Психологическое сопровождение в рамках социализации детей и подростков на ступени школьного обучения
опыты и эксперименты на тему
Хочу поделиться программой психологического сопровождения детей и подростков на ступени школьного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_v_ramkah_sotsializatsii_detey_i_podrostkov.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов – психологов и социальных педагогов
Тема: Психологическое сопровождение в рамках социализации детей и подростков
Цель: Транслирование психолого – педагогического опыта в рамках социализации детей и подростков
Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... Поздно учли...
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Целью работы школьной психологической службы в рамках социализации детей – является развитие умения у юношей и девушек во взрослой жизни осознанно выбирать социальные группы, исходя из своих умений, способностей, индивидуальных особенностей.
Основные направления деятельности психологической службы: оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми; формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умений ставить цели и владеть собой.
Процесс социализации - это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.
Социализация предполагает два аспекта – сам процесс и результат. Результат – это и есть социализированность, т.е. успешность молодого человека в процессе вхождения во взрослый мир.
Процесс социализации – это адаптация, т.е. принятие правил, ценностей, эталонов, установок наиболее значимых для социального окружения подростка.
Каждый из нас живет среди людей. В любой ситуации, мы независимо от нашего желания, общаемся друг с другом. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения. Общение выступает как деятельность, сфера, где человек может реализовать себя. Для социализации общение играет одну из важных ролей – это реализация коммуникативно-информационной функции, приводящей человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающей человека информацией с целью формирования его образа жизни.
В нашей школе психологическое сопровождение начинается с «Малышкиной школы». Исследуя ребёнка, беседуя с родителями, мы стараемся узнать не только о развитии малыша, но и о семье, в которой он растёт и развивается. Потому как именно семья является первоначальным институтом воспитания.
В процессе диагностических исследований, наблюдений, бесед с классными руководителями происходит выборка детей «группы риска», т.е. детей дезадаптированных к школьному обучению, имеющих высокий уровень школьной тревожности и низкую самооценку. С этими детьми проводится работа по программе «Большое морское путешествие».
Так же работает группа детей, по коррекции импульсивности и развитию произвольного поведения.
В рамках ФГОС для детей начальной школы, имеющих низкий уровень развития познавательных способностей, работает кружок «Знайка»; для деток имеющих низкий уровень развития коммуникативных способностей работает кружок «Капелька».
В начальной школе мы стараемся уделить особое внимание развитию учебной мотивации, произвольного поведения, коммуникативных и познавательных способностей.
При переходе в среднее звено, с учащимися 5-х классов проводится психодиагностическое исследования с целью определения уровня адаптации к обучению в среднем звене. Учащиеся, с очень высоким уровнем школьной тревожности, низкой самооценкой, испытывающих проблемы в отношении с учителями проходят тренинговые занятия по программе «Адаптация пятиклассников к школьному обучению».
Среди обучающихся 6 – 8 классов для позитивного общения и взаимодействия друг с другом, для формирования здорового образа жизни мы используем набор профилактических тренинговых занятий по программе «За здоровый образ жизни» по темам:
- курение, как угроза; профилактика алкоголизма, развитие толерантности и коммуникативных способностей; Я и мои социальные роли; формирование навыков позитивной самооценки ижизненных целей.
В рамках сопровождения психологическая служба проводит занятия с учащимися 8 - 9 классов по программе «Психология и выбор профессии», оказывает помощь в выборе занятий по интересам, профиля обучения или учебного заведения начального и среднего профессионального образования.
Для учащихся старшего звена, т.е. 9, 11 классов, проводятся профилактические занятия по программе «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА». В процессе занятий участникам предложены мини-лекции о том, как нужно готовиться к экзаменам, как вести себя во время экзамена, как справиться со стрессом. Каждая мини-лекция отрабатывается на практике с помощью ролевых игр, телесно-ориентированных методик. Ребята знакомятся с приёмами волевой мобилизации и самообладания. Обучаются способам избавления от негативных эмоций и снятия эмоционального напряжения.
Так же на основании наблюдений и проведённых психодиагностических исследований, с подростками, имеющими очень высокий уровень тревожности, низкую сопротивляемость к стрессу, проводятся более углублённые занятия по программе «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА».
В рамках программы по социализации детей и подростков психологической службой регулярно проводится тестирование в разных параллелях школы с целью выявления детей группы риска, к которым мы относим:
- неуспевающих;
- имеющих трудности взаимодействия с окружающими (агрессивное поведение, повышенная тревожность, склонность к суицидальному поведению)
- подростки с девиантным поведением
Выявленных детей мы отслеживаем на протяжении всего времени обучения.
