Рабочая программа учебного курса НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya_5_kl.docx | 100.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Рассмотрено На школьном МО От «___» августа 2017 г. Протокол МО №1 Руководитель _______ (Маткина Н.М.) | Согласовано На школьном ИМС От «___» августа 2017 г. Протокол ИМС №1 Руководитель _________ (Базанова М. В.) | Утверждено Приказом от «___»августа 2017г. №____ Директор ________________ (Шуплецова Л. А.) |
Рабочая программа
учебного курса
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
5 класс
Автор составитель: Ельцева Татьяна Викторовна,
учитель математики первой категории
Шадринск
2017
Составитель программы:
Составитель рабочей учебной программы:
Ельцева Т.В., учитель математики первой категории, срок аттестации – 2019г.
Рабочая учебная программа по математике
Рассмотрена на школьном методическом объединении
учителей математики
«___» августа 2017 г. протокол № 1;
Принята ИМС
«___» августа 2017 г. протокол № 1.
Рецензент: Мехонцева Марина Григорьевна, учитель математики высшей категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от «17» декабря 2010 года № 1897) с изменениями (приказ Минобрнауки РФ от «29» декабря 2014 года № 1644);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию от «8» апреля 2015 года № 1/15);
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);
- учебника «Наглядная геометрия 5 – 6 классы» И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2013 г
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе учебного предмета «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Данный учебный предмет дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей. Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, так как в систематическом курсе геометрии вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости де-дуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления гео-метрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой учебного предмета «Наглядная геометрия».
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
• Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
• Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответ-ствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствую-щих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
• На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
• Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
• Углубить и расширить представления об известных геометрических фигу-рах.
• Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Наглядная геометрия» входит в предметную область «Математика и информатика», является обязательным для изучения в 5 классе. В учебном плане на его изучение отводится:
Класс | Учебный предмет | Количество | Количество | Итого за учебный год |
5 класс | Наглядная геометрия | 1 | 34 | 34 |
6 класс | Наглядная геометрия | 1 | 34 | 34 |
Всего – 68 часов
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение математики в общем и наглядной геометрии в частности обеспечивает следующие результаты освоения основной образовательной программы:
личностные:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
2. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные.
Межпредметные понятия
Обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
предметные:
1)представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о ее значимости в жизни человека; владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими плоскими и объемными геометрическими фигурами;
- владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов некоторых геометрических фигур.
- развитие умения определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке; изображать фигуры на нелинованной бумаге; распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы); изображать геометрические чертежи согласно условию задачи;
4) развитие умения видеть свойства конкретного геометрического тела;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; применять некоторых геометрических соотношениях;
4) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
5) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
6) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий;
7) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
8) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
9) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
10) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
11) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. | |||
Дидактические единицы (разделы, темы) содержания обучения | |||
Раздел программы | Число часов отводи мых на данный раздел | Авторская рабочая программа | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1. Первые шаги в геометрии. История развития геометрии. Инструменты для построений и измерений в геометрии. | 1 | 1. Первые шаги в геометрии. История развития геометрии. Инструменты для построений и измерений в геометрии. | Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения длин через другие |
