Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие»
рабочая программа по психологии по теме

 

Аннотация

образовательной (просветительской) психолого-педагогической  программы

«Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие»

            Современные требования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики, социокультурной сферы, повышение открытости общества, его быстрой информатизации и динамичности обуславливают изменение требований государства и общества к образованию.

Одним из них является расширение гражданского участия в управлении образованием. С целью реализации данного направления коллектив МКОУ «СОШ № 5» п.Айхал ставит перед собой такую задачу, как создание модели открытой школы в социокультурном пространстве, ориентированной на публичность и открытость системы образования и образовательной политики образовательного учреждения, интеграцию, партнерство психологов, педагогов, родителей, учеников и других участников социокультурного пространства к решению социальных проблем, стоящих перед школой, социумом. В связи с этим растёт роль психолога в школе.

Проблемное поле: низкая  мотивация к учению учащихся,  учебная перегрузка школьников, низкий уровень общей культуры микросоциума школьника, семьи, проектирование развивающего образовательного пространства школы, создание условий для внедрения ФГОС, изменение модели управления учебно-воспитательным процессом

SWOT-анализ вывел на создание программы просветительской работы психолога, которая позволила бы охватить всё образовательное пространство.

Программа просветительской работы направлена на формирование у участников образовательного пространства (учителей, школьников, родителей и общественности) представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического просвещения. Современные педагоги в условиях введения ФГОС нуждаются в психологических знаниях. В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей — представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.

Цель программы:

Создание условий для повышения качества образования в школе и успешная социализации учащихся в социуме.

Просветительская  программа «Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие» разработана на основе концепций психологической службы таких авторов как В.Э.Пахальян, Л.М.Фридман, М.Р.Битянова.

Данная программа способствует созданию условий для повышения качества образования в школе и успешная социализации учащихся в социуме. Реализация программы - через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом,  в которой  единственно возможно присвоение (а не просто узнавание)  детьми ценности.

Промежуточные результаты программы:

Анализ результатов проведённого анкетирования среди педагогов, учащихся, родителей показывает необходимость продолжения просветительской работы психолога (это отмечают 90% опрошенных). Аргументы, которые приводят участники программы: психологические знания помогают совершенствоваться, строить благоприятные взаимоотношения «Педагог-ребёнок-родитель»,  знаниях об особенностях детей помогают понять их и помочь в сложных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prosvetitelskoy_raboty.docx63.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№5»

Образовательная (просветительская)

психолого-педагогическая  программа

«Психолог и социально-открытая школа:

интеграция, партнёрство, развитие»

Автор: Нагаева Елена Сергеевна,

соавторы Нечай Галина Алиевна,

Колыхматова Татьяна Александровна

МКОУ «СОШ№5», п.Айхал,

Мирнинский район РС (Я)

 Индекс 678190, тел.89241633202

2012  г.

             Современные требования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики, социокультурной сферы, повышение открытости общества, его быстрой информатизации и динамичности обуславливают изменение требований государства и общества к образованию.

Одним из них является расширение гражданского участия в управлении образованием. С целью реализации данного направления коллектив МКОУ «СОШ № 5» п.Айхал ставит перед собой такую задачу, как создание модели открытой школы в социокультурном пространстве, ориентированной на публичность и открытость системы образования и образовательной политики образовательного учреждения, интеграцию, партнерство психологов, педагогов, родителей, учеников и других участников социокультурного пространства к решению социальных проблем, стоящих перед школой, социумом.

В условиях расслоения населения (в том числе детей и молодежи) по уровням обеспеченности и  уровням образованности; плотно работающих с сознанием ребенка  различных средств массовой информации (телевидение, интернет, печать и т.д.) и видео-аудио-компьютерной  индустрии; разрастание в обществе стилей и  форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности; экспансии молодежной субкультуры, ориентирующей  молодых людей на  удовольствия и потребление;  разреженности систем идей, определяющих  общественно-коллективные формы жизни и формы самоиндентификации личности; нарастания межнациональных,  межконфессиональных, межпоколенных и  иного рода  межгрупповых напряжений  достойно ответить на эти вызовы сможет  только педагог, постоянно осуществляющий  в отношении их ценностное самоопределение  и способный организовать и поддержать самоопределение детей. Это значит, что от воспитателя, претендующего на роль «значимого взрослого», помимо обширной эрудиции (в т.ч. общекультурной и психологической), требуется высочайший, педагогический профессионализм, включающий весь диапазон средств вербальной и невербальной коммуникации.  Здесь большую роль играет психолог.

