнал ((Математика в школе»

4. Мищенко Т.М. дидактические карточки-задания по геометрии.- М.:
Издательство ((Экзамен».2004

5. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к ГИЛ.

6. Карпушина Н.М. Развивающие задачи по геометрии 8 класс.- М.: Школьная пресса. 2004

7. Интернет ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса геометрии 10 класс

Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на осно...

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа курса геометрии 7 класса (Атанасян Л. С.)

Рабочая программа курса геометрии 7 класса (Атанасян Л. С.)...

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...

Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС

Программа по геометрии для 8 класса...

Рабочая программа курса геометрии 10 класса (Атанасян Л. С.)

Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)...