2. Пространство и размерность. Одномерное пространство (точки, отрезки, лучи), двумерное пространство (треугольник, квадрат, окружность), трехмерное пространство (прямо- угольный параллелепипед, куб). Плоские и пространственные фигуры. Перспектива как средство изображения трехмерного пространства на плоскости. Четырех- угольник, диагонали четырёхугольника. Куб и пирамида, их изображения на плоскости. | 1 | 2. Пространство и размерность. Одномерное пространство (точки, отрезки, лучи), двумерное пространство (треугольник, квадрат, окружность), трехмерное пространство (прямоугольный параллелепипед, куб). Плоские и пространственные фигуры. Перспектива как средство изображения трехмерного пространства на плоскости. Четырех- угольник, диагонали четырёхугольника. Куб и пирамида, их изображения на плоскости | Изображать геометрические фигуры плоские и пространственные от руки и с использованием чертежных инструментов. Различать фигуры плоские и объемные |
3. Простейшие геометрические фигуры. Геометрические понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Виды углов: острый, прямой, тупой, развернутый. Измерение углов с помощью транспортира. Вертикальные и смежные углы. Диагональ квадрата. Биссектриса угла. | 2 | 3. Простейшие геометрические фигуры. Геометрические понятия: точка, прямая, от- резок, луч, угол. Виды углов: острый, прямой, тупой, развернутый. Измерение углов с помощью транспортира. Вертикальные и смежные углы. Диагональ квадрата. Биссектриса угла. | Распознавать, называть и строить геометрические фигуры (точку, пря- мую, отрезок, луч, угол), виды углов (острый, пря- мой, тупой, разверну тый), вертикальные углы и смежные углы. Строить биссектрису на глаз и с помощью транспортира |
4. Конструирование из Т. Конструирование на плоскости и в пространстве, а также на клетчатой бумаге из частей буквы Т | 1 | 4. Конструирование из Т. Конструирование на плоскости и в пространстве, а также на клетчатой бумаге из частей буквы Т | Моделировать геометрические фигуры, используя бумагу. Творческая работа «Составление композиции из Т» |
5. Куб и его свойства. Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Куб: вершины, ребра, грани, диагональ, противоположные вершины. Развертка куба | 2 | 5. Куб и его свойства. Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Куб: вершины, ребра, грани, диагональ, противоположные вершины. Развертка куба | Распознавать и называть куб и его элементы (вершины, ребра, грани, диагонали). Распознавать куб по его развертке. Изготавливать куб из развертки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму куб. Мини – проект «Изготовление куба». |
6. Задачи на разрезание и складывание фигур. Равенство фигур при наложении. Способы разрезания квадрата на равные части. Разрезание многоугольников на равные части. Игра «Пентамино». Конструирование многоугольников. | 2 | 6. Задачи на разрезание и складывание фигур. Равенство фигур при наложении. Способы разрезания квадрата на равные части. Разрезание многоугольников на равные части. Игра «Пентамино». Конструирование многоугольников. | Изображать равные фигуры и обосновывать их равенство. Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур. Расчленять, вращать, совмещать, накладывать фигуры |
7. Треугольник Многоугольник. Треугольник: вершины, стороны, углы. Виды треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, прямоугольный, тупо- угольный). Пирамида. Правильная треугольная пирамида (тетраэдр). | 4 | 7. Треугольник Многоугольник. Треугольник: вершины, стороны, углы. Виды треугольников (разно- сторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, прямоугольный, тупо- угольный). Пирамида. Правильная треугольная пирамида (тетраэдр). Развертка пирамиды. Построение треугольников (по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трем сторонам) с помощью транспортира, циркуля и линейки. | Распознавать на чертежах, изображать прямо- угольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, разносторонний треугольники. Распознавать и называть пирамиду и его элементы (вершины, ребра, гра- ни). Распознавать пирамиду по его развертке. Изготавливать ее из раз- вертки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму пирамиды. |
8. Правильные многогранники Тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Развертки правильных многогранников. | 2 | 8. Правильные многогранники Тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Формула Эйлера. Развертки правильных многогранников. | Различать и называть правильные многогранники. Изготавливать некоторые правильные многогран- ники из их разверток. Мини – проект «Изготовление правильных многогранников» |
