ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
материал на тему

Гайдук Ангелина Игоревна

Школьники в процессе своего обучения в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования проходят процесс профориентации подсознательно, знакомясь с разными видами человеческой деятельности в науке, искусстве, спорте и пр.  сферах миропознания.

Процесс развития  и социализации личности начинается с правильного первичного выбора первичного выбора профессии молодыми людьми.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

               ПРОФОРИЕНТАЦИОННА Я  РАБОТА  КАК  СРЕДСТВО                                                                                                                             СОЦИАЛИЗАЦИИ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

(выступление на итоговом педсовете Центра творчества №2)

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ – это процесс ориентация  индивида в мире профессий.

Слово «профессия» произошло от латинского «professio», что означает «официальный род деятельности, занятие». Современное определение этого термина более объемно и звучит так: «профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями, навыками, способностями, а также профессионально важными качествами».

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это процесс формирования личности, образования и воспитания, включая семью, средства  массовой информации, литературу  и искусство, который не ограничивается периодом становления личности, а продолжающийся всю жизнь.

Причём, социализация, то есть становление человека в качестве «гомо сапиенс», начинается с самого рождения. Наши  действия только отчасти являются продуктом природы. Всё человеческое поведение, прежде всего результат обучения или социализации. На каждом этапе своего взросления человек проходит разные этапы социализации.

Школьники в процессе своего обучения в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования проходят процесс профориентации подсознательно, знакомясь с разными видами человеческой деятельности в науке, искусстве, спорте и пр.  сферах миропознания.

Процесс развития  и социализации личности начинается с правильного первичного выбора первичного выбора профессии молодыми людьми.    

Профессиональная ориентация всегда осуществляется в обществе и далеко не всегда строго регламентирована. Наибольшую роль здесь играет семья и школа, а также непосредственное окружение. Семейные традиции, пример родителей и родственников, их рассказы о своей работе и профессии могут оказывать самое существенное влияние (как положительное, так и отрицательное) на отношение к труду и сам профессиональный выбор молодого человека.

Для реализации готовности человека к трудовой деятельности требуется формирование направленности на определенный вид трудовой деятельности. Решение проблем профессиональной ориентации обусловлено социальным заказом, который отражает потребность общества в специалистах определенного профиля. В соответствии с этим в обществе организуются профессиональное просвещение, профессиональная пропаганда и агитация, создаются условия наибольшего благоприятствования для овладения требуемыми специальностями. Однако профориентация как социальное регулирование профессиональной направленности может быть эффективной только при учете интересов и индивидуально – психологических качеств каждого человека.

Действительно, выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии. Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества.

Поэтому решение проблем профессиональной ориентации, и особенно ее психологической составляющей, является наиважнейшим делом не только с точки зрения экономической значимости, но и в социальном плане, как утверждение гуманистической направленности развития и здоровья общества.

 В этом 2014-2015 учебном году у нас, в Центре творчества, своевременно возобновлена работа по профориентации со старшеклассниками общеобразовательных учреждений района.

       Успешное овладение большинством профессий возможно для всех практически здоровых людей. Психологические рекомендации по выбору профессии, разрабатываемые специалистами–психологами на основе психодиагностических исследований, в этих случаях направлены на выявление специальных способностей или отдельных наиболее развитых индивидуально–психологических качеств. Поэтому мы сотрудничали с педагогом-психологом рука об руку, в тесном контакте.

  Для этого были установлены тесные связи с заместителями директоров  по внешкольной работе школ и лицеев Железнодорожного района, а также с деканами факультетов и центров по профориентации высших учебных заведений города. Был также установлен контакт с Центром занятости Железнодорожного района. Совместно с ними были разработаны темы и график встреч-диспутов, встреч-презентаций, встреч-бесед и прочих мероприятий для старшеклассников нашего района. Для 10-11классов прошли встречи-презентации с курсантами  Академии ФСО России, с представителями и студентами ОГУ, ОГИИК, ОГТУ. Для 9-х классов были организованы встречи-диспуты, встречи-беседы по профориентации с консультациями психолога, тестированием и анкетированием такие, как «Хочу быть…», «Свой выбор сделай сам», «Дело всей моей жизни», «Нужные профессии», «О профессиях с любовью» и т.д.

 Встречи проходили в основном на базе нашего кабинета психологических консультаций и с выходами в школы на их базе. Практика показала, что встречи-беседы лучше и интересней проходят в микро-коллективах т.е. в группах по 15-17человек  не больше. Мы приглашали к нам в кабинет по третьим четвергам каждого месяца учащихся  9класса из какой-то  одной школы и ребята легко и непринуждённо шли на контакт во время беседы, диспута.

Встречи – презентации проходили в актовом зале Центра творчества и собирали аудиторию старшеклассников всего Железнодорожного района

 т.е. мы приглашали желающих из всех школ и лицеев. Практика  также показала, что для профориентации учащихся 11-х классов можно уже не привлекать т.к. они уже в основной массе определились и ходят уже на подготовительные курсы или к репетиторам.  

 Нашему учреждению, как учреждению  дополнительного образования необходимо проводить эту   работу со школьниками т.к. мы знакомим детей практически со всеми профессиями и видами творческой  и трудовой деятельности. Старшеклассники, как правило, занимающиеся с детства в кружках,  спортивных секциях, музыкальных и художественных школах  определяются быстрее и раньше  своих сверстников в выборе профессии, и процесс их социализация в этом возрасте  проходит гораздо успешнее.

Работа по профориентации старшеклассников систематизировалась за текущий год, обрела конкретные формы и показала, что это очень важный и нужный воспитательный участок работы в социализации подрастающего поколения.