Рабочая программа по профориентации школьников"Твои профессиональные намерения" для 9 класса
рабочая программа по психологии
Программа по профориентации школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proforientatsii.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 31
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»
«Согласовано»: Зам. директора по учебной работе ……З.Ф.Мурзагараева …………….2020 г. | Рассмотрено на заседании экспертной группы Протокол №___от…………2020 г. Председатель экспертной группы________ | Утверждаю Директор школы … …..Е.В.Туренко |
Рабочая программа
курса по выбору по предпрофильной подготовки
«Твои профессиональные намерения»
для 9 классов.
Составитель рабочей программы:
Южанина Светлана Юрьевна
г. Нижневартовск
2020
Содержание
1. Введение.
1.1Актуальность проблемы профессионального самоопределения.
1.2 Цели и задачи программы.
1.3 Методы обучения.
1.4 Условия реализации курса.
1.5 Оценка эффективности профориентационной работы.
1.6 Темы проектных работ.
1. 7 Адресат.
1.8 Требования к уровню подготовки учащихся.
2. Тематическое планирование.
3. Список используемой литературы.
1. Введение
- Актуальность проблемы профессионального самоопределения.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшие подростки, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Правильно сделанный старшим подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет. Согласно ежегодно проводимым нами исследованиям лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо - плохо». Это в корне не правильно!
Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка как в эмоциональном, так и в личностном планах.
Программа по профориентации «Мои профессиональные намерения» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
1.2. Цели и задачи программы
Цели:
- оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов;
- открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;
- помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Задачи:
- формирование актуального для подростков «информационного поля»;
- обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
- формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
1.3.Методы обучения.
Данная программа является комплексной по своему содержанию, т.к. ее проведение связано с применением различных методов профориентационной работы: элементами активного профконсультирования и профинформирования; профдиагностики; разработка рекомендаций по развитию навыков моделирования профессиональной перспективы.
Комплексный характер организационной формы программы проявляется в том, что в ней отражены различные активные методы:
- использования диагностических методик,
- метод словесного обучения (рассказ, беседа, объяснение),
- метод моделирования,
- метод групповой работы, таких как дискуссия и «генерация идей» («мозговой штурм»);
- просмотр видеофильмов о рабочих профессиях и профессиях служащих;
- просмотр видеоинтервью с известными и успешными представителями профессий.
1.4.Условия реализации программы.
Программа рассчитана на 7 занятий в форме групповой психокоррекционной работы.
1.5 Оценка эффективности профориентационной работы.
Оценка эффективности проводится следующими методами:
1. Использование опросника по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП), когда сравниваются ответы (в баллах по каждому компоненту ЛПП) в начале и в конце курса.
2. В конце курса необходимо учащимся написать: что понравилось, что не понравилось, а также дать свои предложения по улучшению данной методики, занятия или всего курса.
1.6. Темы проектных работ.
Результатом проведения данной программы является обязательное написание каждым обучающимся зачетной работы в виде мультимедийной презентации своей будущей профессии.
Для обучающихся, желающих заниматься по данной программе, в течение всего учебного года, предполагается работа над проектом, исследовательская деятельность. Тематика может быть разнообразной, например «Самые популярные профессии сегодня», «Имя и профессия», «Профессиональная родословная» и т.д.
1.7 Адресат.
Программа реализуется с обучающимися 9-ых классов, испытывающих затруднения в профессиональном самоопределении, в выборе профиля обучения. Как правило, это хорошо успевающие школьники, имеющие развитую систему разносторонних интересов и затрудняющихся в выборе профиля обучения именно из-за их разнообразия. Группа формируется из учащихся разных классов параллели 9 классов.
1.8 Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план»;
- роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- составлять личный профессиональный план;
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
- перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии;
- формировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
- о важности решения проблемы выбора профессии;
- о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
2. Тематическое планирование. 9 класс.
№п/п | Тема занятий | Цель | Кол-во часов | Фактическая дата проведения | |||
1 Чет-верть | 2 Чет- верть | 3 Чет- верть | 4 Чет- верть | ||||
1 | Ориентировочное | Получение ведущим необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся; формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации. | 1 час | 15.09.14 | 14.11.14 | 02.04.15 | |
2. | Классификация профессий | Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий; активизация умственной активности. | 1 час | 22.09.14 | 17.11.14 | 09.04.15 | |
3 | Особенности и характеристики профессий. | Рассмотреть историю, основное содержание труда и связь с другими профессиями, средства труда, необходимый уровень образования, требования профессии к индивидуальным особенностям и личностным качествам человека (через просмотр видеофильмов о профессиях). | 1 час | 29.09.14 | 24.11.14 | 16.04.15 | |
4 | Интересы и выбор профессии. | Изучение собственных интересов, развитие навыков рефлексии; формирование установки на преемственность в работе, системности мышления. | 1 час | 06.10.14 | 01.12.14 | 23.04.15 | |
5 | Склонности и профессио- нальная направлен-ность. | Изучение собственных склонностей, совершенствование навыков работы со стандартным инструментарием; поддержание атмосферы творческого поиска. | 1 час | 13.10.14 | 08.12.14 | ||
6 | Деловая игра «Кадровый вопрос». | Знакомство с новыми профессиями, развитие навыков целеполагания и планирования, формирование информационного пространства. | 1 час | 20.10.14 | 15.12.14 | ||
7 | Как достичь успеха в профессии Поддержка друзей. | Формирование информационного пространства, развитие мотивов самоактуализации. Стимулирование самовоспитания позитивных личностных качеств, развитие позитивного мышления; развитие навыков конструктивного взаимодействия. Публичная презентация зачетной работы. | 1 час | 27.10.14 | 22.12.14 | ||
Итого: | 7 часов |
3. Описание литературных источников, используемых при составлении программы.
При составлении программы использовались следующие литературные источники:
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 52 с.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Учебно-методический комплекс для организации профориентационной работы на 12 дисках, ИП Татаринов М.В., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профориентации старшеклассников "Мой профессиональный выбор".
Автор: Белоногова Н.И....
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа курса для 9класса " Твоя профессиональная карьера"
Программа содержит пояснительную записку,описание каждого урока, календарно- тематическое планирование....
Рабочая программа по профориентации школьников
Рабочая программа по профориентации школьников...
Рабочая программа по профориентации для обучающихся 9-ых классов
Рабочая программа составлена на основе программы предпрофильной подготовки учащихся "В поисках своего призвания" Кудряшовой С.В. Расчитана на один год обучения для детей 9-ых клас...
Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)
В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...