Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках физики"
статья по физике на тему
Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках физики"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках физики.
С введением ФГОС школьный учитель должен не только научить учащихся решать количественные и качественные задачи по физике, но и научить применять полученные знания в повседневной жизни. Учащиеся должны научиться самостоятельно добывать знания и находить им применение. Особая роль в обучении отводится внеурочным мероприятиям. Учащиеся должны быть задействованы в исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время. Между уроком и внеурочной деятельностью должна прослеживаться чёткая связь.
Также основу обучения составляет воспитательный процесс. Успех в образовании достижим при совместном учебном и воспитательном воздействии на детей в ходе урока и во внеурочное время, поэтому внеурочные занятия с учителями и родителями важная часть работы школы.
Формы работы:
- Опыты по физике в домашних условиях.
Простейшие опыты, возможно, выполнять с 7 по 11 класс. Опыты включены в домашнее задание. Выполнения простых опытов, несложных исследований способствует формированию познавательных способностей у учащихся, вызывает интерес к учебе.
Для выполнения домашних опытов в классе должны быть сделаны заготовки с пошаговым описанием хода выполнения работы. Учащиеся выполняют работу вместе с родителями и представляют результаты работы на уроке.
Например, учащиеся 8 класса выполнили работу: «Микроклимат квартиры»
Цель работы: изучение экологического состояния своего дома.
Задачи:
- выяснить, что может навредить нам дома;
- провести анализ микроклимата помещений дома;
- выявить физические загрязнения своего дома;
- предложить пути решения проблем связанных с экологией дома.
При выполнении работы учащиеся рассчитали световой коэффициент квартиры, измерили влажность воздуха (психрометром) в квартире и температуру воздуха.
Результаты работы:
- В целом микроклимат дома наших учеников оказался в норме.
Для его улучшения следует:
- повысить освещенность помещения. Для этого следует заменить лампочки
( вместо лампочек в 100 Вт поставить более мощные и увеличить их количество)
- для хорошего доступа естественного света нужно обеспечить доступ в жилище солнечного света в течение всего дня. Не ставить на подоконники большие цветы и другие предметы, утром не забывать открывать жалюзи или теневые занавеси, чаще мыть окна.
- поддерживать в доме уровень влажности не выше 50 процентов
- для уменьшения влажности надо установить вытяжку, проветривать комнаты, а для увеличения влажности можно поставить на батарею посуду с водой, приобрести декоративный фонтан. В сухом помещении можно развести побольше цветов.
- запретить курить в помещении;
Совместное выполнение домашних экспериментов повышает авторитет родителей, делает отношения внутри семьи более доверительными, повышает интерес родителей к учебному процессу.
- Исследовательская работа учащихся.
Основной целью организации научно-исследовательской деятельности школьников по физике является:
- выявление и поддержка одарённых учащихся;
- развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
- поддержка научно-исследовательских интересов учеников.
Задачами организации научно-исследовательской деятельности школьников по физике являются:
- приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
- выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей, создание научных работ и проектов;
- создание условий для расширения среды общения и получения информации;
- формирование навыков исследовательской работы;
- развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей
Этапы работы с учащимися:
- Подготовительный.
Выбор темы. Определения цели и задач. Выявление уровня подготовки учащихся к выполнению исследовательской работы. Составления плана работы, знакомство с различными методами проведения эксперимента, обучение работе с литературой.
- Курирование научно – исследовательской работы.
Составление плана работы. Помощь в проведении экспериментов и обработке результатов.
- Подготовка к защите работы и выступлению на научно – практической конференции
Подготовка работы согласно требованиям к оформлению на данной конференции, подготовка выступления, выполнение презентации. Ученик должно грамотно докладывать о своём исследовании, не бояться аудитории, уметь отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, опираясь на результаты исследовательской работы.
- Реклама научно-исследовательской деятельности среди учащихся и использование результатов научно-исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе.
Учащиеся, представившие свою работу на научно – практической конференции, выступают с презентацией своей научно – исследовательской работы перед учителями и учащимися своей школы.
- Посещение музеев, выставок, связанных с предметом.
В качестве примера - посещение выставки «Лабиринтум». Интерактивный музей занимательной науки. В его экспозиции находятся 60 экспонатов, наглядно демонстрирующих принципы действия различных законов физики и объясняющих природу самых удивительных и крaсивых явлений окружающего мира. Лабиринтум разделен на семь тематических зон. Зона «Зеркальный мир» содержит лабиринты и другие экспонаты, связанные с игрой отражений, «Зона логических задач» развивает мышление, «Мир физических экспериментов» демонстрирует маятники, магнитный мост, воздушную пушку и другие экспонаты, предназначенные для коллективных опытов и самостоятельных исследований.
- Предметные недели в школе.
В школе ежегодно проходят недели физики, в течение которых бывает много внеклассных мероприятий, каждое из которых расширяет знания учащихся по физике, их творческие способности, возбуждает интерес к предмету. До начала предметной недели физики выбирается оргкомитет из числа учащихся, изучающих физику, во главе с учителем физики. Составляется план проведения недели с указанием всех мероприятий, сроков их проведения и назначаются ответственные лица. В каждый день недели обязательно проводится одно или два мероприятия, как правило, во внеурочное время.
Например: «План проведения предметной недели»
Примерный план:
- Своя игра - команды учащихся 7,8 классов
- Парадоксы физики 11 класс
- Конкурс презентации « Законы динамики Ньютона» 9 класс
- Физическая спартакиада 10 класс
- Посещение музея « Лабиринтум» 7 класс
- Брейн – ринг по физике для 9 класов
Внеклассные занятия и формы их проведения должны быть интересны всем участникам этого процесса: учителю, родителям и учащимся. Внеурочная деятельность принесет пользу лишь в том случае, если она опирается на потребности ученика и вызывает положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)
Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...
Организация исследовательской деятельности гимназистов в условиях реализации ФГОС ОО при обучении татарскому языку русскоязычных учащихся
Стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже ...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
Нормативные и методические основы и пути решения организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО
В работе рассматриваются вопросы:· Нормативные правовые основания организации внеурочной деятельности· Понятие...
Проектная деятельность учащихся как средство реализации требований ФГОС
Данный материал поможет учителям освежить в памяти теоретический материал о методе проектов на уроках и во внеурочной деятельности. В статье говорится о целях, задачах. структуре, этапах, формах проек...
Статья "Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в рамках ФГОС"
Материал предназначен для учителей биологии....
Доклад "Методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в условиях реализации требований ФГОС"
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка и требуют новых форм организации учебного процесса, новых методов и приемов подачи информации. Во главу угла ...