Рабочая программа курса геометрии 7 класса (Атанасян Л. С.)
рабочая программа (7 класс) на тему

Тютина Наталья Владимировна

Рабочая программа курса геометрии 7 класса (Атанасян Л. С.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_7_rabochaya_programma.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Большеберезниковского муниципального района РМ

       

курса геометрии в 7 классе

                          Составитель: Тютина Н. В. -

учитель математики 

2015 – 2016 уч. год


Пояснительная записка

Цели изучения курса геометрии 7 класса:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах.
  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования,   примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008).

В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в программе

Количество часов в рабочей программе

Глава I. Начальные геометрические сведения.

7

8

Глава II. Треугольники.

14

14

Глава III. Параллельные прямые.

9

9

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

16

16

Повторение. Решение задач.

4

3

Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим:

5 часов в неделю алгебры в I четверть, 3 часа в неделю во II-IV четверти, итого 120 часов; 2 часа в неделю геометрии во II-IV четверти, итого 50 часов.

В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:

                знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

        уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов

Максималь ная нагрузка,              ч.

Из них

Теоретическое обучение,          ч.

Решение задач,                   ч.

Контрольная работа,                      ч.

С/р, ч.                                        

I.

Начальные геометрические сведения

8

3

3

1

1

II.

Треугольники

14

3

7

1

3

III.

Параллельные прямые

9

2

5

1

1

IV.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

16

5

7

2

2

Повторение. Решение задач.

3

-

3

-

-

Итого:

50

13

25

5

7


Содержание курса геометрии 7 класса

п\п

Наименование раздела

Обязательные результаты обучения (знания и умения)

Содержание раздела

Контрольные работы

I

Начальные геометрические сведения

знать: что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных смежных углов.

уметь: изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Контрольная работа №1 по теме «Измерение отрезков и углов».

II

Треугольники

знать и доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.

уметь применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному середины отрезка, прямую перпендикулярную данной.

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Контрольная работа №2 по теме  «Треугольники».

III

Параллельные прямые

знать формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых;

уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых.

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые».

IV

Соотношения между сторонами и углами треугольника

знать теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой

         уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам».

V

Повторение. Решение задач

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Тип урока

Коли-

чество

часов

Из них

Дата проведения урока

Решение задач

Контроль-ная работа, ч.

Самостоя-тельная

работа, ч.

плани-руемая

факти-ческая

I

Начальные геометрические сведения

8

3

1

1

1

Прямая и отрезок.

УИНМ

1

0,5

2

Луч и угол.

КУ

1

0,5

3

Сравнение отрезков и углов.

КУ

1

0,5

4

Измерение отрезков. Самостоятельная работа.

КУ

1

0,5

5

Измерение углов.

КУ

1

0,5

6

Перпендикулярные прямые.  Самостоятельная работа.

КУ

1

0,5

7

Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов».

УПЗУ

1

1

8

Контрольная работа №1 по теме «Измерение отрезков и углов».

УПКЗУ

1

1

II

Треугольники

14

7

1

3

9

Треугольник.

УИНМ

1

0,5

10

Первый признак равенства треугольников.

КУ

1

0,5

11

Первый признак равенства треугольников. Самостоятельная работа.

УПЗУ

1

0,5

0,5

12

Перпендикуляр к прямой.

УИНМ

1

0,5

13

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

КУ

1

0,5

14

Свойства равнобедренного треугольника. Самостоятельная работа.

КУ

1

0,5

0,5

15

Второй   признак   равенства треугольников.

КУ

1

0,5

16

Третий   признак   равенства треугольников.

КУ

1

0,5

17

Второй и третий признаки равенства треугольников.

Проверочная  самостоятельная работа.

УПЗУ

1

1

18

Задачи на построение.

УПЗУ

1

1

19

Решение задач на построение.

УПЗУ

1

1

20

Решение задач по теме  «Треугольники».

УОСЗ

1

1

21

Повторение по теме  «Треугольники». Проверочная  самостоятельная работа.

