Психолого-педагогические условия формирования межкультурной компетентности в школе
статья по психологии на тему
Статья, посвященная проблемам формирования межкультурной компетентности в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhkulturnaya_kompetentnost.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
психолого-педагогические условия формирования и развития межкультурной компетентности в школе
Я.А.Сурикова
Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга,
Г.Петропавловск-Камчатский
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования и развития межкультурной компетентности учащихся средних образовательных учреждений в условиях поликультурной образовательной среды. Проанализированы и описаны компоненты межкультурной компетентности, выделены приоритетные направления работы с точки зрения организации учебного и воспитательного процессов в школе.
В условиях демографического кризиса, усложнения миграционных процессов, переоценки традиционных ценностей и недостаточно эффективной молодёжной политики серьёзной задачей является содействие внедрению в образовательный процесс педагогических технология, направленных на формирование и развитие у молодежи общероссийской гражданской идентичности, межкультурной компетентности, являющихся значимыми факторами гражданской солидарности и консолидации представителей различных народов и концессий страны.
На сегодняшний день отечественными исследователями раскрыты некоторые особенности организации процесса обучения с учетом принципа поликультурализма в начальной (Ф. Н. Зиатдинова), средней (Ю.А. Карягина, Р. Х. Кузнецова) и высшей школе (Г. В. Миронова, Л. Т. Ткач, Н. П. Цыбанев). Однако, несмотря на разработанность отдельных аспектов поликультурного образования в российской педагогической теории и практике, пока не существует целостной концепции формировании и развития межкультурной компетентности в рамках образовательного учреждения, охватывающей все ступени школьного образования. Как следствие этого, на сегодняшний день отмечаются следующие противоречия:
- между выдвинутыми государством широкомасштабными задачами патриотического, этнокультурного воспитания и образования граждан России, формирования и развития межкультурной компетентности как фактора духовно-нравственного обновления современного российского общества и слабой интеграцией деятельности специалистов образовательных учреждений по решению этих актуальных задач;
- между этнокультурным разнообразием России и узостью традиционных подходов к содержанию региональных проектов и программ, направленных на формирование и развитие межкультурной компетентности учащихся;
- между современными потребностями российского общества в воспитании социально-активной, мобильной личности, способной к межкультурному диалогу и недостаточным уровнем разработки педагогических концепций и технологий формирования и развития межкультурной компетентности в среднем общеобразовательном учреждении.
Данные противоречия выражаются в ограничении задач формирования и развития межкультурной компетентности в основном задачами формирования и развития терпимости личности к представителям других культур без должного внимания к возможностям той или иной культуры как средства формирования целостной, творческой, гармонично развитой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры. Отмечается поверхностное отражение в содержании образовательного процесса традиций различных культур, как правило, лишь на уровне их внешнего, предметно - деятельностного слоя, без раскрытия их глубинных духовно-нравственных основ, связи с национальными образами мира, с национальным менталитетом, этническими традициями и стереотипами. Одним из наиболее острых вопросов является недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов в области межкультурного взаимодействия, а, как следствие этого, в современном образовательном процессе преобладают репродуктивные методы преподавания культуры. Недостаточное владение педагогами методами и приемами развития культуротворческой активности учащихся, их творческой самореализации приводит к чрезмерному увлечению педагогами вербальными средствами обучения, носящими моралистический характер, при недостаточном использовании активных форм работы учащихся. Наконец, в рамках образовательного учреждения, как правило, отсутствует системный мониторинг эффективности работы в области формирования и развития общей гражданкой идентичности и межкультурной компетентности учащихся, что существенно ограничивает возможности применения своевременных корригирующих действий. Неоднозначным является и вопрос о содержании понятия «межкультурная компетентность».