Государственный  образовательный стандарт, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предъявляет качественно новые требования к деятельности и личности  учителей, родителей, учащихся. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. Поэтапный переход школы к введению ФГОС предполагает методическую, психолого-педагогическую, мотивационную готовность учителя. Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно - исторической педагогики развития. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. В связи с этим растёт роль психолога в школе.

Для выявления конкретных возможностей развития образовательного учреждения № 5 был проведен SWOT-анализ, который является формой оценки внешних и внутренних перспектив развития школы.            

Степень удовлетворённости качеством образования

Положительная сторона

Отрицательная сторона

-Большую часть родителей устраивает уровень образования

-Оценки адекватны знаниям ребёнка в школе

-Имеются пробелы в знаниях учащихся

-Учащиеся не проявляют особого интереса к учёбе

Появляющиеся возможности

Угроза

-Дуальное образование

-Учителя, ученики, семья выступают в роли единомышленников

- Понижение качества образования

Личностное развитие ребёнка

Положительная сторона

Отрицательная сторона

-Родители принимают участие в исследовательской, проектной, творческой деятельности школы

-Рост запроса родителей к качеству образования

-Не всех устраивает уровень навыков социальной жизни, который имеет ребёнок

Появляющиеся возможности

Угроза

-Усиление учебной мотивации

-Помощь в решении проблем воздействия на трудные семьи, их социализации

-Развитие у учащихся коммуникационных навыков

-Неуспешная социализация

Степень комфортности в образовательном учреждении

Положительная сторона

Отрицательная сторона

-Развитие инфраструктуры школы

-Открытость и прозрачность воспитательной системы

-Недостаточная компетентность родителей в вопросах воспитания

-Занятость родителей

Появляющиеся возможности

Угроза

-Сохранение здоровья учащихся

-Квалифицированная помощь психологов и социальных педагогов

-Переход на договорные условия

-Переутомление учащихся

-Рост безнадзорности (социально опасное положение) учащихся

Проблемное поле:

  •  низкая  мотивация к учению учащихся.
  • учебная перегрузка школьников: противоречие между требованиями к выполнению обязательных государственных   стандартов   и  состоянием здоровья учащихся, затрудняющим выполнение этих требований.
  •  низкий уровень общей культуры микросоциума школьника, семьи
  • проектирование развивающего образовательного пространства школы: обучение становится деятельностно-развивающим, формирует личные качества учащихся, а также  целостную систему универсальных знаний.
  • создание условий для внедрения ФГОС.
  • изменение модели управления учебно-воспитательным процессом: перерастание образовательного учреждения в общественно-активную открытую школу;  внедрение школьной системы менеджмента качества образования;  создание единой информационной среды, интегрирующей всю информацию, связанную с управлением школы

SWOT-анализ вывел на создание программы просветительской работы психолога, которая позволила бы охватить всё образовательное пространство.

Программа просветительской работы направлена на формирование у участников образовательного пространства (учителей, школьников, родителей и общественности) представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Психологическое просвещение — основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога. Психологическое просвещение предусматривает деятельность, которая способствует :

  • получению своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;
  • выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
  • определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

Участники программы:

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического просвещения.

Современные педагоги в условиях введения ФГОС нуждаются в психологических знаниях. Это и молодые педагоги, и учителя с большим стажем работы. В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Образование испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей — представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.

Цель программы:

Создание условий для повышения качества образования в школе и успешная социализации учащихся в социуме.

Задачи:

- способствовать психологизации социума; 
- информировать участников образовательного пространства по вопросам психологического знания; 

- формировать устойчивую потребность в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития; 
- знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

- содействовать гармонизации социально-психологического климата в учреждении;

- развивать психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов.

Принципы:

  • принцип конфиденциальности;
  • принцип компетентности;
  • принцип ответственности;
  • принцип этической и юридической правомочности;
  • принцип договорённости;
  • принцип профессиональной кооперации.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном обществе.

Основные концепции психологической службы на современном этапе.

Педагог-психолог рассматривается как «специалист по первичной профилактике в системе службы практической психологии образования, а учреждения образования — как среда, в которой существуют оптимальные условия для профилактики нарушений психологического здоровья» (В.Э.Пахальян). В этой связи перед психологом образования ставится задача обеспечения психопрофилактической работы не только с детьми «группы риска», но и на уровне образовательной среды в целом. По мнению В.Э. Пахальяна, психопрофилактика — системообразующий вид деятельности практического психолога образования, не исключающий диагностико-коррекционной работы, консультирования и просвещения, которые выступают как средства психопрофилактики, что меняет их направленность.

Иную концепцию школьной психологической службы предлагает Л.М. Фридман, по мнению которого, ее цели должны соответствовать главной цели школы на современном этапе. В качестве последней автор видит «воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью». Соответственно целью психологической службы в школе выступает научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, т.е. его построение на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности.

М.Р. Битянова — автор оригинальной концепции психологического сопровождения. Под сопровождением М.Р. Битянова понимает такую систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного воздействия.

На основе данных концепций  и была разработана просветительская  программа «Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие». Психологическое просвещение является и средством психопрофилактики, и психологическим сопровождением и обеспечением учебно-воспитательного процесса в целом. В школе обучается около 900 учащихся и их родителей, педагогический  коллектив состоит из 60 человек. Для психолога это большое количество участников образовательного процесса, поэтому наиболее широко и эффективно их можно охватить через просветительскую работу. Просветительская работа рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья воспитанников, их успешное обучение и развитие в открытом социально-педагогическом пространстве школы. Данная программа способствует созданию условий для повышения качества образования в школе и успешная социализации учащихся в социуме. Реализация программы - через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом,  в которой  единственно возможно присвоение (а не просто узнавание)  детьми ценности. При этом  воспитание принципиально не может быть локализовано или  сведено  к какому-то одному виду образовательной  деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды:  учебную (в границах разных образовательных  дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную,  досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Структура и содержание.

Просветительская работа ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психолога, администрации школы, родителей.

Направления работы:

Просвещение педагогов направлено на создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в решении ими следующих задач:

  • организовать эффективный процесс обучения школьников;
  • построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
  • осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришколъных взаимодействий.

В рамках данной модели просветительской модели формулируется основной принцип просвещения педагогов - органическое вплетение ситуации передачи    им   знаний   в   процесс   практической деятельности (то есть знание как ответ на реально существующий и осознаваемый запрос педагога). Соответственно, просветительская работа вкраплена (причем, очень дозировано, тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-педагогических консилиумов и т. д. Просветительская работа отвечает реальным запросам педагогов по интересующим их вопросам практики обучения и воспитания. Организация «Уголка психолога», «Психологической почты» помогает психологу собрать наиболее актуальные запросы и, таким образом, оптимально планировать организацию просветительской работы в педагогическом коллективе школы.

Формы просветительской работы с педагогами: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации, информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования детей,  тематические выступления на педсоветах, методобъединениях, приглашение  других специалистов.

Просвещение родителей и общественности

Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями и общественностью является ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. Общая цель деятельности психолога по отношению к родителям  создание социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего - родителей) к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, ситуации сотрудничества, формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Это реализуется через такие формы как психологические беседы на классных собраниях, групповые консультации, специальные родительские дни, родительские конференции детско-родительское общение.

Просвещение школьников

Результатом просвещения является присвоение школьниками психологических знаний и навыков, которые помогают им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни. Полученные знания активно используются школьниками, оно становится живым, активным.
        Для того чтобы передаваемые школьникам знания могли активно включиться в процесс личностного развития, выступить своего рода катализаторами внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания учитывается не только возрастные потребности и ценности школьников, уровень их реального развития, готовности к усвоению тех или иных знаний и навыков, но и реальную групповую ситуацию в том или ином классе или параллели, существующие актуальные проблемы. Просветительская работа организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определенные знания.

Формы организации соответствуют основному принципу эффективной просветительской работы со школьниками: включение ситуации усвоения социально-психологических знаний в привлекательные или актуально значимые для школьников данного возраста или данной субкультуры формы активности: КВНы, олимпиады, тематические вечера и встречи, тренинги, игры, специально разработанные сценарии.        

План просветительской работы.

Мероприятие

Ответственный

Сентябрь «Я гражданин России»

1.

Составление плана просветительской работы

Психолог

2.

