Доклад " Методика проведения нестандартных уроков"
статья по английскому языку на тему

Харченко Ирина Алексеевна

В докладе дана классификация нестандартных уроков и показаны примеры их проведения из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения нестандартных уроков и организация учебной деятельности школьников.

( из опыта работы)

Харченко Ирина Алексеевна

СОШ I-II ступеней №2    Г Феодосия

Учитель английского языка


 ВВЕДЕНИЕ

В современной методике обучения иностранным языкам все новое, что вносится авторами различных проектов, противопоставляется прежде всего так называемому традиционному преподаванию. В последнее десятилетие традиционному обучению иностранным языкам принято противопоставлять коммуникативные и интенсивные методы. При этом никак не оговаривается, что, собственно, имеется в виду под традицией, однако правый член в оппозициях коммуникативный – традиционный и интенсивный – традиционный успел приобрести устойчивую негативную окраску. Вероятно, причина в том, что понятие “традиционный” ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и выполнением языковых упражнений, то есть с разговорами о языке вместо общения на языке. По мнению авторов, традиционность, в обычном ее понимании никак не  исчерпывает суть сознательного подхода к обучению, а сознательность и коммуникативность не только не отрицают, но напротив, предполагают друг друга. Использование традиционных форм обучения без учета запросов времени привело к тому, что у школьников пропал интерес к учебе, к учебному труду. Это произошло, прежде всего потому, что детям скучно учиться, что у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самопознании, самовыражении и самоутверждении. Одной из причин неудовлетворенности учащихся учебным трудом считают строгую схему организации учебной деятельности на уроке, в основном комбинированном, направленную лишь на пассивное усвоение предлагаемого преподавателем материала, заучивание его в классе и дома без учета способностей, склонностей и интересов учащихся. При такой организации учебного процесса частично нарушаются или не соблюдаются основные принципы обучения такие, как принцип сознательности и активности, наглядности, систематичности, прочности, доступности, научности и принцип связи теории с практикой. Соблюдение преподавателем всех этих принципов создает условие для более интересной организации учебной деятельности путем творческого подхода к составлению заданий, использования нетрадиционных уроков, коллективных форм работы на уроке, игровых методик, что также способствует развитию интереса учащихся к учебной деятельности, формирует мотивацию учения и повышает эффективность учебного процесса. Из всего выше сказанного вытекает актуальность рассмотрения методики проведения нестандартных уроков и организации учебной деятельности учащихся на данных уроках. Цель этой работы рассмотреть виды нетрадиционных уроков. Задачи данной работы- проанализировать методы, приёмы и формы проведения нестандартных уроков. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

I.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1.1.Сущность понятия нестандартных уроков

    Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартный урок впитал в себя методы и приёмы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью активизации обучения, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В настоящее время число видов нестандартных уроков очень велико. Поэтому возникает необходимость их классификации. В предлагаемой классификации использована традиционная типология уроков, дополненная их нестандартными формами. Так, на интегрированных уроках учащиеся могут усваивать новые знания по разным учебным предметам, их нередко ведут два-три учителя. Однако если они проводятся на уже известном учащимся материале, то это скорее уроки систематизации знаний, их обобщения и повторения. То же можно сказать и об уроках –путешествиях, экспедициях. Если они заканчиваются описанием территории или компонентов её природы, то это скорее получение новых знаний, а если учитель распределяет роли учащихся по географическим  «специальностям», выделяя геоморфологов, климатологов, гидрологов и учит описывать компоненты природы, то это скорее уроки формирования новых знаний и умений. Возможно включение подобных уроков и в группу комбинированных. Особенно сложно классифицировать уроки игровой формы.  Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры - не результат, а процесс.  Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрознённо, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснениям ( уроки-экспедиции, исследования).    Классификация уроков нетрадиционной формы позволяет определить их место в реализуемой учителем системе и, следовательно, более обоснованно планировать, используя их «палитру», добиваясь поставленных целей. Согласованная и обоснованная система уроков нетрадиционной формы - существенный фактор усвоения знаний и развития личности учащихся.

