Рабочая программа по профориентации школьников
рабочая программа
Рабочая программа по профориентации школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_predprofilnoy_podgotovki_8_kl.docx | 269.73 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КУРСА«ПРОБЛЕМА ВЫБОРА»
Данная программа разработана и составлена для осуществления психологического сопровождения предпрофильной подготовки обучающихся 8 классов. Программа элективного курса составлена с учетом возрастных особенностей школьников. Она направлена на преодоление и предупреждение трудностей профессионального выбора обучающихся.
При составлении программы курса по выбору «Проблема выбора» учитывались следующие ключевые моменты:
• В блоке диагностических методик акценты делаются не на оценку актуального уровня способностей, а на выявление индивидуально-психологических особенностей и мотивации учащихся.
• В подростковом возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления.
• Для подростка характерен недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.
• Недостаток жизненного опыта (поверхностные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).
Использование программы направлено на достижение следующей цели: предупреждение трудностей профессионального самоопределения обучающихся.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- Познакомить обучающихся с многообразием мира профессий.
- Способствовать изучению школьников своих личностных особенностей.
- Формировать у обучающихся умение ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями, умение принимать решения.
- Учить составлять личный профессиональный план и аргументировать свой выбор.
- Развивать у обучающихся способность к осознанному выбору профессии.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ПРОБЛЕМА ВЫБОРА»
Программа элективного курса «Проблема выбора» написана на основе изучения известных программ по профориентационной работе («Моя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой; «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой; факультативного учебного курса по профессиональному самоопределению подростков «Я и моя профессия» Г. В. Резапкиной; «Проблема выбора» Е.Н. Казаровой; «Готовлюсь к профессиональной деятельности» Н.А. Ефимовой).
Программа курса предусматривает занятия — «шаги», которые проводятся как в традиционной форме урока, когда учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения, так и в форме ролевых игр, упражнений, активизирующих самопознание и рефлексию, в форме психодиагностических тестов, тренинга по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения.
Методы и приемы профориентационной работы направлены на:
профпросвещение (знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда);
профдиагностику (помощь подростку в самопознании, где важно выявить не только его личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей);
коррекцию-развивающую деятельность личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности
оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления;
морально-эмоциональную поддержку самоопределяющихся подростков: в сознание старшеклассников важно вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (а настоящий оптимизм — это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства);
профпомощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.
На занятиях курса учащиеся получат необходимую информационную нагрузку. В результате занятий подросток познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повысится самооценка, скорректируется эмоциональное состояние, совершенствуются навыки самопрезентации.
На занятиях курса используются такие основные методы, как: наблюдение, беседы и консультации с учащимися; активизирующие процедуры индивидуальной и групповой работы (специально организованные дискуссии по наиболее острым вопросам, карточные консультационные методы, бланковые технологии, различные схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.), работа с подгруппами и микрогруппами (в 2–4 человека), где в доверительной обстановке обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения; индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания.
Занятия проводятся 1 раз в месяц.
Программа курса не предусматривает систему отметок. Эффективность усвоения содержания курса следует оценивать по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии.
III.ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «ПРОБЛЕМА ВЫБОРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа коррекционно-развивающего курса «Проблема выбора» для обучающихся 8-го класса, направлена на профессиональное самоопределение школьников, изучение их индивидуальных способностей, интересов и склонностей в профессиональном выборе с учетом особенностей здоровья.
Программа курса рассчитана на 9 часов в восьмом классе.
IV.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ПРОБЛЕМА ВЫБОРА»
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности,
ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
V. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ПРОБЛЕМА ВЫБОРА»
По завершении изучения курса обучающиеся должны:
• знать свои способности и возможности;
• знать основные правила выбора профессии;
• владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
• иметь представление об основных индивидуально- психологических особенностях личности, о методах диагностирования;
Обучающиеся должны уметь:
• адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;
• ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями.
VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПРОБЛЕМА ВЫБОРА»
Тема 1. Я в мире профессий-1 ч. Лекция о многообразии профессий. Выполнение теста «Кто я?»
Тема 2. Общение и выбор профессии-1 ч. Лекция по теме «Общение». Тренинг коммуникативных способностей.
Тема 3. Чувства и эмоции в выборе профессии -1 ч. Беседа о роли чувств и эмоций в выборе профессии. Практикум по изучению эмоционального состояния обучающихся с помощью методики Баса-Дарки.
Тема 4. Интересы и склонности в выборе профессии -1 ч. Лекция о интересах и склонностях человека в выборе профессии. Практикум по изучению интересов и склонностей обучающихся с помощью методики Г. В. Резапкиной.
Тема 5. Способности и профессиональная пригодность -1 ч. Практикум по изучению познавательных способностей обучающихся соотнесение данных с предстоящим выбором профессии.
Тема 6. Формула профессии-1 ч. Знакомство с классификацией профессий А. Климова, выполнение теста Н. Пряжникова.
Тема 7. Ошибки в выборе профессии-1 ч. Знакомство с самыми распространенными ошибками при выборе профессии, с целью их предупреждения. Просмотр видеороликов.
Тема 8. Пути получения профессии-1 ч. Урок-лекция об основных путях получения профессии.
Тема 9. Аукцион профессий-1ч Презентация, выбранных профессий школьниками.