Участие в торжественных линейках и классных часах, посвящённых Дню знаний

Педагог-организатор

3.

Групповые встречи с родителями на темы «Особенности адаптации первоклассников», «Первый раз в пятый класс», «Особенности адаптации десятиклассников»

Психолог

4.

Работа со старшеклассниками, подготовка к игре «Я - предприниматель»

Психолог, педагог-организатор

Октябрь «От слов к делу»

5.

Занятия «Я и школа» (для первоклассников)

Психолог, кл.рук

6.

Занятия  «Планета нашего класса» (для пятиклассников)

Психолог, кл.рук

7.

Дискуссия  «Я - десятиклассник» (для учащихся 10-х классов)

Психолог, кл.рук

8.

Участие в педагогических советах «Адаптация 5-х и 10-х классов»

Администрация, психолог

9.

Участие в педагогическом консилиуме «Адаптация 1-х классов»

Администрация, психолог

10.

Занятия «Я - лидер» (помощь в организации самоуправления в классах и школе)

Психолог, педагог-организатор

Ноябрь «Шагаем в будущее»

11.

Подготовка учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью   (к НПК «Шаг в будущее»)

Психолог

12.

Работа в инициативной группе по проекту «Мы родом из школы №5»

13.

Выступления на родительских собраниях «Особенности школьников разного возраста »

Психолог

14.

День психологии: акция «Письмо классу»

Психолог

Декабрь «Моё здоровье в моих руках»

15.

Цикл занятий, игр «Мы выбираем ЗОЖ»

Психолог, социальный педагог

16.

Уроки здоровья «Формула здоровья»

Психолог, социальный педагог

17.

Консилиум «Индивидуальные образовательные маршруты учащихся, испытывающих трудности в поведении и обучении»

Председатель консилиума, психолог

18.

День психологии: «Весёлые перемены в начальной школе»

Психолог

Январь «Школа – это поиск смысла жизни, профессионального самоопределения»

19.

Участие в разработке и проведении воспитательного педагогического совета

Зам.дир.по ВР

20.

Включение в работу по профориентационной программе  АК «АЛРОСА»: уверенность, перспектива, развитие.

Зам.дир.по ВР

21.

Родительский лекторий  по запросам классных руководителей и родителей

Психолог

22.

День психологии: игра «Следопыт»

Психолог

Февраль «Есть такая профессия – Родину защищать»

23.

Заседание школы актива «Я - лидер»

Психолог, педагог-организатор

24.

Тематические уроки «Права, обязанности, ответственность»

Соц.педагог, инспектор ПДН, психолог

25.

Участие в тематической встрече с Советом отцов

Психолог, педагог-организатор

Март «Тропинками творчества»

26.

Участие в подготовке и проведении общешкольной родительской конференции

Зам.дир.по ВР, психолог

27.

Работа с учащимися, участвующими в конкурсе социально-значимых проектов

Психолог

28.

Участие в подготовке и проведении семинара по информатизации

Психолог

29.

День психологии: психологический забор «Поделись…»

Психолог

Апрель «Я - лидер»

30.

Участие в слёте лидеров

Психолог, педагог-организатор

31.

Мини-тренинги «Волнуйтесь спокойно! У вас - экзамен» (для учащихся 9, 11 классов)

Психолог

32.

Родительские дни «Психологическая подготовка к экзаменам», «Как помочь ребёнку выбрать профессию»

Психолог

33.

Коллективные встречи с параллелями родителей «Профилактика аутоагрессивного поведения учащихся и жестокого обращения в семье»

Психолог

34.

День психологии: сочинения учащихся и педагогов «Как здорово быть счастливым»

Психолог

Май «Никто не забыт, ничто не забыто»

35.

Психологическая подготовка учащихся к военно-полевым сборам

Психолог

36.

Акция «Подари улыбку школе»

Психолог

37.

Участие в разработке программы развития школы

Администрация

В течение года

38.

Участие в работе Управляющего Совета.

Психолог

39.

Месячник психологического здоровья

Психолог

40.

Участие в работе методических объединений классных руководителей, учителей-предметников.

Психолог

41.

Элективный курс «В поисках своего призвания» (для учащихся 9-х классов).

Психолог

42.

Работа с молодыми педагогами.

Психолог

43.

Работа в комиссии по примирению и согласию. Уполномоченный по правам участников образовательного пространства

Психолог

44.

