«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_s_ped_opytom.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
Слайд 1.
Слайд 2.
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.
Константин Дмитриевич Ушинский
Условия возникновения.
Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. И поскольку, как уже было сказано, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то почему бы не использовать компьютерные технологии для достижения поставленной цели.
Национальные проекты государства в области образования способствовали обеспечению школ всем необходимым оборудованием, способствующим совершенствованию образовательного процесса.
Соответственно и я для себя поставила задачу внедрения ИКТ на уроках истории.
Слайд 3 - 4. Актуальность опыта
В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания.
Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой.
Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему
может использование ИКТ на уроках истории.
Это подтверждается концепцией развития школы и федеральной концепцией информатизации образования.
Слайд 5 Ведущая педагогическая идея
Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику.
Хороший урок – урок – беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.
Условия:
- принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, явление истории)
- принцип научности (электронный материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного материала, не должен носить развлекательный характер)
- принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой учащихся)
Слайд 6. Технология опыта.
Слайды 7 - 9.
В школе я работаю 19 лет. Из них три года в Спартакской школе. Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся.
Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.
Слайд 10. В соответствии с поставленной целью, своими задачами в работе считаю:
- активизацию познавательной активности учащихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ;
- развитие умений рассуждать и мыслить;
- развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;
- развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников);
- развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.
Новизна опыта.
Новизна опыта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий и современной компьютерной техники, создании условий для формирования творческих способностей учащихся.
Адресная направленность.
Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии, не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.
Последние четыре года я работаю над темой использования ИКТ на уроках истории, так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет чуть ли не ведущую роль.
Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.
Учитель истории часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху.
Весь этот материал в большинстве своем довольно ветхий и обновляется нерегулярно.
Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.
За годы работы над темой я изучила необходимую литературу по подготовке презентаций и разработала несколько уроков с их использованием, при этом учла основные принципы создания презентаций для уроков.
Часто на уроках я использую такой вид работы учащихся как заполнение таблицы. Схему таблицы можно перенести на слайд презентации.
Мы работаем с учебником, выискиваем необходимую информацию, затем записываем ее в таблицу.
Обычно учитель заполняет таблицу на доске. Но, как правило, на доске недостаточно места для таблицы целиком и мы что-то стираем. И учащийся не может видеть результат работы в целом.
Работая с презентацией, учитель экономит время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде. Заполнение таблицы проходит последовательно, в соответствии с замыслом учителя. Мы можем сверить свой результат работы с требованием, с тем, что должно быть записано в тетрадь. И в конце урока ученик видит результат работы и может его сравнить с тем, что он записал.
Компьютерные программы.
На уроках истории и обществознания я использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы я создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого практикую создание презентаций самими учащимися. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.
В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе. Презентации можно эффективно использовать на разных этапах урока. При объяснении нового материала: акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучаемой темы. При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся.
Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые предлагаю учащимся для самостоятельной работы на уроке. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.
В процессе своей работы я реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся.
Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения.
В своей работе стараюсь широко использовать проблемный метод обучения. Стараюсь так формулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме. Например, при изучении деятельности народовольцев, я так сформулировала тему урока: «Народники – герои или убийцы?»
Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы сделали на месте того или иного исторического лица?»
Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни. Например, изучая реакцию крестьянства на аграрную реформу П.А. Столыпина, предлагаю ребятам представить свой класс как конкретную крестьянскую общину, из которой хочет выделиться, к примеру, один из учеников. Спрашиваю их мнение о том, как они будут относиться к такому ученику.
Предлагаю самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п.
Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.
В младшем и среднем звене довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события.
Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень
развития каждого ученика.
Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю ученикам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно.
Стараюсь использовать в своей работе и метод проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Овладевая методом проектов, учащиеся учатся планировать свою работу, устанавливать точные календарные сроки выполнения своей работы.
Учащиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе, в старших классах изготавливают мультимедийные пособия – презентации.
В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: урок-суд, урок – исследование, урок-экскурсия,
урок - соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности учащихся, но и развивает творческие способности.
Делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.
Это вселяет уверенность в ребенка, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают.
Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа историка – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства.
Теоретическая база опыта.
Разрабатывая тему, я использовала работу Платоновой Т.И. «Применение электронных презентаций на школьном уроке».
В качестве теоретической базы по вопросу актуализации познавательной деятельности использовала работу Бабанского Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы)» и работу Бондаревского В.Б. «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию».
Коротковой М.В. «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории»;
Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю. «Методика преподавания истории в школе»;
Ярцевой Н.Н. «Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях»;
Бровкиной М.А. и Нахаевой И.В. «Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся в ходе изучения истории» и т.д.
Результативность опыта
Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне:
1. Значительно повысить положительную мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.
2. Более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации. Результаты последней итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ по истории и обществознанию показали, что ребятам стало намного легче справляться с заданиями ГИА и ЕГЭ.
3.Достичь высоких результатов в олимпиадах школьного, муниципального уровня.
4. Показать хорошие результаты ЕГЭ в 2011-2013 годах: 2011 г. – 70 баллов, 2012 г. - 69, 2013 г. – 70 баллов по обществознанию, 2013 г. – 91 балл по истории.
Но ИК технологии помогают мне не только в учебно-воспитательном процессе, но и в совершенствовании педагогического мастерства и обогащению педагогического опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка
В данном материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...
Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские
Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...
Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"
Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...
Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".
Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...
Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."
Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся. Задачи опыта: Раскрыт...
«Активизация познавательной деятельности обучающихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
Развитие научно-технической базы современных образовательных учреждений, изменение интересов современных обучающихся, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают преподавателя искать все новые ...
Проект по тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории и обществознания».
Цель: формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Содержание работы:Поиск новых форм и средств работы1. Условия возникнове...