Методические рекомендации в рамках работы по профилактике суицидального поведения среди подростков
методическая разработка по психологии

Сысоев Евгений Андреевич

Окружающая среда человека играет фундаментальную роль в развитии его личности. Особое место, при этом занимают малые группы, в которых школьник взаимодействует с другими. Это школьный класс, неформальные группы общения, средства массовой информации, и в первую очередь - семья. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е. представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suitsid1.docx60.6 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Рост уровня суицида, выраженность и распространенность аутоагрессивных и аутодеструктивных тенденций среди детей и подростков представляет на сегодня актуальную социально-психологическую проблему.

По количеству завершённых самоубийств Россия вышла на одно из первых мест в мире, поскольку в ней количество суицидов в два раза превышает показатели, определённые Всемирной организацией здравоохранения (более 40 случаев на сто тысяч населения). На одно завершённое самоубийство приходится от 10 до 20 суицидальных попыток, что свидетельствует об угрожающей тенденции, связанной с добровольным уходом из жизни.

        За последние два года по сведениям, предоставленным субъектами Российской Федерации, на фоне снижения на 10,9% числа суицидов среди взрослого населения доля совершенных суицидальных актов в среде учащейся молодежи и детей (в расчете от общего числа завершенных суицидов во всей популяции населения страны) возросла до 16,2% (у 30% лиц в возрасте 15-24 лет возникают суицидальные мысли, а 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные попытки). Суицид как причина детской подростковой смертности занимает одно из первых мест наряду с тяжелой врожденной патологией и травматизмом.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что подростковый возраст представляет собой период повышенного риска суицидального поведения, так как в возрасте 12-16 лет проявляются трудности переходного периода, начиная с психогармональных процессов и заканчивая перестройкой Я-концепции под влиянием неопределённости социального статуса и противоречий, обусловленных неумением подростка найти позитивный смысл собственной жизни, отсутствием культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальной ценности жизни.

Суицидальному поведению так же способствует целый ряд патологических факторов эндогенного и экзогенного происхождения (генетические отклонения, отягощенная наследственность, физические и психические травмы, психосоматические и инфекционные заболевания, дестабилизация общества и отдельных семей, недостатки школьного и семейного воспитания, деструктивное влияние на психику ребенка средств массовой информации и многое другое). Которые манифестируют именно в подростковый период, требуют больших психологических затрат и приводят к развитию эмоциональной нестабильности, снижению уровня самоконтроля, нервнопсихическому напряжению, низкой стрессоустойчивости, импульсивности, повышенной внушаемости, неадекватной самооценке, повышенной агрессивности и т. д.

Динамичность и интенсивность современной жизни повышает требования к устойчивости психики ребёнка, часто страдающей при наличии дефекта. Дети с ограниченными возможностями в связи с имеющимися сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями часто имеют сочетанные расстройства, включая нарушения эмоционально-волевой сферы, психологического развития, органические поражения ЦНС. Проявления дезадаптации обусловливают совершение импульсивных поступков. Ребенок часто действует не подумав, находясь в порыве ярости. Неразвитость рефлексии у детей с ОВЗ закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни, что свидетельствует об их склонности к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу, так как агрессивные тенденции могут проявляться как в виде аутоагрессии, так и виде агрессивных действий по отношению к объектам окружения или других людей.

Известно, что импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость характерны для большинства подростков. У них обостряется чувство самоанализа, повышается интерес к проблеме жизни и смерти, усиливается увлечение философскими вопросами этого направления. Молодые люди склонны к «переоценке ценностей», мучительно ищут свое место в обществе, пытаются уяснить «смысл жизни». Бескомпромиссность, эгоцентричность, отсутствие жизненного опыта, в свою очередь, усиливают реакцию протеста, усугубляют конфликт между еще несформировавшимся, легкоранимым «я» и жестоким, несправедливым, по их мнению, обществом.

Психолого-физиологические особенности детей подросткового возраста делают необходимым оказание помощи со стороны взрослых и реализацию целенаправленных превентивных мер по предупреждению суицидального поведения.

Первичная профилактика суицидального поведения.

Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный уровни профилактики, позволяющие снизить количество суицидов среди подростков и молодежи.

