«Активизация познавательной деятельности обучающихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
материал по истории
Развитие научно-технической базы современных образовательных учреждений, изменение интересов современных обучающихся, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают преподавателя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность обучающихся, способствовать ее повышению. И поскольку, как уже было сказано, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то все чаще приходиться использовать на уроках компьютерные технологии для достижения поставленной цели.
Национальные проекты государства в области образования способствовали обеспечению образовательных учреждений всем необходимым оборудованием, способствующим совершенствованию образовательного процесса. Не исключением стала и наша Красносельцовская СОШ, где каждый кабинет компьютерезирован. Соответственно и я для себя поставила задачу внедрения ИКТ на уроках истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ "Красносельцовская СОШ" Рузаевского муниципального района. Тема опыта:
«Активизация познавательной деятельности обучающихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
Краткое описание темы:
Развитие научно-технической базы современных образовательных учреждений, изменение интересов современных обучающихся, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают преподавателя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность обучающихся, способствовать ее повышению. И поскольку, как уже было сказано, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то все чаще приходиться использовать на уроках компьютерные технологии для достижения поставленной цели.
Национальные проекты государства в области образования способствовали обеспечению образовательных учреждений всем необходимым оборудованием, способствующим совершенствованию образовательного процесса. Не исключением стала и наша Красносельцовская СОШ, где каждый кабинет компьютерезирован. Соответственно и я для себя поставила задачу внедрения ИКТ на уроках истории.
Ведущая педагогическая идея:
Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу обучающемуся.
Хороший урок – урок – беседа, исследование, взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Условия - принцип наглядности (обучающийся должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, явление истории)
- принцип научности (электронный материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного материала, не должен носить развлекательный характер)
- принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой обучающихся)
Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности обучающихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач.
Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы обучающихся. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих обучающихся.
В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:
- активизацию познавательной активности обучающихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ
- развитие умений рассуждать и мыслить
- развитие творческих способностей обучающихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий
- развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников)
- развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.
В процессе своей работы я реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся.
Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения.
Творческие способности обучающихся развиваются при непосредственном участии в трудовой деятельности.
В своей работе стараюсь широко использовать проблемный метод обучения.
Иногда стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме.
Например, при изучении деятельности народовольцев, я так сформулировала тему урока:
«Народники – герои или убийцы?»; « Степан Разин – народный герой, или разбойник?»
Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы сделали на месте того или иного исторического лица?»
Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни. Например, изучая реакцию крестьянства на аграрную реформу П.А.Столыпина, предлагаю ребятам представить свой класс как конкретную крестьянскую общину, из которой хочет выделиться, к примеру, один из обучающихся.
Спрашиваю их мнение о том, как они будут относиться к такому обучающемуся.
Предлагаю самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п.
Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.
Довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события.
Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого обучающегося.
Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю обучающимся самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности обучающихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно.
Стараюсь использовать в своей работе и метод проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Овладевая методом проектов, обучающиеся учатся планировать свою работу, устанавливать точные календарные сроки выполнения своей работы.
Обучающиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе на различные темы, самостоятельно изготавливают мультимедийные пособия – презентации.
В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: урок-суд, урок – исследование, урок-экскурсия, урок - соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности обучающихся, но и развивает их творческие способности.
Актуальность и перспективность опыта.
- Использование на уроках истории информационных технологий способствует интеллектуальному развитию обучающихся
- Дает возможность для подготовки активной творческой личности
- Использование разнообразных форм преподавания может сделать изучение предмета более увлекательным
- Формирует положительную мотивацию учения
- Активизирует познавательную деятельность обучающихся
- Развивает самостоятельность в учебной деятельности
- Воспитывает активную жизненную позицию обучающегося
- Развивает творческое мышление обучающихся
В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности обучающихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний обучающимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания.
Традиционные формы уроков формируют у обучающихся потребительский характер деятельности .Обучающиеся перегружены однотипной работой.
Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.
Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности обучающихся. На мой взгляд, решить эту проблему может использование ИКТ на уроках истории..
Теоретическая база опыта.
Разрабатывая тему, я использовала работу Платоновой Т.И. «Применение электронных презентаций на школьном уроке»
В качестве теоретической базы по вопросу актуализации познавательной деятельности использовала работу Бабанского Ю.К.
«Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод.основы)» и работу Бондаревского В.Б. «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию».
Технология опыта
Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для развития личности обучающегося, его активного умственного роста, нравственного совершенствования.
Для достижения данной цели необходимо:
- активизировать познавательную деятельность обучающегося (через систему использования ИКТ на уроках и во внеурочное время, использование различных методов и форм организации учебной деятельности.)