УПЗУ

1

1

22

Контрольная работа №2 по теме  «Треугольники».

УПКЗУ

1

1

III

Параллельные прямые

9

5

1

1

23

Определение параллельных  прямых.

УИНМ

1

0,5

24

Признаки параллельности двух прямых.

КУ

1

0,5

25

Практические способы построения параллельных прямых.

КУ

1

0,5

26

Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых

КУ

1

0,5

27

Теоремы об углах,  образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

КУ

1

0,5

28

Теоремы об углах,  образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Самостоятельная работа.

УПЗУ

1

0,5

1

29

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

УПЗУ

1

1

30

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

УОСЗ

1

1

31

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые».

УПКЗУ

1

1

IV

Соотношения между сторонами и углами треугольника

16

7

2

2

32

Теорема о сумме углов треугольника.

УИНМ

1

0,5

33

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.

КУ

1

0,5

34

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

КУ

1

0,5

35

Неравенство треугольника.

КУ

1

0,5

36

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника». Самостоятельная работа.

УПЗУ

1

0,5

0,5

37

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

УПКЗУ

1

1

38

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

УИНМ

1

0,5

39

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

КУ

1

0,5

40

Уголковый отражатель.

УЗИМ

1

0,5

41

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники». Самостоятельная работа.

УПЗУ

1

0,5

0,5

42

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

УОСЗ

1

0,5

43

Построение треугольника по трем элементам.

УОСЗ

1

44

Решение задач на построение треугольника.

УПКЗУ

1

1

45

Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам». Самостоятельная работа.

УИНМ

1

1

46

Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам».

УЗИМ

1

1

47

Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам».

УПЗУ

1

1

V

Повторение. Решение задач

3

3

48

Решение задач по теме  «Треугольники».

УПЗУ

1

1

49

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

УОСЗ

1

1

50

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Подведение итогов.

УИНМ

1

1


Сокращения, используемые в календарно – тематическом планировании:

Типы уроков:

УИНМ — урок изучения нового материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ комбинированный урок.

Материально – техническое обеспечение

Комплект учебных чертёжных инструментов

  1. Циркуль.
  2. Транспортир.
  3. Линейка 60 см.
  4. Угольник 30°, 60°, 90°.

Электронные учебные пособия

  1. Боревский Л.Я. Курс математики базовый для школьников и абитуриентов. – МедиаХауз, 2000.
  2. Интерактивная математика 5-9 классы.
  3. ЭСУН «Вычислительная математика и программирование». 2 CD
  4. Математика. 5-11 классы. 3 CD
  5. Живая геометрия. – Институт новых технологий образования, 2001.
  6. ЭСУН «Вычислительная математика и программирование». 2 CD.
  7. Башня знаний. Развивающие задания. – New Media Corporation, 2002.

Список литературы:

Основная учебно – методическая литература

  1. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
  2. Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384 с.: ил.
  3. Изучение геометрии в 7-9 классах: Метод. рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы. 7 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 127 с.: ил.
  5. Геометрия: Рабочая тетрадь. 7 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 64 с.: ил.

Дополнительная литература

  1. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263)
  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004 г. № 1089).
  3. Математические диктанты для 5-9 классов: Книга для учителя / Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков, Г.Г. Левилас. – М.: Просвещение, 1991. – 60 с.: ил.
  4. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 160 с.: ил.
  5. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994. 222 с.: ил.
  6. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 1992. – 335 с.: ил.
  7. Левшин В.А. Магистр Рассеянных наук. – М.: «Московский клуб», 1994. – 256 с.: ил.
  8. Левшин В.А. Новые рассказы рассеянного магистра. – М.: «Московский клуб», 1994. – 176 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса геометрии 10 класс

Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на осно...

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)

Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)...

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...

Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС

Программа по геометрии для 8 класса...

Рабочая программа курса геометрии 10 класса (Атанасян Л. С.)

Рабочая программа курса геометрии 8 класса (Атанасян Л. С.)...