Методика проведения библиотечного урока
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Рукодство чтением школьников, является одним из важных аспектов воспитательного процесса-воспитание посредством книги, занимает важное место в общей системе профориентационной работы. Психолого-педагогической основой руководства чтением в помощь выбору профессии является:
--Изучение школьников как читателей
--Читательский интерес
--Индивидуальные особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
![]() | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Поселковая СОШ
Азовского района Ростовской области педагог-библиотекарь - Карманова Н.Б.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА
воспитательного процесса – воспитание посредством книги, занимает важное место в общей системе профориентационной работы.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОСНОВНОЙ руководства чтением в помощь выбору профессии является:
Изучение школьников как читателей в целях дифференцированного подхода к ним при рекомендации литературы и выяснения факторов, влияющих на формирование и развитие читательских интересов школьников выявление и использование связи читательских интересов с теми свойствами личностями, которые правильно определяют выбор профессии.
Читательский интерес – это специфическое отношение личности к литературе определенного рода в силу ее жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Он может, складываясь стихийно, неосознанно, под влиянием эмоциональной привлекательности некоторых книг, но позже может прийти сознание их жизненной значимости, которая определяется потребности, способностями, чувством долга и т. д.
Индивидуальные особенности личности в их сложной взаимосвязи не обнажается так сильно и не проявляется так ярко, как в период поиска и определения жизненного призвания. Вот почему в этот период легко выявляется связь читательских интересов с направленностью и сущностью личности, с жизненным идеалами и целями человека, с его взглядами на будущую трудовую деятельность.
Методы изучения читательских интересов, применяемые в практике библиотек, весьма разнообразны. Такие, как:
БЕСЕДА, НАБЛЮДЕНИЕ, АНКЕТА, СТАТИЧЕСКИЙ МЕТОД, АНАЛИЗ КНИЖНЫХ ФОРМУЛЯРОВ, АНАЛИЗЧИТАТЕЛЬСКИХ ФОРМУЛЯРОВ, ДНЕВНИКИ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХ.
АНАЛИЗ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ФОРМУЛЯРОВ позволяют выяснить характер, содержание и систему чтения каждого школьника в отдельности или особенности чтения целой группы школьников. Индивидуальный анализ формуляра выявляет не мотивы, а содержание чтения: сколько книг по каким разделам знания, по каким видам литературы, какие именно книги. Анализ формуляров дает необходимые не обходимые для руководства чтением данные – о склонностях и способностях ученика, о его увлечении тем или иным предметом, о некоторых чертах характера.
БЕСЕДА и НАБЛЮДЕНИЕ, являющиеся для любого библиотекаря непременными методами повседневной работы с числителями и пользуются вв качестве методов изучения личности.
АНКЕТА, как известно, применяется в целях массового исследования профессионального самоопределения учащихся. При этом целесообразно включать в анкету такие вопросы, ответы на которые давали бы материал о читательских и других внешкольных интересах учащихся в связи с их профессиональными интересами.
КАРТОТЕКА ИНТЕРЕСОВ учащихся, строится по принципу выявления связи читательских интересов с другими особенностями личности, прежде всего, с профессиональными интересами, каждого школьника. Применяя к ведению и составлению картотеки творческой подход можно выделить типы учащихся и классифицировать их в зависимости от профессиональных интересов.
Библиотекарь заводить на каждого учащегося отдельную картотеку, делящуюся для краткости на две графы: одну горизонтальную и несколько вертикальных. В верхней пишутся фамилия, инициалы и год рождения учащегося; количество и содержание вертикальных граф определяется по желанию библиотекаря. Например, могут быть следующие четыре графы:
- Профессиональные и общие интересы
- Другие особенности личности, склонности, способности, характер, темперамент ит.д.
- Читательские интересы
- Примечания, соображение о руководстве чтением.
Карточки расставляются в картотеках в соответствии с профессиональными интересами школьников по следующим разделам:
- Учащиеся, не задумывающиеся еще серьезно о выборе профессии.
- Учащиеся, профессиональный интерес которых неустойчив, проявляется в виде пассивной мечты, имеют интерес к большому кругу профессий, стремления не обоснованы, не соответствуют способностям.
- Учащиеся, интерес которых к избранной профессии устойчив: обоснован и активен.
Уделяя большое внимание руководству чтением, библиотекарь стремится объединить школьников в коллектив читателей, в котором бы смог высказывать свои мысли, беседовать с товарищами.
Разнообразные формы массовой работы с книгой активно влияют на чтение подростка, стимулируя их обращение к литературе. С помощью научно обоснованной системы воспитательной работы, построенной на знании и учета возрастных особенностей, библиотекарь приучает своих читателей думать, глубже вникать в прочитанное, познавать художественную ценность произведения, Углубляя влияние книги на формирование личности.
Но система не просто набор форм и методов. Это педагогически обоснованное содержание работы с книгой и педагогически обоснованная последовательность этой работы. Система учитывает возможности школьника определенного возраста, создает благоприятные условия для его роста как читателя, находя наиболее эффективные формы пропаганды книги.
Массовые мероприятия – составляют у младших школьников яркие сильные впечатления: массовость, торжественность, значимость происходящего создают обстановку приподнятости, радости.
Предварительный просмотр:
ПРОПАГАНДА БИБЛИОТЕЧНО --- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ
5 класс. / 5 часов./
ТЕМА : Как познакомиться с книгой.
- Обложка и титульный лист. Автор. Художник. Заглавие и подзаголовок. Аннотация в книге. Предисловие и послесловие. Словарь в книге. Оглавление.
ТЕМА : Выбор книги.
- Как самостоятельно выбрать книгу. Выставки, альбомы, стенды. Список литературы. Картотеки. Библиографические указатели. Просмотр книг на полке. Тематическая расстановка книг. Внутри книжные указатели авторов и заглавий.
ТЕМА : Первое понятие о научно – популярной литературе.
- Особенности научно – популярной литературы. В её основе научные сведения и факты. Авторы многих книг учёные.
ТЕМА : Иллюстрации в книге.
- Роль иллюстраций в научно – популярной книге. Их разновидность: карта, рисунок, схема, чертёж. Как ими пользоваться.
ТЕМА : ЗНАЮ -- ХОЧУ УЗНАТЬ -- УЗНАЛ. ( Заключительное занятие)
Цель -- научить читать активно, используя имеющиеся знания и опыт.
- Прочитать вслух выходные данные книги или текста: название, автор, заголовок, подзаголовок и др.
- Сделать в тетради таблицу.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
- Вспомнить и проговорить то, что каждый ребёнок знает по теме текста или книги.
- Библиотекарь записывает ключевыми словами то, что ребёнок сообщает по теме.
- Записывают в 1-ю колонку то, что услышали, узнали от других и сообщили сами.
- Учащиеся формулируют в виде 1-3 вопросов то, что хотели бы узнать по теме текста. Записывают во 2-ю колонку.
- Читают вслух все вопросы и дописывают вопросы других, если они интересны.
- Читают текст про себя. По мере чтения учащийся ищет ответы на вопросы, которые он сам себе составил. Если ответ на вопрос есть, то ставит плюс (+), если нет, то – минус (-). Когда чтение закончено, учащийся формирует то, что узнал устно. Можно записать ответ кратко в 3 колонке.
6 класс. /5 часов/
ТЕМА : Библиографические указатели, использование их при выборе книг.
- Что такое библиография, её назначение. Рекомендательные указатели для учащихся. Отличие указателя от систематического каталога. Виды рекомендательных указателей. Какие сведения о книге можно получить из указателя. Как пользоваться указателем при выборе книг.
ТЕМА : Знакомство с энциклопедиями, с книгами энциклопедического характера, со словарями.
- Что такое энциклопедия. Структура. Справочный отдел. Принципы построения словарей и как ими пользоваться.
ТЕМА : Как читать книгу?
- Различие между художественной и научно – популярной литературой.
Цель чтения (художественной литературы): эстетическое наслаждение, радость, самопознания, открытия нового в известном.
Своеобразие чтения : вдумчивое, заинтересованное, медленное чтение и перечитывание.
Цель чтения научно-популярной литературы : расширение конкретных знаний, кругозора, развития любознательности, стремление пополнить знания по данному предмету, подготовка к докладу, реферату.
Способы чтения : просмотр, выборочное и полное чтение, изучение.
ТЕМА : Журналы для детей.
- Что такое журнал. Краткая характеристика. Принцип организации материала в журнале. Содержание журналов. Как читать журнал.
ТЕМА : ЗНАЮ -- ХОЧУ УЗНАТЬ -- УЗНАЛ. ( Заключительное занятие)
Цель -- научить читать активно, используя имеющиеся знания и опыт.
- Прочитать вслух выходные данные книги или текста: название, автор, заголовок, подзаголовок и др.
- Сделать в тетради таблицу.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
- Вспомнить и проговорить то, что каждый ребёнок знает по теме текста или книги.
- Библиотекарь записывает ключевыми словами то, что ребёнок сообщает по теме.
- Записывают в 1-ю колонку то, что услышали, узнали от других и сообщили сами.
- Учащиеся формулируют в виде 1-3 вопросов то, что хотели бы узнать по теме текста. Записывают во 2-ю колонку.
- Читают вслух все вопросы и дописывают вопросы других, если они интересны.
- Читают текст про себя. По мере чтения учащийся ищет ответы на вопросы, которые он сам себе составил. Если ответ на вопрос есть, то ставит плюс (+), если нет, то – минус (-). Когда чтение закончено, учащийся формирует то, что узнал устно. Можно записать ответ кратко в 3 колонке.
- Начинается индивидуальный проект по нахождению ответов на интересующие вопросы в других книгах, энциклопедии.
7 класс. /5 часа/
ТЕМА : Алфавитный и систематический каталог. ( Совместная работа с сельской библиотекой)
- Структура каталога. Использование их для разыскания нужного материала.
ТЕМА : Тематические картотеки.
- Структура картотеки. Её использование.
ТЕМА : Работа со справочной литературой.
- Что такое справочная литература? Её значение. (Энциклопедии, словари, справочники).
8 класс. /2 часа/
ТЕМА : Методы самостоятельной работы с книгой.
- Разнообразие видов и методов самостоятельной работы с книгой, статьёй, справочником. Аннотирование прочитанных книг. Составление списка литературы, использованной при подготовки.
ТЕМА : Как работать с критической литературой.
- Что такое литературоведение и литературная критика. Их роль в воспитании читателя.
Цели чтения критической литературы : углубление знаний о писателях и книгах. Подготовка к уроку, докладу, сочинению, реферату, эссе.
9 класс. / 4 часа/
ТЕМА : Алфавитный каталог. (Совместная работа с сельской библиотекой)
- Работа в алфавитном каталоге. Розыск карточки. Практическая работа.
Тема : Тематические картотеки.
- Составление картотеки. Практическая работа.
ТЕМА : Работа со справочной литературой.
- Практическая работа (Энциклопедии, словари, справочники).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/24/picture-36213.jpg)
методика проведения интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе по теме " графический способ решения уравнений"
lРазвитие информационных технологий сделало информационное пространство одним из основных элементов окружающей среды человека и это невозможно игнорировать при организации учебного про...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/28/picture-69890-1564319273.jpg)
Формирование глобального мышления учащихся через методику проведения интегрированных уроков
Отражает опыт проведения интегрированных уроков по экологии, английскому языку, обществознанию...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-202000-1360651198.jpg)
методика проведения интернет-урока
методика проведения интернет-урока, описание урока "Художественное моделирование одежды"...
Методика проведения бинарных уроков.
На сегодняшний день в России идет обсуждение стандартов второго поколения и планируется отход от излишней теоретизации в изучении основ фундаментальных наук в ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-462306-1417457372.jpg)
Доклад " Методика проведения нестандартных уроков"
В докладе дана классификация нестандартных уроков и показаны примеры их проведения из опыта работы....
Методика проведения нестандартных уроков и организация учебной деятельности школьников
Учителя, работающие в школе отдают себе отчет, что социальные, духовные и интеллектуальные потребности учащихся формируются и удовлетворяются в определенной среде. Чем более развита и многообразна шко...
Методика проведения вариантов урока-игры при проведении обобщающего повторения по отдельным темам школьного курса истории России
Варианты урока-игры при проведении повторительно-обобщающих уроков...