На сегодняшний день в научной литературе существует несколько подходов к определению сущности и структуру межкультурной компетентности личности. Так, К. Кнапп определяет межкультурную компетентность как «способность достигать в равной степени успешного понимания как представителей других культур и коммуникационных сообществ, так и представителей своей культуры» [3, с. 26]. Автор выделяет следующие компоненты этой способности: знание моделей и коммуникативных действий и их интерпретации как в своей собственной, так и в изучаемой культуре, а также в языке; общие знания об отношениях между культурой и коммуникацией, включая зависимость образа мыслей и поведения от специфических для данной культуры особенностей мышления, а также различий между культурами, которые определяются этими особенностями; набор стратегий для стабилизации взаимодействия, т.е. для решения возникающих в процессе коммуникации трений и проблем [9, с. 33]. Е.Филлипс также подчеркивает, что межкультурная компетентность представляет собой более сложное образование, которое включает в том числе и определённые знания, качества, навыки и умения [15, с. 27]. Согласно деятельностному подходу, межкультурная компетенция - это способность успешно общаться с представителями других культур. Так, В.И.Наролина дает определение межкультурной коммуникативной компетентности как способности личности устанавливать взаимоотношения с представителями других культур, достигать с ними взаимопонимания на основе признания их культурных ценностей и толерантного отношения к их отличиям в манерах общения, в поведении, одежде, образе жизни, традициях, обычаях и т.д. В структуру межкультурной компетенции входят: общекультурологические и культурно-специфические знания; умения практического общения; межкультурная психологическая восприимчивость [6, с. 1]. В.В.Лиханова определяет содержание понятия «межкультурная компетентность» как «совокупность конкретных знаний и умений, определенных типов поведения и практической деятельности, позволяющих ей эффективно и осмысленно взаимодействовать с другими индивидами, социокультурная среда которых отличается от их собственного происхождения и воспитания. В структуре межкультурной компетентности личности мы выделяем когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты» [5,148]. Одной из наиболее полной является модель межкультурной компетентности М.Бирама, которая охватывает различные качества, способности и умения личности. Согласно этой модели межкультурная компетентность состоит из следующих пяти элементов: отношения, знания, умения интерпретации и соотнесения, умения открытия и взаимодействия, критическое осознание культуры. Отношения между представителями различных культур должны строиться на основе открытости и любопытства, готовности отказаться от предубеждений относительно другой и родной культуры. Знаньевый компонент включает информированность о социальных группах, их характеристиках и практической деятельности в собственной стране и стране партнёра по общению, об общих процессах социального и личностного взаимодействия. Умения интерпретации и соотнесения состоят в способности человека интерпретировать документ или событие другой культуры, объяснить его и соотнести с явлениями собственной культуры. Умения открытия и взаимодействия состоят в способности усваивать новые знания о культуре и культурных практиках, умение оперировать знаниями, отношениями и навыками в условиях коммуникации и взаимодействия в реальном времени. Критическое осознание культуры или политическое образование заключается в умении критически и на основе определённых критериев оценивать мировоззрение, деятельность и результаты деятельности, присущие собственной и иной культуре [2, с.57-69]. Таким образом, с позиции большинства авторов, межкультурная компетентность является сложным интеграционным феноменов, содержание которого включает в себя совокупность характеристик познавательной, эмоционально-смысловой, мотивационно-потребностной, межличностной сфер личности (см. Таблица 1).
Таблица 1
Содержание компонентов межкультурной компетентности
Компонент | Содержание |
Когнитивный компонент | Знание и понимание своей и иной социокультурной среды учащимися. |
Информированность о социальных группах, их характеристиках и практической деятельности в регионе, стране и мире в целом, об общих процессах социального и личностного взаимодействия. | |
Осведомленность педагогов о методах и педагогических технология организации и руководства инициативной проектной деятельностью, направленной на развитие межкультурной компетентности. | |
Стремление к осуществлению познания на грани родной и изучаемой культур | |
Умения интерпретации и соотнесения | Умение распознать смысловые ориентиры другой культуры учащимися. |
Способность человека интерпретировать документ или событие другой культуры, объяснить его и соотнести с явлениями собственной культуры. | |
Способность к интерпретации культурных фактов на основе знаний основных истории, ценностей и символов основных культур мира и своего региона, норм социального и личностного взаимодействия | |
Аффективно-смысловой компонент | Идентификация себя как представителя той или иной культуры |
Положительное отношение к самому себе как гражданину своей страны и представителю своего народа | |
Понимание равнозначности и многообразия культур и культурных смыслов | |
Позитивное отношение к иной культуре и ее носителям | |
Открытость и любопытство, готовность отказаться от предубеждений относительно другой и родной культуры | |
Умения открытия и взаимодействия | Способность к извлечению и усвоению новых знаний о культуре и культурных практиках |
Умение оперировать знаниями, отношениями и навыками в условиях коммуникации и взаимодействия в р реальном времени | |
Умение правильно интерпретировать поведение партнера по общению | |
Способность ставить себя на место собеседника, в том числе представителя другой культуры. | |
Умение осознанно варьировать выбор коммуникативных операций в зависимости от целей и ситуации общения, правильно выбирать стиль речи и поведения | |
Навыки группового взаимодействия | |
Способность избегать и разрешать межкультурные конфликты | |
Умение оперировать различными средствами взаимодействия для достижения взаимопонимания между культурами | |
Способность инициировать и поддерживать межкультурный диалог, способность к выстраиванию гармоничных взаимоотношений с представителями других культур на основе принципа сотрудничества | |
Способность быть посредником, интерпретировать одну культуру в терминах другой | |
Критическое осознание культуры | Умение критически и на основе определённых критериев оценивать мировоззрение, деятельность и результаты деятельности, присущие собственной и иной культуре. |
Осознание собственного взгляда на мир и того факта, что мышление человека и особенности его социального развития культурно детерминированы | |
Критическое и аналитическое понимание собственной и иной культуры | |
Умение увидеть взаимоотношения между разными культурами (как внешними, так и внутренними по отношения к обществу) | |
Наличие опыта самостоятельной разработки, защиты и реализации индивидуальных и коллективных межкультурных проектов и программ | |
Способность к активной деятельностной позиции в условиях поликультурного пространства своего региона, страны, мира в целом. |
Исходя из вышесказанного, педагогическое проектирование деятельности школы по формированию и развитию межкультурной компетентности учащихся средней и старшей школы обеспечит эффективную реализацию такой деятельности, если будет:
- опираться на социокультурный трансформационный подход и подход «социальных действий», а также концепцию «диалога культур»;
- учитывать самобытные традиции коренного этноса региона, современное этническое разнообразие населения региона, культурное разнообразие России, общероссийские национально-культурные и культурно-исторические традиции;
- направлено на выявление, поддержку и развитие социально-ориентированных инициатив учащихся на основе повышения их межкультурной компетентности;
- осуществляться на основе взаимодействия основных участников образовательного процесса школы, специалистов социально-психологической службы, государственных и негосударственных социально-культурных организаций по проблеме формирования и развития межкультурной компетентности молодежи Камчатки.
Организация работы по формированию и развитию межкультурной компетентности, таким образом, должна включать в себя следующие направления работы:
1. Основные аспекты внедрения модели формирования и развития межкультурной компетентности в учебный процесс:
а) интеграция содержания - подразумевает умения учителя выбирать из материала этнического характера примеры, объясняющие учащимся ключевые понятия, теории и концепции конкретной дисциплины;
б) процесс конструирования знания – помогает узнать о влиянии стереотипов и предубеждений внутри конкретной дисциплины на процесс построения знания этой дисциплины. Данный аспект включает четыре подхода к анализу информации этнического характера и способу ее включения в содержание учебной дисциплины:
- контрибутивный и аддитивный подходы, не затрагивающие структуру и цели основной программы. В первом случае интеграция этнического компонента происходит на уровне отдельных личностей, элементов культуры или знаменательных событий в истории народа, а во втором – дополняется введением спецкурсов или разделов этнического содержания;
- трансформационный подход и подход «социальных действий», при которых цели и структура основной программы претерпевают существенные изменения. В первом случае учащиеся получают возможность увидеть исторические события глазами различных этнических групп, а во втором – учатся принимать социальные и политические решения в рамках темы изучения [1; 5; 9; 10; 15];
в) устранение предрассудков – внедрение в учебный процесс методов и приемов, воспитания у школьников позитивного отношения к различным расовым, этническим и культурным группам.
г) внедрение в учебный процесс форм и методов работы, способствующих развитию у школьников эмоционального и социального интеллекта в целом (групповые формы работы, проблемные и поисковые задания, социально-ориентированные проекты и т.д.).
2. Основные аспекты внедрения модели формирования и развития межкультурной компетентности в воспитательный процесс:
а) обеспечение преемственности в формировании и развитии эмоционального и социального интеллекта учащихся на различных ступенях обучения;
б) внедрение в образовательных процесс новых форм и методов работы, направленных на ознакомление учащихся с самобытными традициями коренного этноса региона, современным этническим разнообразием населения региона, культурным разнообразием России, общероссийскими национально-культурными и культурно-историческими традициями;
в) выявление, поддержка и развитие социально-ориентированных инициатив учащихся на основе повышения их межкультурной компетентности, разработка и реализация проектов по проблеме поддержки и развитию инициатив учащихся в поликультурной среде региона»;
г) внедрение в воспитательный процесс методов анализа ситуаций межличностного и межкультурного взаимодействия (метод культурного ассимилятора Ю.Рота, Г.Коптельцева) [1; 7; 8; 12; 15];
д) координация взаимодействия классных руководителей, педагогов дополнительного образования, специалистов социально-психологической службы по проблеме формирования и развития межкультурной компетентности молодежи Камчатки;
е) интенсификация сотрудничества школы с государственными и негосударственными социально-культурных организаций по проблеме формирования и развития межкультурной компетентности молодежи Камчатки.
В качестве основных форм работы могут выступать экскурсии, встречи с выдающимися людьми, Дни памяти, факультативные занятия, социальные школьные, межрегиональные и международные творческие проекты, лекции, спецкурсы по выбору, фестивали, конкурсы, викторины, олимпиады, деловые игры, художественные события, концерты, спортивные или художественные представления и др.