- привить любовь к предмету через систему эффективных уроков
- приобщить к историческому, культурному и духовному богатству родного отечества.
Делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона.
Это вселяет обучающемуся уверенность в себя, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают.
Поощряю любую инициативу, желание высказаться.
Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа историка – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства.
Последние пять лет я работаю над темой использования ИКТ на уроках истории, так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных обучающихся, в жизни которых компьютер играет чуть ли не ведущую роль.
Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.
Преподаватель истории часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху.
Весь этот материал в большинстве своем довольно ветхий и обновляется нерегулярно.
Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.
За годы работы над темой я изучила необходимую литературу по подготовке презентаций и разработала несколько уроков с их использованием, при этом учла основные принципы создания презентаций для уроков.
Часто на уроках я использую такой вид работы обучающихся как заполнение таблицы. Схему таблицы можно перенести на слайд презентации.
Мы работаем с учебником, выискиваем необходимую информацию, затем записываем ее в таблицу.
Обычно преподаватель заполняет таблицу на доске. Но, как правило, на доске недостаточно места для таблицы целиком и мы что-то стираем. И обучающийся не может видеть результат работы в целом.
Работая с презентацией, преподаватель экономит время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде.
Заполнение таблицы проходит последовательно, в соответствии с замыслом преподавателя. Мы можем проверить свой результат работы с требованием, с тем, что должно быть записано в тетрадь. И в конце урока обучающийся видит результат работы и может его сравнить с тем, что он записал.
В 11 классе я проводила урок по теме «Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии». В ходе изучения нового материала мы с учащимися составляли схему «Роль государства в экономике».
Составление шло последовательно, что-то я объясняла сама, что-то обучающиеся должны были найти в учебнике, обобщить и вписать в схему.
Схема получилась довольно большая, на доске просто не хватило бы места для ее размещения. Для экономии места времени я визуализировала схему в слайде презентации, сделала ее интерактивной, то есть отдельные элементы схемы появлялись последовательно, согласно логике урока. В конце урока обучающиеся могли увидеть результат нашей работы на уроке целиком.
Весь урок, по моему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.
Актуализацию обычно я провожу в виде беседы с учащимися (ввиду большого объема материала приходится экономить время). Вопросы такой беседы я визуализирую в слайдах, каждый вопрос отдельно.
На каждый вопрос дается ответ, чтобы после ответа все смогли убедиться в его правильности.
Если ранее давалась какая-нибудь схема, то можно дать ее с тем, чтобы обучающийся ее объяснил.
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия обучающимися группы, индивидуальности преподавателя.
Я выделила некоторые общие правила:
Во-первых, слайды желательно не перезагружать текстом, за исключением тех случаев, когда презентация сопровождает доклад обучающегося.
В остальных случаях я размещаю короткие тезисы, даты, имена, термины, которые обучающиеся должны записать в тетрадь.
Во-вторых, отбираемые иллюстрации я стараюсь делать реалистичными. Они могут быть взяты из учебника, где, как мы знаем, они очень маленькие и трудно подробно их рассмотреть, и ученики, как правило, пропускают их, считая незначительными. Мы можем увеличить их, проанализировать, разобрать и так далее.
Опираясь на личностно-ориентированные технологии на деятельностной основе, я создаю такие условия, которые помогают обучающемуся стать личностью, которая могла бы ориентироваться в потоках информации, оценивать происходящее с позиции общепринятых нравственных норм, вырабатывать собственную позицию, помогают стать активным, ответственным человеком, который сможет самореализоваться в меняющемся мире.
Осуществляя шаги этой технологии, я пришла к таким результатам:
Создается комфортная психологическая атмосфера на уроке, ситуация успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и мне, и моим ученикам. Уровень сформированного умения ставить вопросы, формировать задачи, проблемы и решать их повысился за этот период примерно на 40%.
Целенаправленная работа на уроках истории позволила достичь позитивных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка
В данном материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...
Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские
Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...
Активизация познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике
Описанный опыт организации внеклассной работы может быть использован в любой школе. Учитель выбирает темы, к которым его учащиеся проявляют интерес. Можно изменить и способ изложения в зависимости от ...
Активизация познавательной деятельности обучающихся через развитие творческих способностей
материал из опыта работы...
«Создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся через применение кинезиологических методов»
Из опыта работы педагога-психолога по использованию кинезиологических методов в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида....
«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействи...
Проект по тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории и обществознания».
Цель: формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Содержание работы:Поиск новых форм и средств работы1. Условия возникнове...