Применительно к системе образования первичная профилактика или превенция, является основным, и часто – единственным видом профилактики. Она направлена на укрепление психического здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды (дети, родители, педагоги). Объектом первичной профилактики являются люди, не имеющие суицидальных мыслей и намерений, её цель – минимизация возможного риска возникновения суицидальных намерений в будущем у психологически благополучных субъектов. 

Цель работы по профилактике суицида в образовательной среде: систематизация мер, предпринимаемых в образовательной организации без понимания всего диапазона возможных ситуаций, связанных с проблемой суицида.

Образовательные организации являются наиболее эффективными площадками для проведения профилактических мероприятий, так как педагоги и классные руководители, как лица, имеющие наиболее частый и тесный контакт с обучающимися, обладают уникальным ресурсом для решения отдельных задач первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков.

Интервенция (вторичная профилактика) – оказание помощи при наличии суицидальных намерений у ребенка. Она заключается в контакте лицом к лицу с отчаявшимся человеком и

оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном, психологическом или экзистенциальном кризисе. Даже самое страстное желание умереть по своей психологической

сущности является амбивалентным. Часть личности хочет жить, другая стремится уйти в небытие. Суицидальной интервенцией, как правило, занимаются только специально подготовленные специалисты (желательно, психиатр).

Поственция (третичная профилактика) — профилактика расширенного суицида (повторных случаев по подражанию) и комплексная реабилитация ближайшего окружения суицидента (одноклассники, друзья, родственники, педагоги) в случае завершенного суицида.

Факторы риска суицидального поведения.

Факторов внутренней и внешней среды, повышающих вероятность суицидального поведения, достаточно много. Так, на попытку самоубийства влияют индивидуальные психологические особенности человека и национальные обычаи, возраст и семейное положение, культурные ценности, уровень алкоголизации населения, время года и т.д. С определенной долей условности можно выделить следующие факторы:

1) социально-демографические,

2) природные,

3) медицинские,

4) индивидуально-психологические.

1. Социально-демографические. К ним относят пол, возраст, место жительства, семейное положение и особенности внутрисемейных отношений, образование, общественно-профессиональное положение и др.

Окружающая среда человека играет фундаментальную роль в развитии его личности. Особое место, при этом занимают малые группы, в которых школьник взаимодействует с другими. Это школьный класс, неформальные группы общения, средства массовой информации, и в первую очередь - семья. Трудности поведения подростков могут быть обусловлены особенностями той или иной семьи. М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д.

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е. представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

Установлено, что девочки чаще совершают попытки самоубийства, избирая при этом менее мучительные и болезненные способы, чем мальчики. У мальчиков суицид чаще носит завершенный характер. Объяснение этого факта, возможно, таится в методах самоубийства: девочек обычно больше интересует вопрос о том, что произойдет с их телом после смерти, их больше волнует эстетика самоубийствами.

2. Природные. В большинстве исследований указывается на увеличение частоты самоубийств весной. По-видимому, данная закономерность не распространяется на лиц, находящихся в условиях изоляции, и больных с тяжелыми соматическими заболеваниями. Предпринимались попытки установить зависимость частоты самоубийств от дня недели (чаще в понедельник и постепенное снижение к концу недели) и от времени суток (чаще вечером, в начале ночи и ранним утром), но данные в этом отношении противоречивы.

3. Медицинские факторы суицидального риска.

Острые и хронические соматические заболевания обнаруживают у многих суицидентов, причем на первом месте стоят заболевания органов дыхания, затем пищеварительного тракта, аппарата движения и опоры, а также травмы. Около 20% обследованных лиц с суицидальным поведением страдают разнообразными соматическими расстройствами, ограничивающими их социально-профессиональную, деятельную активность. Незадолго до совершения суицидального акта суициденты часто обращаются к врачамтерапевтам, хирургам и т.п. (почти 50 % суицидентов).

По различным данным, душевнобольные совершают самоубийства в 26-100 раз чаще, чем психически здоровые лица. Наиболее высокий суицидальный риск отмечается при реактивных депрессиях, неалкогольных токсикоманиях, психопатиях и аффективных психозах.

