Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие»
рабочая программа по психологии по теме
Аннотация
образовательной (просветительской) психолого-педагогической программы
«Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие»
Современные требования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики, социокультурной сферы, повышение открытости общества, его быстрой информатизации и динамичности обуславливают изменение требований государства и общества к образованию.
Одним из них является расширение гражданского участия в управлении образованием. С целью реализации данного направления коллектив МКОУ «СОШ № 5» п.Айхал ставит перед собой такую задачу, как создание модели открытой школы в социокультурном пространстве, ориентированной на публичность и открытость системы образования и образовательной политики образовательного учреждения, интеграцию, партнерство психологов, педагогов, родителей, учеников и других участников социокультурного пространства к решению социальных проблем, стоящих перед школой, социумом. В связи с этим растёт роль психолога в школе.
Проблемное поле: низкая мотивация к учению учащихся, учебная перегрузка школьников, низкий уровень общей культуры микросоциума школьника, семьи, проектирование развивающего образовательного пространства школы, создание условий для внедрения ФГОС, изменение модели управления учебно-воспитательным процессом
SWOT-анализ вывел на создание программы просветительской работы психолога, которая позволила бы охватить всё образовательное пространство.
Программа просветительской работы направлена на формирование у участников образовательного пространства (учителей, школьников, родителей и общественности) представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического просвещения. Современные педагоги в условиях введения ФГОС нуждаются в психологических знаниях. В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей — представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.
Цель программы:
Создание условий для повышения качества образования в школе и успешная социализации учащихся в социуме.
Просветительская программа «Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие» разработана на основе концепций психологической службы таких авторов как В.Э.Пахальян, Л.М.Фридман, М.Р.Битянова.
Данная программа способствует созданию условий для повышения качества образования в школе и успешная социализации учащихся в социуме. Реализация программы - через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценности.
Промежуточные результаты программы:
Анализ результатов проведённого анкетирования среди педагогов, учащихся, родителей показывает необходимость продолжения просветительской работы психолога (это отмечают 90% опрошенных). Аргументы, которые приводят участники программы: психологические знания помогают совершенствоваться, строить благоприятные взаимоотношения «Педагог-ребёнок-родитель», знаниях об особенностях детей помогают понять их и помочь в сложных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_prosvetitelskoy_raboty.docx | 63.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№5»
Образовательная (просветительская)
психолого-педагогическая программа
«Психолог и социально-открытая школа:
интеграция, партнёрство, развитие»
Автор: Нагаева Елена Сергеевна,
соавторы Нечай Галина Алиевна,
Колыхматова Татьяна Александровна
МКОУ «СОШ№5», п.Айхал,
Мирнинский район РС (Я)
Индекс 678190, тел.89241633202
2012 г.
Современные требования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики, социокультурной сферы, повышение открытости общества, его быстрой информатизации и динамичности обуславливают изменение требований государства и общества к образованию.
Одним из них является расширение гражданского участия в управлении образованием. С целью реализации данного направления коллектив МКОУ «СОШ № 5» п.Айхал ставит перед собой такую задачу, как создание модели открытой школы в социокультурном пространстве, ориентированной на публичность и открытость системы образования и образовательной политики образовательного учреждения, интеграцию, партнерство психологов, педагогов, родителей, учеников и других участников социокультурного пространства к решению социальных проблем, стоящих перед школой, социумом.
В условиях расслоения населения (в том числе детей и молодежи) по уровням обеспеченности и уровням образованности; плотно работающих с сознанием ребенка различных средств массовой информации (телевидение, интернет, печать и т.д.) и видео-аудио-компьютерной индустрии; разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности; экспансии молодежной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление; разреженности систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоиндентификации личности; нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей. Это значит, что от воспитателя, претендующего на роль «значимого взрослого», помимо обширной эрудиции (в т.ч. общекультурной и психологической), требуется высочайший, педагогический профессионализм, включающий весь диапазон средств вербальной и невербальной коммуникации. Здесь большую роль играет психолог.
Государственный образовательный стандарт, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предъявляет качественно новые требования к деятельности и личности учителей, родителей, учащихся. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. Поэтапный переход школы к введению ФГОС предполагает методическую, психолого-педагогическую, мотивационную готовность учителя. Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно - исторической педагогики развития. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. В связи с этим растёт роль психолога в школе.