1.2.Классификация уроков нетрадиционной формы 

В данном параграфе мы рассмотрим уроки нетрадиционной формы.  

I. Уроки формирования новых знаний: уроки лекционной формы, уроки- экспедиции, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции.

II. Уроки обучения умениям и навыкам:  практикумы, сочинения, уроки-диалоги, уроки с ролевой или деловой игрой.

III.Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений: диспуты, игровые КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», интегрированные, театрализованные, уроки-конкурсы, уроки-соревнования.

IV. Уроки проверки и учёта знаний: зачётные викторины, конкурсы, защиты творческих работ, проектов, творческие отчёты.

   В педагогике выделяют следующие виды нетрадиционных уроков:

1. Урок - деловая игра, ролевая игра;

2. Урок-конференция, пресс-конференция, семинар;

3.Уроки-фантазии;

4. Уроки-сомнения;

5.Уроки с групповыми формами работы;                                          

6.Урок-бенефис;

7. Урок - творческий отчет (учащихся);

8. Урок-конкурс;

9. Урок-консультация;

10. Урок - литературная гостиная;

11. Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже;

12. Театрализованный урок;

13. Урок – аукцион;

14. Урок-парадокс;

15. Урок-экскурсия;

16. Урок-путешествие;

17. Урок “Что? Где? Когда?”;

19. Урок-телемост;

 20. Урок-суд.

   Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные образцы нестандартных форм обучения, которые помогают педагогам вернуть учащимся утраченный интерес к учебному труду, побудить школьников к активной и ответственной деятельности в приобретении знаний и умений.

   Определение общих признаков нетрадиционных (нестандартных) уроков может помочь учителям, ведущим поиск оптимальных приемов в организации и проведении таких уроков. Итак, вычленяются следующие общие признаки нетрадиционных уроков: цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приемов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики — закона активности обучения. Направления деятельности участников учебно-воспитательного процесса:

1. Привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих учащихся (а иногда - и их родителей), начиная с 1 класса.

2. Отсроченные домашние задания. Дифференциация домашних заданий с учетом интересов и склонностей учащихся. Помощь учителя, родителей в выполнении отсроченных домашних заданий в период подготовки урока.

3. Разделение класса на группы по интересам, как в процессе подготовки, так и при проведении урока. Распределение ролей в группах, заданий каждому ученику.

4. Опора на жизненный опыт учащихся (апперцепция), тесная связь отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.

5. Нестандартная структура урока. Mогут быть отклонения от временных рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные структурные элементы урока (например, этап объяснения нового материала учителем.)

6. В течение всего урока действуют дети, учителю часто  отводится регулятивная функция. Учитель находится не над учениками, а среди них, на завершающем этапе работы над темой или параграфом. Их цель - совершенствование ранее приобретенных учащимися навыков и умений устной речи (говорения и слушания)


  Уроки-конференции
 могут быть проблемными, тематическими и читательскими. Конференции по иностранному языку проводятся по заданным ситуациям в форме ролевой игры (действующими лицами выступают учащиеся). Конференции требуют длительной подготовки и активного участия в них всех учеников. Учитель выбирает нескольких учеников с высоким уровнем обученности, которые помогают ему составлять план проведения конференции, определять вопросы для обсуждения. Учащиеся готовят наглядные пособия к уроку, выпускают стенгазету, организуют выставки книг по изученной теме. Подбирают литературу к конференции, организуют индивидуальные и групповые беседы с участниками будущей конференции. Учитель помогает ученикам составлять развернутый план их выступлений, выделять основные положения высказываний, делать краткие выводы из них. К этой работе привлекаются также консультанты, которые распределяют поисковые задания между группами учеников.

Уроку-конференции близок по построению урок - пресс-конференция. Он проводится в форме ролевой игры, например, представляет собой беседы членов какой-либо делегации с представителями прессы, с корреспондентами различных газет, с журналистами телевидения, фоторепортерами. Варианты пресс-конференций могут быть различными, например, проходить в виде встреч:

1) с путешественниками;

2) с героями литературных произведений;

3) с деятелями искусства.

