«Профилактика суицидального поведения среди подростков».
проект (9 класс) на тему
Развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме, коммуникативных навыков;развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и отстаивания собственного мнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.58 КБ |
![]() | 330.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Жизнь даётся один раз».
Актуальность проекта:
Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах МЗ РФ, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не только беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.
Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым.
Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Многие дети уверены: смерть имеет начало и конец. В их представлении смерть можно сравнить с длительным отсутствием или, например, болезнью. Дети убеждены, что совершив суицидальную попытку, они умрут «не до конца». Они не ощущают безвозвратности смерти. Трудности в отношениях с родителями – не единственный фактор, который может довести ребенка до самоубийства. Эксперты поясняют: в подростковом возрасте ребенок воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". И сделав шаг из окна, жизнь пойдет на перезагрузку, и все проблемы решатся сами собой. Суицид ребенка – это поступок человека, отчаявшегося быть услышанным, принятым и понятым. Это крик детской души, который вовремя не был услышан окружающими: друзьями, учителями, родителями...
Выделяют 3 типа суицида: демонстративный, аффективный, истинный.
Демонстративный. Демонстративное суицидальное поведение – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адрес: дома – родным, в компании сверстников – кому-то из них, в общественном месте.
Аффективный. Аффективное суицидальное поведение – тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.
Истинный. Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.
По наблюдениям психологов можно выделить несколько основных причин суицида:
1. Неблагополучные семьи.
Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего.
2. Школьные проблемы
Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения. Потеря или осуждение группой может стать тем социально – психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суициду.
3. Стресс
Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.
4. Сайты глобальной сети Интернет.
Проблемы, вытекающие из сложившейся ситуации:
- ухудшение социального положения семей в микрорайоне;
- высокий уровень безработицы;
- достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей.
Цель: раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков.
Задачи:
1.Обучающие:
- закрепление и расширение лексических навыков, навыков выражения своего мнения по теме;
- выявление и систематизация знаний по теме “Жизнь даётся один раз ”.
2.Развивающие:
- развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме;
- развитие коммуникативных навыков;
- развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и отстаивания собственного мнения.
- развитие мышления, памяти, внимания.
3.Воспитательные:
- формирование стойкого убеждения в личной ответственности за своё здоровье, поступки;
- научить ценить жизнь в любых её проявлениях;
- проведение мероприятий направленных на пропаганду и формирование
элементарных навыков о суициде.
Проект формирования ценности психологического здоровья сформирован с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях;
- активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью и жизни.
Реализация проекта направлена на:
- изучение состояния психологического здоровья учащихся;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- воспитание культуры общения;
- формирование нравственных и волевых качеств;
- расширение кругозора;
- консультации для родителей и педагогов по вопросам физического и психологического здоровья;
- организация мероприятий по теме проекта.
Этапы работы над проектом:
- Мотивационный этап:
Создание положительного мотивационного настроя.
Погружение в проект и выдвижение гипотез. (апрель)
- Подготовительный этап:
Определение темы, целей и задач, разработка программы действий на апрель 2017 года. Распределение поручений между творческими группами, выбор руководителей проекта. Обсуждение коллективного поручения в группе. Поиск и обработка собранной информации. Подготовка защиты проекта. (27-29 май).
Презентация проекта (показ).
- Рефлексивно-оценочный:
Оценка и анализ работы в группе, самооценка, отдельно каждого ученика, коллектива в целом. Обсуждение положительных и отрицательных сторон в работе. Коллективное обсуждение и содержательная оценка результатов и процесса работы.
Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению самоубийств:
• информационно-обучающие: распространение знаний (в частности, в школе среди педагогов, родителей и учеников, в СМИ) об особенностях суицидального поведения, способах «самопомощи» при возникновении саморазрушающих мыслей, о работе «телефонов доверия» и иных служб;
• психологические: коррекционные действия при изменении личностных установок в отношении суицида, повышению уровня психологической защищенности, формированию «антисуицидального» барьера;
• медицинские: лечение психических расстройств, приведших к самоубийству или аутоагрессии, устранение физических осложнений как результата суицидальной попытки;
• социальные: изменение социального статуса и условий жизни потенциальных самоубийц для предотвращения формирования суицидальной активности.
Большую роль в профилактике суицидального поведения играет социально-психологическая служба школы, одним из направлений деятельности которой должно стать выявление факторов риска суицидального поведения подростков посредством психологической диагностики (диагностическое интервью с семейным анамнезом, Тест Личко “ПДО”, тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тест «определение направленности личности Басса», тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен).
План мероприятий «Жизнь даётся один раз».