9. Геометрические головоломки Игра «Танграм». Составление заданных многоугольников из ограниченного числа фигур | 1 | 9. Геометрические головоломки Игра «Танграм». Составление заданных многоугольников из ограниченного числа фигур. | Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур. Мини - проект «Создание игры «Танграм». |
10. Измерение длины. Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения. Эталон измерения длины — метр. Единицы измерения приборов. Точность измерения. | 1 | 10. Измерение длины Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения. Эталон измерения длины — метр. Единицы измерения приборов. Точность измерения. | Измерять длину отрезка линейкой. Выражать одни единицы измерения длин через другие. Находить точность измерения приборов. Измерять длины кривых. Проект «Старинные единицы измерения длины» |
11. Измерение площади и объема Единицы измерения площади. Измерение площади фигуры с избытком и с недостатком. Приближенное нахождение площади. Палетка. Единицы измерения площади и объема. | 1 | 11. Измерение площади и объема Единицы измерения площади. Измерение площади фигуры с избытком и с недостатком. Приближенное нахождение площади. Палетка. Единицы измерения площади и объема | Находить приближенные значения площади, измерять площади фигур с избытком и недостатком; использовать разные единицы площади и объема. Практическая работа «Измерение площади и объема прямоугольного параллелепипеда» |
12. Вычисление длины, площади и объема Нахождение площади фигуры с помощью палетки, объема тела с помощью единичных кубиков. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда | 2 | 12. Вычисление длины, площади и объема Нахождение площади фигуры с помощью па-летки, объема тела с помощью единичных кубиков. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда | Вычислять площади прямоугольника и квадрата, используя формулы. Вычислять объем куба и прямоугольного параллелепипеда по формулам. Выражать одни единицы площади и объема через другие |
13. Окружность. Окружность и круг: центр, радиус, диаметр. Правильный многоугольник, вписанный в окружность. | 1 | 13. Окружность. Окружность и круг: центр, радиус, диаметр. Правильный многоугольник, вписанный в окружность | Распознавать на чертежах и называть окружность и ее элементы (центр, радиус, диаметр). Изображать ок- ружность. Распознавать правильный многоугольник, вписанный в ок- ружность. Строить правильные многоугольники с помощью циркуля. |
14. Геометрический тренинг Занимательные задачи на подсчет геометрических фигур в различных плоских конфигурациях | 1 | 14. Геометрический тренинг Занимательные задачи на подсчет геометрических фигур в различных плоских конфи- гурациях | Распознавать геометрические фигуры в сложных конфигурациях. Вычленять из чертежа отдельные элементы |
15. Топологические опыты Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. | 1 | 15. Топологические опыты Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. Граф, узлы графа. Возможность построения графа одним росчерком | Строить геометрические фигуры от руки. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. Рисовать графы, соответствующие задачи. Практическая работа «Волшебный лист Мебиуса». |
16. Задачи со спичками. Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформация фигур при перекладывании спичек | 2 | 16. Задачи со спичками Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформа- ция фигур при перекладывании спичек | Конструировать фигуры из спичек. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. |
17. Зашифрованная переписка. Поворот. Шифровка с помощью 64-клеточного квадрата | 1 | 17. Зашифрованная переписка Поворот. Шифровка с помощью 64-клеточного квадрата | Рисовать фигуру, полученную при повороте на заданный угол в задан- ном направлении |
18. Задачи, головоломки, игры Деление фигуры на части. Игры со спичками, с многогранниками. Проекции многогранников | 3 | 18. Задачи, головоломки, игры Деление фигуры на части. Игры со спичками, с многогранника- ми. Проекции многогранников | Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. |
19. Оригами. Складывание фигур из бумаги по схеме. | 3 | 19. Оригами. Складывание фигур из бумаги по схеме. | Конструировать заданные объекты из бумаги. Работать по предписанию, читать чертежи и схемы. Мини – проект «Мир оригами» |
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению изучаемого материала по учебнику «Наглядная геометрия 5 – 6 классы» И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2013 г..
Оно не носит обязательного характера и не исключает возможностей иного распределения содержания. Составители рабочих программ могут по своему усмотрению структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения, расширения объема содержания.
В примерном тематическом планировании разделы основного содержания разбиты на учебные темы в последовательности их изучения по учебнику «Наглядная геометрия 5 – 6 классы» И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2013 г.
Количество часов: всего – 34; в неделю – 1.