В ходе подготовки к пресс-конференции ученики продумывают свои роли, составляют биографии участников конференции, тренируются в ответах на возможные вопросы (о званиях, должностях); готовят костюмы, пишут объявление о пресс-конференции, в котором перечисляются все члены делегации, чтобы к встрече журналисты могли подготовить интересующие их вопросы. Журналисты определяют представители какой (реальной или вымышленной) газеты, какого журнала, радио, телевидения они являются, иногда учащиеся объединяются в пресс группы, заранее составляют несколько вопросов представителям делегаций. Учитель совместно с учениками решает какие наглядные пособия следует приготовить к уроку. Перед участниками конференции ставится речевая задача, она и роли учеников обусловливают речевое поведение школьников. В ходе урока - пресс-конференции ученики тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы. После проведения урока - пресс-конференции ученики могут поделиться своими впечатлениями о ней в специальном выпуске стенной, радио- или фотогазеты.

  При проведении уроков - конференций-диспутов следует очень внимательно выбирать темы. Они должны носить дискуссионный характер, звучать остро, проблематично, так как цель диспута - формирование общественного мнения в коллективе по обсуждаемой проблеме.

   Предметом обсуждения во время диспута может стать жизнь молодежи в нашей стране и за рубежом, наука, литература, искусство, музыка в странах изучаемого языка и в нашей стране.

    Урок-диспут (от лат. рассуждать, спорить) всегда предполагает спор, столкновение различных точек зрения. Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает интерес учащихся, желание высказаться.

    Грани между беседой, конференцией и диспутом подвижны. Если нет предмета спора, а есть лишь выступления, дополняющие и уточняющие те или иные взгляды, нет и диспута, а в лучшем случае — обычная беседа или конференция. Диспут может перейти в дискуссию по обсуждению наиболее актуальных для учащихся вопросов, выбор которых можно провести с помощью анкетирования.

    Кроме урока-конференции, урока-диспута к активным нетрадиционным формам проведения урока относят урок-экскурсию или урок - заочную экскурсию.

   Уроки-экскурсии первого вида проводятся на иностранном языке. Цель их - практическое обучение школьников иностранному языку. В ходе таких экскурсий создаются реальные условия общения на изучаемом иностранном языке, формируются и совершенствуются речевые навыки учащихся. При этом решаются образовательные и воспитательные задачи: ученики получают новую информацию, расширяется их кругозор.

   Урок-экскурсия требует тщательной подготовки, которая включает:

1) его методическое обоснование: определение и формулировку задач проводимого урока-экскурсии, выбор объекта экскурсии и ознакомление с ним, прогнозирование возможных ситуаций общения, моделирование высказываний (управляемых и свободных), отбор лексико-грамматического материала, необходимого для общения в ходе экскурсии (знакомого учащимся и нового);

2) его организацию: ознакомление школьников с целью и планом проведения экскурсии, повторение знакомого, введение и закрепление нового лексико-грамматического материала, составление индивидуальных и групповых заданий, которые должны выполнить ученики в ходе экскурсии или после ее проведения.

   Как правило, перед проведением урока-экскурсии учителя выясняют мнение своих учеников по тем или иным вопросам, относящимся к ее теме. Как правило, с этой целью проходит анкетирование. Задолго до экскурсии к ней готовятся экскурсоводы. Они выбираются из числа лучших учеников, или ими бывают старшеклассники, учащиеся других классов, специалисты в какой-либо области знания. Прошедший урок-экскурсия обычно обсуждается на одном из последующих уроков. Материалы, рассказывающие о его проведении, помещаются в кабинете иностранного языка.

   Помимо перечисленных выше нетрадиционных форм проведения уроков иностранного языка мы хотели бы выделить урок-кино или кино-урок. Использование в учебно-воспитательном процессе аудиовизуальных средств отвечает нормам и уровню развития современного общества, повышает интерес учащихся к учебной деятельности, создает положительный настрой на уроке и, что самое главное, способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности учащихся. С помощью игровых художественных и документальных фильмов учащиеся совершенствуют навыки устной диалогической и монологической речи, перевода, аудирования. Кроме того эти фильмы способствуют формированию и развитию у учащихся мотивации говорения и изучения иностранного языка

    Несмотря на разнообразие содержания фильмов, при их использовании в учебных целях прослеживается поэтапность, зависящая от вида речевой деятельности. В мотивации учения при использовании фильма, также прослеживаются определенные этапы, соответствующие этапам работы над фильмом:

1. Просмотр фильма позволяет преподавателю создать проблемную ситуацию для дальнейшей работы над кинофильмом.

2. Самостоятельная работа обучающихся над фонограммой фильма. На этом этапе совершенствуются умения аудирования, происходит развитие лингвопознавательной, инструментальной и других видов мотивации изучения иностранного языка.

3. Занятия в классе с комплексным использованием ТСО позволяют преподавателю осуществлять различные комбинации связи между обучающимися и преподавателем, а также поочередно использовать упомянутые технические средства. Обучающиеся выполняют упражнения, предлагаемые преподавателем, а именно: работают со “стоп-кадром”, пересказывают текст, проговаривают реплики за героями фильма и т.д. 4-й и 5-й этапы работы связаны с письменным и устным переводом кинофильма на родной язык.

    При такой организации работы с фильмом рационально сочетаются как классные занятия с учителем, так и самостоятельная работа учащихся, а также групповые и индивидуальные формы работы на уроках, что способствует повышению уровня мотивации, вызывает интерес и желание добиться более высокого результата.

    Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей общению, а именно говорению, на иностранном языке такие авторы как Ф.М.Рабинович, Э.Э.Баллер называют урок - ролевую игру Связь личности с окружающей ее средой проявляется в том, что личность исполняет определенные социальные роли. Социальная среда, в которой человек рождается, выступает по отношению к нему как “первичная социализация”, в которой он усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. Ролевая игра способствует созданию “вторичной социализации”, имитирующей первую в ее самых существенных чертах. Социальная роль в рамках вторичной социализации носит искусственный, условный характер

   Обучающие возможности урока - ролевой игры велики и заключаются в следующем:

1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах.

2. Урок - ролевая игра, а также ролевая игра как фрагмент урока, обладает большими возможностями мотивационно побудительного  плана.

3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему.

4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала - эмоции, связанные с определенными фразами и ситуацией создают благоприятные условия для запоминания.

5. Ролевая игра способствует формированию партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.

6. Р                        1.3. Подготовка к урокам нестандартной формы

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока- это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конкретный результат. В подготовке учителя к уроку выделяется три этапа: диагностики, прогнозирования, планирования (проектирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своём учебном предмете. Он ведёт и пополняет собственные тематические папки и рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы. Для успешной подготовки урока важно, подчеркнём ещё раз, чтобы у педагога не было проблем с фактическими заданиями, чтобы он уверенно владел учебным материалом. Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даёт максимальный эффект.

    Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала ,его особенности и практической значимости, структуры урока, а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе- на повторение(актуализацию),опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний и умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.

    Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.

    Проектирование (планирование)-это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной  деятельностью учащихся. Программа управления- это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятий, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений. Программа управления отличается от традиционного плана урока чётким, конкретным определением управляющих воздействий.

   Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие работы рекомендуется всем учителям.

II. ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ  НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ

В своей работе мы постоянно практикуем нестандартные уроки для формирования новых знаний ( уроки-лекции, уроки-исследования, уроки- конференции), для обучения умениям и навыкам (уроки с ролевой и деловой игрой), для повторения и обобщения знаний (диспуты, игровые КВН, уроки-суды, уроки-фантазии, уроки-конкурсы), для проверки и учёта знаний (защита творческих работ, проектов).

Рассмотрим подробнее примеры нестандартных уроков.

1). Урок-фантазия.

Данные уроки развивают творческое мышление учащихся, помогают им развивать креативность. В 6 классе мы говорим о правилах поведения на природе. Итоговый урок был проведён в форме урока-фантазии: Мультфильм «Приключения Волка и Зайца в лесу.»На уроке были обсуждены правила поведения, которые должны быть отображены в мультфильме.

-Don’t make fires in the woods.

-Don’t leave your rubbish behind.

-Don’t pollute rivers and lakes.

-Don’t break branches of the trees.

-Don’t pick flowers.

-Don’t kill birds, animals, insects.

Далее учащиеся разделились на две группы. Одна группа сочиняла «плохие» поступки Волка (сломал дерево, сорвал много цветов и т.д) а вторая группа «спасала» лес  при помощи Зайца и его друзей. В каждой группе были выбраны сценаристы, художники, музыкальные редакторы и дикторы. Сценаристы писали сценарий, художники рисовали «кадры» мультфильма, редакторы подбирали музыку, а дикторы читали текст. Урок прошёл очень интересно. Дети научились работать в команде, получили удовольствие от своей работы при подготовке урока и на самом уроке, активизировали всю изученную лексику. обобщили знания по теме. Урок обеспечил связность группового речевого взаимодействия, логичный переход от одних высказываний к другим.

2). Урок-дискуссия «Где лучше жить: в городе или в деревне?»

Этот урок был итоговым уроком по теме «Жизнь в городе и в деревне» в 9 классе. Учащиеся были разделены на три группы. Первая считала, что лучше жить в городе, а вторая доказывала, что жизнь лучше в деревне. А третья группа «скептиков» предъявляла аргументы, опровергающие обе точки зрения. Результатом этого урока было получение навыков ведения дискуссии, умение отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. Многие ученики использовали дополнительную лексику по теме.

3). Урок-дискуссия по теме « Каждый возраст прекрасен?»

Этот урок был проведён в 11классе. На предыдущем уроке учащиеся прослушали и обсудили отрывок из пьесы Шекспира “Much Ado About Nothing”  “All world’s stage” и каждый ученик выбрал тот период жизни человека о котором он хотел бы говорить с положительной точки зрения. А группа учеников находила недостатки в каждой возрастной группе. Ребятам было трудно рассуждать о периодах зрелости, старости и дряхлости, поэтому  было предложен обсудить эту проблему с родителями, дедушками и бабушками. Следовательно в подготовке урока приняли участие семьи учеников и родители захотели принять участие в уроке. Я с удовольствием приняла эту идею. Языковая проблема была решена при помощи «переводчика».

    Учащимся настолько понравился этот урок, что они сами предложили тему следующего урока поиска истины «Легко ли быть подростком?» Во время подготовки этого урока была проведена немного другая подготовительная работа. Группа «психологов» опросила каждого ученика о том, какие у него есть проблемы с родителями, одноклассниками, друзьями, противоположным полом. Посоветовавшись со школьным психологом, прочитав специальную литературу «психологи» подготовили советы для своих одноклассников. На уроке ребята подробно описывали свои проблемы, а «психологи» давали им советы. В конце урока был выработан перечень психологических правил, помогающих чувствовать себя комфортно в школе, с друзьями ,с родителями и быть счастливым.

4).Урок-дискуссия с элементами ролевой игры «Моя будущая профессия»

Этот урок был проведён как заключительный по теме «Моя будущая профессия». За несколько дней до урока двум сильным учащимся были даны следующие задания: ученик, выбравший роль журналиста, должен был взять интервью у будущих выпускников об их планах на будущее и о выборе профессии. Ученик, выбравший роль психолога, провёл анкетирование среди будущих выпускников. По результатам анкеты была составлена диаграмма, которую ученик-психолог проанализировал на уроке. После выступления «психолога» на уроке  были проведены дебаты по теме « Что важнее- высокая зарплата или удовлетворение от работы?» (Вопрос заранее был дан учащимся для обдумывания).  Следующим этапом урока была ролевая игра «Собеседование при приёме на работу» Диалоги готовились заранее. Каждой паре необходимо было обыграть различные ситуации: человек, устраивающийся на работу, ведёт себя развязано, или наоборот, слишком робко; работодатель слишком часто перебивает посетителя; А также ситуации, когда беседа ведётся корректно. Учащиеся смотрели диалоги друг друга и обсуждали, что было правильно, а что нет в данных ситуациях. Мы считаем уроки-дискуссии очень полезными, посколько в условиях, когда группа учеников обсуждает какой-либо вопрос, отпадает необходимость высказываться не по теме. Учащиеся в этой связи могут изложить свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением товарища, делать выводы, заключения. У школьников развиваются умения и навыки осуществления тех действий, которые, как правило, выполняет сам учитель: определять тему, очерёдность участия в беседе  и её предметное содержание, уточнять факты и обобщать поступающую информацию. Появляются умения распределять внимание в равной мере между формой и содержанием высказываний, что определяет уровень коммуникативной компетенции ученика. Учащиеся могут успешно корректировать высказывания друг друга. Также уроки такой формы не только активизируют навыки говорения, но и развивают мышление. Также они имеют воспитательное значение, прививая толерантное отношение учащихся друг к другу, способность к сотрудничеству и умение общаться.

5).Урок-суд

При преподавании курса английской и американской литературы мы, в основном, используем уроки - лекции для введения материала. Но заключительные уроки по пройденным  темам стараемся проводить в нестандартной форме. Одним из самых удачных уроков был урок-суд по роману Драйзера «Американская трагедия» в 11 классе. Предварительно все дети прочитали роман. На уроках ученики характеризовали главных героев, обсуждали проблемы, поднимаемые в романе. Затем были выбраны учащиеся на роли прокурора, адвоката, Клайда Гриффитса, Гортензии, Сандры. Остальные ученики были присяжными. На суде были заслушаны речи адвоката, прокурора, обвиняемого и свидетели. После этого выступили присяжные заседатели. К удивлению наше жюри присяжных оправдало Клайда. По нашему мнению,  такие нестандартные уроки повышают интерес учащихся к американской и английской литературе, учат иметь  собственное мнение и отстаивать его, Заставляют думать о последствиях своих поступков, поднимают уровень морали. Ребята учатся принимать итоговое решение по обсуждаемому вопросу, суммировав наиболее продуктивные варианты в итоговый общий вывод, когда подытоживаются все точки зрения, высказанные участниками в процессе обсуждения.

6).Урок-КВН.

Уроки данного типа ближе к внеклассным мероприятиям, поэтому учащиеся их очень любят. В соответствии с программой  спецкурса «Страноведение», в 11 классе мы изучили темы «Англия», «Шотландия», «Уэльс» и «Северная Ирландия» и в виде итогового урока было решено провести КВН. Предварительно провели большую подготовительную работу. Особым условием было использование дополнительного, самостоятельного найденного материала. Ребята разделились на четыре команды. Каждая команда подготовила свою эмблему, девиз, приветствие, музыкальный конкурс. Ведущие подготовили вопросы для конкурсов. Болельщики (ученики 10класса) сочинили речёвки и нарисовали плакаты. Большой плюс таких уроков в том ,что они развивают творческую активность учащихся, приучают работать самостоятельно для получения дополнительных знаний.

7).Урок-соревнование “ Your own game”

Эта игра проводилась 10 классах в четыре этапа (в конце учебного года). Были проведены три отборочных тура и финальная игра. Победители отборочных туров стали участниками финальной игры. При подготовке к каждому туру мы обратились к учителям истории и литературы с просьбой  составить вопросы по темам игры. Таким образом, были использованы межпредметные связи. Для составления вопросов, помимо учителя, были задействованы сильные учащиеся в роли экспертов. Мы старались не подбирать слишком сложные вопросы, поскольку учащимся важно не только сосредоточиться на данном вопросе, отбросив лишнюю информацию, но и выдать ответ на английском языке. Каждый отборочный тур состоял из трёх раундов: синий раунд, красный раунд, «своя игра». Синий раунд содержал шесть тем, в каждой из которых по 5 вопросов (стоимость вопросов от 10 до 50 очков соответственно). Красный раунд также состоял из шести тем по 5 вопросов,  но стоимость была по 20, 40, 60, 80, 100 очков. Каждый из вышеуказанных раундов содержал 1 вопрос, который назывался «Кот в мешке» (игрок, получивший такой вопрос, должен был передать его одному из соперников) и 1 вопрос, который назывался «Своя игра» (игроки могли увеличивать стоимость вопроса в соответствии с их очками). По нашему мнению, нетрадиционные уроки, пришедшие из средств массовой  информации, привлекают внимание необычайностью формы, возможностью участия большого количества школьников, состязательностью, интересным содержанием, они хорошо учитывают психологию школьного возраста. Ученик не декларативно, а действительно становится в центр учебного процесса.

8).Урок-размышление.

В 10 классе после изучения темы «Медицина. Здоровье» был проведён урок-размышление по теме «Здоровый образ жизни». Ребятам были предложены темы для обдумывания «Здоровая еда», «Сидеть или бежать», «Макдональдс-за и против.», «Улыбнись миру и он улыбнётся тебе». Каждый ученик выбрал наиболее интересующую его тему и после этого школьники были объединены в группы. На первом этапе ребята провели анкетирование и совместно составили диаграмму, показывающую насколько правильный образ жизни ведут их одноклассники. Естественно, в классе оказалось много любителей « фаст фуда», многие дети не занимаются спортом и проводят много времени, сидя у компьютера. При проведении этого урока было заставить ребят самих задуматься о вреде неправильного образа жизни. Я стремилась к тому, чтобы они сами убедили себя в том, что вести правильный образ жизни необходимо с молодости. Ребята выбрали разные способы убеждения. Группа детей, которая готовила исследование о здоровой еде, продемонстрировала фотографии, взятые из Интернета, демонстрирующие последствия переедания или наоборот увлечения диетами. В заключении они дали рекомендации диетологов по правильному питанию. Группа учеников, занимающаяся проблемой «Макдоналдса» представили данные исследований, показывающий состав еды, приготовленной в этих кафе и наглядно показали количество веществ, вредных для здоровья в ней. Много было сказано о вреде малоподвижного образа жизни и о необходимости занятий спортом. Причём, один ученик показал это на своём примере. ( Занятия футболом помогли ему избавиться от постоянных простуд). Группа, которая готовила материал о положительном восприятии окружающего мира, выразила свои советы в форме сочинённой песни на английском языке. В конце урока учащиеся выразили своё согласие или несогласие с доводами своих одноклассников. Главное, что дети делают правильные выводы, получив нужную информацию и изучив её. Такие уроки учитывают интересы и устремления ребёнка. Ребята самостоятельно искали нужный материал, обобщили всё изученное на уроке. И поскольку, тема является актуальной для молодёжи, урок имел и большое воспитательное значение.

9).Урок- путешествие.

В 8 классе в учебнике “Click On” есть текст «Города США». После того, как мы поработали с этим текстом, я предложила ребятам совершить воображаемое путешествие по Америке, т.е. они должны были представить, что они побывали  в Америке. Каждый ученик составил план- маршрут своего путешествия, нашёл информацию о каждом городе, его истории, достопримечательностях. Ребята оформили творческие работы с фотографиями, взятыми в Интернете, На уроке учащиеся описывали свои путешествия. Естественно, что некоторые ребята «посетили» одни и те же города поэтому  они дополняли информацию друг друга. В конце урока мы провели викторину «Города США». Уроки такого типа расширяют кругозор учащихся, дети учатся самостоятельно получать информацию. Но учителю необходимо отслеживать работу, чтобы вовремя прийти на помощь, если она потребуется, т.е. следует не давать конкретные знания по теме, а научить детей как  и где их получить.

10).Урок защиты проектов.

В 10 классе после изучения темы « Защита окружающей среды» учащиеся работали над проектами по теме « Если бы я был(а) мэром Феодосии, чтобы я сделал(а) для развития его как города-курорта». Ребята были распределены на группы. Каждая группа выбрала себе проблему, над которой им хотелось бы поработать (мусор на улицах, плохие дороги, перебои в водоснабжении, грязные пляжи, плохое обслуживание в кафе). Учащиеся искали информацию по проблеме, изучали, анализировали её и предлагали пути её решения. На уроке каждая группа защищала свой проект и мы выработали совместный ряд предложений по всем проблемам, обсуждаемых на уроке. При выполнении проектных заданий переносится акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определёнными языковыми средствами. И урок становится больше похож на исследовательский, дискуссионный клуб. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый ученик включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. И это главная причина по  которой  уроки-проекты являются привлекательными для учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив тему « Методика проведения нестандартных уроков и организация учебной деятельности  школьников» мы пришли к выводу что учителям необходимо использовать в своей практике нестандартные уроки. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что из активных действий, из оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес. Это позволяет нам придти к заключению, что нетрадиционные активные формы проведения уроков способствуют повышению качества обучения, замена традиционной формы организации уроков вовлекает учащихся в “предлагаемые обстоятельства”, усиливает “личную сопричастность” каждого ученика к происходящему на уроке, создает общий побудительный фон к деятельности, учит школьников работать с книгой, способствует самореализации, проявлению креативности, самостоятельности и, таким образом, способствует повышению мотивации изучения иностранного языка. Но в тоже время некоторые учёные и педагоги считают  нестандартные уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся  учеников. Мы считаем, что есть ряд недостатков,  снижающих педагогическую эффективность нестандартных уроков:

1. стихийность и бессистемность использования;

2. Отсутствие прогноза положительных изменений- роста качества формируемых знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся, его развивающие возможности;

3. преобладание репродуктивных технологий обучения. Обращается внимание на форму организации учебного процесса, а не на его тематическое содержание.

4. перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко фактологическим. Отсутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты интересны учащимся, однако их образовательная и развивающая  нагрузка незначительна.

Мы согласны с некоторыми из этих выводов, но считаем, что при правильной организации учебного процесса, тщательной подготовке и планировании, систематическом их использовании на завершающем этапе работы над темой нестандартные уроки являются необходимыми в процессе обучения английскому языку.

Использование нестандартных уроков позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к нестандартным урокам представляется  сегодня достаточно современным. Такие известные педагоги как М.Ю.Амоношвили,В.В.Давыдов,В.Ю.Сухомлинский стремились организовать учебный процесс таким образом, чтобы максимально учесть возможности развития личности ребёнка, его интересы, потребности,устремления. Нестандартные уроки позволяют решить данные задачи

ЛИТЕРАТУРА

1.  Амоношвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. К., 1991, 360с.

2. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: многомерно-голографический подход: Технология 21 века. – Екатеринбург, 2001. – 108с

3. Вопросы методики обучения иностранным языкам в школе и вузе. Сборник статей. Ред. С.И. Дударенок. – Ростов-на-Дону, 1977, 66с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512с.

5. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования . Под ред. М.Н.Скаткина, В.В. Краевского. – М.: Педагогика, 1978. – 208с.

6. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: Изд. Центр “Акакдемия”, 2000. – 264с.

7. Концепция управления качеством образования . Под ред. А.В. Баранникова, М.Ф. Королева, Б.Н. Науменко  Вестник образования. – 1992. - № 6-7. 78с.

8. Лапшина Н.Ф., Некрасова С.Д. Контроль качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. 29с.

8. Организационные формы обучения.  Под ред. Ю.И. Палеванного. – Киев, 1991, 237с.

9. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед. Соч.: В 8т. – М., 1983.

10.Underwood, M. Teaching Speaking. Longman. 56c.

        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения нестандартных уроков и организация учебной деятельности школьников

Учителя, работающие в школе отдают себе отчет, что социальные, духовные и интеллектуальные потребности учащихся формируются и удовлетворяются в определенной среде. Чем более развита и многообразна шко...

Организация и проведение нестандартных уроков русского языка

Выдержки из выступления на педагогическом совете об организации и проведении нестандартных уроков ...

Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»

Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертифи...

Из опыта проведения нестандартных уроков физики

В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создае...