Работа с учащимися.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей»-беседа. | сентябрь |
2. | «Наши чувства и действия»-беседа. | ноябрь |
3. | «Почему трудно признавать свою вину»-кл., час. | декабрь |
4. | «Обидчивость, несдержанность, раздражительность…»кл., час | январь |
5. | «Дружба – главное чудо» | февраль |
6. | «Наша дружная семья» - беседа. | март |
7. | «Дети и родители. Давайте понимать друг друга» кл.. час | апрель |
8. | «Поговорим еще раз о любви» - беседа. | апрель |
9. | «Совершенно секретно» ( кл. часы только для девочек). | май |
План мероприятий «Жизнь даётся один раз».
Работа с родителями.(в перспективе)
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Психологическое консультирование родителей.(беседа-тренинг психолога). | сентябрь |
2. | «Дети-родители» кл., час. | ноябрь |
3. | «Доброта- залог здоровья» кл., час. | декабрь |
4. | «Семья превыше всего!»- кл.. час. | январь |
5. | «Вместе веселее»-кл., час. | февраль |
6. | «Жизнь наших детей» -кл.,час. | март |
7. | «Когда уже больше некуда идти»-кл., час. | апрель |
8. | «Давайте понимать друг друга»-тренинг. | май |
Прогнозируемые результаты:
- Сформировано сознательно бережное отношение к своему здоровью, самому ценному - человеческой жизни и чувство ответственности за своё поведение;
- Понимание детьми, что жизнь - даётся один раз.
- Развитию адекватного отношения к собственной личности, жизни в целом.
- Формируются умения, связанные с проектной деятельностью.
Первый и самый важный элемент работы с детьми – это услышать их. Услышать то, что они хотят сказать, услышать их боль и отреагировать, мягко и доброжелательно показать выход. Вот почему надо помочь нашим детям в приобретении ясности жизненных позиций, в становлении личности, приготовить их к возможности выбора жизненного пути сознательного самоопределения. Необходима целенаправленная действенная пропаганда через все средства массовой информации. Для продолжения рода человеческого нужны физически и нравственно здоровые люди.
Если замечена склонность школьников к самоубийству,
следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:
1) Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2) Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.
3) Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
4) Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
5) Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
6) Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
7)Следует принять во внимание и другие возможные источники
помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.
ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»
Проект
тема: «Профилактика суицидального поведения среди подростков».
Подготовили: воспитатели
Медведева Ю.Н.
2017 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах МЗ РФ, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не только беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей. Актуальность проекта:
Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Демонстративный; Аффективный; Истинный. Выделяют 3 типа суицида:
Неблагополучные семьи. Школьные проблемы. Стресс. Сайты глобальной сети Интернет. Причины суицида :
ухудшение социального положения семей в микрорайоне; высокий уровень безработицы; достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей. Проблемы вытекающие из сложившийся ситуации:
Цель проекта: раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков.
Обучающие: - закрепление и расширение лексических навыков, навыков выражения своего мнения по теме; - выявление и систематизация знаний по теме “Жизнь даётся один раз ”. Развивающие: - развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме; - развитие коммуникативных навыков; - развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и отстаивания собственного мнения. - развитие мышления, памяти, внимания. Воспитательные: - формирование стойкого убеждения в личной ответственности за своё здоровье, поступки; - научить ценить жизнь в любых её проявлениях; - проведение мероприятий направленных на пропаганду и формирование элементарных навыков о суициде. Задачи проекта:
изучение состояния психологического здоровья учащихся; формирование установки на здоровый образ жизни; воспитание культуры общения; формирование нравственных и волевых качеств; расширение кругозора; консультации для родителей и педагогов по вопросам физического и психологического здоровья; организация мероприятий по теме проекта. Реализация проекта направлена на:
Сформировано сознательно бережное отношение к своему здоровью, самому ценному - человеческой жизни и чувство ответственности за своё поведение; Понимание детьми, что жизнь - даётся один раз. Развитию адекватного отношения к собственной личности, жизни в целом. Формируются умения, связанные с проектной деятельностью. Прогнозируемые результаты проекта:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика суицидального поведения среди подростков.
В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо...
Профилактика суицидального поведения среди подростков
Цель: Повышение психолого-просветительского уровня родителей.Задачи:- Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей. Познакомить родителей с причинами суицида...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-875881-1484203825.jpg)
Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков
За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/14/picture-621357-1429011296.jpg)
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Желание смерти - это распространенная реакция подростков на стрессовые ситуации....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-984648-1518419597.jpg)
Методические рекомендации в рамках работы по профилактике суицидального поведения среди подростков
Окружающая среда человека играет фундаментальную роль в развитии его личности. Особое место, при этом занимают малые группы, в которых школьник взаимодействует с другими. Это школьный класс, неформаль...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-616945-1427825962.jpg)
Сценарий мероприятия по профилактике суицидального поведения среди подростков «Мир, в котором я живу»
Цель: профилактика суицидального поведения среди подростков. Образовательные задачи: Формирование позитивного мышления, активной жизненной позиции, позитивного настроя и взгляда в буду...