4. Индивидуально-психологические факторы суицидального риска.

Личностные и характерологические особенности часто играют ведущую роль в формировании суицидального поведения. Однако поиски связей между отдельными чертами личности и готовностью к суицидальному реагированию, как и попытки создания однозначного «психологического портрета суицидента», не дали результатов. Решающими в плане повышения суицидального риска, вероятно, являются не конкретные характеристики личности, а степень целостности структуры личности, «сбалансированности» ее отдельных черт, а также содержание морально-нравственных установок и представлений.

Повышенный риск самоубийства характерен для дисгармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием отдельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, так и их недостаточной выраженностью.

К индивидуальным факторам суицидального риска следует отнести и содержание морально-этических норм, которыми личность руководствуется.

Высокая частота суицидальных поступков наблюдается в тех социальных группах, где существующие моральные нормы допускают, оправдывают или поощряют самоубийство при определенных обстоятельствах (суицидальные поступки в молодежной субкультуре, как доказательство преданности и мужества, среди определенной категории лиц по мотивам защиты чести, расширенное самоубийство престарелых лиц и больных с хроническими заболеваниями, эпидемии самоубийств среди религиозных сектантов и т.п.).

Причем самоубийство может быть индуцировано не в связи с морально-религиозными мотивами. Например, существует так называемый «эффект Вертера», обозначающий имитационное суицидальное влияние. Эффект Вертера подтверждается статистически достоверной взаимосвязью между отражением проблемы суицидов в средствах массовой информации и повышением частоты самоубийств среди подростков.

При суицидальных попытках, совершаемых в состоянии аффекта лицами без психоза, в большинстве случаев звучат мотивы индивидуалистического плана, отражающие социальную незрелость и морально-этическую неустойчивость. Например, наиболее частым пусковым механизмом являлись обида, гнев, возмущение в ответ на недоверие, ограничение эгоистических желаний, измену, а также неудовлетворенность притязаний, боязнь ответственности. В этом находит отражение неумение или нежелание считаться с обстоятельствами, необходимостью к рациональному разрешению конфликтной ситуации и другие особенности личности.

Стадии и типы суицидального поведения.

В понятие суицидальное поведение входят:

Недиффиеренцированные мысли – размышления об отсутствии ценности жизни, которые выражаются в формулировках типа: «Жить не стоит», «Устал от такой жизни» и т.п., где нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание смысла жизни.

Пассивные суицидальные мысли – характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни: «Хорошо бы умереть», «Заснуть и не проснуться» и т.п. они отражают внутреннюю готовность к суициду.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности – разработка плана самоубийства (продумывается способ, выбирается время и место действия).

Суицидальные намерения – принятие решения о самоубийстве и непосредственно побуждение к суицидальным действиям.

Суицидальные действия – как итог представлений о невозможности существования в данной ситуации.

Пресуицид – период времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации, характеризуется особым психическим состоянием, которое обусловливает повышенную вероятность суицидальных действий.

В свою очередь в пресуициде можно выделить две фазы:

1. Предиспозиционная фаза

2. Суицидальная фаза

Предиспозиционная фаза этот период времени определяется повышенной психологической напряженностью для суицидента, поиском путей по выходу из создавшейся критической ситуации. Внимание концентрируется на «непреодолимых» трудностях жизни, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей в решении возникших проблем. Ожидание возможного неблагополучного развития событий вызывает беспокойство, постепенно перерастающее в чувство тревоги.

Характерной особенностью этого периода является острая потребность человека к установлению неформального контакта, теплых дружеских отношений, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке («поиск опоры»), желание поделиться своими переживаниями. В этом периоде возникает чувство, что жизнь не имеет будущего, что в ней есть только прошлое.

Жизнь воспринимается только ретроспективно.

Человек пытается найти утешение в воспоминаниях о приятных, счастливых моментах его жизни, но эти воспоминания, как правило, только отягощают восприятие настоящего. Иногда прожитая жизнь воспринимается как бесконечная череда провалов и неудач.