Среди методов работы следует выделить, такие общепедагогические методы, как дискуссионные, исследовательские, игровые, методы социокультурного творчества, и культурологические методы, например, воспитание словом (совет, намек, внушение, увещевание и т.д.), воспитание делом (приучение, упражнение, испытание, требование и т.д.), воспитание искусством (наблюдение, любование, перенимание и т.д.), воспитание игрой (соревнование, ролевая имитация и т.д.), воспитание общественным мнением (признание, одобрение, похвала, осуждение, запрет, укор и т.д.). При этом преобладающими должны быть методы, направленные на организацию «поля опыта» учащихся по самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию себя как личности в социально-значимых проектах и мероприятиях.
Организация системной, комплексной, практико-ориентированной работы по проблеме формирования и развития межкультурной компетентности учащихся в рамках образовательного процесса способствует не только положительной динамике развития межкультурной компетентности основных субъектов образовательного процесса, но и создает условия для повышения общего уровня воспитанности учащихся, их социальной активности, обеспечения единства всех участников образовательного процесса, создания атмосферы сотрудничества, взаимоуважения, взаимоподдержки, установления активных партнерских отношений с учреждениями образования, науки, культуры, общественными организациями по проблеме межкультурного взаимодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бессарабова, И.С. К проблеме поликультурного образования в современном обществе [Текст] / Н.Е.Воробьев, И.С.Бессарабова // Alma mater. - 2008. – №6. – С.38 – 43.
- Васильева, Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники ее достижения [Текст] / Н.Н.Васильева. – М.: Дрофа, 1996. – 435 с.
- Гладилина, И.П., Королева, Г.М. Теоретические подходы к развитию молодежного творчества в процессе стратегического проектирования культурного развития регионов России. Монография. [Текст] / И.П.Гладилина, Г.М.Королева. – М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2009. – 116 с.
- Королева, Г.М. Основы народной культуры в патриотическом воспитании молодежи. Монография. [Текст] / Г.М.Королева. – М.: МГГУ им М.А. Шолохова, 2009, – 217с.
- Лиханова, В.В. Краеведение как средство формирования навыков межкультурного взаимодействия [Текст] / В.В. Лиханова // Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа: Изд-во Башкир. гос. пед. ун-та, 2009. – С.148–150.
- Наролина, В.И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста [Текст]/ В.И.Наролина // Психологическая наука и образование. – 2010. – №2. – С.1 – 13.
- Олпорт, Г. Толерантная личность [Текст] / Г.Олпорт // Век толерантности, 2003. – №6. – С. 39–51.
- Петров, В.Н. Этнические мигранты и полиэтническая принимающая сторона: проблемы толерантности [Текст] / В.Н.Петров // Социологические исследования. – 2003. – № 7. – С. 84 – 91.
- Садохин, А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. [Текст] / А.П.Садохин. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 271 с.
- Самохина, Т.С. Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств [Текст] / Т.С.Самохина. – М.: Валент, 2005. – 215 с.
- Сафонова, В.В. Изучение международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст] / В.В.Сафонова – Воронеж: Истоки, 1996. – 237 с.
- Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология [Текст] / Т.Г.Стефаненко. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 368 с.
- Сурин, Н.А. Мультикультурные коммуникации: теория и практика [Текст] / Н.А.Сурин. – М.,1999. – 339 с.
- Триандис Г. Культура и социальное поведение. – М.,2007. – 384 с.
- Хухлаева О.В. Этнопедагогика: Социализация детей и подростков в традиционной культуре: Учебное пособие. – МПСИ, 2008. – 248 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов»
Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов» Цель: эффективное использование единой школьной образовательной...
Значение и роль материально-технической базы для создания условий формирования социальной компетентности школьников (МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый)
Выступление на областной конференции. Учитель технологии показывает современную материально- техническую базу столярной и слесарной мастерских общеобразовательной школы....
Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.
Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Автор отмечает актуальность проблемы воспитания и развития социально-трудовой компетентности старшеклассников. Анализирует психолого - педагогические условия формирования социал...
конспект урока в коррекционной школе психолого-педагогической поддержке.Урок по теме"Дорога в школу".
Тема: «Дорога в школу».Цель: обеспечить усвоение правил дорожного движения, которыми можно пользоваться по дороге в школу.Задачи: 1. Обобщить правила перехода улиц ...
Тренинговая работа с педагогами, как способ формирования межкультурной компетентности
в статье рассматриваются трудности педагогов при работе в полиэтническом пространстве, виды и измерения межкультурной компетентности, работа психолога по повышению компетентности....
Психолого-педагогические условия формирования экологической компетентности студентов в современном вузовском пространстве
Целью данной статьи выступает рассмотрение и научное обоснование психологопедагогических условий формирования экологической компетентности студентов....