Просветительская работа через социально-психологический уголок

Психолог

45.

Проектная работа (участие в конкурсах социально-значимых проектов)

Психолог

46.

Творческая работа (участие в КВНе)

Психолог

 

В ходе просветительской работы используются разные методы и технологии: методика ведения дискуссии, дебатов, технология ведения тренингов, информационно-коммуникативные технологии и др. Используемые диагностические   методики: «Атмосфера в классе», социометрические исследования, методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии С.-Петербургского университета (модификация А. А. Реана, В.А. Якунина), проективные методики, методики для изучения познавательных процессов. Диагностическая работа нужна для того, чтобы выявить запросы на просветительскую деятельность, знакомить  родителей и педагогов о результатах диагностики.  

Психологи МКОУ «СОШ№5» несут ответственность за ход и конечные результаты реализации программы, за своевременное и качественное выполнение работы.  Просвещение как форма практической профессиональной деятельности это наиболее безопасный вид психологической работы в школе и для самого специалиста, и для его аудитории.

Подчиняется психолог непосредственно директору школы, работу курирует заместитель директора по воспитательной работе. Психолог руководствуется следующими нормативно-правовыми документами: Конвенция о правах ребёнка,  ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Закон РС(Я) «О правах ребёнка», ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Концепция социокультурной модернизации Республики Саха (Якутия), Муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования Мирнинского района на 2012-2016гг.», должностная инструкция психолога ОУ, этический кодекс психолога,  , Устав  МКОУ «СОШ№5». 

Критерии ограничения в освоении программы:

- низкий статус психолога в образовательном учреждении и среди родителей;

- несогласованность работы психолога с администрацией школы.

Необходимые ресурсы:

Для эффективной реализации программы требуется организованная команда, в которую входят разные специалисты. Психолог должен иметь ясные представления о том, «что делать?» (специфику профессиональных задач), «каким образом?» (уровень технологической оснащенности), «на каких основаниях?» (система базовых теоретических представлений) и «ради чего?» (система исходных профессиональных ценностей). Психолог должен обладать профессиональными умениями (знать возрастную, общую, педагогическую психологию, приоритетные направления развития образования в России) и личностными качествами (организаторские способности, тактичность, коммуникативность, умение выступать на публике и т.д.),  навыками управленческой, проектировочной и аналитической, исследовательской и научно-методической работы, навыками работы с аудиторией. Компетентность психолога, делает его работу «прозрачной» для руководителя учреждения и заинтересованных коллег. В работу включён социальный педагог, педагог-организатор, медицинский работник, инспектор ПДН, могут привлекаться и другие специалисты.
Материально-техническое обеспечение.

Материальная база отвечает современным требованиям к работе психолога. В качестве адекватных условий профессиональной деятельности  имеются:

  • меблированный кабинет (письменный стол, книжные стеллажи, журнальный столик, кресла, стулья);
  • предметы и пособия для занятий с детьми;
  • персональный компьютер, принтер,  пакет тестовых методик;
  • телефон, магнитофон;
  • теоретическая и практическая литература в бумажном и электронном вариантах.

Информационная обеспеченность:

  • локальная сеть школы, доступ в Интернет;
  • сайт школы;
  • участники общероссийского проекта «Школа цифрового века» (электронная версия изданий «Школьный психолог» и другие)

Срок реализации программы: 4 года

Этапы реализации программы:

1 этап - подготовительный (2010 – 2011гг.)
- изучение и анализ модели сопровождения;
- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического просвещения;
- определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
- материально-техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение). 

2 этап – практический (2011 – 2012 гг.)
- введение в школьную практику форм просветительской работы;

- поиск оптимальных способов контроля за реализацией программы;
- внедрение в образовательное пространство школы основных направлений психологического просвещения.

3 этап – корректирующий (2012 – 2013 гг.)
- создание и внедрение мониторинга;
- обработка и интерпретация результатов внедрения основных циклов психолого–педагогического сопровождения;
- корректировка системы психологического просвещения;
- определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения.

4 этап – обобщающий (2013 – 2014 гг.)                    
- обработка и интерпретация результатов внедрения программы просветительской работы;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

Ожидаемые положительные результаты:

Основные результаты оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущие методы: экспертные суждения (родителей, учащихся, педагогов, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.

