Рабочая программа курса геометрии 7 класса (Атанасян Л. С.)
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа курса геометрии 7 класса (Атанасян Л. С.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_7_rabochaya_programma.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Шугуровская средняя общеобразовательная школа»
Большеберезниковского муниципального района РМ
курса геометрии в 7 классе
Составитель: Тютина Н. В. -
учитель математики
2015 – 2016 уч. год
Пояснительная записка
Цели изучения курса геометрии 7 класса:
- систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах.
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008).
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в программе | Количество часов в рабочей программе |
Глава I. Начальные геометрические сведения. | 7 | 8 |
Глава II. Треугольники. | 14 | 14 |
Глава III. Параллельные прямые. | 9 | 9 |
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 16 | 16 |
Повторение. Решение задач. | 4 | 3 |
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим:
5 часов в неделю алгебры в I четверть, 3 часа в неделю во II-IV четверти, итого 120 часов; 2 часа в неделю геометрии во II-IV четверти, итого 50 часов.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Максималь ная нагрузка, ч. | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Решение задач, ч. | Контрольная работа, ч. | С/р, ч. | |||
I. | Начальные геометрические сведения | 8 | 3 | 3 | 1 | 1 |
II. | Треугольники | 14 | 3 | 7 | 1 | 3 |
III. | Параллельные прямые | 9 | 2 | 5 | 1 | 1 |
IV. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 16 | 5 | 7 | 2 | 2 |
Повторение. Решение задач. | 3 | - | 3 | - | - | |
Итого: | 50 | 13 | 25 | 5 | 7 |
Содержание курса геометрии 7 класса
№ п\п | Наименование раздела | Обязательные результаты обучения (знания и умения) | Содержание раздела | Контрольные работы |
I | Начальные геометрические сведения | знать: что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных смежных углов. уметь: изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы. | Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые. | Контрольная работа №1 по теме «Измерение отрезков и углов». |
II | Треугольники | знать и доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности. уметь применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному середины отрезка, прямую перпендикулярную данной. | Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники». |
III | Параллельные прямые | знать формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых; уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых. | Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые». |
IV | Соотношения между сторонами и углами треугольника | знать теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой ∙ уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам. | Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам. | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам». |
V | Повторение. Решение задач | Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Тип урока | Коли- чество часов | Из них | Дата проведения урока | |||
Решение задач | Контроль-ная работа, ч. | Самостоя-тельная работа, ч. | плани-руемая | факти-ческая | ||||
I | Начальные геометрические сведения | 8 | 3 | 1 | 1 | |||
1 | Прямая и отрезок. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
2 | Луч и угол. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
3 | Сравнение отрезков и углов. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
4 | Измерение отрезков. Самостоятельная работа. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
5 | Измерение углов. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
6 | Перпендикулярные прямые. Самостоятельная работа. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
7 | Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов». | УПЗУ | 1 | 1 | ||||
8 | Контрольная работа №1 по теме «Измерение отрезков и углов». | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
II | Треугольники | 14 | 7 | 1 | 3 | |||
9 | Треугольник. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
10 | Первый признак равенства треугольников. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
11 | Первый признак равенства треугольников. Самостоятельная работа. | УПЗУ | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
12 | Перпендикуляр к прямой. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
13 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
14 | Свойства равнобедренного треугольника. Самостоятельная работа. | КУ | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
15 | Второй признак равенства треугольников. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
16 | Третий признак равенства треугольников. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
17 | Второй и третий признаки равенства треугольников. Проверочная самостоятельная работа. | УПЗУ | 1 | 1 | ||||
18 | Задачи на построение. | УПЗУ | 1 | 1 | ||||
19 | Решение задач на построение. | УПЗУ | 1 | 1 | ||||
20 | Решение задач по теме «Треугольники». | УОСЗ | 1 | 1 | ||||
21 | Повторение по теме «Треугольники». Проверочная самостоятельная работа. | УПЗУ | 1 | 1 | ||||
22 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники». | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
III | Параллельные прямые | 9 | 5 | 1 | 1 | |||
23 | Определение параллельных прямых. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
24 | Признаки параллельности двух прямых. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
25 | Практические способы построения параллельных прямых. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
26 | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых | КУ | 1 | 0,5 | ||||
27 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
28 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Самостоятельная работа. | УПЗУ | 1 | 0,5 | 1 | |||
29 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». | УПЗУ | 1 | 1 | ||||
30 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». | УОСЗ | 1 | 1 | ||||
31 | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые». | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
IV | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 16 | 7 | 2 | 2 | |||
32 | Теорема о сумме углов треугольника. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
33 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
34 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
35 | Неравенство треугольника. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
36 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника». Самостоятельная работа. | УПЗУ | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
37 | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
38 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | УИНМ | 1 | 0,5 | ||||
39 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | КУ | 1 | 0,5 | ||||
40 | Уголковый отражатель. | УЗИМ | 1 | 0,5 | ||||
41 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники». Самостоятельная работа. | УПЗУ | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
42 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | УОСЗ | 1 | 0,5 | ||||
43 | Построение треугольника по трем элементам. | УОСЗ | 1 | |||||
44 | Решение задач на построение треугольника. | УПКЗУ | 1 | 1 | ||||
45 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам». Самостоятельная работа. | УИНМ | 1 | 1 | ||||
46 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам». | УЗИМ | 1 | 1 | ||||
47 | Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам». | УПЗУ | 1 | 1 | ||||
V | Повторение. Решение задач | 3 | 3 | |||||
48 | Решение задач по теме «Треугольники». | УПЗУ | 1 | 1 | ||||
49 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». | УОСЗ | 1 | 1 | ||||
50 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Подведение итогов. | УИНМ | 1 | 1 |
Сокращения, используемые в календарно – тематическом планировании:
Типы уроков:
УИНМ — урок изучения нового материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
Материально – техническое обеспечение
Комплект учебных чертёжных инструментов
- Циркуль.
- Транспортир.
- Линейка 60 см.
- Угольник 30°, 60°, 90°.
Электронные учебные пособия
- Боревский Л.Я. Курс математики базовый для школьников и абитуриентов. – МедиаХауз, 2000.
- Интерактивная математика 5-9 классы.
- ЭСУН «Вычислительная математика и программирование». 2 CD
- Математика. 5-11 классы. 3 CD
- Живая геометрия. – Институт новых технологий образования, 2001.
- ЭСУН «Вычислительная математика и программирование». 2 CD.
- Башня знаний. Развивающие задания. – New Media Corporation, 2002.
Список литературы:
Основная учебно – методическая литература
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
- Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384 с.: ил.
- Изучение геометрии в 7-9 классах: Метод. рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. – М.: Просвещение, 2008.
- Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы. 7 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 127 с.: ил.
- Геометрия: Рабочая тетрадь. 7 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 64 с.: ил.
Дополнительная литература
- Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263)
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004 г. № 1089).
- Математические диктанты для 5-9 классов: Книга для учителя / Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков, Г.Г. Левилас. – М.: Просвещение, 1991. – 60 с.: ил.
- Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 160 с.: ил.
- Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994. 222 с.: ил.
- Волошинов А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 1992. – 335 с.: ил.
- Левшин В.А. Магистр Рассеянных наук. – М.: «Московский клуб», 1994. – 256 с.: ил.
- Левшин В.А. Новые рассказы рассеянного магистра. – М.: «Московский клуб», 1994. – 176 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса геометрии 10 класс
Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на осно...
Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс
Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)
Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)...
рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ
рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...
Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС
Программа по геометрии для 8 класса...
Рабочая программа курса геометрии 10 класса (Атанасян Л. С.)
Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)...