На высоте предиспозиционной фазы появляются симптомы деперсонализации: неопределенное чувство внутренней измененности, отчужденности, переживание какой-то «неестественности» окружающего, его непонятности и враждебности. Возникает ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования («Жить не стоит», «Устал от такой жизни»), при этом мысли о собственной смерти, как правило, носят налет теоретизирования, без какого-либо желания умереть.

Суицидальная фаза Продолжительные, но неудачные попытки практически преобразовать психотравмирующую ситуацию приводят человека к тому, что все его ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными. Поражения и неудачи влекут за собой снижение самооценки, изменяют позитивное отношение к себе, приводят к мысли о собственной несостоятельности, порождая внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицания». На фоне эмоционального подавления возникает «сужение сознания», оно концентрируется лишь на негативных аспектах ситуации. В результате человек оказывается неспособным воспринимать то, что смогло бы помощь ему в разрешении проблемы.

По мере того как исчерпываются все известные варианты разрешения ситуации, возникает ощущение беспомощности перед лицом трудностей.

Измененным кажется течение времени, его мучительное замедление, ощущение того, что «этот кошмар никогда не кончится». Появляются нестойкие, сначала довольно диффузные суицидальные мысли («Я что-нибудь с собой сделаю»), а позднее и суицидальные замыслы – разработка плана самоубийства, обдумывания способа, «примеривание к нему».

Принятию решения о самоубийстве обычно способствует дополнительная психотравма, которая еще более убеждает человека в неизбежности катастрофы. Причем сила ее может быть совершенно незначительной. Однако само принятие такого решения свидетельствует о переживании необычайной глубины и силы.

Характерными особенностями поведения суицидентов в этом периоде являются: замкнутость, стремление к уединению, вплоть до полной изоляции, утрата интереса к окружающему, эмоциональная заторможенность, неадекватные действия и высказывания.

Суицидальный период заканчивается непосредственно суицидальным актом – самоубийством или покушением на него.

При изучении суицидального поведения, следует различать следующие типы:

Истинный суицид

Аффектиный суицид

Демонстративно-шантажное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение – это осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев – наличием предсмертных записок.

Все попытки совершаются без свидетелей, а способы суицида в этих случаях выбираются наиболее «жесткие»: самоповешение и использование огнестрельного оружия. Самопорезы, самоотравления встречаются нечасто, хотя характер и условия использования таких способов указывают на вполне осознанное стремление лишить себя жизни, что отличает их от внешних сходных случаев демонстративно-шантажных попыток. (Например, самопорезы при истинных суицидальных действиях отличаются значительной глубиной).

При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

При истинных суицидальных действиях пресуицидальный период отличается длительностью и в своем развитии проходит изложенные выше стадии – предиспозиционную и суицидальную. Длительность этого периода может быть различной: от нескольких суток до месяца и более. Решающую роль в этом играют глубина переживаемого конфликта, личностная значимость психотравмирующего события, его истинное содержание и, конечно, психологический склад личности.

В случае неудавшейся попытки в постсуицидальном периоде некоторое время наблюдается сохранение суицидальных мыслей и намерений. При этом как в прямой, так и в косвенной форме высказывается сожаление о сохранении жизни, об утрате ее ценности. Появляется пассивное «согласие на смерть». Так реагируют главным образом те, кто считает невозможным свое возвращение в условия, которые привели их к суициду.

У совершивших истинные суицидальные действия риск завершенного суицида на ближайший год увеличивается в 100 раз, причем наибольшая его вероятность – в первые 1-2 месяца после попытки.

Аффективные суицидальные действия обусловлены необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм.

Для аффективного суицидального поведения характерны чрезвычайная сила проявления, своеобразие восприятия и осмысления окружающего, нередко с элементами дезорганизации и сужением сознания. Динамика аффективного суицида отличатся «свернутостью» и интенсивностью. Поэтому пресуицидальный период имеет качественно своеобразное содержание. В одних случаях развитие аффекта сопровождается стремительным ростом эмоциональной напряженности. Сознание наполняется крайне эмоционально насыщенным отрицательными переживаниями гнева, обиды и т.п., изменяется восприятие конфликтной ситуации, оно становится избирательно фрагментарным, отрывочным. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, никакие аргументы в расчет не принимаются. Охваченность суицидальным возбуждением обусловливается отсутствием страха смерти и боли. При этом суицидальные действия реализуются по существу реактивно, по механизму «короткого замыкания».

В других – психогенная ситуация обусловлена не одномоментным психотравмирующим событием, а постоянно повторяющимися мелкими душевными ранами («микротравмами»).

Такие суицидальные действия, как правило, неожиданны для окружающих, поскольку повод для их совершения зачастую бывает, незначителен, хотя для самого суицидента является «последней капелей».

Поскольку суицидальное поведение в состоянии аффекта не вполне регулируется и контролируется человеком, порой бывает чрезвычайно сложно квалифицировать его как истинное или демонстративно-шантажное.

В отличие от истинного суицида, при котором психотравма осознанная и переработанная человеком, вызывает определенной тип целенаправленного, хотя и неадаптивного поведения, при аффективных суицидальных действиях психотравмирующая ситуация не успевает подвергнуться сознательной личностной переработке. Идея самоубийства появляется в сознании внезапно и приобретает непреодолимую побудительную силу. Аффективный суицид, несмотря на глубину и истинность намерения покончить с собой, зачастую совершается в присутствии окружающих лиц.

При внешнем сходстве с демонстративно-шантажным поведением такие действия, тем не менее, отличаются от него отсутствием суицидального шантажа. Во всяком случае, рассчитанных действий, чтобы обезопасить попытку, человеком не принимается.

При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Объекты, находящиеся в поле зрения суицидента, нередко приобретают значение средств самоубийства, выбор которых пал на первый подходящий предмет (бритва, веревка, окно, ядовитые вещества и т.п.).

Демонстративно-шантажное поведение относится к суицидальному с некоторой долей условности, потому что здесь имеет место сознательная манипуляция жизнеопасными действиями. Разработка, т.е. возникновение и развитие суицидальных представлений, и их реализация происходят как бы в «условной» форме на фоне сохраняющейся высокой ценности собственной жизни и страха смерти.

Личностный смысл подобных попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для суицидента сторону (разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т.п.). Целью может быть и наказание обидчика, стремление обратить на него возмущение окружающих, чтобы таким способом доставить ему серьезные неприятности.

При таких попытках человек понимает, что его действия не должны повлечь за с собой смерть, и для этого предпринимает все меры предосторожности.

Практически все попытки совершаются в присутствии окружающих.

На демонстративно-шантажный характер суицидальных действий указывают и способы их реализации, среди которых преобладают самопорезы предплечий (как правило, множественные и поверхностные).

Для аффективной (демонстративно-шантажной) попытки характерны ускоренная динамика, отсутствие глубокой рациональной разработки.

Но даже в условиях реальных переживаний аффект не достигает силы, свойственной истинным суицидентам. Под внешним выражением чувств скрывается сознательная манипуляция человеком окружающими, обстоятельствами, а также своими собственными действиями, что и делает эти действия «разыгранным драматическим спектаклей».

Тем не менее, этот «спектакль» нередко приводит к трагическим последствиям (серьезным увечьям и даже к смертельному исходу), когда различного рода случайности и неправильный расчет определяют конечный результат попытки.

Признаки суицидального поведения.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слышат их.

Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Часто желания за и против суицида настолько уравновешенны, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в сторону выбора жизни. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства.

Различают склонности к суицидальному поведению, в зависимости от типа личности. Так, приводится статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально-лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты.

Признаки суицидальной опасности можно разделить на вербальные, поведенческие, ситуационные.

Вербальные признаки Непосредственные заявления типа: «Я подумываю о самоубийстве» или «Было бы лучше умереть» или «Я не хочу больше жить».

Косвенные высказывания, например, «Вам не придется больше обо мне беспокоиться» или «Мне все надоело» или «Они пожалеют, когда я уйду».

Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.

А также фразы типа:

- «Я решил покончить с собой».

- «Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!»

- «Лучше умереть!»

- «Пожил и хватит!»

- «Ненавижу всех и всё!»

- «Ненавижу свою жизнь!»

- «Единственный выход умереть!»

- «Больше ты меня не увидишь!»

Бихевиоральные (поведенческие) признаки:

- Отчаяние и плач.

- Неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи.

- Повторное прослушивание грустной музыки и песен.

- Нехватка жизненной активности.

- Самоизоляция от семьи и любимых людей.

- Рост употребления алкоголя или наркотиков.

- Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).

- Повышение или потеря аппетита.

- Вялость и апатия.

- Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.

- Уход от обычной социальной активности, замкнутость.

- Отказ от личных вещей.

- Стремление к рискованным действиям.

- Суицидальные попытки в прошлом.

- Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.

- Потеря интереса к увлечениям, спорту, учебе.

- Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.

- Скудные планы на будущее.

Ситуационные признаки:

- Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.

- Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников.

- Недавняя перемена места жительства.

- Семейные неурядицы.

- Неприятности с законом.

- Коммуникативные затруднения.

- Проблемы с учебой.

- Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей.

- Хроническая, прогрессирующая болезнь.

- Нежелательная беременность.

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Больные постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Основные направления содержания помощи учащимся с суицидальным поведением.

Цели коррекционно-реабилитационной работы:

- Развитие и совершенствование саморегуляции.

- Поиск и активизация позитивных ресурсов.

-Коррекция эмоционально-личностной сферы: снижение тревожности, повышение уверенности в себе, коррекция самооценки и уровня притязаний.

- Овладение способами взаимодействия с самим собой и с окружающим миром.

- Отреагирование переживаний, связанных с психотравматической ситуацией.

- Выбор жизненного пути, постановка жизненных целей.

Поиск ресурсов подростка – это те сильные стороны учащегося, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодолеть кризис.

Внутренние ресурсы:

Инстинкт самосохранения;

Уровень развития интеллекта (средний, выше среднего, высокий);

Коммуникативный потенциал;

Ценные для подростка аспекты его «Я»;

Позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

Значимые другие. Чаще всего суициденты полагаются на других людей, чтобы чувствовать свою реальность, автономность, испытывать относительное спокойствие и достаточную ценность. Утрата или угроза потери поддерживающего другого может вызвать взрыв чувства одиночества, ярости и презрения к себе.

Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая.

Социальный опыт.

Подбор технологического инструментария, форм и средств психологической деятельности. Данное направление призвано повысить эффективность психологической работы, и строится с учетом индивидуальных особенностей учащегося, например подростка можно включить в индивидуальные и групповые формы работы, консультирование, психокоррекционные занятия, возможные методы и приемы работы: элементы арт-терапии, психодраматические техники, релаксация, музыкотерапия, сказкотерапия и др.

4. Определение плана программы помощи План программы помощи выстраивается исходя из целей коррекционно-реабилитационной работы.

Возможные составляющие плана:

1. Изучение запроса, проведение комплексной психологической диагностики эмоционально-личностной, коммуникативной сфер подростка.

2. Индивидуальное консультирование учащегося и членов семьи, педагогических работников (мастеров и др.).

3. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с подростком.

4. При необходимости включение подростка в групповую работу при условии положительной, устойчивой динамики эмоционально-личностных изменений.

5. Определение прогнозируемого результата.

В целях профилактики суицидальных намерений подростков педагоги-психологи образовательных учреждений могут проводить профилактические занятия и тренинги, направленные на:

- развитие коммуникативных навыков,

- формирование адекватной самооценки,

- снятие тревожности,

- улучшение микроклимата в учебном коллективе,

- обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций,

- разрешение конфликтов, регуляцию эмоционального состояния,

- формирование ценностных ориентаций, ценностного отношения к жизни и здоровью,

- формирование навыков преодоления стрессов.

С педагогическими работниками следует проводить мероприятия направленные на психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди подростков. Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

Педагогами-психологами также должны проводиться информационные совещания, обучающие семинары, мастер-классы и др. для педагогических работников по вопросам оказания помощи детям, находящимся в кризисных состояниях, профилактики суицидов среди учащихся. На данных занятиях педагоги смогут научиться оказывать помощь подросткам и юношам в самоутверждении, поддерживать веру в себя, помогать найти деятельность, в которой ребенок почувствует себя значимым, создавать ситуацию успеха.

Важной составляющей деятельности педагогов-психологов по профилактике суицидов является просветительская работа с родителями, направленная на повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей, подкрепление у родителей чувства любви к ребенку, принятие его, согласование единых требований к детям. На родительских собраниях, групповых консультациях педагогами-психологами могут быть освещены следующие темы:

- Роль наказания и поощрения в воспитании детей.

- Эффективные стили семейного воспитания.

- Возрастные особенности подростков.

- Профилактика возникновения кризисных состояний у подростков и юношей.

- Сигналы неблагополучия, признаки острых переживаний подростка.

- Психологические способы совладания со стрессом.

- Влияние семейных кризисных ситуаций на развитие личности ребенка.

- Воспитание без насилия и т. д.

Заключение.

Результатом эффективной работы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся является создание благоприятной психолого-педагогической обстановки, комфортного климата для обучения в образовательной организации. Выявление на раннем этапе несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, включение их в профилактическую программу.

Большая роль в этой деятельности отводится работе служб экстренной психологической помощи, благодаря которым удается предотвратить многие суицидальные попытки среди детей и подростков: 8-800-2000-122 номер Всероссийской службы детского телефона доверия, 576-10-10 – кризисная психологическая помощь для детей и подростков, 344-08-06 – экстренная психологическая помощь семьям в трудных жизненных ситуациях;

Как позитивный момент следует отметить согласованность на межведомственном уровне (сотрудничество с больницами, поликлиниками, психоневрологическими диспансерами, различными социальными и правоохранительными службами и т.д.) и тесное взаимодействие различных ведомств в оказании комплексной поддержки и помощи несовершеннолетним, а также их оперативное реагирование на сложные социальные и психологические ситуации конкретной семьи, конкретного ребенка.

Тем не менее, проблема суицидального поведения среди несовершеннолетних остается достаточно актуальной и требующей постоянного внимания со стороны государства, общества, семьи в тесном сотрудничестве со всеми социальными институтами, повышения квалификации специалистов, поиска эффективного информирования родителей (законных представителей) несовершеннолетних о суицидальном риске, оздоровления социальной среды.

Мы полагаем, что разработка системы психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, а не только работа с отдельными группами риска, информированность на всех уровнях социального взаимодействия и налаженная система предоставления адекватной и своевременной психологической, медицинской и социальной помощи может изменить тревожную статистику суицидальной активности, прогнозируемую на ближайшие десятилетия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.

2. Амбрумова, А.Г. Неотложная психотерапевтическая помощь в суицидологической практике. Методические рекомендации / А.Г. Амбрумова. – М., 1986.

3. Амбрумова, А.Г. Психология самоубийства / А.Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. – 1994. – № 4.

4. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. - М., 1980.

5. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. М., 1978.

6. Бек, А. Методы работы с суицидальным пациентом/ А. Бек // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – № 1.

7. Васильева, О.С. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты / О.С. Васильева, И.Е. Андрущенко // Журнал практического психолога. – 2000. – № 3-4.

8. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. - СПб., 1999.

9. Зинова, Е.Ю. Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения. Методические рекомендации / Е.Ю. Зинова. – Ханты-Мансийск, 2009.

10. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

11. -9 Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия.-

«Речь». 2004 г.

12. Кучер, А.А. Выявление суицидального риска у детей / А.А. Кучер, В.П. Костюкевич // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001.

13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977.

14. Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2005.

15. Персидская А.Е. Взаимосвязь семейного воспитания и суицидального поведения подростков. Город Чита. Россия.

16. Старшенбаум, Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В.Старшенбаум. – М.: «Когито-Центр», 2005.

17. Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Личность. Способность сильные стороны. Отношение к телу / Пер с нем. – М.: Генезис, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения среди подростков.

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо...

Профилактика суицидального поведения среди подростков

Цель: Повышение психолого-просветительского уровня родителей.Задачи:- Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей. Познакомить родителей с      причинами суицида...

План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

План работы по профилактике  суицидального поведения среди детей и подростков...

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков

За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств....

Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Желание смерти  - это распространенная реакция подростков на стрессовые ситуации....

«Профилактика суицидального поведения среди подростков».

Развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме, коммуникативных навыков;развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и  отстаивания собственного мнения....