Плановых контрольных работ – 2
Практических работ, мини - проектов - 8
Номер главы/ параграфа | Наименование главы/параграфа | Основное содержание | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Первые шаги в геометрии | Первые шаги в геометрии. История развития геометрии. Инструменты для построений и измерений в геометрии. | 1 | Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения длин через другие |
2 | Пространство и размерность | Пространство и размерность. Одномерное пространство (точки, отрезки, лучи), двумерное пространство (треугольник, квадрат, окружность), трехмерное пространство (прямо- угольный параллелепипед, куб). Плоские и пространственные фигуры. Перспектива как средство изображения трехмерного пространства на плоскости. Четырехугольник, диагонали четырёхугольника. Куб и пирамида, их изображения на плоскости. | 1 | Изображать геометрические фигуры плоские и пространственные от руки и с использованием чертежных инструментов. Различать фигуры плоские и объемные |
3 | Простейшие геометрические фигуры | Простейшие геометрические фигуры. Геометрические понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Виды углов: острый, прямой, тупой, развернутый. Измерение углов с помощью транспортира. Вертикальные и смежные углы. Диагональ квадрата. Биссектриса угла. | 2 | Распознавать, называть и строить геометрические фигуры (точку, прямую, отрезок, луч, угол), виды углов (острый, пря- мой, тупой, развернутый), вертикальные углы и смежные углы. Строить биссектрису на глаз и с помощью транспортира |
4 | Конструирование из Т | Конструирование из Т. Конструирование на плоскости, а также на клетчатой бумаге из частей буквы Т | 1 | Моделировать геометрические фигуры, используя бумагу. Творческая работа «Составление композиции из Т» |
5 | Куб и его свойства | Куб и его свойства. Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Куб: вершины, ребра, грани, диагональ, противоположные вершины. Развертка куба | 2 | Распознавать и называть куб и его элементы (вершины, ребра, грани, диагонали). Распознавать куб по его развертке. Изготавливать куб из развертки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму куб. Мини – проект «Изготовление куба». |
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | Задачи на разрезание и складывание фигур. Равенство фигур при наложении. Способы разрезания квадрата на равные части. Разрезание многоугольников на равные части. Игра «Пентамино». Конструирование многоугольников. | 2 | Изображать равные фигуры и обосновывать их равенство. Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур. Расчленять, вращать, совмещать, накладывать фигуры |
7 | Треугольник | Треугольник. Многоугольник. Треугольник: вершины, стороны, углы. Виды треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, прямоугольный, тупо- угольный). Пирамида. Правильная треугольная пирамида (тетраэдр). | 3 | Распознавать на чертежах, изображать прямо- угольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, разносторонний треугольники. Распознавать и называть пирамиду и его элементы (вершины, ребра, гра- ни). Распознавать пирамиду по его развертке. Изготавливать ее из раз- вертки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму пирамиды. |
8 | Правильные многогранники | Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Развертки правильных многогранников. | 2 | Различать и называть правильные многогранники. Изготавливать некоторые правильные многогран- ники из их разверток. Мини – проект «Изготовление правильных многогранников» |
9 | Геометрические головоломки | Игра «Танграм». Составление заданных многоугольников из ограниченного числа фигур | 1 | Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур. Мини - проект «Создание игры «Танграм». |
10 | Измерение длины | Измерение длины. Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения. Эталон измерения длины — метр. Единицы измерения приборов. Точность измерения. | 1 | Измерять длину отрезка линейкой. Выражать одни единицы измерения длин через другие. Находить точность измерения приборов. Измерять длины кривых |
11 | Измерение площади и объема | Измерение площади и объема. Единицы измерения площади. Измерение площади фигуры с избытком и с недостатком. Приближенное нахождение площади. Палетка. Единицы измерения площади и объема. | 1 | Находить приближенные значения площади, измерять площади фигур с избытком и недостатком; использовать разные единицы площади и объема. Практическая работа «Измерение площади и объема прямоугольного параллелепипеда» |
12 | Вычисление длины, площади и объема | Вычисление длины, площади и объема. Нахождение площади фигуры с помощью палетки, объема тела с помощью единичных кубиков. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда | 2 | Вычислять площади прямоугольника и квадрата, используя формулы. Вычислять объем куба и прямоугольного параллелепипеда по формулам. Выражать одни единицы площади и объема через другие |
