Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robochaya_programma_geometriya_8.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Шугуровская средняя общеобразовательная школа»
Большеберезниковского муниципального района РМ
курса геометрии в 8 классе
Составитель: Тютина Н. В. -
учитель математики
2015 – 2016 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента Государственного общеобразовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (геометрия). (Приказ МОРФ от
05.03.2004 М21089);
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А.-Просвещение»,2009;
Федеральный базисный план для среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Инфорчационно – методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения
промежуточной аттестации учащихся.
Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
1) формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
2) овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения обучения;
З) развитие логического мышления, алгоритмической культуры,
пространственного воображения, математического мышления и интуиции, критичности и самокритичности;
4) воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения геометрии в основной школе учащиеся должны овладевать умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретать и совершенствовать опыт:
1) проведения доказательных рассуждении, логического оооснования выводов;
2) использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
3) решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
4) планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
5) построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
6) самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Количество часов по разделам
Рабочая программа составлена на основе общеобразовательной программы. Геометрии 7-9 классы. Сост. Бурмистрова ТА. — ((Просвещение»,2008 В связи с тем, что составителями общеобразовательной программы предполагается проведение только 4 часов в рамках повторения за пройденный курс (8 класса), мной были внесены некоторые коррективы, а именно:
Наименование разделов | Количество | Количество | |
I | Четырехугольники | 14 | 14 |
II | Площадь | 14 | 13 |
III | Подобные треугольники | 19 | 19 |
IV | Окружность | 17 | 16 |
V | Заключительное повторение курса геометрии 8 класса | 4 | 6 |
VI | Итого | 68 | 68 |
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: ((знать/понимать», ((уметь», использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Требования к уровню подготовки учеников
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, ученик должен
знать/понимать:
1) виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; осевая и центральная симметрии;
2) понятие площади многоугольника ( площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции);
З) теорему Пифагора;
4) понятие подобия;
5) признаки подобия треугольников;
6) синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника;
7) взаимное расположение прямой и окружности;
8) касательная к окружности;
9) центральные и вписанные углы;
10) четыре замечательные точки треугольника;
11) определение и свойства вписанной и описанной окружности;
12) каким образом возникла геометрия из практических задач землемерия.
уметь:
1) пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
2) распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
З) изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
4) распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
5) вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей);
6) решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
7) проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) описание реальных ситуаций на языке геометрии;
2) решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
З) вычисления длин, площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;
4) построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Межпредметные связи
1. Черчение. Четырехугольник, окружность, круг.
2. Биология. Подобные фигуры.
Содержание обучения геометрии
1.Четырехугольники (14часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапе ция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрия.
Основная цель — изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся как свойства геометрических фигур.
2. Площадь (13 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель — расширить и углубить представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
доказательство теоремы основывается на свойствах площадей квадрата и прямоугольника. доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
3. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Основная цель - ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть понятие подобных треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии
Определение подобных треугольников дается через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника,
утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о
пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. дается представление о
методе подобия в задачах на построение.
В заключении темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
4. Окружность (16 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замiечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Основная цель — расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
5. Повторение. Решение задач (6 часов)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теорети-ческое обучение, ч. | Решение задач, ч. | Контроль-ная работа, ч. | Самостоя-тельная работа, тест, ч. | |||
I | Четырехугольники | 14 | 4 | 7 | 1 | 2 |
II | Площадь | 13 | 3,5 | 7 | 1 | 1,5 |
III | Подобные треугольники | 19 | 6 | 9,5 | 2 | 1,5 |
IV | Окружность | 16 | 4 | 8,5 | 1 | 2,5 |
V | Заключительное повторение курса геометрии 8 класса | 6 | - | 5 | 1 | - |
VI | Итого | 68 | 17,5 | 37 | 6 | 7,5 |
Календарно-тематическое планирование
(I четверть — 18 часов, II четверть — 14 часов, III четверть — 20 часов, IV - четверть — 16 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Тип урока | Коли- чество часов | Из них | Дата проведения урока | |||
Решение задач | Контроль-ная работа, ч. | Самостоя-тельная работа, тест, ч. | плани-руемая | Факти-ческая | ||||
I | Четырехугольники | 14 | 7 | 1 | 2 | |||
1 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник. | УИНМ | 1 | |||||
2 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник. Решение задач. | УЗИМ | 1 | 1 | ||||
3 | Параллелограмм. Признаки параллелограмма. | УИНМ | 1 | |||||
4 | Трапеция. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
5 | Параллелограмм и трапеция. Решение задач. | УЗИМ | 1 | 1 | ||||
6 | Параллелограмм и трапеция. Самостоятельная работа. | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
7 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат. | УИНМ | 1 | |||||
8 | Прямоугольник. Ромб Квадрат. Решение задач. | УЗИМ | 1 | 1 | ||||
9 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Тест. | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
10 | Осевая и центральная симметрии. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
11 | Осевая и центральная симметрии. Решение задач. | УЗИМ | 1 | 1 | ||||
12 | Решение задач по теме «Четырехугольники» | УПЗУ | 1 | 1 | ||||
