НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩЕГОСЯ К КОНКУРСАМ ПО ОРАТОРСКОМУ МАСТЕРСТВУ
статья на тему
Что такое риторика? Как научиться правильно говорить и аргументировать в диалоге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
argumentatsiya_v_dialoge.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩЕГОСЯ К КОНКУРСАМ ПО ОРАТОРСКОМУ МАСТЕРСТВУ
Преамбула
Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько четко и правильно ребенок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение - сначала в школе, а позже - в ВУЗе. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах. Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.
Так, что же такое риторика? Риторика, другими словами - ораторское искусство, - это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика - это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины - обучить хорошей речи.
В центе современной риторики - Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно обязательно учить.
Итак, делюсь с Вами несколькими аспектами, которыми в свое время, поделился со мной мой научный руководитель, автор учебника по «Риторике», профессор, доктор философских наук Людмила Николаевна Дорогова.
Использовать данный материал вы можете при подготовке ребенка к публичному выступлению.
Использование аргументации в диалоге
- Здорово, Джек! Ты пойдешь на новый фильм с Джеком Уэндерсом? Сегодня последний день.
- Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная по испанскому. Мне нужно еще подзубрить слова. Иначе я получу два балла.
- Да, брось! Завтра на свободной паре возьмешь мои карточки со словами. Час занятий перед контрольной – «четверка» тебе обеспечена.
- Но сегодня вечером играют «Редскинс» и «Майами». Если не заниматься, то уж лучше посмотреть этот матч!
-А мы пойдем на шестичасовой сеанс и успеем вернуться к началу!
- Хорошо. Только дай я посчитаю, сколько у меня осталось денег до стипендии: пять, шесть, семь, восемь долларов до четверга. А у меня кончились талоны на питание.
- Ешь бутерброды с ореховым маслом! А я-то думал, ты на самом деле хочешь посмотреть этот фильм!
-Я, действительно, хочу. Ладно, мой желудок потерпит до четверга. Выходим без четверти шесть.
Этот пример можно переиначить. Но главное, на что надо обратить внимание – это на изобретательность в поиске аргументов в поддержку своего мнения или просьбы. Можно предложить ситуацию «действия в предполагаемых обстоятельствах», так как учат в театральных училищах. Дети должны предложить, придумать такие обстоятельства. С одной стороны – это важно для того, чтобы «включать резервы фантазии для поиска более или менее реальной причины, почему это надо позарез». А с другой – искать способы противостояния, не поддаваться на уговоры. И в том, и в другом случае – одинакова важна аргументация в поддержку своего мнения. Это «раскачивает» подвижность мышления.
Далее то, что относится к логике. Условно разделим их на три группы:
1 группа: «Уловки, основанные на нарушении логических правил»
- Слишком категоричное, широкое, поспешное суждение (все кошки черные, или со словами: «всегда», «никогда» и т.д.) Я никогда этого делать больше не буду, до очередного нарушения обещания.
- После того, не значит по причине того (как только не возьму зонт - идет дождь).
- От сказанного в собирательном смысле к сказанному в разделительном (у родителей алкоголиков, сын всегда - алкоголик).
- От сказанного безотносительно времени к сказанному относительно времени. (Как правило, это относится к оценке прошлого, социализма, репрессий и т.п.)
- Неправильно поставленный вопрос (Перестали ли вы брать взятки? Да или нет?)
- Использование одного ложного суждения в системе истинных. Если в сложном суждении одно суждение ложно, то все суждение ложно (в бочку мёда ложку дёгтя).
- Ложная аналогия (студентам на экзамене нужно разрешить пользоваться справочником, как медикам во время приема больных).
- Подтасовка карт – приведение ложной информации.
- Предвосхищение основания, т.е. доказательства. Сначала обвинят, обзовут, а потом признают, что не виноват.
- Ошибка мнимого следования.
- Соединение в одном вопросе множества вопросов.
- Чрезмерное усердие в доказательстве чего-либо (кто много доказывает, тот ничего не доказывает). Здесь может получиться, как в пункте 6).
- Умолчание (не говорим о том, что нам не выгодно).
- Приведение большого числа самых разных фактов, мнений на разные темы, трудно между собой увязываемых (отсутствие логически выстроенной линии рассуждения).
- Круг в доказательстве - тавтология. (Эстетика – это наука об эстетическом освоении действительности).
- Подмена тезиса: внезапный переход с одной темы на другую, потеря тезиса. Бывает тогда, когда человеку больше нечего сказать, но он не хочет это признать.
2 группа: «Уловки, основанные на особенностях языка»
- Омонимия - использование одинаково звучащих, но разные по смыслу (лук - лук, коса - коса). Например, попросить растолковать фразу: «Косил косой косой косой».
- Использование иностранных, непонятных слов (аргумент к невежеству). Например, «этот человек явный экстраверт, он практикует непотизм по отношению к свояченице, его сестра была феспианкой...»
экстраверт – ориентированный на общение с людьми;
непотизм – покровительство;
феспианка – поклонница театра.
- Использование одного из многих значений слова (ошибка совмещения). В пьесе «Мещанин во дворянстве» - О! Он такой великий человек! Ну, на два сантиметра выше меня…»
- Прием смягчения впечатления. Замена слов на нейтральные, ослабляющие смысл (бедность - низкий доход).
- Неправильное соединение слов в предложении (-Истинно ли теперь то, что ты родился?). - Да.- Значит, ты родился теперь?
- Прием да - нет или да - но...
- Сведение к абсурду (слова, выстраивающиеся по принципу преувеличения или преуменьшения – идея загубленная на корню). К любому предложению по поводу улучшения работы можно добавлять и добавлять предложения, доводя их до крайней ничтожности, а затем и до абсурда. Все это благодаря нанизыванию «здравых» предложений.
3 группа: « Уловки, основанные на психологических приемах»
- Аргумент к силе или власти – запугивание.
- Аргумент к публике (вызвать сочувствие к себе или к своей точке зрения у аудитории).
- Аргумент к личности (использование оскорбительных слов в адрес оппонента).
- Аргумент к тщеславию (цель: польстить, задобрить противника).
- Аргумент к авторитету (предполагает цитирование слов уважаемого человека или документа, с которым не станет спорить оппонент) Например, Библии.
- Создание некомфортной ситуации (освещение – солнце бьет в глаза, искусственный шум в помещении и деланная занятость того с кем пытается человек говорить).
- Аргумент к жалости (цель: вызвать сострадание).
- Преуменьшение значимости какой-либо проблемы, либо из-за собственной
некомпетентности, либо из-за отсутствия реальных возможностей решить эту проблему. - Разыгрывание ролей «злого - доброго» собеседников (рассчитано на то, чтобы сначала запутать, запугать, а затем задобрить собеседника, заставить его принять не выгодное для него условие).
- Приклеивание ярлыков с целью вызвать предубеждение против какого-либо человека или организации.
Желаем успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение нот с листа на уроках музицирования как необходимый компонент комплексной подготовки учащегося-пианиста
Формирование навыков чтения нот с листа у обучающихся фортепианных классов музыкальной школы....
Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком.
Обмен опытом "Родительская страничка" Советы родителям от родителей по вопросу взаимодействий с подростком.Автор: Якушина Н.В....
Возрастные особенности детей различного возраста, которые необходимо учитывать и использовать в деятельности начинающего организатора детского отдыха (вожатого)
Возрастные особенности детей различного возраста, которые необходимо учитывать и использовать в деятельности начинающего организатора детского отдыха (вожатого)...
Программа семинара " Содержательные и методические аспекты подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам ДН направленности" Выступление.
Выступление на семинаре " Содержательные и методические аспекты подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам ДН направленности"...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 8 -10 ЛЕТ. ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ТРЕНЕРУ И РОДИТЕЛЯМ.
Возраст 8-10 лет самый спокойный…и необычайно важный в жизни ребенка, требующий внимательности и теплого отношения к эмоциональной жизни маленького человека...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к конкурсу ораторского искусства на английском языке (из личного опыта работы).
Любая подготовка к конкурсу подразумевает систематическую работу с планируемым результатом.Конкурс ораторского искусства требует как владения английским языком на достаточно высоком уровне, так и быст...
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...