1. В отношении образовательного процесса в целом:

  • повышение психологического комфорта учащихся;
  • повышение активности в работе коллектива  в инновационном режиме, создание условий для научно-исследовательской деятельности и проектной деятельности всех участников образовательного пространства;
  • повышение качества образования;
  • развитие системы государственно-общественного управления.

2. В отношении участников образовательного процесса:

  • Педагогов

– повышение психологической грамотности;
– снижение или отсутствие конфликтных ситуаций;
– разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса;
– содействие в личностном росте.
 

- повышение профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях введения ФГОС.

  • Учащихся:
    – повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности;

– развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к учебной);
– повышение психологической грамотности;
– повышение толерантности в отношении своих сверстников;
– развитие самоуправления и соуправления;

- содействие в личностном росте и профессиональной ориентации.

  • Родителей учащихся:
    – психологическая поддержка, оказание консультативной помощи в решении жизненных трудностей, оказывающих влияние на сферу учебной деятельности ребенка;
    – получение необходимой информации о возрастных особенностях ребенка и о способах и средствах психологического развития ребенка;

- открытость учащихся и их семей, для  создания «ситуации  доверия», для эффективной консультативной и психопрофилактической деятельности.

Контроль за исполнением Программы просветительской работы  осуществляет Администрация МКОУ «СОШ№5», Управляющий Совет в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством. Мониторинг проводят психологи совместно с администрацией школы и Управляющим Советом.

Промежуточные результаты программы:

Анализ результатов проведённого анкетирования среди педагогов, учащихся, родителей показывает необходимость продолжения просветительской работы психолога (это отмечают 90% опрошенных). Аргументы, которые приводят участники программы: психологические знания помогают совершенствоваться, строить благоприятные взаимоотношения «Педагог-ребёнок-родитель»,  знаниях об особенностях детей помогают понять их и помочь в сложных ситуациях.

Социальный заказ ориентирован на моделирование социокультурного пространства школы с развитой инфраструктурой на основе организации жизнедеятельности детей в образовательно-развивающей, досугово-воспитательной, ценностно-ориентированной и оздоравливающей деятельности.

Также можно подчеркнуть, что серьезная просветительская психологическая работа оказывает огромное влияние на всю образовательную систему школы, вызывает  к жизни мощные силы изменения, поступательного движения вперед, к новой системе, которая смогла бы органично и естественно включить в себя психологическую деятельность.

Критерии оценки достижения результатов:

  • 100% охват учащихся, педагогов, 80% родителей просветительской работой;
  • Положительная динамика развития классных коллективов;
  • Повышение эффективности государственно-общественного управления;
  • Повышение доли педагогов, имеющих 1 и высшую категорию (до 35%)
  • Повышение доли педагогов, повышающих пед.мастерство через участие в конкурсах (до 70%);
  • Повышение доли обучающихся, участвующих в олимпиадах,  НПК и  конкурсах различного уровня;
  • Отрицательная динамика количества детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на учете КДН, ПДН, ВШУ и совершённых правонарушений.

Используемая литература:

  • Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования,
  • Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.:ТЦ «Сфера», 2008г.
  • Практическая психология образования/Под ред.И.В.Дубровиной: Учебник для студентов. – М.: ТЦ «Сфера», 2006
  • Нормативные документы для педагогов- психологов образования/ Сост.И.М.каманов. Выпуск 1. – М.: ТЦ «Сфера»
  • Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании (Психолог в школе) – М.: Генезис, 2004г.
  • Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие  для студ.высш.учеб.заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2009г.
  • Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения доя 17 лет)
  • Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»
  • Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная деятельность образовательного учереждения - социально открытая педагогическая система.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для ра...

Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие»

Аннотация образовательной (просветительской) психолого-педагогической  программы«Психолог и социально-открытая школа: интеграция, партнёрство, развитие»...

Преодоление речевого барьера учащимися при изучении английского языка в школе. Интеграция языков.

В стаье представлено взаимодействие английского языка с русским. Алгоритм перевода составлен на основе знания учащимися русского языка (перевод простого предложения русского языка на английский)...

Медиапространство школы: интеграция и взаимодействие (на примере школьной газеты «Сканер»)

Статья для доклада на Республиканской конференции "Медиаобразование в РФ: проблемы и перспективы"...

Реализация межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Интеграция.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Позволяет им применять полученные знания в реальных...