РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Учусь творчески общаться»
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески общаться» для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_po_vyboru_6_klass.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Учусь творчески общаться»
для 6-х классов
уровень: общеобразовательный
Учитель: Марян Марина Альбертовна
2018/19
учебный год
Рабочая программа курса по выбору « Учусь творчески общаться» для 6 класса разработана на основе авторской программы: Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. «Учусь творчески мыслить». - Минск, 2016.
Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития образования является формирование личности, способной к творческой самореализации. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей.
Целью программы: является развитие творческого общения у учащихся базовой школы.
Задачи программы:
1.Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
2.Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.
3.Формирование и развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения творческих задач.
4.Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации возникших в ходе решения задачи противоречий.
Срок действия программы: один год (36 часов)
Режим работы: одно занятие в неделю
Результаты освоения курса
По итогам освоения курса учащиеся должны иметь представление:
- об основных закономерностях межличностного восприятия в процессе общения;
- об особенностях приёма-передачи информации в процессе общения;
- об основных стратегиях взаимодействия людей в процессе общения;
Кроме того, учащиеся должны уметь:
-применять приемы активного слушания;
- находить «общий язык» с собеседником;
- владеть приёмами поддержания беседы;
- владеть приёмами аргументации своего мнения;
- владеть приемами противостояния нежелательному влиянию и деструктивной критике и прочие.
Содержание программы
Какую бы профессию в будущем не избрал нынешний учение, более половины техзадач, которые встанут перед ним, будут связаны с общением. Учитель, врач, инженер, автослесарь, продавец, руководитель - всем приходиться коммуникативные задачи. Надо уметь воспроизвести благоприятное впечатление на клиента, руководителя, коллег по работе, надо уметь эффективно передавать и воспринимать информацию; придётся воспринимать информацию; придется восстанавливать эффективные взаимотношения4 избирая цивилизованные стратегии взаимодействия с окружающими. Ученикам приходиться задумываться и в повседневной жизни над тем, как познакомиться с новыми друзьями, построить отношения с учителями и родителями, как быть убедительным, каким образом защититься от чужого негативного влияния. Предложенный курс включает в себя специально подобранные теоретические сведения, упражнения и задания, которые позволят ученикам вместе с учителем открыть, сформулировать и попробовать применять основные закономерности человеческого общения.
Тема 1. «Из чего состоит первое впечатление?» (1 час)
Цель: развитие творческой продуктивности, гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления о закономерностях восприятия людьми друг друга в процессе общения.
Тема 2. «Однажды в следующей жизни, когда я стану кошкой.....» (1 час)
Цель: развитие творческой продуктивности, гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления о закономерностях восприятия людьми друг друга в процессе общению.
Тема 3. « Что такое имидж?» (1 час)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления об имидже; развитие способности к преобразованию имеющейся информации.
Тема 4. «Поработаем стилистами» (1 час)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие представления учащихся об имидже; развитие умения устанавливать связи между образной и поведенческой информацией.
Тема 5. «Message себе и окружающим» (1 час)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие представлений об имидже.
Тема 6. «Выход и виртуальное пространство» (1 час)
Цель: развитие продуктивности, гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование понятий виртуального общения и представления о виртуальном имидже.
Тема 7 «Вижу-думаю-чувствую» (1 час)
Цель: развитие продуктивности наглядно--образного и словесно-логического мышления при помощи метода мозгового штурма; формирование у детей представления о такой закономерности восприятия как причинная обусловленность.
Тема 8 «Раз-два; два-голова; три-смотри; четыре-руки шире» (1 час)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного мышления; развитие умения устанавливать связи между образной, символической и поведенческой информацией. Тема 9 «Ты и я одной крови» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование у детей представления о партнерской стратегии в процессе взаимодействия.
Тема 10 «Еще раз о заветных словах джунглей» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование у детей представления о партнерской стратегии в процессе взаимодействия.
Тема 11 « Психологический тренажер: что между нами общего?» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; упражнение в технике подчеркивания общности ( целей, интересов, индивидуальных особенностей), формирование представления о технике подчеркивания значимости партнера.
Тема 12 «Далеко ли от пещеры?» (1 час)
Цель: формирование у детей представления об эффективных и неэффективных стратегиях взаимодействия людей в процессе общения.
Тема 13 «Первый урок высшего пилотажа»
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; закрепление техник нахождения общности и подчеркивания значимости партнера.
Тема 14 «Второй урок высшего пилотажа» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; закрепление коммуникативной стратегии цивилизованного взаимодействия.
Тема 15 «Отчего портится телефон?» (1 час)
Цель: формирование у учащихся представления о закономерностях приёма-передачи информации.
Тема 16 «Помехи в эфире» (1 час)
Цель: формирование у учащихся представления о закономерностях приёма-передачи информации; развитие навыков проведения техники мозгового штурма.
Тема 17 «Преодоление барьерного рифа» (1 час)
Цель: развитие продуктивности словесно-логического мышления на основе метода мозгового штурма; исследование приёма управления внимание слушателей.
Тема 18 «Как поймать мысль за хвост» (1 час)
Цель: формирование представления учащихся о таком приеме эффективного общения как активное слушание.
Тема 19 «Давай познакомимся!» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов; рассмотрения этических аспектов межличностного общения.
Тема 20 «Почему молчание-золото?» (1 час)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у учащихся навыков активного слушания.
Тема 21 «Поговорим.....молча!» (1 час)
Цель: развитие гибкости и оригинальности наглядно-образного мышления, способности разрабатывать детали невербального общения.
Тема 22 «Спроси меня!» (1 час)
Цель: развитие продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; формирование представления об открытых и закрытых вопросах; рассмотрение этических аспектов человеческих взаимоотношений.
Тема 23 «Давай поболтаем!» (1 час)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления ; формирование у учащихся умений вести эмоционально-непринужденную беседу, рассмотрение этических аспектов человеческого общения.
Тема 24 «Секреты своего мнения» (1 час)
Цель: развитие продуктивности, гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления о субъективности мнения каждого человека об объективной реальности.
Тема 25 «Как стать убедительным» (1 час)
Цель: развитие оригинальности, гибкости словесно-логического мышления;
формирование у детей представления об одной из закономерностей аргументирования.
Тема 26 «Третий урок высшего пилотажа» (1 час)
Цель: развитие оригинальности, гибкости словесно-логического мышления; формирование о стратегии и искусстве убеждения.
Тема 27 «Купи слона!» или как сказать «нет»?» (1 час)
Цель: развитие оригинальности и гибкости словесно-логического мышления; формирование у детей представления о методах противостояния чужому влиянию.
Тема 28 «Меня критикуют? Отлично!» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование представления о способах цивилизованного взаимодействия в ситуации конструктивной критики; обсуждение этических аспектов человеческого общения.
Тема 29 «Внимание! Высокое эмоциональное напряжение!» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование у детей представления о противостоянии агрессивному психологическому воздействию
Тема 30 «Кто такой посредник?» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование представления о миссии посредника; обсуждение этических аспектов взаимоотношений.\
Тема 31 -32 «Давайте говорить друг другу комплименты!» (2 часа)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование представления об искусстве комплимента, обсуждение этических аспектов общения.
Тема 33- 34 «Расскажу историю!» (2 часа)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления об имидже; развитие способности к преобразованию имеющихся информации.
Формы организации и виды деятельности школьников.
Вилы деятельности:
- интегрированные занятия;
- сюжетно-ролевая игра;
- дискуссия;
- творческая разминка;
- беседа по новой теме;
- работа с заданиями в пособии по теме урока;
- обсуждение и подведение итогов занятия.
Формы деятельности:
-групповые;
-индивидуальные;
-парные
Тематическое планирование
№ п/п. | Содержание программы | Количество часов |
1 | Из чего состоит первое впечатление? | 1 |
2 | Однажды в следующей жизни, когда я стану кошкой..... | 1 |
3 | Что такое имидж? | 1 |
4 | Поработаем стилистами | 1 |
5 | Message себе и окружающим | 1 |
6 | Выход и виртуальное пространство | 1 |
7 | Вижу-думаю-чувствую | 1 |
8 | Раз-два; два-голова; три-смотри; четыре-руки шире | 1 |
9 | Ты и я одной крови | 1 |
10 | Еще раз о заветных словах джунглей | 1 |
11 | Психологический тренажер: что между нами общего? | 1 |
12 | Далеко ли от пещеры? | 1 |
13 | Первый урок высшего пилотажа | 1 |
14 | Второй урок высшего пилотажа | 1 |
15 | Отчего портится телефон? | 1 |
16 | Помехи в эфире | 1 |
17 | Преодоление барьерного рифа | 1 |
18 | Как поймать мысль за хвост | 1 |
19 | Давай познакомимся! | 1 |
20 | Почему молчание-золото? | 1 |
21 | Поговорим.....молча! | 1 |
22 | Спроси меня! | 1 |
23 | Давай поболтаем! | 1 |
24 | Секреты своего мнения | 1 |
25 | Как стать убедительным | 1 |
26 | Третий урок высшего пилотажа | 1 |
27 | Купи слона!» или как сказать «нет»? | 1 |
28 | Меня критикуют? Отлично! | 1 |
29 | Внимание! Высокое эмоциональное напряжение! | 1 |
30 | Кто такой посредник? | 1 |
31-32 | Давайте говорить друг другу комплименты! | 2 |
33-34 | Расскажу историю! | 2 |
Литература
1. Алексеев Н.Д. « Учусь творчески общаться»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с рус.яз. Обучения/ Н.Д. Алексеев, А.С. Исаенко, Т.И. Кузей.-Минск
2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?-М.: ЧеРо. Сфера.2005.
3. Чудова Н.В., Особенности образа «Я» «Жители Интернета»// Психологический журнал, 2002, №23
4. Ю.С. Крижанская, В.П. Тритьяков «Грамматика общения».
5. Цит.по О.А. Мирошников, Эффективные переговоры.-М.:Издательский дом» ИНФРА-М», «Издательство «Весь мир», 2000 г.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору "Учимся решать текстовые задачи"
Предметно-ориентированный курс для организации предпрофильной подготовки. Тема предлагаемого курса актуальна, так как учащиеся и основной, и средней школы не в полной мере владеют навыками решения тек...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
Рабочая программа курса по выбору «Учимся писать итоговое сочинение»
Рабочая программа курса по выбору«Учимся писать итоговое сочинение»...
Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески общаться»
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору « Учусь творчески мыслить»
Рабочая программа курса по выбору для обучающихся 5 класса...
Рабочая программа курса по выбору_10 класс_Учимся писать сочинение.
Рабочая программа составлена на основе:Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Федерального государственного образовательного стандарта ср...
Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески мыслить» для 5 класса
Основной целью программы является развитие творческого мышления у обучающихся базовой школы....