13 | Обобщения и систематизация знаний по теме «Четырехугольники». | УОСЗ | 1 | 1 | ||||
14 | Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание дробей». | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
II | Площадь | 13 | 7 | 1 | 1,5 | |||
15 | Анализ к/р. Площадь многоугольника. | УИНМ | 1 | |||||
16 | Площадь многоугольника. | УЗИМ | 1 | 1 | ||||
17 | Площадь параллелограмма. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
18 | Площадь треугольника. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
19 | Площадь трапеции. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
20 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Решение задач. | УЗИМ | 1 | 1 | ||||
21 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции Самостоятельная работа. | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
22 | Теорема Пифагора. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
23 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
24 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора». | УПЗУ | 1 | 1 | ||||
25 | Решение задач по теме «Площадь». Тест. | УПЗУ | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
26 | Обобщения и систематизация знаний по теме «Площадь». | УОСЗ | 1 | 1 | ||||
27 | Контрольная работа № 2 по теме «Площадь». | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
III | Подобные треугольники | 19 | 9,5 | 2 | 1,5 | |||
28 | Анализ к/р. Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
29 | Отношение площадей подобных треугольников. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
30 | Первый признак подобия треугольников. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
31 | Второй признак подобия треугольников. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
32 | Третий признак подобия треугольников. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
33 | Признаки подобия треугольников. Тест. | УПЗУ | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
34 | Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников». | УОСЗ | 1 | 1 | ||||
35 | Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников». | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
36 | Анализ к/р. Средняя линия треугольника. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
37 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
38 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Самостоятельная работа. | УПЗУ | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
39 | Практические приложения подобия треугольников. | УИНМ | 1 | |||||
40 | Практические приложения подобия треугольников. | 1 | 1 | |||||
41 | О подобии произвольных фигур. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
42 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
43 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º, 60º. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
44 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Тест | УПЗУ | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
45 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника». | УОСЗ | 1 | 1 | ||||
46 | Контрольная работа №4 по теме «Квадратные корни» | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
IV | Окружность | 16 | 8,5 | 1 | 2,5 | |||
46 | Анализ к/р. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. | УИНМ | 1 | |||||
47 | Касательная к окружности. | УЗИМ | 1 | 1 | ||||
48 | Градусная мера дуги окружности. Центральный угол. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
49 | Теорема о вписанном угле. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
50 | Центральные и вписанные углы. | УЗИМ | 1 | 1 | ||||
51 | Центральные и вписанные углы. Самостоятельная работа. | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
52 | Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
53 | Теорема о пересечении высот треугольника. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
55 | Четыре замечательные точки треугольника. Тест. | УПЗУ | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
56 | Вписанная окружность. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
57 | Описанная окружность. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
58 | Вписанная и описанная окружности. | УПЗУ | 1 | 1 | ||||
59 | Вписанная и описанная окружности. Самостоятельная работа. | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
60 | Решение задач по теме «Окружность». | УЗИМ | 1 | 1 | ||||
61 | Обобщения и систематизация знаний по теме «Окружность». | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
62 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность». | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
V | Заключительное повторение курса геометрии 8 класса | 6 | 5 | 1 | ||||
63 | Четырехугольники. | УОСЗ | 1 | 1 | ||||
64 | Площадь. | УОСЗ | 1 | 1 | ||||
65 | Подобные треугольники. | УОСЗ | 1 | 1 | ||||
66 | Окружность. | УОСЗ | 1 | 1 | ||||
67 | Итоговая контрольная работа. | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
68 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Заключительный урок. | УОСЗ | 1 | 1 | ||||
ИТОГО | 68 | 37 | 6 | 7,5 |
Сокращения, используемые в календарно – тематическом планировании:
Типы уроков:
УИНМ — урок изучения нового материала.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
Содержание практической деятельности
Планирую реализовать учебный процесс с использованием УМК (список авторов учебников перечислен выше), интернет ресурсов. В учебном процессе предполагается реализация системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов.
Материально — техническое обеспечение
1. Компьютер.
2.Раздаточный дидактический материал;
З. Таблицы: т. Пифагора, признаки подобия треугольников, четырехугольники, центральные и вписанные углы.
Список литературы
Основная учебно — методическая литература
Программа общеобразовательных учреждений: Геометрия. 7-9 кл./ Сост.
Бурмистрова Т.А. — М.: Просвещение, 2008.
Учебник: Л.С.Атанасян и др. Геометрия, 7-9 кл: учеб.для общеобразоват. учреждений:
— М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
1 .Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 7-9 классах —М.:
Просвещение,2007.
2. Зив Б.Г., НекрасовВ.Б. дидактические материалы по геометрии для 8кл. — М.:
Просвещение, 2007.
З. Научно-теоретический и методический журнал ((Математика в школе»
4. Мищенко Т.М. дидактические карточки-задания по геометрии.- М.:
Издательство ((Экзамен».2004
5. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к ГИЛ.
6. Карпушина Н.М. Развивающие задачи по геометрии 8 класс.- М.: Школьная пресса. 2004
7. Интернет ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса геометрии 10 класс
Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на осно...
Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс
Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая программа курса геометрии 7 класса (Атанасян Л. С.)
Рабочая программа курса геометрии 7 класса (Атанасян Л. С.)...
рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ
рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...
Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС
Программа по геометрии для 8 класса...
Рабочая программа курса геометрии 10 класса (Атанасян Л. С.)
Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)...