Проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта.
учебно-методический материал на тему
Статья содержит основную теоретическую информацию по вопросу:проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Лев Николаевич Толстой.
В последнее время объём знаний, умений и навыков, заложенный в школьной программе, все увеличивается, а количество часов, отведенное на изучение и закрепление этих знаний, уменьшается. Учащиеся обладают разным интеллектуальным и творческим потенциалом, что выявляется в процессе контроля успеваемости. Вследствие этого подбирая материал, планируя уроки, педагог старается учитывать особенности каждого ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.
Главная задача школы – не только дать знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление начинается с удивления», – говорил Аристотель. Формирование интереса – одна из важнейших составных частей обучения. Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету педагоги создают элементы новизны на уроке; используют различные средства обучения, в том числе и ТСО, применяют ИКТ; подбирают содержание дидактического материала; применяют элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков. Но особенно, повышает интерес к предмету применение игровой деятельности.
Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС
Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Дети учатся мыслить и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.
Метод проектов большей частью ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. Цель проектного обучения с точки зрения учителя:
дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы;
задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы;
их целенаправленная деятельность;
форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой;
результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Современная классификация учебных проектов.
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
исследовательский проект — исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС
Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету нужно использовать различные средства обучения, подбирать содержание дидактического материала, применять элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков. Но особенно повышает интерес к предмету применение игровой деятельности. Таким образом, реализуются требования ФГОС к современному уроку. При использовании игры на уроке ставятся следующие задачи:
1) создавать ситуацию педагогического общения через игровую деятельность;
2) формировать у учащихся учебные умения в процессе игры, применяемые в учебном процессе определенные дидактические навыки;
3) научить школьников:
– целеполаганию и планированию деятельности;
– поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
– практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
– самоанализу и рефлексии.
Выбор игровой деятельности обусловлен её функциями:
-игра является средством повышения интереса к предмету;
-является средством обучения (решает дидактические задачи);
-развивает творческие способности, самостоятельность, инициативность учащихся.
Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении:
– Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в творческой самоактуализации личности:
– Возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие познавательных интересов учащихся;
– Происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей.
Существует несколько классификаций игр:
По времени и условиям проведения (объёму) игры делятся на урок-игру, игру – элемент урока, игру – внеклассное мероприятие.
По особенностям содержания и форм проведения выделяют:
– ролевые (игры-импровизации, деловые игры);
– сюжетные (урок-соревнование, урок-путешествие, урок-праздник);
– имитационные;
– игры-драматизации;
– настольные игры (лото, домино);
– игры-головоломки, или словесные игры (ребусы, кроссворды, загадки, анаграммы, метаграммы, палиндромы, шарады, логогрифы);
– предметные.
По количеству участников игры – парные, групповые, общеклассные.
По доминирующему признаку – развивающие: восприятие, мышление, познавательные интересы, внимание.
Классификация игр Л. Петрановской, в которой игры объединены в группы в соответствии с общей методической целью – развитием определенной грани способностей.
1) учебные – наиболее простые и традиционные, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
2) комбинаторные – играющий работает с материальной стороной языкового знака (слова). Требуются умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, эти игры существенно активизируют словарный запас (гибриды);
3) аналитические – игры, развивающие аналитическое мышление, помогают приобрести навык логического анализа, научающие видеть закономерности, общность и развитие, причину и следствие (классификация);
4) ассоциативные – обращаются к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намёка (сравнения);
5) контекстные – привлекают внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивают способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот, передавать информацию разными способами (автопортрет);
6) языковые – эксперименты с языковыми единицами и закономерностями (шифр);
7) творческие задания – задания на сочинительство с соблюдением некоторых условий, они способствуют развитию фантазии и изобретательности в использовании средств языка, а также способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу (сериал).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках физики"
Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках физики"...
Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Показателями результативности, позволяющих оценить внеучебную деятельность по предмету являются: увеличение числа участвующих в конкурсах и олимпиадах, увеличение кол...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
Проектная деятельность учащихся как средство реализации требований ФГОС
Данный материал поможет учителям освежить в памяти теоретический материал о методе проектов на уроках и во внеурочной деятельности. В статье говорится о целях, задачах. структуре, этапах, формах проек...
Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологии и в дополнительном образовании»
Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологиии в дополнительном образовании» показывает основные аспекты обучен...
2014Региональное методическое объединение. Круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность: пути и возможности реализации требований ФГОС». Сертификат участника
2014Региональное методическое объединение. Круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность: пути и возможности реализации требований ФГОС». Сертификат участника...
Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Эффективность освоения обучающимися образовательных программ доказывается 100% успеваемостью и высоким качеством обучения от 95% до 100% Стабильно высокие результаты успеваемости обусловлены диф...