Для выявления конкретных возможностей развития образовательного учреждения № 5 был проведен SWOT-анализ, который является формой оценки внешних и внутренних перспектив развития школы.
Степень удовлетворённости качеством образования | |
Положительная сторона | Отрицательная сторона |
-Большую часть родителей устраивает уровень образования -Оценки адекватны знаниям ребёнка в школе | -Имеются пробелы в знаниях учащихся -Учащиеся не проявляют особого интереса к учёбе |
Появляющиеся возможности | Угроза |
-Дуальное образование -Учителя, ученики, семья выступают в роли единомышленников | - Понижение качества образования |
Личностное развитие ребёнка | |
Положительная сторона | Отрицательная сторона |
-Родители принимают участие в исследовательской, проектной, творческой деятельности школы -Рост запроса родителей к качеству образования | -Не всех устраивает уровень навыков социальной жизни, который имеет ребёнок |
Появляющиеся возможности | Угроза |
-Усиление учебной мотивации -Помощь в решении проблем воздействия на трудные семьи, их социализации -Развитие у учащихся коммуникационных навыков | -Неуспешная социализация |
Степень комфортности в образовательном учреждении | |
Положительная сторона | Отрицательная сторона |
-Развитие инфраструктуры школы -Открытость и прозрачность воспитательной системы | -Недостаточная компетентность родителей в вопросах воспитания -Занятость родителей |
Появляющиеся возможности | Угроза |
-Сохранение здоровья учащихся -Квалифицированная помощь психологов и социальных педагогов -Переход на договорные условия | -Переутомление учащихся -Рост безнадзорности (социально опасное положение) учащихся |
Проблемное поле:
- низкая мотивация к учению учащихся.
- учебная перегрузка школьников: противоречие между требованиями к выполнению обязательных государственных стандартов и состоянием здоровья учащихся, затрудняющим выполнение этих требований.
- низкий уровень общей культуры микросоциума школьника, семьи
- проектирование развивающего образовательного пространства школы: обучение становится деятельностно-развивающим, формирует личные качества учащихся, а также целостную систему универсальных знаний.
- создание условий для внедрения ФГОС.
- изменение модели управления учебно-воспитательным процессом: перерастание образовательного учреждения в общественно-активную открытую школу; внедрение школьной системы менеджмента качества образования; создание единой информационной среды, интегрирующей всю информацию, связанную с управлением школы
SWOT-анализ вывел на создание программы просветительской работы психолога, которая позволила бы охватить всё образовательное пространство.
Программа просветительской работы направлена на формирование у участников образовательного пространства (учителей, школьников, родителей и общественности) представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Психологическое просвещение — основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога. Психологическое просвещение предусматривает деятельность, которая способствует :
- получению своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;
- выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
- определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
Участники программы:
В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического просвещения.
Современные педагоги в условиях введения ФГОС нуждаются в психологических знаниях. Это и молодые педагоги, и учителя с большим стажем работы. В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Образование испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей — представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.
Цель программы:
Создание условий для повышения качества образования в школе и успешная социализации учащихся в социуме.
Задачи:
- способствовать психологизации социума;
- информировать участников образовательного пространства по вопросам психологического знания;
- формировать устойчивую потребность в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
- знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
- содействовать гармонизации социально-психологического климата в учреждении;
- развивать психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов.
Принципы:
- принцип конфиденциальности;
- принцип компетентности;
- принцип ответственности;
- принцип этической и юридической правомочности;
- принцип договорённости;
- принцип профессиональной кооперации.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном обществе.
Основные концепции психологической службы на современном этапе.
Педагог-психолог рассматривается как «специалист по первичной профилактике в системе службы практической психологии образования, а учреждения образования — как среда, в которой существуют оптимальные условия для профилактики нарушений психологического здоровья» (В.Э.Пахальян). В этой связи перед психологом образования ставится задача обеспечения психопрофилактической работы не только с детьми «группы риска», но и на уровне образовательной среды в целом. По мнению В.Э. Пахальяна, психопрофилактика — системообразующий вид деятельности практического психолога образования, не исключающий диагностико-коррекционной работы, консультирования и просвещения, которые выступают как средства психопрофилактики, что меняет их направленность.
Иную концепцию школьной психологической службы предлагает Л.М. Фридман, по мнению которого, ее цели должны соответствовать главной цели школы на современном этапе. В качестве последней автор видит «воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью». Соответственно целью психологической службы в школе выступает научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, т.е. его построение на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности.
М.Р. Битянова — автор оригинальной концепции психологического сопровождения. Под сопровождением М.Р. Битянова понимает такую систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного воздействия.
На основе данных концепций и была разработана просветительская программа «Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие». Психологическое просвещение является и средством психопрофилактики, и психологическим сопровождением и обеспечением учебно-воспитательного процесса в целом. В школе обучается около 900 учащихся и их родителей, педагогический коллектив состоит из 60 человек. Для психолога это большое количество участников образовательного процесса, поэтому наиболее широко и эффективно их можно охватить через просветительскую работу. Просветительская работа рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья воспитанников, их успешное обучение и развитие в открытом социально-педагогическом пространстве школы. Данная программа способствует созданию условий для повышения качества образования в школе и успешная социализации учащихся в социуме. Реализация программы - через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценности. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Структура и содержание.
Просветительская работа ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психолога, администрации школы, родителей.
Направления работы:
Просвещение педагогов направлено на создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в решении ими следующих задач:
- организовать эффективный процесс обучения школьников;
- построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
- осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришколъных взаимодействий.
В рамках данной модели просветительской модели формулируется основной принцип просвещения педагогов - органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности (то есть знание как ответ на реально существующий и осознаваемый запрос педагога). Соответственно, просветительская работа вкраплена (причем, очень дозировано, тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-педагогических консилиумов и т. д. Просветительская работа отвечает реальным запросам педагогов по интересующим их вопросам практики обучения и воспитания. Организация «Уголка психолога», «Психологической почты» помогает психологу собрать наиболее актуальные запросы и, таким образом, оптимально планировать организацию просветительской работы в педагогическом коллективе школы.
Формы просветительской работы с педагогами: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации, информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования детей, тематические выступления на педсоветах, методобъединениях, приглашение других специалистов.
Просвещение родителей и общественности
Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями и общественностью является ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. Общая цель деятельности психолога по отношению к родителям создание социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего - родителей) к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, ситуации сотрудничества, формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Это реализуется через такие формы как психологические беседы на классных собраниях, групповые консультации, специальные родительские дни, родительские конференции детско-родительское общение.
Просвещение школьников
Результатом просвещения является присвоение школьниками психологических знаний и навыков, которые помогают им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни. Полученные знания активно используются школьниками, оно становится живым, активным.
Для того чтобы передаваемые школьникам знания могли активно включиться в процесс личностного развития, выступить своего рода катализаторами внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания учитывается не только возрастные потребности и ценности школьников, уровень их реального развития, готовности к усвоению тех или иных знаний и навыков, но и реальную групповую ситуацию в том или ином классе или параллели, существующие актуальные проблемы. Просветительская работа организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определенные знания.
Формы организации соответствуют основному принципу эффективной просветительской работы со школьниками: включение ситуации усвоения социально-психологических знаний в привлекательные или актуально значимые для школьников данного возраста или данной субкультуры формы активности: КВНы, олимпиады, тематические вечера и встречи, тренинги, игры, специально разработанные сценарии.
План просветительской работы.
