Работа в рамках социализации
статья на тему

Мельникова Елена Алексеевна

Изучиние фин.грамотности в рамках работы по социализации детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация детей с ОВЗ195.05 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

        В настоящее время финансовый аспект тесно связан со всеми сферами активности общества.

        Финансовая грамотность представляет собой определенный уровень знаний и навыков в сфере финансов, который позволяет человеку  жить и работать в современном обществе, и принимать правильные решения в реализации своих планов.

        Финансовая грамотность позволяет получить опыт и навыки в области финансов. Она  помогает населению грамотно планировать и использовать собственный бюджет, принимать решения в сфере кредитования, налогообложения, пенсионного обеспечения,  способствует развитию бизнеса и предпринимательства.(слайд 2)

Основные признаки финансово грамотного населения(слайд 3)

  1. Ежемесячный учет личных доходов и расходов;
  2. Организация жизнедеятельности по имеющимся средствам (без лишних долгов);
  3. Планирование финансовых расходов и доходов в перспективе (учет расходов по непредвиденным обстоятельствам и готовность к пенсии);
  4. Рациональный выбор в приобретении финансовых продуктов и пользовании финансовыми услугами;
  5. Знания и навыки в ориентации в сфере финансовой деятельности.

        Проблема низкой финансовой грамотности является для России очень болезненной. В РФ разработкой программы развития и повышения финансовой грамотности населения занимается Министерство финансов РФ. Проект называется: «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов)(слайд 5)

РОЛИК(слайд 6)

Основная часть

 I  О проекте  «Финансовая грамотность»

По статистике, в нашей стране только одна из десяти семей планирует свой бюджет. С помощью курса "Финансовая грамотность" предполагается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Поэтому для родителей так же выпустили специальные учебные пособия и по финансовой грамотности.

Необходимо развивать критическое мышление населения (слайд 7)

        В рамках курса школьникам станет известно, как планировать семейный бюджет, распоряжаться карманными деньгами, куда можно инвестировать накопленные средства и как не попасть на уловки мошенников. Обучение  финансовой грамотности будет со 2 по 11 классы по учебникам, разработанными в Минфине. Уже имеются электронные формы учебников с 2-11 класс. Также охватывается обучающиеся средних специальных и высших учебных учреждений. Вся подробная информация находится на сайте http://финграмотностьвшколе.рф(слайд 9)

        "Повышение финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста, чем раньше, тем лучше. Когда можно заложить основы поведенческие, поменять менталитет человека, чтобы он мог потом во взрослом возрасте спокойно плавать в мире финансовых продуктов, финансовых рисков, и мог себя более уверенно чувствовать в целом", - заявила заместитель директора департамента международно-финансовых отношений Министерства финансов РФ Анна Валькова.

Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное  экономическое  поведение.

 II  Финансовая грамотность для детей с особенностями развития(слайд 10)

        Часть выпускников школ оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.

        Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то финансовая грамотность является  одним из приоритетов социализации и адаптации данной категории воспитанников.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития.

Вследствие разнообразного состава группы, диапазон различий в требуемом уровне финансовой грамотности тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ, т.е. для каждой категории  требуется разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием связанным с фин.грамотностью. Основной же задачей нашей разработки  является привитие финансовой грамотности детям с задержкой в  психическом развитии.

Задачи преподавания "Финансовой грамотности"  для детей с особенностями развития состоят в следующем: (слайд 11)

        1) дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

        2) использовать процесс обучения для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ;

        3) корректировать недостатки их познавательной деятельности;

        4) воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

        5)развивать точность, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца.

При обучении разделов – добиться четкости и точности в действиях. Распределение материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся. Поэтому в каждом классе материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода к учащимся  в обучении.

С учебно-тематическим планом курса можно ознакомиться (Приложение1)(слайд12)

III  Из опыта работы школ-интернатов, работающих по АОП (слайд 13,14,15)

        В нашей школе-интернате активно ведется работа по улучшению финансовой грамотности обучающихся. Часть понятий и знаний ребята получают на уроках социально-бытового ориентирования. На уроках математики решаются бытовые задачи. Ребята получают ответы на все интересующие их вопросы, в том числе  связанные с риском взятия кредита. Недавно  прошло занятие по теме «Семейный бюджет». Работа с кейсом была активной и познавательной. Учащиеся  рассчитывали простейший семейный бюджет, добавляя в статьи доходов и расходов новые направления. На сегодняшний  день, проанализировав кейс, ребята готовят свои работы по теме «Оптимизация семейного бюджета». (слайд 16)При разборе материала предложили даже такой аспект, как отказ от вредных привычек. Завершение работы над этим планируется на середину апреля. 9 апреля 2017 года стартует III Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи – крупнейшее событие федерального масштаба, цель которого - познакомить детей и подростков с основами финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.. В рамках этих мероприятий мы пойдем на экскурсию в ЦентроБанк.(слайд 17)

Я в свою очередь стараюсь подбирать доступную и интересную информацию. Принимаю участие в вебинарах на сайте «Просвещения». Вебинары по финансовой грамотности специалисты проводят ежемесячно.(слайд 18)

Заключение

Перечисленные методы, применяемые на занятиях, по сути своей не только активизируют познавательную деятельность у учащихся,  формируют и развивают грамотное отношение к финансам, практическую деятельность, но и так же действуют в следующих  межпредметных направлениях:

-  выработка навыков хорошего счета, как устного, так и письменного;

- умение кратко и ясно излагать свои мысли при ответе, умение вести диалог – дискуссию при изложении нового материала;

- рациональность, наглядность и самостоятельность при выборе решения;

- умение привести пример или задачу по теме или по поставленному вопросу;

- разностороннее развитие на уроке.