Но школа не является основным институтом социализации. Известно, что семья не менее значима в развитии ребёнка. Поэтому осуществляется психологическое сопровождение семей учащихся, состоящих как на внутри школьном контроле, так и в комиссии по делам несовершеннолетних. В течение всего периода обучения детей проводятся индивидуальные консультации родителей, педагогов и классных руководителей по эффективному общению детей и подростков, их воспитанию. Проводятся родительские собрания по актуальным темам для каждого возрастного периода.
Так же постоянно идёт индивидуальная работа с учениками по запросам классных руководителей, администрации школы, родителей, а также по инициативе самих детей. И если два социальных института - школа и семья- работают совместно, успех положительной социализации молодого человека гарантирован.
Программа психологического сопровождения обучающихся
в рамках социализации детей и подростков
Класс | Инструментарий | Способы воздействия |
дошкольники | Тест Нежновой, тест К.Йерасика | Определение готовности ребёнка к школьному обучению, индивидуальная консультация с родителями |
родители | «Определяем темперамент ребёнка», «Индивидуальная карта ребёнка» | |
1 класс | «Определение учебной мотивации» (Н.Г.Лускановой); «Определение эмоционального состояния» (Цветовой тест Люшера); «Корректурная проба», м-ка Ковалёвой | Беседа с классным руководителем по результатам диагностического исследования; корекционно-развивающие занятия по программам «Большое морское путешествие», «Программа коррекции импульсивности и развитие произвольного поведения»; комплекс развивающих занятий: «Знайка», «Капелька» |
2 – 3 класс | Комплекс развивающих занятий «Знайка» - развитие познавательных способностей, «Капелька» - развитие УУД | |
4 класс | Социометрия, «Я и мой класс», «Оценка уровня школьной мотивации», «Узор», ГИТ | Определение готовности учащихся к переходу в среднее звено |
5 класс | Тест школьной тревожности Филлипса, КОС, определение учебной мотивации (Гинсбург), «Три линии» | Определение адаптации учащихся к обучению в среднем звене, беседа с классным руководителем об итогах исследования |
6 – 8 класс | «Определение уровня воспитанности», «Определение уровня личностного роста», экспресс-диагностика характерологических особенностей подростков (Айзенк), «Определение типа темперамента», социометрия, «Оценка социально-психологической адаптации», «Методика изучения устойчивости к стрессу»; тест агрессии (Басса-Дарки). | Профилактические занятия по программе «За здоровый образ жизни»:
|
8 класс | - «Карта интересов»(модиф.Филимоновой); - Определение склонностей» - Шкала потребностей в достижении (Ю.Орлов); - Тип мышления - склонность к агрессии | Формирование «Карты способностей», родительское собрание по результатам исследования |
9 класс | По программе «Психология и выбор профессии»; «Определение уровня личностного роста»; «Изучение устойчивости к стрессу», тест школьной тревожности Филлипса; «Определение уровня воспитанности» | Профессиональное самоопределение обучающихся; определение жизнестойкости учащихся; определение психологической подготовленности к сдаче ГИА |
10 класс | Социометрия, «Определение уровня личностного роста»; «Изучение устойчивости к стрессу», тест школьной тревожности Филлипса; «Определение уровня воспитанности» | Определение жизнестойкости учащихся |
11 класс | «Определение уровня личностного роста»; «Изучение устойчивости к стрессу», тест школьной тревожности Филлипса; «Определение уровня воспитанности»; «Шкала самооценки» (Спилберг – Ханин) | Определение психологической подготовленности к сдаче ЕГЭ; коррекционно-развивающая программа «Психологическая подготовка к ЕГЭ». |
Дети «группы риска» | Индивидуальные диагностические исследования по запросу родителей, педагогов, администрации | Беседы, консультации с родителями, педагогами, администрацией по результатам исследования; определение дальнейшего маршрута психологического сопровождения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПТИМИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Словарь С.И.Ожегова дает такое определение нравственности: «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения в социуме». Общество су...
Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”
Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...
Основы психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школьного обучения
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивно...
Социализация детей и подростков в ходе организации природоохранной деятельности
Из практики работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей г. Хабаровска "Детский экологический центр "Косатка"...
Социализация детей и подростков с нарушением интеллекта через систему занятий по СБО. 5-9 классы
Решая задачи социализации детей с нарушением интеллекта, предмет социально – бытовой ориентировки, занимает одно из ведущих мест в общей системе учебно-воспитательной работы в школе ...
«Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центра содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»
Статья посвящена организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в рамках межсетевого взаимодействия Районного опорного Центра социализации детей и Цент...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Методическая разработка посвящена вопросам диагностического сопровождения процессов организации и развития ученического самоуправления в образовательном учреждении, а также его эффективности как средс...