№ | Мероприятие | Ответственный |
Сентябрь «Я гражданин России» | ||
1. | Составление плана просветительской работы | Психолог |
2. | Участие в торжественных линейках и классных часах, посвящённых Дню знаний | Педагог-организатор |
3. | Групповые встречи с родителями на темы «Особенности адаптации первоклассников», «Первый раз в пятый класс», «Особенности адаптации десятиклассников» | Психолог |
4. | Работа со старшеклассниками, подготовка к игре «Я - предприниматель» | Психолог, педагог-организатор |
Октябрь «От слов к делу» | ||
5. | Занятия «Я и школа» (для первоклассников) | Психолог, кл.рук |
6. | Занятия «Планета нашего класса» (для пятиклассников) | Психолог, кл.рук |
7. | Дискуссия «Я - десятиклассник» (для учащихся 10-х классов) | Психолог, кл.рук |
8. | Участие в педагогических советах «Адаптация 5-х и 10-х классов» | Администрация, психолог |
9. | Участие в педагогическом консилиуме «Адаптация 1-х классов» | Администрация, психолог |
10. | Занятия «Я - лидер» (помощь в организации самоуправления в классах и школе) | Психолог, педагог-организатор |
Ноябрь «Шагаем в будущее» | ||
11. | Подготовка учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью (к НПК «Шаг в будущее») | Психолог |
12. | Работа в инициативной группе по проекту «Мы родом из школы №5» | |
13. | Выступления на родительских собраниях «Особенности школьников разного возраста » | Психолог |
14. | День психологии: акция «Письмо классу» | Психолог |
Декабрь «Моё здоровье в моих руках» | ||
15. | Цикл занятий, игр «Мы выбираем ЗОЖ» | Психолог, социальный педагог |
16. | Уроки здоровья «Формула здоровья» | Психолог, социальный педагог |
17. | Консилиум «Индивидуальные образовательные маршруты учащихся, испытывающих трудности в поведении и обучении» | Председатель консилиума, психолог |
18. | День психологии: «Весёлые перемены в начальной школе» | Психолог |
Январь «Школа – это поиск смысла жизни, профессионального самоопределения» | ||
19. | Участие в разработке и проведении воспитательного педагогического совета | Зам.дир.по ВР |
20. | Включение в работу по профориентационной программе АК «АЛРОСА»: уверенность, перспектива, развитие. | Зам.дир.по ВР |
21. | Родительский лекторий по запросам классных руководителей и родителей | Психолог |
22. | День психологии: игра «Следопыт» | Психолог |
Февраль «Есть такая профессия – Родину защищать» | ||
23. | Заседание школы актива «Я - лидер» | Психолог, педагог-организатор |
24. | Тематические уроки «Права, обязанности, ответственность» | Соц.педагог, инспектор ПДН, психолог |
25. | Участие в тематической встрече с Советом отцов | Психолог, педагог-организатор |
Март «Тропинками творчества» | ||
26. | Участие в подготовке и проведении общешкольной родительской конференции | Зам.дир.по ВР, психолог |
27. | Работа с учащимися, участвующими в конкурсе социально-значимых проектов | Психолог |
28. | Участие в подготовке и проведении семинара по информатизации | Психолог |
29. | День психологии: психологический забор «Поделись…» | Психолог |
Апрель «Я - лидер» | ||
30. | Участие в слёте лидеров | Психолог, педагог-организатор |
31. | Мини-тренинги «Волнуйтесь спокойно! У вас - экзамен» (для учащихся 9, 11 классов) | Психолог |
32. | Родительские дни «Психологическая подготовка к экзаменам», «Как помочь ребёнку выбрать профессию» | Психолог |
33. | Коллективные встречи с параллелями родителей «Профилактика аутоагрессивного поведения учащихся и жестокого обращения в семье» | Психолог |
34. | День психологии: сочинения учащихся и педагогов «Как здорово быть счастливым» | Психолог |
Май «Никто не забыт, ничто не забыто» | ||
35. | Психологическая подготовка учащихся к военно-полевым сборам | Психолог |
36. | Акция «Подари улыбку школе» | Психолог |
37. | Участие в разработке программы развития школы | Администрация |
В течение года | ||
38. | Участие в работе Управляющего Совета. | Психолог |
39. | Месячник психологического здоровья | Психолог |
40. | Участие в работе методических объединений классных руководителей, учителей-предметников. | Психолог |
41. | Элективный курс «В поисках своего призвания» (для учащихся 9-х классов). | Психолог |
42. | Работа с молодыми педагогами. | Психолог |
43. | Работа в комиссии по примирению и согласию. Уполномоченный по правам участников образовательного пространства | Психолог |
44. | Просветительская работа через социально-психологический уголок | Психолог |
45. | Проектная работа (участие в конкурсах социально-значимых проектов) | Психолог |
46. | Творческая работа (участие в КВНе) | Психолог |
В ходе просветительской работы используются разные методы и технологии: методика ведения дискуссии, дебатов, технология ведения тренингов, информационно-коммуникативные технологии и др. Используемые диагностические методики: «Атмосфера в классе», социометрические исследования, методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии С.-Петербургского университета (модификация А. А. Реана, В.А. Якунина), проективные методики, методики для изучения познавательных процессов. Диагностическая работа нужна для того, чтобы выявить запросы на просветительскую деятельность, знакомить родителей и педагогов о результатах диагностики.