Развивать активность учащихся в учении можно системой определенных действий учителя и ученического коллектива. И прежде всего творчество должно начинаться на уроке. Здесь учащиеся должны активно рассуждать вслух или про себя. Споры, начатые на уроке, несомненно, могут продолжаться и после уроков. Создавать на уроке ситуацию «накала» нелегко, однако, уже с самого начала преподавания урока, можно создать для этого благоприятную обстановку.

Мало зажечь огонек на пути к цели, надо добиться того, чтобы огонек этот манил всех путников, чтобы сердца их воспламенялись желанием идти к нему,  во что бы то ни стало. Классик русской педагогики К.Д.Ушинский писал по этому поводу: «Всякая программа преподавания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой…Воспитатель не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплом его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы».

Ни одно дело не может достигнуть своего совершенства без подлинного интереса к нему. Вот почему главной задачей считаю привить интерес у учащихся к изучению финн.грамотности посредством различных форм обучения и воспитания, развить и активизировать познавательный интерес к предмету, а также научить учеников логическому мышлению и умению формулировать изучаемые термины, грамотно излагать свои мысли и шаги при решении примеров и задач. Конечно, способности у учащихся различные, но научить ребят любить то, что не всегда легко дается – основная наша задача.

Приложение 1

Проект

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«Финансовая грамотность»

Пояснительная записка

          Проект адаптированного тематического планирования  составлен на основе программы для 5-9 классов «Финансовая грамотность» общеобразовательных школ и школ-интернатов.  Является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 89 классов для детей с интеллектуальными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра (РАС), в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 34 часа.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование социально адаптированного поведения, финансовой социализации, воспитание ответственности и нравственного поведенияв области экономических отношений в семье и обществе, приобретениеопыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес;

• Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания, развития речи и социально- бытовой ориентировки.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. Впроцессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; пони-

мание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; пони-

мание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых

отношений: сопоставление доходов и расходов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов возможного собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметнымирезультатами изучения курса «Финансовая

грамотность» являются:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки,

анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости

от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,

диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимоцка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,

родителей.

Коммуникативные:

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различныхточек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

"Финансовая грамотность" в школе для детей с ОВЗ является фундаментальной основой самостоятельной жизни.

        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«Финансовая грамотность»

Цель

формирование социально адаптированного поведения, финансовой социализации, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Категория обучающихся

учащиеся 8 класса школ, реализующих адаптированные образовательные программы

Срок обучения                      

34 часа

Форма обучения                    

факультатив

Режим занятий                      

1 час в неделю

ПРОГРАММА

№ занятия

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 ч)

Урочная

Внеурочная

Глава 1. Деньги

1-3

История денег.  Деньги разных стран.

3

2

1

Решение практических задач

4-6

Откуда берутся деньги и куда они уходят?

3

2

1

Деловая игра

Глава 2. Семейный бюджет

7-8

Что такое семейный бюджет?

2

2

Опрос

9-10

Как его оптимизировать?

2

2

Решение кейса

11

Планирование семейного бюджета

1

1

Практическое задание

Раздел 2. Человек и государство (7 ч)

Глава 3. Налоги

Что такое налоги? Зачем мы платим налоги?

2

2

Опрос

Какие налоги мы платим?

2

2

Тестирование

Глава 4. Пособия

Что такое пособия? Виды пособий.

2

1

1

Опрос

Социальные пособия: как они могут помочь в жизни

1

1

Кейс

Раздел 3. Семья и финансовые организации (6 ч)

Глава 5. Банки

Зачем нужны банки?

1

1

Опрос

Виды банковских услуг: платежи, вклады, кредиты.

3

3

Тестирование

Банковские карты. Польза и риск банковских карт.

1

1

Имитационная игра

Я и банкомат

1

1

Практическое задание

Раздел 4. Риски потери денег и имущества (7 ч)

Глава 6.

В жизни всякое может случиться

3

2

1

Викторина

Глава 7. Страхование

Риски потери денег и имущества

и как человек может от этого защититься

4

3

1

Кейс

Раздел 5.Бизнес и риски  (5 ч)

Глава 8. Собственный бизнес - собственные проблемы

Как накопить, чтобы купить

1

1

Кроссворд

Валюта в современном мире

1

1

Практическое задание

Глава 9. Виртуальные ловушки

2

1

1

Практическое задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)

Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

Школьники в процессе своего обучения в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования проходят процесс профориентации подсознательно, знакомясь с разными видами челов...

Психологическое сопровождение в рамках социализации детей и подростков на ступени школьного обучения

Хочу поделиться программой психологического сопровождения детей и подростков на ступени школьного обучения...

проверочная работа по теме "Социализация индивида"

проверочная работа по обществознанию для 10 класса...

Организация внеурочной и урочной работы, направленной на социализацию детей с ОВЗ

Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущ...