Проектная деятельность учащихся как средство реализации требований ФГОС
методическая разработка на тему
Данный материал поможет учителям освежить в памяти теоретический материал о методе проектов на уроках и во внеурочной деятельности. В статье говорится о целях, задачах. структуре, этапах, формах проектной деятельности. Называются типы проектов, стадии работы над проектами. Приводятся критерии оценки проектов. Дается алгоритм построения цикла уроков работы над проектом. Называются универсальные учебные действия, которые в ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность развивать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся как средство реализации требований ФГОС
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых. Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы. Метод проектов, проектная деятельность не является принципиально новым в педагогической практике и в полной мере отвечает современным принципам российского образования: системно - деятельностному, компетентностному и личностно-ориентированному подходам к обучению, воспитанию и развитию школьников.
Цели проектной деятельности:
- воспитывать гражданскую позицию учащихся;
- способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;
- формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развивать значимые личностные качества младших школьников;
- развивать моторику;
- воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость учащихся.
воспитывать понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности:
- формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
- вооружение детей методами научного познания;
- ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;
- развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе этой деятельности.
Структура проектной деятельности состоит из следующих этапов:
- Целеполагание (поставить цель, проблему вместе с учащимися);
- Планирование (наметить этапы выполнения проекта);
- Создание проекта (разграничить роли учащихся в создании проекта);
- Промежуточный контроль (сопоставить уже проделанную работу с намеченным планом).
- Обсуждение способов оформления проекта (выбрать наиболее оптимальный).
- Контроль и коррекция результата (ученик должен уметь определить, что получилось у него, что не получилось и исправить недочёты);
- Презентация проекта (выступление с готовым продуктом);
- Рефлексия.
- Практическое использование результатов работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставках и т.д.)
Этапы проектной деятельности:
1 этап – подготовительный.
2 этап – технологический.
3 этап – заключительный.
Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, Интернета. Поиск информации можно организовать в компьютерном классе, в школьной библиотеке во внеурочное время. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности, вселить уверенность в себе и свои силы.
Существуют различные виды исследования, которые могут классифицироваться по следующим принципам:
- по количеству детей;
- по времени проведения проекта;
- по месту проведения;
- по теме.
На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки, доклады, сообщения. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.
На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и происходит защита проекта в форме выставки проектов или изделий, которые дети создали или в виде презентаций. Такая защита обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта.
Результаты проектной деятельности учащихся могут быть оформлены в виде газеты, журнала, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п. Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок – тем проще проект.
Существующие типы проектов:
- Практико-ориентированный проект (решение практических задач, проведение исследований);
- Учебный проект (воспроизведение каких-либо этапов исследования биологических объектов);
- Творческий проект (проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических талантов);
- Игровые проекты (организация мероприятия- игры, состязания, викторины, экскурсии);
- Информационный проект (результаты опроса общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов. Одна из разновидностей проекта - реферат);
- Социальные проекты (помощь социально незащищённым членам общества - концерт для ветеранов, игрушки, поделки, плакаты для детей детского сада (дома);акции по уборке территории, пропаганде здорового образа жизни, помощь часто болеющим одноклассникам.)
Формы проектной деятельности:
- Игра;
- Минипроект;
- Экскурсия;
- Наблюдение;
- Социальная акция.
По количеству участников проекты могут быть:
- личностные;
- парные;
- групповые.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
- краткосрочные;
- средней продолжительности;
- долгосрочные.
Стадии работы над проектом:
Проблемы → проектирование → поиск информации → продукт → презентация → портфолио.
Портфолио – это папка, в которой собраны рабочие материалы проекта (черновики, результаты исследования, рисунки, фотографии и т.п.). В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ. Собранный материал не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения.
Защита проектов происходит на:
- конкурсах;
- отчетах;
- выставках;
- конференциях;
- праздниках;
- акциях.
На заключительном, рефлексивно-оценочном этапе работы над проектом проводится научная конференция для учащихся.
Таким образом, проектная деятельность направлена на активизацию познавательных способностей обучающихся, глубокое раскрытие их творческих возможностей, учёт персональных интересов и потребностей детей. Младшие школьники наглядно видят практическое применение своих теоретических знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и не умеют, как много им ещё предстоит постичь.
Реализация проектов на базе информационных технологий многогранна, эффективна, неисчерпаема и нацелена на долговременную перспективу. Основная школа будущего - это школа проектов.
Критерии оценки проекта:
1.оформление проекта – наличие рисунков, аккуратность
2.содержание проекта – соответствие теме, наличие оригинальных находок, полнота раскрытия темы, логичное изложение материала
3.представление проекта – правильность речи, степень владения материалом, эмоциональность в представлении.
Алгоритм построения цикла уроков работы над проектом предполагает следующие этапы:
- Мотивация. Внимание учащихся следует акцентировать на проблемах, интересующих в первую очередь их самих, и не имеющих однозначного решения.
- Информационное обеспечение. Использование всех компонентов УМК, материалов Интернета, периодики. Проведение исследования, опроса общественного мнения.
- Первичная обработка информации. Анализ материала согласно опыту, знаниям, интересам учащихся. Обмен мнениями, составление первоначального плана работы.
- Вторичная обработка информации. Учащиеся конструируют проблемные ситуации, корректируют план, работают по определенному аспекту проблемы.
- Сбор дополнительной информации. Предполагает умение учащихся сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.
- Осмысление, сравнение, анализ и коррекция. Учащиеся учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и исправлять ошибки.
- Заключительный этап. Представление проекта.
В ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность развивать следующие универсальные учебные действия:
поисковые (умения самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать её в соответствии с задачами учебного предмета).
исследовательские (выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы).
менеджерские (проектировать, планировать процесс, анализировать собственную деятельность).
работать в сотрудничестве (умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы).
коммуникативные (умения вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения).
рефлексивные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»)
презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности.)
Таким образом, проектный метод имеет высокообразовательную ценность, ориентирован в большей степени на формирование умений и навыков участвовать в учебных проектах, возможность индивидуальной творческой самореализации; содействует приобретению конкретного практического опыта, который можно использовать на уроке и вне урока; позволяет использовать проектную деятельность для открытия и познания чего-то нового; содержит задания проблемного характера, материалы для проведения всевозможных исследований, опросов, интервью; способствует воспитанию таких черт характера, как трудолюбие и настойчивость, активность, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, а также развитию мышления, памяти, эмоций и воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: ИКТ как средства реализации требований ФГОС
Одним из важных средств формирования и развития универсальных учебных действий являются информационные коммуникационные технологии (ИКТ)....
Проблемно-диалогическое обучение - как средство реализации требований ФГОС
Материал содержит статью, презентацию и технологическую карту урока....
Проблемно-диалогическое обучение как средствореализации требований ФГОС на уроках химии
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
Домашние задания по литературе как средство реализации творческого потенциала учащихся в рамках реализации требований ФГОС
В данной презентации предлагается система сквозных заданий по литературе для развития творческого потенциала учащихся. Задания предлагаются к использованию на уроках литературы (по учебнику В.Я.Корови...
Проектная деятельность учащихся как одно из средств реализации требований ФГОС
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на ...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС...