Методические рекомендации по подготовке учащихся к конкурсу ораторского искусства на английском языке (из личного опыта работы).
статья по английскому языку (9, 10, 11 класс)

Любая подготовка к конкурсу подразумевает систематическую работу с планируемым результатом.

Конкурс ораторского искусства требует как владения английским языком на достаточно высоком уровне, так и быстрой реакции для ответов на вопросы и проведения дискуссий на разные темы.

Необходим также навык спонтанной речи и навык эмоционального взаимодействия с аудиторией во время конкурсного выступления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке учащихся к конкурсу ораторского искусства на английском языке (из личного опыта работы).

Любая подготовка к конкурсу подразумевает систематическую работу с планируемым результатом. Конкурс ораторского искусства требует как владения английским языком на достаточно высоком уровне, так и быстрой реакции для ответов на вопросы и проведения дискуссий на разные темы. Необходим также навык спонтанной речи и навык эмоционального взаимодействия с аудиторией во время конкурсного выступления. Принимая всё это во внимание, следует особенно тщательно выбирать кандидатуру для конкурса, потому что это дополнительная нагрузка и на учителя, и на ученика.

Прежде всего обсуждаются варианты раскрытия и развития темы, объявленной как конкурсное задание. Даже в самых сложных и безнадёжных случаях рекомендую не пропускать этот этап. В своей педагогической практике я столкнулась с конкурсной темой «Достопримечательности Воскресенска или чем я горжусь в родном городе». Полноценно раскрыть такую скудную тему о крошечном подмосковном городке сложно и взрослому, а что же тогда может рассказать ребенок? Результаты любых обсуждений и мозговых штурмов в классах с 5 по 11 были одинаковые – неудовлетворительные. Чем может удивить непримечательное местечко без исторического бэкграунда? Парой разрушенных зданий и множеством мостов через Москва-реку. Чтобы подготовить конкурсное выступление, необходимо было подробно проработать тему, даже такую безнадёжную. После обсуждений на уроке тема была дана детям в качестве домашнего задания: придумать 5-6 предложений об интересных местах города. Оригинальность раскрытия приветствовалась. Из самых необычных тем, отобранных учителем, ученики выбрали следующее:

  • «Мосты, которые соединяют и разъединяют»
  • «Город диггеров и его подземные тайны»
  • «Как сделать конфетку из… Воскресенска»
  • «Химия, химики и химиотерапия»
  • «Белые горы и экстремальный туризм»
  • «Как прославить Воскресенск (бредовая кинематографическая фантазия)»
  • «Звуки города – песня для горожан»
  • «Убийство в экспрессе «Москва-Рязань» (где-то в Воскресенске)»
  • «Однажды в Воскресенске»

Из этих тем нужно было выбрать ту, которая понравится учащемуся и учителю, именно в этом порядке, т.к. подростки работают над темой сами, и только после самостоятельного составления речи к работе подключается учитель, в роли советника, а не исполнителя.

Перед началом написания речи рекомендуется просмотреть запись выступления профессионалов на платформе TEDTalk. Тема может быть близкой по содержанию, или наоборот, абсолютно противоположной. Главное, чтобы оратор был запоминающимся и вызывал положительные эмоции. Это полезно с точки зрения развития навыков аудирования, говорения, сценического мастерства, умения общаться и держаться на публике. Во время просмотра можно выписать яркие метафоры или сравнения; их необязательно использовать в своей речи во избежание плагиата, но эти приёмы способствуют созданию собственного стиля публичной презентации.

Перед написанием речи составляется план.

  1. Вступление
  2. Заявление темы с выделением необычного аспекта для привлечения внимания – вопрос, дилемма, шутка, яркий звук или необычное движение, интересная мимика или жест.
  3. Основная часть делится на абзацы. В нашем варианте мы делили речь в соответствии с районами города. Каждому району придумали образ или звук, необычные эпитеты, неожиданный сюжет, пословицы и поговорки, литературные примеры или из собственной жизни.

 Следует отметить, что даже небогатый персональный жизненный опыт помогает сделать высказывание живым и личностным, что всегда подкупает слушателя. Эта часть не должна быть перегружена, т.к. больше количество поворотов сюжета сложно запомнить и они не всегда складываются в единую картину. Каждый такой поворот должен быть адресован непосредственно слушателям, особенно если они разного возраста, как в нашем конкурсе – ученики и учителя. Примеры, доказывающие правоту высказывания, должны быть связаны с тем местом, которое описываем – известные люди, события, узнаваемые сравнения.

  1. Заключение. Предполагается, что это самая запоминающаяся часть выступления. Руководствуемся правилом «Встречают по одёжке, провожают по уму»: здесь действуют те же правила, как и во вступлении, но образы следует использовать более утрированные, эмоционально окрашенные и легко узнаваемые. Если оратор может спеть, прочитать рэп или удержать внимание аудитории другими способами, то следует это использовать, чтобы подчеркнуть оригинальность конкретно этого выступающего.

После проверки речи на грамотность и соответствие теме, задача учителя – показать нюансы поведения на сцене, отрепетировать жесты и эмоции, расставить смысловые акценты и сделать связки. Хронометраж выступления также важен, т.к. внимание аудитории не бесконечно. Мы репетируем речь в течение недели, потому что текст должен быть выучен и звучать как почти спонтанная речь. Ученик должен ориентироваться в теме, как рыба в воде. Если что-то забыл, пошутил и пошёл дальше, поэтому варианты шуток тоже нужно продумывать заранее.

Наступает самый ответственный этап – «обкатка» речи – её прослушивание в разных классах, где учащиеся выполняют задания по аудированию, подготовленные учителем, а выступающий отвечает на вопросы, подготовленные учащимися. На этом этапе проявляются речевые ошибки и вырабатывается стратегия по их корректировке. Обкатку речи начинают со среднего звена – 7, 8 и 9 классов. Потом очередь переходит к младшим, которые не очень понимают смысл всего высказывания, но могут уловить основные моменты и лучше всего реагируют на те абзацы, где им просто скучно. Тогда и вступает в процесс корректировки учитель, изменяя высказывание в соответствии с «реакцией зала». Представление речи перед учащимися 10-11 классов – заключительный этап. Это генеральная репетиция, когда выступающий должен получить эмоциональный заряд и уверенность, что он все сделает правильно. Мы договариваемся с учащимися заранее, что они обязательно похвалят оратора и каждый найдет что-то своё, чтобы отметить достоинства выступающего. В этом возрасте уже понимают, как сложно выступать на публике и перед знакомой, и незнакомой аудиторией. Если оратор все равно не очень уверен, т.к. только опыт выступления даёт эту уверенность, то в аудиторию, где будет проходить конкурс, рекомендуется посадить кого-то знакомого – одноклассника, брата или сестру, чтобы оратору было легче обращаться к публике.

Второй этап конкурса ораторского искусства включает ответы на вопросы аудитории и комментирование высказываний известных людей. Если с комментированием можно потренироваться по шаблону, то ответы на вопросы спрогнозировать сложно, даже если это делать в каждом классе. Без сомнения, у оратора должен быть богатый лексический запас, иначе он неточно поймет тему вопроса, и быстрая реакция, чтобы сформулировать ответ. Можно применить несколько подготовленных заранее вводных фраз или предложений, но нельзя полностью заучить объяснение высказывания. Обязательно обращаем внимание на правила вежливости, терпение и эмоции при общении с аудиторией. Должен сложиться общий положительный образ оратора, который будет выделяться на фоне остальных 15-20 человек. Ораторская речь очень важна, но комментирование и ответы на вопросы не менее важны для выступающего, хоть они и значительно сложнее. Навык общения с аудиторией формируется очень долго, поэтому на него нужно обратить внимание на стадии выбора темы выступления и постоянно тренировать.

Таким образом, подготовка оратора на конкурс – очень творческий и долгий процесс. Но усилия стоят того, так как дают учащимся уверенность в публичных выступлениях, умение концентрироваться и общаться одновременно с большим количеством людей, способность эмоционально контролировать своё поведение и преодолевать собственную застенчивость. Всё это помогает подростку почувствовать себя частью взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку

Назначение единого государственного экзамена по иностранным языкам заключается в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью отбо...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по английскому языку в разделе "чтение".

В проектной работе даются краткие рекомендации о том, как повысить интерес к чтению. Рассматриваются приемы и методы подготовки к ОГЭ по английскому языку в разделе чтение и дается описание самого раз...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к диагностическим работам по иностранному языку в 5 классе

Диагностические работы по иностранным языкам для всех уровней образования обязательно включают задания, позволяющие оценить уровень сформированности навыка смыслового чтения. Именно на этот вид деятел...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА: из опыта работы

ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося само реализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессио...

Методические рекомендации «Система подготовки учащихся к написанию сочинения (9.3) в формате ОГЭ по русскому языку»

Аннотация: в данной работе содержатся методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в формате ОГЭ, представлена система работы по формированию навыков на...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...