НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩЕГОСЯ К КОНКУРСАМ ПО ОРАТОРСКОМУ МАСТЕРСТВУ
статья на тему

Что такое риторика? Как научиться правильно говорить и аргументировать в диалоге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon argumentatsiya_v_dialoge.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩЕГОСЯ К КОНКУРСАМ ПО ОРАТОРСКОМУ МАСТЕРСТВУ

Преамбула

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько четко и правильно ребенок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение - сначала в школе, а позже - в ВУЗе. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах. Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

Так, что же такое риторика? Риторика, другими словами - ораторское искусство, - это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика - это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины - обучить хорошей речи.

В центе современной риторики - Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно обязательно учить.

Итак, делюсь с Вами несколькими аспектами, которыми в свое время, поделился со мной мой научный руководитель, автор учебника по «Риторике», профессор, доктор философских наук Людмила Николаевна Дорогова.

Использовать данный материал вы можете при подготовке ребенка к публичному выступлению.

Использование аргументации в диалоге

-  Здорово, Джек! Ты пойдешь на новый фильм с Джеком Уэндерсом? Сегодня последний день.

- Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная по  испанскому. Мне нужно еще подзубрить слова. Иначе я получу два балла.

- Да, брось! Завтра на свободной паре возьмешь мои карточки со словами. Час занятий перед контрольной – «четверка» тебе обеспечена.

-  Но сегодня вечером играют «Редскинс» и «Майами». Если  не заниматься, то уж лучше посмотреть этот матч!

-А мы пойдем на шестичасовой сеанс и успеем вернуться к началу!

- Хорошо. Только дай я посчитаю, сколько у меня осталось денег до стипендии: пять, шесть, семь, восемь долларов до четверга. А у меня кончились талоны на питание.

- Ешь бутерброды с   ореховым маслом! А я-то думал, ты на самом деле хочешь посмотреть этот фильм!

-Я, действительно, хочу. Ладно, мой желудок потерпит до четверга. Выходим без четверти  шесть.

Этот пример можно переиначить. Но  главное, на что надо обратить внимание – это на изобретательность в поиске аргументов в поддержку своего мнения или просьбы. Можно предложить ситуацию «действия в предполагаемых обстоятельствах», так как учат в театральных училищах. Дети должны предложить, придумать такие обстоятельства. С одной стороны – это важно для того, чтобы «включать резервы  фантазии для поиска более или менее реальной  причины, почему это надо позарез». А с другой – искать способы  противостояния, не поддаваться на уговоры. И в том, и в другом случае – одинакова важна аргументация в поддержку своего мнения. Это «раскачивает» подвижность мышления.

Далее то, что относится к логике. Условно разделим их на три группы:

1 группа: «Уловки, основанные на нарушении логических правил»

  1.  Слишком категоричное,  широкое, поспешное суждение (все кошки черные,  или со словами: «всегда», «никогда» и т.д.) Я никогда этого делать больше не буду, до очередного нарушения обещания.
  2.  После того, не значит по  причине того (как только не возьму зонт - идет дождь).
  3.  От сказанного в  собирательном смысле к сказанному в разделительном (у родителей алкоголиков, сын  всегда - алкоголик).
  4.  От сказанного безотносительно времени к сказанному относительно времени. (Как правило, это относится к оценке  прошлого, социализма, репрессий и т.п.)
  5.  Неправильно поставленный  вопрос (Перестали  ли вы брать взятки? Да или нет?)
  6.  Использование одного ложного суждения в системе истинных. Если в сложном суждении одно суждение   ложно,  то все  суждение ложно (в бочку мёда ложку дёгтя).
  7.  Ложная аналогия (студентам  на экзамене   нужно   разрешить пользоваться справочником, как медикам во время приема больных).
  8.  Подтасовка карт – приведение ложной информации.
  1. Предвосхищение основания, т.е. доказательства. Сначала обвинят, обзовут, а потом признают, что не виноват.
  2.  Ошибка мнимого следования.
  3.  Соединение в одном вопросе  множества вопросов.
  4.  Чрезмерное усердие в  доказательстве чего-либо (кто много доказывает, тот ничего не доказывает). Здесь может получиться, как в пункте 6).
  5.  Умолчание (не говорим  о  том, что нам не выгодно).
  6.  Приведение большого числа  самых разных фактов, мнений на  разные темы, трудно между собой увязываемых (отсутствие логически выстроенной линии рассуждения).
  7.  Круг в доказательстве - тавтология. (Эстетика – это наука об эстетическом освоении действительности).
  8.  Подмена тезиса: внезапный  переход с одной темы на другую, потеря тезиса. Бывает тогда, когда человеку больше нечего сказать, но он не хочет это признать.

2 группа: «Уловки, основанные на особенностях   языка»

  1. Омонимия - использование одинаково звучащих, но разные по смыслу (лук - лук, коса - коса). Например, попросить растолковать фразу: «Косил косой косой косой».
  1.  Использование иностранных, непонятных слов (аргумент к невежеству). Например, «этот человек явный экстраверт, он практикует непотизм по отношению к свояченице, его сестра была феспианкой...»

экстраверт – ориентированный  на общение с людьми;

непотизм – покровительство;

феспианка – поклонница театра.

  1.  Использование одного из   многих значений слова (ошибка  совмещения). В пьесе «Мещанин во дворянстве» -  О! Он такой великий человек! Ну, на два сантиметра выше меня…»
  2.  Прием смягчения впечатления. Замена слов на нейтральные, ослабляющие смысл (бедность - низкий доход).
  3.  Неправильное соединение слов в предложении (-Истинно ли теперь то, что ты родился?).  - Да.- Значит, ты  родился теперь?
  4.  Прием да - нет или да - но...
  5.  Сведение к абсурду (слова, выстраивающиеся по принципу преувеличения или преуменьшения – идея  загубленная на корню). К любому предложению по поводу улучшения работы можно добавлять и добавлять  предложения,  доводя их до крайней ничтожности, а затем и до абсурда. Все это благодаря   нанизыванию  «здравых» предложений.

3 группа: « Уловки, основанные на психологических приемах»

  1.  Аргумент к силе или власти – запугивание.
  2.  Аргумент к публике (вызвать сочувствие к себе или к своей точке зрения у аудитории).
  3.  Аргумент к личности (использование оскорбительных слов в адрес оппонента).
  4.  Аргумент к тщеславию (цель: польстить, задобрить  противника).
  5.  Аргумент к авторитету (предполагает цитирование слов уважаемого человека или документа, с которым не станет спорить оппонент) Например, Библии.
  6.  Создание некомфортной  ситуации (освещение – солнце бьет в глаза, искусственный шум в помещении и деланная занятость того с кем пытается человек говорить).
  7.  Аргумент  к жалости (цель: вызвать сострадание).
  8.  Преуменьшение значимости какой-либо проблемы, либо  из-за собственной
    некомпетентности, либо из-за  отсутствия реальных возможностей   решить эту проблему.
  9.  Разыгрывание ролей «злого - доброго» собеседников (рассчитано на то, чтобы сначала запутать, запугать,  а затем  задобрить собеседника,   заставить его принять не выгодное для него условие).
  10.  Приклеивание ярлыков с целью вызвать предубеждение против какого-либо человека или организации.

Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение нот с листа на уроках музицирования как необходимый компонент комплексной подготовки учащегося-пианиста

Формирование навыков чтения нот с листа у обучающихся фортепианных классов музыкальной школы....

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком.

Обмен опытом "Родительская страничка" Советы родителям от родителей по вопросу взаимодействий с подростком.Автор: Якушина Н.В....

Возрастные особенности детей различного возраста, которые необходимо учитывать и использовать в деятельности начинающего организатора детского отдыха (вожатого)

Возрастные особенности детей различного возраста, которые необходимо учитывать и использовать в деятельности начинающего организатора детского отдыха (вожатого)...

Программа семинара " Содержательные и методические аспекты подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам ДН направленности" Выступление.

Выступление на семинаре " Содержательные и методические аспекты подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам ДН направленности"...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 8 -10 ЛЕТ. ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ТРЕНЕРУ И РОДИТЕЛЯМ.

Возраст 8-10 лет самый спокойный…и необычайно важный в жизни ребенка, требующий внимательности и теплого отношения к эмоциональной жизни маленького человека...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к конкурсу ораторского искусства на английском языке (из личного опыта работы).

Любая подготовка к конкурсу подразумевает систематическую работу с планируемым результатом.Конкурс ораторского искусства требует как владения английским языком на достаточно высоком уровне, так и быст...

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...