Проектная деятельность как средство формирования учебно-познавательной активности школьников
статья
В статье определяется значение проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Под руководством опытных педагогов создаются интересные работы самой различной направленности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Домнина Елена Валентиновна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
МОУ «Казанская средняя общеобразовательная школа».
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на деятельностный подход в обучении. Поэтому стал необходимым поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Одной из таких форм и является проектная деятельность. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Под руководством опытных педагогов создаются интересные работы самой различной направленности. В зависимости от того, какой вид деятельности лежит в основе структуры проекта, условно их можно разделить на несколько групп:
Исследовательские проекты - это учебная работа в определенной области науки, т.е. организация деятельности учащегося по овладению учебными компетенциями. Исследовательские проекты очень близки по своей структуре к настоящему научному исследованию. Чаще всего исследовательские проекты создаются по таким учебным предметам как физика, математика, биология. Школа работает в режиме инновационной площадки по теме «Формирование модели этнокультурного образовательного пространства в условиях сельской школы». В ходе реализации инновационной площадки разработана определенная модель этнокультурного образовательного пространства, она представляет собой интеграцию урочной и внеурочной деятельности, а также сотрудничество с социальными партнерами. Основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию ложится на предметы гуманитарного цикла. Сближение учебных предметов из разных областей достигается через проектную деятельность. Исследовательские проекты этнокультурной направленности можно условно разделить на несколько групп: проекты по краеведению, литературоведческие проекты, проекты об историческом прошлом родного края.
Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Продуктом творческого проекта являются выставки, газеты, коллекции, поделки, праздники, системы иллюстраций ( Марийская кукла «пупашкар», Глиняная игрушка «Марийка», Геометрические формы в марийском национальном костюме, Шувыр (волынка) – древнейший музыкальный инструмент мари, и др.)
Игровые проекты создают условия для игрового моделирования. Реализация данного вида проектов выполняет ряд важных для современного школьника функций: коммуникативная функция, функция социализации и функция самореализации. При подготовке и реализации данного проекта учащиеся учатся общаться, усваивают нормы взаимоотношений, учатся высказывать своё мнение, проверяют свои силы, возможности в свободных действиях (групповой проект учащихся 9 класса «Играйте с нами – это здорово!», продолжением реализации проекта стала программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Народные игры».
Информационные проекты направлены на сбор сведений о некотором объекте или явлении, на знакомство участников проекта с этими сведениями, их анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. ( «Исследование демографической ситуации в с.Казанское»)
Социальные проекты - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. В нашем селе находится специальный дом для одиноких престарелых. Волонтеры школы решили наладить постоянное общение школьников с пожилыми людьми в форме совместных творческих, познавательных, трудовых и досуговых мероприятий. Для этого разработали социальный проект «Согреем теплом наших сердец».
Ни один обязательный проект, над которыми работают учащиеся 4-9 классов, не остается без внимания. Ежегодно в апреле в течение нескольких дней проходит общешкольная научно-практическая конференция «От разнообразия возможностей к многообразию результатов», где все учащиеся защищают свои проекты в присутствии одноклассников, родителей и учителей. Лучшие работы выставляются на конкурсы и научно-практические конференции
Наблюдения показывают, что в процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:
деятельностные, поисковые, коммуникативные, презентационные
Проектная деятельность открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Список источников:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность школьников. М., 2008
2. Дубова М. А. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника
Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника...
Использование ролевых игр на уроках английского языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности
Материалы к аттестации (Аттестационный проект на I квалификационную категорию)...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Социальный проект "Такие разные ступени..."...
«Эколого-краеведческая деятельность как средство формирования учебно-познавательного интереса учащихся при изучении биологии
Обобщение опыта работы по биологии в виде презентации....
Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций».
Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций»....
«Проектная деятельность, как способ повышения учебно-познавательной активности учащихся»
Содержание. 1. Введение2. Сущность метода проекта.3. Выполнение проекта на уроках технологии.4....
«Проектная деятельность, как способ повышения учебно-познавательной активности учащихся»
Проектная деятельность даёт возможность раскрыться каждому ребёнку. При таком виде работы учитываются все психологические особенности, интересы, возможности каждого учащегося. В современных условиях о...