РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Учусь творчески общаться»
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески общаться» для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Учусь творчески общаться»
для 6-х классов
уровень: общеобразовательный
Учитель: Марян Марина Альбертовна
2018/19
учебный год
Рабочая программа курса по выбору « Учусь творчески общаться» для 6 класса разработана на основе авторской программы: Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. «Учусь творчески мыслить». - Минск, 2016.
Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития образования является формирование личности, способной к творческой самореализации. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей.
Целью программы: является развитие творческого общения у учащихся базовой школы.
Задачи программы:
1.Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
2.Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.
3.Формирование и развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения творческих задач.
4.Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации возникших в ходе решения задачи противоречий.
Срок действия программы: один год (36 часов)
Режим работы: одно занятие в неделю
Результаты освоения курса
По итогам освоения курса учащиеся должны иметь представление:
- об основных закономерностях межличностного восприятия в процессе общения;
- об особенностях приёма-передачи информации в процессе общения;
- об основных стратегиях взаимодействия людей в процессе общения;
Кроме того, учащиеся должны уметь:
-применять приемы активного слушания;
- находить «общий язык» с собеседником;
- владеть приёмами поддержания беседы;
- владеть приёмами аргументации своего мнения;
- владеть приемами противостояния нежелательному влиянию и деструктивной критике и прочие.
Содержание программы
Какую бы профессию в будущем не избрал нынешний учение, более половины техзадач, которые встанут перед ним, будут связаны с общением. Учитель, врач, инженер, автослесарь, продавец, руководитель - всем приходиться коммуникативные задачи. Надо уметь воспроизвести благоприятное впечатление на клиента, руководителя, коллег по работе, надо уметь эффективно передавать и воспринимать информацию; придётся воспринимать информацию; придется восстанавливать эффективные взаимотношения4 избирая цивилизованные стратегии взаимодействия с окружающими. Ученикам приходиться задумываться и в повседневной жизни над тем, как познакомиться с новыми друзьями, построить отношения с учителями и родителями, как быть убедительным, каким образом защититься от чужого негативного влияния. Предложенный курс включает в себя специально подобранные теоретические сведения, упражнения и задания, которые позволят ученикам вместе с учителем открыть, сформулировать и попробовать применять основные закономерности человеческого общения.
Тема 1. «Из чего состоит первое впечатление?» (1 час)
Цель: развитие творческой продуктивности, гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления о закономерностях восприятия людьми друг друга в процессе общения.
Тема 2. «Однажды в следующей жизни, когда я стану кошкой.....» (1 час)
Цель: развитие творческой продуктивности, гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления о закономерностях восприятия людьми друг друга в процессе общению.
Тема 3. « Что такое имидж?» (1 час)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления об имидже; развитие способности к преобразованию имеющейся информации.
Тема 4. «Поработаем стилистами» (1 час)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие представления учащихся об имидже; развитие умения устанавливать связи между образной и поведенческой информацией.
Тема 5. «Message себе и окружающим» (1 час)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие представлений об имидже.
Тема 6. «Выход и виртуальное пространство» (1 час)
Цель: развитие продуктивности, гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование понятий виртуального общения и представления о виртуальном имидже.
Тема 7 «Вижу-думаю-чувствую» (1 час)
Цель: развитие продуктивности наглядно--образного и словесно-логического мышления при помощи метода мозгового штурма; формирование у детей представления о такой закономерности восприятия как причинная обусловленность.
Тема 8 «Раз-два; два-голова; три-смотри; четыре-руки шире» (1 час)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного мышления; развитие умения устанавливать связи между образной, символической и поведенческой информацией. Тема 9 «Ты и я одной крови» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование у детей представления о партнерской стратегии в процессе взаимодействия.
Тема 10 «Еще раз о заветных словах джунглей» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование у детей представления о партнерской стратегии в процессе взаимодействия.
Тема 11 « Психологический тренажер: что между нами общего?» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; упражнение в технике подчеркивания общности ( целей, интересов, индивидуальных особенностей), формирование представления о технике подчеркивания значимости партнера.
Тема 12 «Далеко ли от пещеры?» (1 час)
Цель: формирование у детей представления об эффективных и неэффективных стратегиях взаимодействия людей в процессе общения.
Тема 13 «Первый урок высшего пилотажа»
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; закрепление техник нахождения общности и подчеркивания значимости партнера.
Тема 14 «Второй урок высшего пилотажа» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; закрепление коммуникативной стратегии цивилизованного взаимодействия.
Тема 15 «Отчего портится телефон?» (1 час)
Цель: формирование у учащихся представления о закономерностях приёма-передачи информации.
Тема 16 «Помехи в эфире» (1 час)
Цель: формирование у учащихся представления о закономерностях приёма-передачи информации; развитие навыков проведения техники мозгового штурма.
Тема 17 «Преодоление барьерного рифа» (1 час)
