Проектная деятельность как средство формирования учебно-познавательной активности школьников
статья

В статье определяется значение проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Под руководством опытных педагогов создаются  интересные работы самой различной  направленности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домнина Елена Валентиновна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

  МОУ «Казанская средняя общеобразовательная школа».

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

    Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на деятельностный подход в обучении. Поэтому стал необходимым поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Одной из таких форм и является проектная деятельность.  Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Под руководством опытных педагогов создаются  интересные работы самой различной  направленности. В зависимости от того, какой вид деятельности лежит в основе структуры проекта,  условно их можно разделить на несколько групп:

Исследовательские проекты - это  учебная работа в определенной области  науки, т.е. организация деятельности  учащегося по овладению учебными компетенциями.  Исследовательские  проекты очень близки по своей структуре к настоящему научному исследованию. Чаще всего исследовательские проекты создаются по таким учебным предметам как физика, математика, биология.  Школа работает в режиме инновационной площадки по теме «Формирование модели этнокультурного образовательного пространства в условиях сельской школы».  В ходе  реализации инновационной  площадки разработана определенная модель этнокультурного образовательного пространства, она  представляет собой интеграцию урочной и внеурочной деятельности, а также сотрудничество с социальными партнерами. Основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию  ложится на предметы гуманитарного цикла. Сближение  учебных предметов из разных областей достигается через  проектную деятельность. Исследовательские проекты этнокультурной направленности можно условно разделить на несколько групп:  проекты по краеведению,  литературоведческие проекты, проекты об историческом прошлом  родного края.

Творческие проекты предполагают  максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.  Продуктом творческого проекта  являются  выставки, газеты, коллекции,  поделки, праздники, системы иллюстраций ( Марийская кукла «пупашкар»,  Глиняная игрушка «Марийка»,  Геометрические формы в марийском национальном костюме, Шувыр (волынка) – древнейший музыкальный инструмент мари, и др.)

Игровые проекты  создают условия для игрового моделирования. Реализация  данного вида проектов  выполняет ряд  важных для современного школьника функций: коммуникативная функция,  функция социализации и функция самореализации.  При  подготовке и реализации  данного проекта учащиеся учатся общаться, усваивают нормы взаимоотношений,  учатся высказывать своё мнение, проверяют свои силы, возможности в свободных действиях (групповой проект учащихся 9 класса «Играйте с нами – это здорово!», продолжением реализации проекта  стала программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Народные игры».

 Информационные проекты   направлены на сбор сведений о некотором объекте или явлении, на знакомство участников проекта с этими сведениями, их анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. ( «Исследование демографической ситуации в с.Казанское»)

Социальные проекты - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.  В нашем селе находится специальный дом для одиноких престарелых. Волонтеры школы  решили наладить постоянное общение школьников с пожилыми людьми в форме совместных творческих, познавательных, трудовых и досуговых мероприятий. Для этого  разработали социальный проект «Согреем теплом наших сердец».

Ни один обязательный проект, над которыми работают учащиеся 4-9 классов, не остается без внимания. Ежегодно в апреле в течение нескольких дней  проходит  общешкольная научно-практическая конференция «От разнообразия возможностей к многообразию результатов», где все учащиеся защищают свои проекты в присутствии одноклассников, родителей и учителей. Лучшие работы выставляются на конкурсы и научно-практические конференции

Наблюдения показывают, что в процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:

деятельностные, поисковые, коммуникативные, презентационные

Проектная деятельность  открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Список источников:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность школьников. М., 2008

2. Дубова М. А. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника

Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника...

Использование ролевых игр на уроках английского языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности

Материалы к аттестации (Аттестационный проект на I квалификационную категорию)...

Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций».

Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций»....

«Проектная деятельность, как способ повышения учебно-познавательной активности учащихся»

Содержание.  1.     Введение2.     Сущность метода проекта.3.     Выполнение проекта на уроках технологии.4....

«Проектная деятельность, как способ повышения учебно-познавательной активности учащихся»

Проектная деятельность даёт возможность раскрыться каждому ребёнку. При таком виде работы учитываются все психологические особенности, интересы, возможности каждого учащегося. В современных условиях о...