Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески общаться»
рабочая программа (6 класс)

Романенко Татьяна Владимировна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа-гимназия»

                                     г. Ярцева Смоленской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору

«Учусь творчески общаться»

для 6-х классов

уровень: общеобразовательный

Учитель: Романенко Татьяна Владимировна

2017/18

 учебный  год

        Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору « Учусь творчески общаться» для 6 класса разработана  на основе:

Авторской  программы: Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. «Учусь творчески мыслить». - Минск, 2014.

  Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития образования является формирование личности, способной к творческой самореализации. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей.

Основной целью программы является развитие творческого мышления у учащихся базовой школы.

Основные задачи программы;

  1. Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
  2. Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.
  3. Формирование и развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения творческих задач.
  4. Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации возникших в ходе решения задачи противоречий.

В основу программы легли основные дидактические принципы обучения: принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип творческого обучения, коммуникативно-речевой принцип, принцип обратной связи и принцип индивидуализации обучения.

Реализация принципа доступности, положенная в основу отбора материала для содержания программы, означает, что задания подобраны с учетом познавательных интересов и возрастных возможностей детей соответствующего возраста.

Принцип сознательности и активности, а также принцип творческого обучения означают, что основные приёмы и модели творческой деятельности дети самостоятельно открывают в результате специальным образом организованной игровой групповой или индивидуальной работы.

Коммуникативно-речевая направленность программы обусловливает выдвижение в качестве одной из главных задач воспитание у ребенка уважительного отношения к авторской идее партнера по общению, а также усвоение коммуникативных навыков конструктивного обсуждения задачи в ситуации различия вариантов её решения.

Воплощение принципа обратной связи означает развитие рефлексивных умений в процессе творческой деятельности ребенка.

Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в направленности обучения по программе «Учусь творчески мыслить» на формирование интереса учащегося к собственной творческой индивидуальности и к творческой индивидуальности партнера, предполагается действенное внимание к каждому ученику на каждом уроке.

В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой деятельности и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе.

У учащихся формируются следующие способности:

1) творческая продуктивность - способность придумать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.;

2) творческая гибкость - способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения;

 3) оригинальность - способность создавать уникальные и необычные идеи и решения;

4) способность к детальной разработке — способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки;

    5) коммуникативные способности - способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.

 

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся 6 года обучения

Учащиеся должны иметь представление:

  • об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;
  • о проявлении человеческой индивидуальности в процессе решения творческих задач.
  • о критериях различения оригинальных идей и идей повторяющихся, банальных;
  • о разделении ролей в творческой группе («генератор идей», «критик», «организатор работы», «разработчик и т.п.), и о том, что надо ценить вклад товарища в работу группы по тому, что у него лучше всего получается;
  • о правилах презентации своей творческой идеи или решения, разработанного группой.

Учащиеся должны уметь:

  • придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
  • уметь работать в группе методом «мозгового штурма»;
  • устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);
  • отбирать среди своих идей и идей товарищей оригинальные ответы;
  • терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые товарищами, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения;
  • презентировать свою авторскую идею;
  • презентировать от имени группы сообща найденное решение.

Структура курса

Курс включает в себя методические разработки 34 уроков (1 урок в неделю). Каждое занятие начинается с творческой разминки, далее выполняется основное задание, один или несколько вариантов дополнительных заданий

Каждый годичный курс обеспечен методическим руководством для педагога и строго соответствующим ему альбомом заданий для ребенка. Структурно альбом заданий для ребенка разбит на 17 заданий серии «А» (формирование приёмов творческого мышления ребенка), 17 заданий серии «Б» (закрепление и развитие навыков творческой деятельности ребенка) и 10 заданий серии «С» (формирование навыков самостоятельной творческой деятельности ребенка).

Оборудование:

1.доска;

2.персональный компьютер;

3.мультимедийный проектор;

4.экран навесной.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.Д. Алексеев, А.С. Исаенко, Т.И. Кузей. Одаренность: способности. Мотивация и творчество: пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2006.
  2. М.А. Андрианов. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе. Мн.: ИООО «Современное слово», 2004.-280 с.
  3. Ю.Б. Гатанов. Развиваю воображение.- СПб.: Питер,- 2000, 144 с.
  4. Ю.Б. Гатанов. Развитие личности, способной к творческой самореализации. - СПб, 1998.
  5. В. Н. Дружинин. Психология общих способностей М., 1995
  6. Я.Л. Коломинский. Социальная психология школьного класса. - Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003 - 312 с.
  7. В.А. Левин. Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику начального литературного образования. - М.: «Лайда», 1994.- 192 с.
  8. Н. С. Лейтес. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

Календарно-тематическое планирование уроков курса по выбору

« Учусь творчески мыслить» на 2017-2018 учебный год

п/п

Наименование тем

Количество

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечания

1-2

Восприятие

2

3-4

Знаки

2

5-6

Сходство

2

7-8

Загадки-ассоциации

2

9-10

 Тени

2

11-12

Рассказ с другой точки зрения

2

13-14

Интервью

2

15-16

Игра для зайцев и медведей

2

17-18

Причины

2

19-20

Помощь известных и великих

2

21-22

Предположения

2

23-24

Басни

2

25-26

Кричалки

2

27-28

Двойные картинки

2

29-30

Мифы и легенды

2

31-32

Замена

2

33-34

Проекты

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Учимся решать текстовые задачи"

Предметно-ориентированный курс для организации предпрофильной подготовки. Тема предлагаемого курса актуальна, так как учащиеся и основной, и средней школы не в полной мере владеют навыками решения тек...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Рабочая программа курса по выбору «Учимся писать итоговое сочинение»

Рабочая программа курса по выбору«Учимся писать итоговое сочинение»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Учусь творчески общаться»

Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески общаться» для 6 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору « Учусь творчески мыслить»

Рабочая программа курса по выбору для обучающихся 5 класса...

Рабочая программа курса по выбору_10 класс_Учимся писать сочинение.

Рабочая программа составлена на основе:Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Федерального государственного образовательного стандарта ср...

Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески мыслить» для 5 класса

Основной целью программы является развитие творческого мышления у обучающихся базовой школы....