Цель: развитие продуктивности словесно-логического мышления на основе метода мозгового штурма; исследование приёма управления внимание слушателей.
Тема 18 «Как поймать мысль за хвост» (1 час)
Цель: формирование представления учащихся о таком приеме эффективного общения как активное слушание.
Тема 19 «Давай познакомимся!» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов; рассмотрения этических аспектов межличностного общения.
Тема 20 «Почему молчание-золото?» (1 час)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у учащихся навыков активного слушания.
Тема 21 «Поговорим.....молча!» (1 час)
Цель: развитие гибкости и оригинальности наглядно-образного мышления, способности разрабатывать детали невербального общения.
Тема 22 «Спроси меня!» (1 час)
Цель: развитие продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; формирование представления об открытых и закрытых вопросах; рассмотрение этических аспектов человеческих взаимоотношений.
Тема 23 «Давай поболтаем!» (1 час)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления ; формирование у учащихся умений вести эмоционально-непринужденную беседу, рассмотрение этических аспектов человеческого общения.
Тема 24 «Секреты своего мнения» (1 час)
Цель: развитие продуктивности, гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления о субъективности мнения каждого человека об объективной реальности.
Тема 25 «Как стать убедительным» (1 час)
Цель: развитие оригинальности, гибкости словесно-логического мышления;
формирование у детей представления об одной из закономерностей аргументирования.
Тема 26 «Третий урок высшего пилотажа» (1 час)
Цель: развитие оригинальности, гибкости словесно-логического мышления; формирование о стратегии и искусстве убеждения.
Тема 27 «Купи слона!» или как сказать «нет»?» (1 час)
Цель: развитие оригинальности и гибкости словесно-логического мышления; формирование у детей представления о методах противостояния чужому влиянию.
Тема 28 «Меня критикуют? Отлично!» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование представления о способах цивилизованного взаимодействия в ситуации конструктивной критики; обсуждение этических аспектов человеческого общения.
Тема 29 «Внимание! Высокое эмоциональное напряжение!» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование у детей представления о противостоянии агрессивному психологическому воздействию
Тема 30 «Кто такой посредник?» (1 час)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование представления о миссии посредника; обсуждение этических аспектов взаимоотношений.\
Тема 31 -32 «Давайте говорить друг другу комплименты!» (2 часа)
Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование представления об искусстве комплимента, обсуждение этических аспектов общения.
Тема 33- 34 «Расскажу историю!» (2 часа)
Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления об имидже; развитие способности к преобразованию имеющихся информации.
Формы организации и виды деятельности школьников.
Вилы деятельности:
- интегрированные занятия;
- сюжетно-ролевая игра;
- дискуссия;
- творческая разминка;
- беседа по новой теме;
- работа с заданиями в пособии по теме урока;
- обсуждение и подведение итогов занятия.
Формы деятельности:
-групповые;
-индивидуальные;
-парные
Тематическое планирование
№ п/п. | Содержание программы | Количество часов |
1 | Из чего состоит первое впечатление? | 1 |
2 | Однажды в следующей жизни, когда я стану кошкой..... | 1 |
3 | Что такое имидж? | 1 |
4 | Поработаем стилистами | 1 |
5 | Message себе и окружающим | 1 |
6 | Выход и виртуальное пространство | 1 |
7 | Вижу-думаю-чувствую | 1 |
8 | Раз-два; два-голова; три-смотри; четыре-руки шире | 1 |
9 | Ты и я одной крови | 1 |
10 | Еще раз о заветных словах джунглей | 1 |
11 | Психологический тренажер: что между нами общего? | 1 |
12 | Далеко ли от пещеры? | 1 |
13 | Первый урок высшего пилотажа | 1 |
14 | Второй урок высшего пилотажа | 1 |
15 | Отчего портится телефон? | 1 |
16 | Помехи в эфире | 1 |
17 | Преодоление барьерного рифа | 1 |
18 | Как поймать мысль за хвост | 1 |
19 | Давай познакомимся! | 1 |
20 | Почему молчание-золото? | 1 |
21 | Поговорим.....молча! | 1 |
22 | Спроси меня! | 1 |
23 | Давай поболтаем! | 1 |
24 | Секреты своего мнения | 1 |
25 | Как стать убедительным | 1 |
26 | Третий урок высшего пилотажа | 1 |
27 | Купи слона!» или как сказать «нет»? | 1 |
28 | Меня критикуют? Отлично! | 1 |
29 | Внимание! Высокое эмоциональное напряжение! | 1 |
30 | Кто такой посредник? | 1 |
31-32 | Давайте говорить друг другу комплименты! | 2 |
33-34 | Расскажу историю! | 2 |
Литература
1. Алексеев Н.Д. « Учусь творчески общаться»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с рус.яз. Обучения/ Н.Д. Алексеев, А.С. Исаенко, Т.И. Кузей.-Минск
2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?-М.: ЧеРо. Сфера.2005.
3. Чудова Н.В., Особенности образа «Я» «Жители Интернета»// Психологический журнал, 2002, №23
4. Ю.С. Крижанская, В.П. Тритьяков «Грамматика общения».
5. Цит.по О.А. Мирошников, Эффективные переговоры.-М.:Издательский дом» ИНФРА-М», «Издательство «Весь мир», 2000 г.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Учимся решать текстовые задачи"
Предметно-ориентированный курс для организации предпрофильной подготовки. Тема предлагаемого курса актуальна, так как учащиеся и основной, и средней школы не в полной мере владеют навыками решения тек...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...

Рабочая программа курса по выбору «Учимся писать итоговое сочинение»
Рабочая программа курса по выбору«Учимся писать итоговое сочинение»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору « Учусь творчески мыслить»
Рабочая программа курса по выбору для обучающихся 5 класса...

Рабочая программа курса по выбору_10 класс_Учимся писать сочинение.
Рабочая программа составлена на основе:Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Федерального государственного образовательного стандарта ср...

Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески мыслить» для 5 класса
Основной целью программы является развитие творческого мышления у обучающихся базовой школы....