Рабочая программа курса по выбору_10 класс_Учимся писать сочинение.
рабочая программа по литературе (10 класс)
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»).
- Информационного письма Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. №НТ-904/08;
- «Методического обеспечения итогового сочинения (изложения) в 2014–2015учебном году» (ФИПИ), в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г.(зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014г., регистрационный №33604).
- Учебного плана МБОУ «Ермаковская СШ №2».
Цель курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Задачи курса:
- развитие коммуникативно-речевой культуры;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- формирование языковой и лингвистической компетенций;
- формирование умений создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- развитие ассоциативного мышления учащихся.
Цели и задачи курса определены, исходя из методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_uchimsya_pisat_sochinenie_10_klass.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»).
- Информационного письма Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. №НТ-904/08;
- «Методического обеспечения итогового сочинения (изложения) в 2014–2015учебном году» (ФИПИ), в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г.(зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014г., регистрационный №33604).
- Учебного плана МБОУ «Ермаковская СШ №2».
Цель курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Задачи курса:
- развитие коммуникативно-речевой культуры;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- формирование языковой и лингвистической компетенций;
- формирование умений создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- развитие ассоциативного мышления учащихся.
Цели и задачи курса определены, исходя из методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Общая характеристика учебного курса.
Сочинение уже более двухсот лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. На несколько лет эта форма проверки уровня знаний учащихся была исключена из практики, оставшись только в формате сочинения ЕГЭ по русскому языку.
В 2014-2015 учебном году выпускники российских школ написали итоговое сочинение. Сочинение вернулось в школу после поручения президента РФ Владимира Путина в послании Федеральному собранию в 2014 году. "Обеспечить, начиная с 2014-2015 учебного года, учет результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами Единого государственного экзамена, при приеме в образовательные организации высшего образования", — говорится в документе, опубликованном на сайте Кремля.
Проводится сочинение в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный №33604).
Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе итогового сочинения, целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 11 классов.
Актуальность данного курса обусловлена новым форматом итогового сочинения и тем, что предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.
Новизна данного факультативного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием темы сочинения и способами её раскрытия, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).
Место учебного курса «Учимся писать сочинение».
Преподавание учебного курса «Учимся писать сочинение» представляет распределение учебных часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Ермаковская СОШ№2». Преподавание рассчитано на изучение учебного курса «Учимся писать сочинение» в 10 классе 34 ч. (1 час в неделю).
2. Планируемые результаты по итогам обучения
В результате изучения учебного курса «Учимся писать сочинение» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- читать тему сочинения (тема, рема, ключевые слова, проблематика, идея);
- раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения;
- составлять модель небольшого литературно-критического текста;
- определять узловые вопросы при проведении сопоставительного анализа произведений (на одну тему, на разные темы, но с одной ярко выраженной идеей);
- выявлять «вечные», жизненно важные нравственные ценности в произведениях разных эпох;
- овладеть определенным алгоритмом в написании сочинения;
научиться бережному, внимательному и уважительному отношению к слову
Cодержание тем учебного курса.
Вступительное занятие
Ознакомление учащихся с Посланием Президента РФ, Приказом Минобрнауки РФ , целями и задачами проведения сочинения, критериями оценивания, целями и задачами курса, направлениями тем в текущем году.
Анализ формулировки темы сочинения
Формулировка темы и ее конкретизаторы, формулировка темы и языковая единица, ее выражающая, тип темы по степени полноты отражения в ней суждения, анализ формулировки темы, определение своей задачи по ее раскрытию; вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из
них, их взаимосвязи; использование для тренировки вопросительных формулировок тем.
Композиция сочинения
Коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел. Сочинение как смысловое и структурное единство. Абзац в сочинении и его значение. Общая схема сочинения: вступление, основная часть, заключение. Соотношение частей сочинения. Объем сочинения.
Построение композиции сочинения по принципу доказательства теоремы.
Основная мысль (идея) сочинения
Осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке
проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме.
Анализ образцов и написание собственных работ.
Тезис
Формулировка тезисов сочинения. Авторское «я» в сочинении.
Написание тезисов к заданным темам.
Аргументы
Отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы
сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение
проблемы с опорой на выбранный материал.
Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование написанного.
Типы вступления
Назначение и роль вступления к сочинению. Возможные варианты вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое.
Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме.
Заключительная часть сочинения
Заключительная часть сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки сочинения.
Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок.
Итоговая работа
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия. | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | |
План. | Факт. | |||
1. | Вступительное занятие | 1 | 7.09 | |
2-3 | Анализ формулировки темы сочинения. | 2 | 14.09 21.09 | |
4-5 | Композиция сочинения | 2 | 28.09 5.10 | |
6-7. | Основная мысль (идея) сочинения | 2 | 12.10 19.10 | |
8-9. | Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ | 2 | 26.10 2.11 | |
10-11. | Тезис. | 2 | 9.11 16.11 | |
12-14. | Практикум. Написание тезисов к заданным темам. | 3 | 23.11 30.11 7.12 | |
15-16. | Аргументы. | 2 | 14.12 21.12 | |
17-20 | Практикум. «Мозговой штурм» - учимся подбирать аргументы. | 4 | 28.12 11.01 18.01 25.01 | |
21-22. | Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование написанного. | 2 | 1.02 8.02 | |
23-24. | Типы вступления. | 2 | 15.02 22.02 | |
25-27. | Практикум. Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме. | 3 | 1.03 15.03 22.03 | |
28. | Заключительная часть сочинения. | 1 | 29.03 | |
29-30. | Практикум. Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок. | 2 | 5.04 12.04 | |
31-33. | Итоговая работа. Написание сочинения. Взаимопроверка работ по критериям. | 3 | 19.04 26.04 17.04 | |
34. | Промежуточная аттестация. | 1 | 24.04 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"
Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...
Рабочая программа курса по выбору "Создание занимательных задач на компьютере"
Курс по выбору в 7 классе Рассчитан на 17 часов.1735 ...
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....
Рабочая программа кружка по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
Рабочая программа курса по выбору «Учимся писать итоговое сочинение»
Рабочая программа курса по выбору«Учимся писать итоговое сочинение»...
Рабочая программа курса по выбору «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа курса по выбору «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программ...