VII.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Тема занятия | Содержание темы | Кол-во часов |
Я в мире профессий | Знакомство обучающихся с миром профессий, определение собственного места в этом многообразии. | 1 ч. | |
Общение и выбор профессии | Лекция с элементами тренинга коммуникативных способностей. Обучающиеся знакомятся с функциями общения, вербальным и невербальным общением, применяют самодиагностику. Просмотр видеороликов. | 1 ч. | |
Чувства и эмоции в выборе профессии | Практикум по изучению эмоционального состояния обучающихся с помощью методики Баса-Дарки, соотнесение данных с предстоящим выбором профессии. | 1 ч. | |
Интересы и склонности в выборе профессии | Практикум по изучению интересов и склонностей обучающихся с помощью методики Г. Резапкиной, соотнесение данных с предстоящим выбором профессии | 1 ч. | |
Способности и профессиональная пригодность | Практикум по изучению познавательных способностей обучающихся соотнесение данных с предстоящим выбором профессии | 1 ч. | |
Формула профессии | Знакомство с классификацией профессий А. Климова, выполнение теста Н. Пряжникова. | 1 ч. | |
Ошибки в выборе профессии | Знакомство с самыми распространенными ошибками при выборе профессии, с целью их предупреждения. Просмотр видеороликов. | 1 ч. | |
Пути получения профессии | Урок-лекция знакомит школьников с основными путями получения профессии | 1ч. | |
Аукцион профессий | Презентация, выбранных профессий школьниками | 1ч. | |
Всего | 9 часов |
VIII.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Исходя из целей современного образования, предлагаемый перечень материально технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
- природосообразность обучения школьников с ОВЗ (организация опыта чувственного восприятия, наглядность обучения);
- создание материально технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания школьников с особенностями развития (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных других умений и т. п.);
- создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).
Требования включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно- лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.
Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям: минимальным затратам материальных средств школы; целесообразности использования данного средства обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т. п.); возможности применения одного и того же средства обучения для решения различных дидактических задач: легкости (удобства) в использовании и хранении.
Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума, при наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К — полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф — комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П — комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5—6 человек).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Методики, учебники, и др.
|
| |
Печатные пособия | ||
Рабочая тетрадь Резапкина Г.В.Секреты выбора профессии. - М.,2015 | К | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Аудиоцентр/магнитофон. Мультимедийный проектор (по возможности). Компьютер (по возможности). Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). | Д Д Д Д Д Д | |
Экраннозвуковые пособия | ||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. | Д Д Д Д | |
Игры и игрушки | ||
Настольные развивающие игры | П | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы одно и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. | К Д Д Д Д |
Приложение к тематическому планированию
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 –е классы
№ п/п | Тема занятия | Содержание темы | Кол-во часов | Дата проведения занятий | Факт | ||||
8 А | 8 Б | 8 В | 8 А | 8 Б | 8 В | ||||
Сентябрь | |||||||||
Я в мире профессий | Знакомство обучающихся с миром профессий, определение собственного места в этом многообразии. | 1 ч. | 07.09 | 14.09 | 21.09 | ||||
Октябрь | |||||||||
Общение и выбор профессии | Лекция с элементами тренинга коммуникативных способностей. Обучающиеся знакомятся с функциями общения, вербальным и невербальным общением, применяют самодиагностику. Просмотр видеороликов. | 1 ч. | 05.10 | 12.10 | 19.10 | ||||
Ноябрь | |||||||||
Чувства и эмоции в выборе профессии | Практикум по изучению эмоционального состояния обучающихся с помощью методики Баса-Дарки, соотнесение данных с предстоящим выбором профессии. | 1 ч. | 02.11 | 09.11 | 16.11 | ||||
Декабрь | |||||||||
Интересы и склонности в выборе профессии | Практикум по изучению интересов и склонностей обучающихся с помощью методики Г. Резапкиной, соотнесение данных с предстоящим выбором профессии | 1 ч. | 11.12 | 07.12 | 21.12 | ||||
Январь | |||||||||
Способности и профессиональная пригодность | Практикум по изучению познавательных способностей обучающихся соотнесение данных с предстоящим выбором профессии | 1 ч. | 18.01 | 25.01 | 30.01 | ||||
Февраль | |||||||||
Формула профессии | Знакомство с классификацией профессий А. Климова, выполнение теста Н. Пряжникова. | 1 ч. | 01.02 | 15.02 | 22.02 | ||||
Март | |||||||||
Ошибки в выборе профессии | Знакомство с самыми распространенными ошибками при выборе профессии, с целью их предупреждения. Просмотр видеороликов. | 1 ч. | 01.03 | 15.03 | 22.03 | ||||
Апрель | |||||||||
Пути получения профессии | Урок-лекция знакомит школьников с основными путями получения профессии | 1ч. | 05.04 | 12.04 | 19.04 | ||||
Май | |||||||||
Аукцион профессий | Презентация, выбранных профессий школьниками | 1ч. | 11.05 | 17.05 | 24.05 | ||||
Всего | 9 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профориентации школьников "Мой выбор"
Программа по профориентации "Мой выбор" составлена с учётом современных требований для подготовки будущего выпускника, способного ориентироваться в современном мире....
Рабочая программа по профориентации
Программа разработана для преподавания курса "Профориентация" или "Ориентиры в мире профессий" в 9-10х классаш школы....
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа по профориентации (9 класс)
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. К сожалению, многие подростки не всегда учитываю...
Рабочая программа по профориентации школьников"Твои профессиональные намерения" для 9 класса
Программа по профориентации школьников...
Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)
В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...