Возрастные особенности детей различного возраста, которые необходимо учитывать и использовать в деятельности начинающего организатора детского отдыха (вожатого)
учебно-методический материал по психологии по теме

Лилев Владимир Геннадьевич

Возрастные особенности детей различного возраста, которые необходимо учитывать и использовать в деятельности начинающего организатора детского отдыха (вожатого)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей различного возраста, которые необходимо учитывать и использовать

в деятельности начинающего организатора детского отдыха (вожатого)

п/п

Возраст

Ведущая

деятельность

Центральные новообразования

Задачи

развития,

сензитивность

Психологические

особенности возраста

Направления

работы

вожатого

1.

Младенчество

(от 0 до 1 года)

Эмоционально-непосредственное

общение со взрослыми

-

-

-

-

2.

Раннее детство

(от 1 до 3 лет)

Орудийно-предметная

деятельность

-

-

-

-

3.

Дошкольное детство

(от 3 до 7 лет)

Сюжетно-ролевая игра

-

-

-

-

4.

Младший

школьный возраст

(от 7 до 10 лет)

Учебная деятельность

(ее ведущая роль не исключает того, что младший школьник

активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия

спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения).

1). Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности («утрата детской непосредственности»).

2). Рефлексия, анализ, внутренний план действий.

3). Развитие нового познавательного отношения к действительности (инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности (труда)).

4). Ориентация на группу сверстников (безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, возрастает роль детского сообщества).

1). Формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов.

2). Развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы («умения учиться»).

3). Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей.

4). Развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.

5). Становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим.

6). Усвоение социальных норм, нравственное развитие.

7). Развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

1). Неравномерность психофизиологического развития у разных детей (в частности, девочки по-прежнему опережают мальчиков).

2). Особенности поведения и эмоциональной сферы: легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

3). С началом обучения в школе ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

4). У детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы (мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем; мотивы самоопределения и самосовершенствования), отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим серьезную общественно значимую деятельность.


5.

Отрочество

(предподростковый

(10-11 лет)

и подростковый

(11-14 лет)).

Общение со сверстниками

1). Становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. (Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой и выступающая как установка по отношению к самому себе).

1). «Отчуждение» от взрослых.

2). Появление ряда специфических черт, важнейшими из которых являются: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

3). Переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формирование представления о Я-идеальном.

4). Развитие познавательной активности и любознательности (Подростков волнуют проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и остросоциальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы, гороскопы и т.п. Большой интерес вызывает человек во всех его проявлениях, значительное место занимают вопросы, имеющие личностный смысл).

1). Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

2). Имеет место асинхронность развития, например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.

3). Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость от взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

4). Формируется особая подростковая субкультура. Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности.

5). «Мода на интересы». Общие интересы дают повод, содержание, средства общения подростков. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться или изображать интерес к той сфере, которая интересна этой компании или является знаком принадлежности к ней.

6). Группа сверстников защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткие требования. Группа создает особое чувство – «чувство мы». Деление на «мы» – сверстники, члены одной группы, и «они» – взрослые или ровесники, но члены другой группы – имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми.

7). Проблема отверженности, а в наиболее крайних формах – становление объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников.

8). Кризисные проявления в сексуальном развитии подростков, пробы алкоголя и наркотиков.

6.

Юношеский возраст

(ранняя юность

(15-17 лет);

18-21 год).

Профессионально-учебная

деятельность

1). Готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению.

1). Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности).

2). Обретение психосексуальной идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.

3). Профессиональное самоопределение — самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

4). Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

1). Общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбора.

2). Действенное самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию.

3). Обращенность в будущее – аффективный центр жизни в ранней юности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в 11 классе "Возрастные особенности детей юношеского возраста".

Собрание посвящено психологическим особенностям детей, уже вышедших из подросткового возраста, но ещё не ставших взрослыми. Что волнует их больше всего? Всегда ли мы, родители, правильно понимаем их п...

Возрастные особенности детей подросткового возраста

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ра...

Возрастные особенности детей юношеского возраста

родительское собрание для учащихся 9 класса...

Консультация для педагогов и родителей "Возрастные особенности детей подросткового возраста"

Педагоги и родители могут познакомиться с основными особенностями и изменениями, происходящими с ребенком в подростковом возрасте....

Возрастные особенности детей школьного возраста

В статье дается характеристика возрасных особенностей детей школьного возраста...

Родительское собрание "Возрастные особенности детей раннего возраста"

Собрание для родителей детей третьего года жизни. Цель: углубить знания родителей о психических и физических особенностях детей третьего года жизни....

Возрастные особенности детей подросткового возраста

Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок становится "трудным". Как правило, подросткам присущи предельная неустойч...