Психологи МКОУ «СОШ№5» несут ответственность за ход и конечные результаты реализации программы, за своевременное и качественное выполнение работы. Просвещение как форма практической профессиональной деятельности это наиболее безопасный вид психологической работы в школе и для самого специалиста, и для его аудитории.
Подчиняется психолог непосредственно директору школы, работу курирует заместитель директора по воспитательной работе. Психолог руководствуется следующими нормативно-правовыми документами: Конвенция о правах ребёнка, ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Закон РС(Я) «О правах ребёнка», ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Концепция социокультурной модернизации Республики Саха (Якутия), Муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования Мирнинского района на 2012-2016гг.», должностная инструкция психолога ОУ, этический кодекс психолога, , Устав МКОУ «СОШ№5».
Критерии ограничения в освоении программы:
- низкий статус психолога в образовательном учреждении и среди родителей;
- несогласованность работы психолога с администрацией школы.
Необходимые ресурсы:
Для эффективной реализации программы требуется организованная команда, в которую входят разные специалисты. Психолог должен иметь ясные представления о том, «что делать?» (специфику профессиональных задач), «каким образом?» (уровень технологической оснащенности), «на каких основаниях?» (система базовых теоретических представлений) и «ради чего?» (система исходных профессиональных ценностей). Психолог должен обладать профессиональными умениями (знать возрастную, общую, педагогическую психологию, приоритетные направления развития образования в России) и личностными качествами (организаторские способности, тактичность, коммуникативность, умение выступать на публике и т.д.), навыками управленческой, проектировочной и аналитической, исследовательской и научно-методической работы, навыками работы с аудиторией. Компетентность психолога, делает его работу «прозрачной» для руководителя учреждения и заинтересованных коллег. В работу включён социальный педагог, педагог-организатор, медицинский работник, инспектор ПДН, могут привлекаться и другие специалисты.
Материально-техническое обеспечение.
Материальная база отвечает современным требованиям к работе психолога. В качестве адекватных условий профессиональной деятельности имеются:
- меблированный кабинет (письменный стол, книжные стеллажи, журнальный столик, кресла, стулья);
- предметы и пособия для занятий с детьми;
- персональный компьютер, принтер, пакет тестовых методик;
- телефон, магнитофон;
- теоретическая и практическая литература в бумажном и электронном вариантах.
Информационная обеспеченность:
- локальная сеть школы, доступ в Интернет;
- сайт школы;
- участники общероссийского проекта «Школа цифрового века» (электронная версия изданий «Школьный психолог» и другие)
Срок реализации программы: 4 года
Этапы реализации программы:
1 этап - подготовительный (2010 – 2011гг.)
- изучение и анализ модели сопровождения;
- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического просвещения;
- определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
- материально-техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение).
2 этап – практический (2011 – 2012 гг.)
- введение в школьную практику форм просветительской работы;
- поиск оптимальных способов контроля за реализацией программы;
- внедрение в образовательное пространство школы основных направлений психологического просвещения.
3 этап – корректирующий (2012 – 2013 гг.)
- создание и внедрение мониторинга;
- обработка и интерпретация результатов внедрения основных циклов психолого–педагогического сопровождения;
- корректировка системы психологического просвещения;
- определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения.
4 этап – обобщающий (2013 – 2014 гг.)
- обработка и интерпретация результатов внедрения программы просветительской работы;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
Ожидаемые положительные результаты:
Основные результаты оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущие методы: экспертные суждения (родителей, учащихся, педагогов, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
1. В отношении образовательного процесса в целом:
- повышение психологического комфорта учащихся;
- повышение активности в работе коллектива в инновационном режиме, создание условий для научно-исследовательской деятельности и проектной деятельности всех участников образовательного пространства;
- повышение качества образования;
- развитие системы государственно-общественного управления.
2. В отношении участников образовательного процесса:
- Педагогов
– повышение психологической грамотности;
– снижение или отсутствие конфликтных ситуаций;
– разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса;
– содействие в личностном росте.
- повышение профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях введения ФГОС.
- Учащихся:
– повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности;
– развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к учебной);
– повышение психологической грамотности;
– повышение толерантности в отношении своих сверстников;
– развитие самоуправления и соуправления;
- содействие в личностном росте и профессиональной ориентации.
- Родителей учащихся:
– психологическая поддержка, оказание консультативной помощи в решении жизненных трудностей, оказывающих влияние на сферу учебной деятельности ребенка;
– получение необходимой информации о возрастных особенностях ребенка и о способах и средствах психологического развития ребенка;
- открытость учащихся и их семей, для создания «ситуации доверия», для эффективной консультативной и психопрофилактической деятельности.
Контроль за исполнением Программы просветительской работы осуществляет Администрация МКОУ «СОШ№5», Управляющий Совет в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством. Мониторинг проводят психологи совместно с администрацией школы и Управляющим Советом.
Промежуточные результаты программы:
Анализ результатов проведённого анкетирования среди педагогов, учащихся, родителей показывает необходимость продолжения просветительской работы психолога (это отмечают 90% опрошенных). Аргументы, которые приводят участники программы: психологические знания помогают совершенствоваться, строить благоприятные взаимоотношения «Педагог-ребёнок-родитель», знаниях об особенностях детей помогают понять их и помочь в сложных ситуациях.
Социальный заказ ориентирован на моделирование социокультурного пространства школы с развитой инфраструктурой на основе организации жизнедеятельности детей в образовательно-развивающей, досугово-воспитательной, ценностно-ориентированной и оздоравливающей деятельности.
Также можно подчеркнуть, что серьезная просветительская психологическая работа оказывает огромное влияние на всю образовательную систему школы, вызывает к жизни мощные силы изменения, поступательного движения вперед, к новой системе, которая смогла бы органично и естественно включить в себя психологическую деятельность.
Критерии оценки достижения результатов:
- 100% охват учащихся, педагогов, 80% родителей просветительской работой;
- Положительная динамика развития классных коллективов;
- Повышение эффективности государственно-общественного управления;
- Повышение доли педагогов, имеющих 1 и высшую категорию (до 35%)
- Повышение доли педагогов, повышающих пед.мастерство через участие в конкурсах (до 70%);
- Повышение доли обучающихся, участвующих в олимпиадах, НПК и конкурсах различного уровня;
- Отрицательная динамика количества детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на учете КДН, ПДН, ВШУ и совершённых правонарушений.
Используемая литература:
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования,
- Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.:ТЦ «Сфера», 2008г.
- Практическая психология образования/Под ред.И.В.Дубровиной: Учебник для студентов. – М.: ТЦ «Сфера», 2006
- Нормативные документы для педагогов- психологов образования/ Сост.И.М.каманов. Выпуск 1. – М.: ТЦ «Сфера»
- Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании (Психолог в школе) – М.: Генезис, 2004г.
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2009г.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения доя 17 лет)
- Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная деятельность образовательного учереждения - социально открытая педагогическая система.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования, ориентированная на создание условий для ра...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие»
Аннотация образовательной (просветительской) психолого-педагогической программы«Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие»...
Сценарий открытого мероприятия в начальной школе «Интеграция предметов КБЖ и английский язык»
Сценарий мероприятия для начальной школы...
Преодоление речевого барьера учащимися при изучении английского языка в школе. Интеграция языков.
В стаье представлено взаимодействие английского языка с русским. Алгоритм перевода составлен на основе знания учащимися русского языка (перевод простого предложения русского языка на английский)...
Медиапространство школы: интеграция и взаимодействие (на примере школьной газеты «Сканер»)
Статья для доклада на Республиканской конференции "Медиаобразование в РФ: проблемы и перспективы"...
Реализация межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Интеграция.
Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Позволяет им применять полученные знания в реальных...
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18 Варшавской Т.М.
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении...