Формирование глобального мышления учащихся через методику проведения интегрированных уроков
статья по обществознанию на тему

Афанасьева Любовь Евгеньевна

Отражает опыт проведения интегрированных уроков по экологии, английскому языку, обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_globalnogo_ekologicheskogo_myshleniya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование глобального мышления учащихся через методику проведения интегрированных уроков

Афанасьева Л.Е., Ластовка Е.В.

Новая модель восприятия мира должна определяться в современных условиях не иначе как единое целое, во взаимодействии, взаимосвязи и взаимозависимости. Реальностью стали процессы интеграции и глобализации не столько политико-экономической, сколько культурной. Именно они могут стать основой нового глобального мышления.

Россия – государство, которое на протяжении всей своей истории формировалось как многонациональное и многоконфессиональное с  уникальной единой нацией, общей системой культурных и духовных ценностных ориентиров.

Школа, как социальный институт, призвана помочь семье воспитать человека, обладающего целостным мировосприятием, сформировать у него основы кросс-культурной грамотности, связанные с выработкой ценностного отношения к культурам народов мира, среди которых частью является собственная культура. Благодаря такому подходу выстраивается целая система изучения глобальных проблем современности, которые являются своего рода интегратором содержания всех учебных предметов. В нашей школе это делается через интеграцию учебного предмета «Экология»  в другие учебные предметы, в том числе гуманитарного цикла.

Природа – естественная основа жизнедеятельности людей. Так было установлено с древнейших времён и мало что изменилось в нашем урбанизированном, технотронном обществе.

Да и вряд ли может быть иначе. Ведь с годами человек всё активнее осваивает планету, её ресурсы и биосферу, часто нарушая естественные природные процессы, экологическое равновесие.

Научный прогресс помог нам создать мир, жить в котором – испытание: физическое, нравственное, психологическое. И в подобных  условиях человек обязан бережно относиться к своему здоровью, а оно немыслимо сегодня без здоровой экологии. Кто живёт в гармонии с природой – тот здоров душой и телом. А поскольку экология не имеет границ, то и  касаются её проблемы всех людей, живущих на Земле.

Решая проблему обеспечения общества материальными благами, люди не задумываются о результатах  своей разрушительной деятельности или делают это слишком поздно, что ведёт к необратимым последствиям. Самым серьёзным из которых является угроза экологического кризиса. Поэтому вопросы экологической безопасности признаны сегодня приоритетными во всём мире, что отражается как в международных правовых нормах, так и национальном законодательстве стран мира.

Английский язык является языком международного общения и, имея навык говорить на нём, мы скорее сумеем понять, как нужно строить взаимодействие человека и природы. В этом смысле бинарные уроки по английскому языку и обществознанию, построенные с учётом интеграции этих учебных предметов с предметом экология, позволяют обучающимся среднего и старшего звена школы получить наиболее полную картину преодоления проблем экологического кризиса в масштабах планеты.

Конечно, бинарные уроки нетрадиционны по своей сути и часто рассматриваются как одна из форм проектной методики. Разработка таких уроков требует серьёзной подготовительной работы учителя с учебным, методическим, дополнительным информационным материалом.  Ведь ребёнок на таком уроке получает знания сразу по трём учебным курсам и  даже в случае чётко продуманной структуры урока от школьника требуется постоянная аналитическая деятельность. Зато какой эффект дают такие уроки!

Школьники получают возможность сравнить природоохранные законодательства англоязычных стран и России, а так же методы государственного решения проблем экологической безопасности, увеличить запас английской лексики по теме. Таким образом, всего за один – два урока, что не выходит за рамки учебных программ и это немаловажно в современных условиях, обучающиеся получают систематизированную информацию об организации и механизме функционирования международной системы экологической безопасности. Это огромный информационный пласт, но он удивительно легко усваивается детьми. И они свободно рассуждают о «Хартии  Земли», отражении экологических вопросов в Конституциях России и США, федеральных законодательствах и т.д. Ученики с огромным интересом, который подогревается возможностью продемонстрировать собственные знания английского языка, говорят о схожести экологических проблем в России и США, о том, что в обоих государствах созданы законы, охраняющие редкие и вымирающие виды животных. Дети находят удивительные аналогии. Например, ученики 6 класса отметили тот факт, что национальная птица США – белоголовый орёл находится под охраной американского законодательства, так же как и волжская сельдь, являющаяся символом Саратовской губернии.

Безусловно, для того, чтобы бинарный интегрированный урок прошёл качественно, требуется серьёзная подготовительная работа.

Для учителя обществознания она связана с тем, чтобы рационально отобрать материал по законодательству, продумать наглядные и графические формы его подачи с учётом возрастных особенностей учащихся.

Для учителя английского языка главную трудность представляет отсутствие скоординированной программы по иностранному языку и другим предметам. Так, например, материал по вопросам экологии можно встретить в самых разных разделах учебника английского языка, кроме того, этот материал не систематизирован.

Нужно сказать и о том, что пока ещё не разработана в должной степени  технология проведения бинарных уроков.

И, конечно же, немаловажную роль при проведении бинарного урока играет психологическая и методическая совместимость учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика проведения интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе по теме " графический способ решения уравнений"

lРазвитие информационных технологий сделало информационное пространство одним из основных элементов окружающей среды человека и это невозможно игнорировать при организации учебного про...

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Концепция нашей гимназии направлена на формирование у учащихся плнетарного мировоспиятия. Особая роль в этом принадлежит иностранным языкам. В данной статье говорится о формировании глобального мышлен...

О формировании инновационного стиля мышления учащихся через метапредметный подход.

В ходе развития инновационного проекта задумались над созданием метапредметного курса «Гармония». В основу курса положена русская литература. Преподавание литературы с использованием метапредметной те...

Исследовательская работа Формирование коммуникативной компетенции учащихся 5 классов на интегрированных уроках английского и русского языко

Научная новизна нашего исследования заключается в объединении компетентностного и интегрированного подходов к обучению языкам на межпредметном уровне в 5-х классах общеобразовательной школы.Практическ...

Формирование экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики.

Физика - эта наука о природе, поэтому c развитием технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках  этого предмета....

Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»

В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода  обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий ра...