13 | Окружность | Окружность. Окружность и круг: центр, радиус, диаметр. Правильный многоугольник, вписанный в окружность. | 1 | Распознавать на чертежах и называть окружность и ее элементы (центр, радиус, диаметр). Изображать окружность. Распознавать правильный многоугольник, вписанный в ок- ружность. Строить правильные многоугольники с помощью циркуля. |
14 | Геометрический тренинг | Геометрический тренинг Занимательные задачи на подсчет геометрических фигур в различных плоских конфигурациях | 1 | Распознавать геометрические фигуры в сложных конфигурациях. Вычленять из чертежа отдельные элементы |
15 | Топологические опыты | Топологические опыты Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. | 1 | Строить геометрические фигуры от руки. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. Рисовать графы, соответствующие задачи. Практическая работа «Волшебный лист Мебиуса». |
Задачи со спичками | Задачи со спичками. Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформация фигур при перекладывании спичек | 2 | Конструировать фигуры из спичек. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование | |
16 | Зашифрованная переписка | Зашифрованная переписка. Поворот. Шифровка с помощью 64-клеточного квадрата | 2 | Рисовать фигуру, полученную при повороте на заданный угол в задан- ном направлении |
17 | Задачи, головоломки, игры. | Задачи, головоломки, игры Деление фигуры на части. Игры со спичками, с многогранниками. Проекции многогранников | 3 | Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. |
18 | Оригами. | Складывание фигур из бумаги по схеме. | 3 | Конструировать заданные объекты из бумаги. Работать по предписа- нию, читать чертежи и схемы. Мини – проект «Мир оригами» |
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерное календарно-тематическое планирование
(1час в неделю)
№ п/п | № пунк | Тема урока | Основное содержание темы. Термины, понятия | Вид контроля | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Календарные сроки | |||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | По плану | Фактически | |||||
1 | Первые шаги в геометрии | Первые шаги в геометрии. История развития геометрии. Инструменты для построений и измерений в геометрии. | Проблем-ные зада-ния, фрон-тальный опрос, решение упражне-ния | Знают как выражать одни единицы измерения длин через другие; Умеют измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. | Формирование познавательных интересов, интеллектуаль-ных и творчес-ких способнос-тей учащихся. | Умение видеть математичес-кую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни. | логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. | контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. | построение речевых высказываний, постановка вопросов. | |||
2 | Пространст во и размерность | Пространство и размерность. Одномерное пространство (точки, отрезки, лучи), двумерное пространство (треугольник, квадрат, окружность), трехмерное пространство (прямо- угольный параллелепипед, куб). Плоские и пространственные фигуры. Перспектива как средство изображения трехмерного пространства на плоскости. Четырехугольник, диагонали четырёхугольника. Куб, его изображение на плоскости. | Практикум. Индивидуальный опрос, работа с наглядными пособиями | Различают фигуры плоские и объемные.Умеют изображать геометрические фигуры плоские и пространственные от руки и с использованием чертежных инструментов. | Мотивация образователь-ной деятельнос-ти школьников на основе лич-ностно- ориен-тированного подхода. | Принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятност-ной информации. | Выбирают знаково-символичес-кие средства для построения модели. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | |||
3 | Измерение длины. | Измерение длины. Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения. Эталон измерения длины — метр. Единицы измерения приборов. Точность измерения. | Взаимопроверка в группе. выполнение упражне-ний | Измерять длину отрезка линейкой. Выражать одни единицы измерения длин через другие. Находить точность измерения приборов. Измерять длины кривых | Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. | Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач. | Выбирают, сопоставляют и обосновыва-ют способы решения задачи. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | |||
4 | Простейшие геометрические фигуры | Простейшие геометрические фигуры. Геометрические понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Виды углов: острый, прямой, тупой, развернутый. Измерение углов с помощью транспортира. Вертикальные и смежные углы. Диагональ квадрата. Биссектриса угла. | Построение алгоритма действия, решение упражне-ний, ответы на вопросы | Распознают, называют и строят геометрические фигуры (точку, прямую, отрезок, луч, угол), виды углов (острый, прямой, тупой, развернутый), вертикальные углы и смежные углы. Строят биссектрису на глаз и с помощью транспортира | Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. | Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходи-мость их проверки. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. | Осознают качество и уровень усвоения. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||
5 | Простейшие геометрические фигуры. | Работа с раздаточ-ным материалом | ||||||||||
6 | Треугольник | Треугольник. Многоугольник. Треугольник: вершины, стороны, углы. Виды треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, прямоугольный, тупо- угольный). | Выполнение заданий из учебника и печатной тетради, обсуждение решений. Индивидуальная работа в парах | Распознавать на чертежах, изображать прямо- угольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, разносторонний треугольники. | Умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. | Выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его. | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполне-нии учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Сличают свой способ действия с эталоном. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | |||
7 | Треугольник | Самостоятельное выполнение упражнений и тестовых заданий | ||||||||||
8 | Треугольник | Построение алгоритма действия, решение упражнений, ответы на вопросы | ||||||||||
9 | Конструирование из Т. | Конструирование на плоскости, а также на клетчатой бумаге из частей буквы Т | Выполне-ние заданий из учебника и печатной тетради, обсуждение решений | Моделировать геометрические фигуры, используя бумагу | Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. | Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки. | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | |||
10 | Задачи на разрезание и складывание фигур | Задачи на разрезание и складывание фигур. Равенство фигур при наложении. Способы разрезания квадрата на равные части. Разрезание многоугольников на равные части. Игра «Пентамино». Конструирование многоугольников. Игра «Танграм». Составление заданных многоугольников из ограниченного числа фигур. | Индивидуальная работа. Работа в парах. | Изображать равные фигуры и обосновывать их равенство. Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур. Расчленять, вращать, совмещать, накладывать фигуры | Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. | Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. | Анализируют условия и требования задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |||
11 | Задачи на разрезание и складывание фигур | Работа с опорными конспектами, работа с раздаточным материалом | ||||||||||
12 | Окружность | Окружность. Окружность и круг: центр, радиус, диаметр. Правильный многоугольник, вписанный в окружность. | Выполнение заданий из учебника и печатной тетради, обсуждение решений | Распознавать на чертежах и называть окружность и ее элементы (центр, радиус, диаметр). Изображать окружность. Распознавать правильный многоугольник, вписанный в ок- ружность. Строить правильные многоугольники с помощью циркуля. | Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода. | Выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его. | Выделяют формальную структуру задачи. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | |||
13 | Контрольная работа №1 «Простейшие геометрические фигуры» | точки, отрезки, лучи, треугольник, квадрат, окружность, угол, многоугольник, измерение длины. | Индивидуальное выполнение контрольных заданий | Демонстрируют умение обобщения и систематизации знаний по основным темам раздела «Простейшие геометрические фигуры». | Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме. | |||
14 | Куб и его свойства. | Куб и его свойства. Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Куб: вершины, ребра, грани, диагональ, противоположные вершины. Развертка куба | Выполнение заданий из учебника и печатной тетради, обсуждение решений, работа в парах | Распознавать и называть куб и его элементы (вершины, ребра, грани, диагонали). Распознавать куб по его развертке. Изготавливать куб из развертки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму куб | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл постав-ленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту | Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Анализиро-вать и перера-батывать полученную информацию в соответст-вии с постав-ленными за-дачами, выде-лять основное содержание прочитанного текста, нахо-дить в нем от-веты на пос-тавленные вопросы и излагать его. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. | |||
15 | Куб и его свойства. | Работа с опорными конспектами, работа с раздаточным материалом | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Составляют план и последовательность действий. | Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | |||||||
16 | Пирамида. | Пирамида, ее изображение на плоскости. Правильная треугольная пирамида (тетраэдр). | Практикум. Индивидуальный опрос. | Распознавать и называть пирамиду и его элементы (вершины, ребра, гра- ни). Распознавать пирамиду по его развертке. Изготавливать ее из раз- вертки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму пирамиды. | Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. | Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | |||
17 | Правильные многогранники | Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Развертки правильных многогранников. | Решение упражне-ний. Сос-тавление опорного конспекта, ответы на вопросы | Различать и называть правильные многогранники. Изготавливать некоторые правильные многогран- ники из их разверток | Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. | Понимание сущности алгоритмических предписа-ний и умение действовать в соответствии с предложен-ным алгоритмом. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Выражают структуру задачи разными средствами. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | |||
18 | Правильные многогранники | |||||||||||
19 | Измерение площади и объема | Измерение площади и объема. Единицы измерения площади. Измерение площади фигуры с избытком и с недостатком. Приближенное нахождение площади. Палетка. Единицы измерения площади и объема. | Решение упражнений, работа в парах, ответы на вопросы | Находить приближенные значения площади, измерять площади фигур с избытком и недостатком; использовать разные единицы площади и объема. | Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. | Понимание сущности алгоритмических предпи-саний и уме-ние действо-вать в соот-ветствии с предложен-ным алгоритмом. | Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выпол-нении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||
20 | Вычисление длины, площади и объема | Вычисление длины, площади и объема. Нахождение площади фигуры с помощью палетки, объема тела с помощью единичных кубиков. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда | Решение проблем-ных задач, фронтальный опрос, упражне-ния, работа в парах, ответы на вопросы | Вычислять площади прямоугольника и квадрата, используя формулы. Вычислять объем куба и прямоугольного параллелепипеда по формулам. Выражать одни единицы площади и объема через другие | Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. | Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки. Умение пла-нировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичнос-ти. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Вступают в диалог, учас-твуют в коллек-тивном обсуж-дении проблем, учатся владеть монологической и диалоги-ческой форма-ми речи в соот-ветствии с граммматичес-кими и синтак-сическими нормами родного языка. | |||
21 | Вычисление длины, площади и объема | |||||||||||
22 | Контрольная работа №2 «Геометрические фигуры в пространстве» | Многограники: куб, пирамида, прямоугольный параллелепипед. Площадь, объем. | Индивидуальное выполнение контрольных заданий | Демонстрируют умение обобщения и систематизации знаний по основным темам раздела «Геометрические фигуры в пространстве». | Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | |||
23 | Геометрический тренинг | Геометрический тренинг Занимательные задачи на подсчет геометрических фигур в различных плоских конфигурациях | Взаимопроверка в парах. Работа с опорным материалом | Распознавать геометрические фигуры в сложных конфигурациях. Вычленять из чертежа отдельные элементы | Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту | Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. | |||
24 | Топологические опыты | Топологические опыты Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. | Практическая работа в парах | Строить геометрические фигуры от руки. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. Рисовать графы, соответствующие задачи. | Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | Анализируют условия и требования задачи | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся разре-шать конфлик-ты - выявлять, идентифициро-вать проблемы, искать и оцени-вать альтерна-тивные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его. | |||
25 | Задачи со спичками | Задачи со спичками. Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформация фигур при перекладывании спичек Зашифрованная переписка. Поворот. | Выполнение упражнений по образцу Индивидуальная работа. Работа в парах | Конструировать фигуры из спичек. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование | 2 четверть 24 часа Функция . Свойства квадратного корня (18 часов) Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. | Формирова-ние умений анализиро-вать и перера-батывать полученную информацию в соответст-вии с постав-ленными задачами. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | |||
26 | Задачи со спичками | |||||||||||
27 | Зашифрованная переписка | Шифровка с помощью 64-клеточного квадрата | Фронтальный опрос, упражне-ния, работа в парах | Рисовать фигуру, полученную при повороте на заданный угол в задан- ном направлении | Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. | Формирова-ние умений воспринимать, перерабаты-вать и предъ-являть инфор-мацию в сло-весной, образ-ной, символи-ческой формах. | Устанавливают причинно-следственные связи.. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | |||
