Психолого–педагогические основы обучения математике в школе
презентация к уроку по теме
Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_osnovy_obucheniya_matematike.pptx | 128.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимо переходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики.
Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.
Подробнее рассмотрим словесно-логическое мышление. Этот вид мышления функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный, наглядный материал.
Наряду с задачей развития логического мышления в 5-6-ом классе уже должна решаться и более общая задача — воспитание логической грамотности, которая, в свою очередь, является необходимым условием полноценного формирования интеллектуальной культуры человека и ее базовым компонентом . Под логической грамотностью понимаются логические знания и умения, которые дают возможность для успешного обучения в школе, для дальнейшего обучения и самообразования, для успешной общественно полезной практической деятельности в повседневной жизни. Эти знания и умения – также необходимое условие развития логического мышления.
Ответственность за формирование логической грамотности учащихся лежит на преподавателях всех предметов. Но отвечают за нее учителя математики, поскольку в математике логические формы и отношения проявляются в наиболее чистом виде. Более того, логика - это основной инструмент математики, с помощью которого упорядочиваются, приводятся в систему имеющиеся математические знания и получаются новые. Поиску путей развития логического мышления учащихся в процессе обучения математике посвящены методические исследования А. К. Артемова, И. Л. Никольской, А. А. Столяра и др. Ими были разработаны общие программы, содержание и методика логической подготовки школьников в процессе обучения математике.
Во всех общих программах четко прослеживаются в качестве основных одни и те же блоки, которые условно могут быть обозначены как "классификация", "определения", "умозаключения". Эти основные логические действия не могут быть полноценно сформированы без предварительной работы с признаками предметов: дети должны научиться мысленно выделять в предметах их признаки (форма, размер, цвет и пр.) и оперировать ими как абстрактными объектами.
Учитывая целесообразность непрерывного формирования логических умений на протяжении всего периода обучения в школе, необходимость преемственности между различными ступенями обучения и возрастные особенности познавательной деятельности школьников, выделим те знания и умения, формирование которых следует начинать уже в начальной школе
Приведем перечень, в котором указаны основные группы умений и действия, их составляющие. I. Выделение признаков предметов и оперирование ими: 1. Выделение признаков предметов (конкретных и абстрактных). 2. Сравнение двух и более предметов: а) выявление общих признаков двух, трех и более предметов; б) выявление отличительных признаков двух, трех и более предметов. 3. Выявление общего свойства группы предметов: а) подбор общего названия (собирательного имени) для группы предметов; б) выявление "лишнего" предмета в данной группе; в) нахождение недостающего предмета в данной группе; г) сравнение групп предметов. 4. Выявление закономерностей расположения предметов в ряду. 5. Узнавание предметов по их признакам. 6. Описание предмета по его признакам.
П. Классификация: 1 . Словесная характеристика классов в готовой классификации. 2. Деление на классы по заданному основанию. Отнесение объекта к классу. 3. Выделение основания для самостоятельно проводимой классификации. 4. Проверка результатов проведенной классификации
III. Понимание и правильное употребление логических слов ("и", "или", "все", "некоторые" и др.). IV. Определения: 1. Выделение признаков объекта. 2. Выделение характеристических совокупностей признаков объекта. 3. Описание объектов по их признакам. 4. Выделение родо-видовых отношений. 5. Построение определений через род и видовое отличие
V. Простейшие умозаключения и доказательства: 1. Умозаключения по индукции. 2. Умозаключения по аналогии. 3. Дедуктивные умозаключения: а) на основе свойств отношений эквивалентности и порядка; б) по правилам заключения, отрицания и силлогизма. 4. Доказательство или опровержение утверждений с помощью примера или контрпримера .
Исследования показали, что от выпускников средней школы требуется овладение следующими логическими знаниями и умениями: 1) умение определить известное понятие; 2) знание правил классификации; 3) понимание смысла логических связок «и», «или», «не», «если... то», «следует», «эквивалентно» (логически); 4) умение выделить логическую форму математического предложения; 5) понимание смысла терминов «необходимо» и «достаточно» (и их отрицания), а также их сочетаний;
6) умение проводить доказательства утверждений, знать наиболее употребительные приемы доказательства, обнаруживать грубые логические ошибки; 7) умение правильно организовывать и рационализировать свою деятельность в соответствии с внутренней логикой ситуации; 8) умение мыслить критически, последовательно, четко и полно; 9) владение основными мыслительными приемами (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т. п.) в простейших случаях и т. д
Исследования показали, что от выпускников средней школы требуется овладение следующими логическими знаниями и умениями: 1) умение определить известное понятие; 2) знание правил классификации; 3) понимание смысла логических связок «и», «или», «не», «если... то», «следует», «эквивалентно» (логически); 4) умение выделить логическую форму математического предложения; 5) понимание смысла терминов «необходимо» и «достаточно» (и их отрицания), а также их сочетаний;
Исследования показали, что от выпускников средней школы требуется овладение следующими логическими знаниями и умениями: 1) умение определить известное понятие; 2) знание правил классификации; 3) понимание смысла логических связок «и», «или», «не», «если... то», «следует», «эквивалентно» (логически); 4) умение выделить логическую форму математического предложения; 5) понимание смысла терминов «необходимо» и «достаточно» (и их отрицания), а также их сочетаний;
Исходя из выше сказанного следует, что именно в подрастковом возрасте закладывается фундамент формирования перечисленных логических знаний и умений. Анализ исследований, проведенных зарубежными и отечественными специалистами ( Выготский Л.С. и др.), показал, что наиболее эффективно логическое мышление развивается в среднем и старшем школьном возрасте, когда развивается способность к абстракции и дедукции. В результате анализа была выдвинута гипотеза о том, что снижения уровня логического мышления можно избежать за счет занятий с ребятами играми с головоломками. Поскольку логическое мышление в течение жизни развивается под воздействием внешних факторов, то в процессе дополнительного воздействия возможен дополнительный прирост уровня развития логического мышления.
Фридман, Л.М. Психолого –педагогические основы обучения математике в школе. – М.: Просвещение, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические аспекты раннего обучения флористике (на примере студии «ЧУДО ПРИРОДЫ» ДТДМ «Хорошево»)
В работе рассмртрены интересные и значимые стороны раннего обучения детей работе с природным материалом....
Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)
В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уро...
Психолого-педагогическая диагностика при обучении детей, находящихся на индивидуальном обучении
Трудности учителя, который обучает детей, находящихся на индивидуальном обучении. Необходимость взаимодействия всех сторон педагогического процесса (родитель, медики, психологи, классный руковод...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие»
Аннотация образовательной (просветительской) психолого-педагогической программы«Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие»...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие»
Аннотация образовательной (просветительской) психолого-педагогической программы«Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие»...
Психолого-педагогические условия формирования межкультурной компетентности в школе
Статья, посвященная проблемам формирования межкультурной компетентности в школе....
Модель организационной системы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения старшеклассников
Организация системы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения старшеклассников на диагностической основе...