28 | Задачи, головоломки, игры. | Задачи, головоломки, игры Деление фигуры на части. Игры со спичками, с многогранниками. Проекции многогранников | Взаимопроверка в группе. Практикум Индивидуальная работа. Работа в парах | Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. | Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Мотивация образователь-ной деятельнос-ти школьников на основе личностно ориентированного подхода | Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Умение планировать и осуществ-лять деятель-ность, нап-равленную на решение задач исследовательского характера. Овладение навыками организации учебной деятельности, постановки целей, планирования. | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | Составляют план и последовательность действий. Осознают качество и уровень усвоения. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем,. | |||
29 | Задачи, головоломки, игры. | |||||||||||
30 | Задачи, головоломки, игры. | |||||||||||
31 | Оригами | Складывание фигур из бумаги по схеме. | Работа с опорными конспектами. Индивидуальная работа. Работа в парах | Конструировать заданные объекты из бумаги. Работать по предписа- нию, читать чертежи и схемы. | Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта. Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Воспитание ка-честв личности, обеспечиваю-щих социаль-ную мобиль-ность, способ-ность прини-мать самостоя-тельные решения | Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах. Овладение навыками организации учебной деятельности, постановки целей, планирования | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | |||
32 | Оригами | |||||||||||
33 | Оригами | |||||||||||
34 | Защита исследовательских работ «Занима тельная геометрия» | Задачи, головоломки, игры | Защита проектов | Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта. Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта | Формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответст-вии с постав-ленными задачами. | Строят логические цепи рассуждений. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Учатся разрешать конфликты - выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится в 5 классе(для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне) | Выпускник получит возможность научиться в 5 классе для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях |
- определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, - усвоят первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях - изображать фигуры на нелинованной бумаге; - распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы) - изображать геометрические чертежи согласно условию задачи - овладеют практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур | - видеть свойства конкретного геометрического тела; - использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; - усвоят первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях; - |
В повседневной жизни и при изучении других предметов: | |
- усвоят практические навыки использования геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир); - решения практических задач с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; описания реальных ситуаций на языке геометрии. | - осознавать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты
1. Федеральный государственный образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от «17» декабря 2010 года № 1897) с изменениями (приказ Минобрнауки РФ от «29» декабря 2014 года № 1644);
2. Примерная основная образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию от «8» апреля 2015 года № 1/15)ю
3. Закон «Об образовании в РФ»
Учебно-методические материалы
1. Учебник «Наглядная геометрия 5 – 6 классы» И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2013 г.
3. Информационные источники
3.2. http://komarovana.ucoz.ru/load/nagljadnaja_geometrija_5_6_klass/2
3.3. http://nsportal.ru/shkola/
4. Технические средства
4.1. Персональный компьютер
4.2. Мультимедийный проектор
6. Учебно-практическое оборудование
6.1. Аудиторная доска
6.2. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30º, 60º), угольник (45º, 45º), циркуль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса "Наглядная геометрия"6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Наглядная геометрия" для 6 класса....
Рабочая программа курса "Наглядная геометрия" (6 класс)
Цель данного курса - всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6 класса с помощью методов геометрической наглядности....
Рабочая программа по курсу "Наглядная геометрия" для 5 класса (ФГОС)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой к начальному курсу геометрии по УМК И.Ф. Шарыгина “Наглядная геометрия» и пособием для общеобразовательных учреждений «Наглядная геометри...
рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс
рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс...
Рабочая программа учебного курса "Наглядная геометрия", 6 класс
Предлагаемая рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» разработана на основе авторского тематического планирования // Наглядная геометрия.5-6 кл.: пособие для обучреждений/И.Ф. ...
Рабочая программа курса "Наглядная геометрия" для 5-6 классрв
Рабочая программа по математике курса "Наглядная геометрия" для 5-6 классов по учебнику И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиева....