Организация внеурочной и урочной работы, направленной на социализацию детей с ОВЗ
учебно-методический материал по физике

Салей Елена Владимировна

Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02_2015_ovz.docx53.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Салей Елена Владимировна

 (МАОУ Лицей № 21 г.о. Химки Московской области)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Организация внеурочной и урочной работы, направленной на социализацию детей с ОВЗ

по программе повышения квалификации для педагогов, учителей - предметников, классных руководителей, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»

        

2015 год


Оглавление

      Введение                                                                                                          3

Глава 1

  1. Нормативно-правовые и организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных программ.                                                                                              5
  2. Основные принципы работы с детьми с ОВЗ.                               7
  3. Психические особенности детей с ОВЗ.                                           12

Глава 2

Внеурочная и урочная деятельность на уроках физики.                       18

Заключение                                                                                                     23

Список используемой литературы                                                             24


Введение

Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального (коррекционного) образования, но и в развитии инклюзивного образования. В 2006 году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах инвалидов1. Подготовка ее ратификации в Российской Федерации требует оценки Российского законодательства об образовании на соответствие ее нормам. Проблемы правового статуса детей с ограниченными возможностями в сфере образования в современной правовой российской науке пока не были предметом многостороннего исследования. Традиционно такие вопросы относят к сфере права социального обеспечения, в рамках которого и изучаются вопросы социальной защиты инвалидов. Правовой механизм обеспечения доступности образования для рассматриваемой категории детей не определен в полной мере, и даже те правовые нормы, которые имеются, нуждаются в совершенствовании.

 Демократические преобразования, активно развивающиеся в российском обществе, привели к серьезным изменениям и в системе образования. Эти преобразования коснулись как организационной, так и содержательной его стороны. Развитие в нашей стране процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в среду обычных сверстников является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования.

1Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года //http://www.un.org/ russian/documen/convents/disability.html

Инклюзивная практика обучения реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всем без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.

Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент, о нем можно говорить не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях образовательной вертикали. Эта современная инновационная форма оказывает мощное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками. Разрабатываемые стратегии психолого- педагогического сопровождения детей с особыми образовательными 7потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения ко всем участникам образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает, и дальнейшую гуманизацию образования, и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. Непрерывное инклюзивное образование должно служить базовой ступенью, от которой зависит все последующие достижения человека. Это – фундамент сохранения национальной культуры и важное условие формирования личности ребенка, социальной адаптации его самого и его семьи. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Глава 1.

  1.  Нормативно-правовые и организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных программ: 
  • Закон РФ «Об образовании» (статьи 9, 32)
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. № 1340 р
  • Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. №803
  • Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г.181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  
  • Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 г. № 26, раздел III, п.5
  • Материалы V Всероссийской научно практической конференции: Психология образования: психологическое обеспечение «Новой Школы». Направление VIII: здоровье сберегающие технологии в образовании и психологическая поддержка.
  • Письмо МОиН РФ от 18 апреля 2008 года N АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами» Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами в субъекте Российской Федерации
  • Выступление А.Левитской на коллегии Минобрнауки России по вопросам создания условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами 9 декабря 2009 года

1.2 Основные принципы работы с детьми с ОВЗ:

  1. Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса -  в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.
  2. Принцип дифференцированной помощи -  необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.
  3. Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.
  4. Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.
  5. Принцип наличия обратной связи.
  6. Уважения и признания партнеров.
  7. Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
  8. Принципы инклюзивного образования:
  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ, подразделяются на следующие общие направления:

  1. Организационное обеспечение,

Создание этих условий должно обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного марш). Систематика специальных образовательных условий, определяющих возможность и эффективность реализации педагогического процесса и социализации детей, включаемых в инклюзивную образовательную практику рута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.

• Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров — территориальной ПМПК, методического центра, ППМС центра, Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо простроить отношения на основе договоров. Наличие доступной сети образовательных учреждений (включающих как общеобразовательные, так и специальные коррекционные образовательные учреждения). Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования, включая учреждения дополнительного образования в шаговой доступности.

• Для определенных категорий детей важным является организация питания и медицинского сопровождения.

Кроме, организационного обеспечения:

  1. Психолого-педагогическое обеспечение,
  2. Кадровое обеспечение.
  3. Информационное обеспечение.
  4. Материально техническое (включая архитектурное) обеспечение

Организационно педагогические условия

 Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально - направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, вне учебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одно из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ИОП, планируемыми в ней результатами, в целом — организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. В рамках реализации ИОП образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать научно) методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении. Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа». Для этого надо предусмотреть:

• в штатном расписании или по договору с ППМС центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;

• организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку индивидуальной образовательной программы;

• организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей;

 • должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

1.3 Психические особенности детей с ОВЗ

Обучение ребенка с ОВЗ может организовываться по адаптированной основной образовательной программе, реализуемой в образовательной организации или классе для детей с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и др.  Для того, чтобы организовать инклюзивное образовательное пространство для детей с ОВЗ, необходимо знать их психологические особенности.

Дети - аутисты.

 Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте. Похожие состояния, но более с мягкими признаками и симптомами причисляют к синдрому Аспергера. Это прежде всего задержка речевого развития и отсутствие желания идти на контакт – дефицит общения, ограниченность интересов, стереотипы, налицо проблема в развитии невербального общения (отказ смотреть в глаза и неприятие телесных объятий), неспособность дружить со сверстниками, разделять радость и увлечения с товарищами, отсутствие сопереживания за друзей; не восприятие таких чувств, как боли и грусти людей из своего окружения; неутомимое стремление упорядочивать предметы и наводить порядок .

Умственно отсталые дети.

 Умственная отсталость (олигофрения) – стойкое нарушение и недостаточность психического развития, обусловленное прежде всего патологией развития интеллектуальной деятельности на фоне органических нарушений центральной нервной системы. Данное заболевание представляет собой следствие самых разных форм патологий психической деятельности человека, связанных с генетическими, интоксикационными или органическими повреждениями мозга. При этом олигофрения, представляющая собой врожденный психический дефект, отличается от приобретенного слабоумия. Клинической картине умственной отсталости свойственно не только общая психическая неполноценность, но и различные соматические и неврологические проявления, которые являются своеобразным показателем неправильного развития всего организма.

                            Дети с задержкой психического развития.

ЗПР - обратимое замедление темпа психического развития, обнаруживаемое при поступлении в школу. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщенности интеллектуальной деятельностью. Ребенок с ЗПР отличается от олигофрена сообразительностью в пределах имеющихся знаний. Дети с задержкой психического развития относятся к аномалии, имеющей более благоприятное будущее, чем другие дети с проблемами в развитии. Возможная «обратимость» возникших нарушений в случае проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный характер трудностей.

Особую категорию представляют собой дети с синдромом ДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), которые в силу определенных нарушений испытывают огромные трудности в плане социального приспособления с раннего возраста. Проблемы коммуникативного поведения, высокая возбудимость и гиперактивность детей требуют повышенного внимания и напряжения.

                           Дети с недостатками речевого развития

Особенности развития детей с алалией, афазией, дизартрией, заиканием и другими тяжелыми речевыми нарушениями являются отягощающими для психики. Нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в отношениях. Нарушение речевого развития ребенка выступает как психотравмирующий фактор, снижающий возможности успешной адаптации его как в группе сверстников, так и при установлении отношений со значимыми взрослыми (учителями, воспитателями). Переживания, связанные с затруднениями в общении, формируют у ребенка с нарушениями речевого развития чувство неполноценности.

                                Дети с сенсорными нарушениями

Детей с сенсорными нарушениями подразделяют на глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих.

Недоразвитие органов слуха или зрения лишает ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.

                               Дети с недостатками слуха.

 Основной причиной отставания в умственном развитии ребенка с недостатками слуха, является нарушение развития речи, так как ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии.

Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко - буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов.

Дети с нарушениями зрения. 

Особенностями психического развития слепых и слабовидящих детей является слабость абстрактно-логического мышления, ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний. Характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и недостаточно точная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений, пространственной ориентировки и определяют малую моторную активность ребенка, общую его медлительность. Такие дети чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Выделяют три группы таких детей, у которых выполнение произвольных движений невозможно или затруднено. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника). Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза. Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением моторных механизмов ЦНС.

В основе детского церебрального паралича (ДЦП) лежит раннее (как правило, внутриутробное - до 50% случаев) повреждение или недоразвитие мозга, вследствие эндокринных, инфекционных и хронических заболеваний матери, интоксикации, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, иммунологическим характеристикам и др., иногда - возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденного, реже - как следствие энцефалита. Наследственным заболеванием ДЦП, как правило, не является. Основной симптом ДЦП - двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности (монопарез или моноплегия), обоих верхних или нижних конечностях (верхний нижний парапарез или параплегия), на одной половине тела (гемипарез и гемиплегия), во всех 4-х конечностях (тетрапарез или тетраплегия). Частым клиническим проявлением ДЦП является слюнотечение. В целом, при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Сложность общего развития детей с церебральным параличом заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы. Психическое развитие детей с ДЦП имеет типичные особенности, которые обусловлены как органическим поражением ЦНС, так и ограниченностью самостоятельного передвижения и самообслуживания. Во-первых, оно замедленно, во-вторых, характерна непропорциональность в развитии высших психических функций, в частности мышления. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает специфические трудности в усвоении ребенком, например, счетных операций. Часто имеют место нарушения умственной работоспособности. Уровень интеллектуального развития широко варьирует - от нормального интеллекта (IQ около 110) до различных по структуре и выраженности форм олигофрении (до IQ=20). У большинства детей с ДЦП наблюдается специфическая задержка психического развития (70%). Норма наблюдается в 10% случаев, умственная отсталость - в 20%.

Такие дети ранимы, впечатлительны, имеют эмоционально-поведенческие и личностные расстройства. Отмечается сильная привязанность к родителям или людям их заменяющим.

Отклонения психического развития в большинстве случаев обусловлены недостаточностью практической деятельности (в частности, игровой) и социокультурного опыта детей с ДЦП, а также невозможностью осуществлять в большинстве случаев продуктивную коммуникацию с окружающими людьми. Более половины детей имеют расстройства речи.

Глава 2. Внеурочная и урочная деятельность на уроках физики.

Внеурочная деятельность по моему предмету физике - организуется через проектную деятельность, создание мини-проектов, выполнение лабораторных работ. Задания подбираются таким образом, чтобы учащимся было легко их выполнять в силу своих особенностей. Физика – наука экспериментальная. Широко использую фронтальный эксперимент. Самостоятельные эксперименты на рабочем месте принесут больше пользы, чем бесконечные объяснения. Темп работы не высок, поэтому организация должна быть очень четкой и продуманной. Приборы должны появиться в нужный момент, и убрать их нужно быстро, чтобы внимание не рассеивалось. Использую индивидуальный раздаточный материал: небольшие кроссворды для письменного опроса, карточки с задачами по рисункам, символы физических величин и ед. измерения (с их помощью составляем формулы, проверяем соответствие единиц измерения). Практика показывает, что карточки должны быть небольшого размера. Такие материалы позволяют развивать мелкую моторику, что остается актуальным для детей с ОВЗ в средней школе

 Проект – форма образования, предполагающая активную исследовательскую, творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи. Для чего это нужно учителю? Какова его мотивация?

  Заинтересованность в формировании исследовательских навыков, как условия развития индивидуальности обучающегося, в том числе и учащихся с ОВЗ.

  Желание способствовать самостоятельности ребенка, которая предполагает доверие к ученику и его поддержку

 Предпочтение формы воспитания, суть которой - сотрудничество

 Расчет на получение качественно нового результата – развитие индивидуальных способностей, самостоятельности, инициативности учащихся, формировании новых метапредметных компетенций. А у учащихся, какая мотивация? В первую очередь возможность самовыражения, раскрытие своей индивидуальности.

Каждый работает над темой, которую выбрал сам. Но все объединены одним магистральным направлением «Физика и здоровье человека». Продуктами этой проектной деятельности являются мероприятия, часто проводимые в форме игры, викторины или вечера, с использованием музыки, предметов быта, костюмов, если это возможно, или традиционные уроки- конференции, интегрированные уроки физика- химия, физика-биология. физика-география.

Для каждой возрастной группы ставится своя посильная задача:

  • подготовка к участию в викторине, игре по станциям (для учащихся 7, 8 классов)
  • оформление стендовых докладов (для учащихся 8 классов)
  • подготовка уроков-конференций (для учащихся 9 классов)
  • подготовка и проведение «Круглых столов» по различным проблемам науки и техники, проведение викторин, игр в младших классах (10- 11классы)
  • подготовка вечера (мини-спектакля) (10 класс)

Творческие группы учащихся среди детей с трудностями в обучении выявляются в каждом классе. Задания, дополнительная нагрузка для них должна быть строго дозированной, выверенной в соответствии с заболеванием, с их возможностями.

 Существуют и общие принципы работы с такими детьми. Перечислим те, которые уже были опробованы и успешно себя зарекомендовали. Это:

-наглядность (плакаты, презентации, индивидуальные карточки с рисунками, демонстрации, детская энциклопедия);

-цветные карточки с формулами, определениями, латинскими буквами;

индивидуальные домашние задания (возможно с шаблоном для выполнения);

большое количество опытов на уроке и в качестве домашнего задания;

 сокращенные контрольные и самостоятельные работы с малым количеством заданий простого уровня;

предоставление дополнительного времени для их выполнения;

 разрешение выполнять их дома или в кабинете дефектолога, где не будет отвлекающих факторов;

использование предложений с пропущенными словами и числами;

 использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

 обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

предоставление дополнительного времени для завершения задания;

предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;

 подготовка учащихся к перемене вида деятельности;

 четкость в изложении материала;

использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

 акцентирование внимания на хороших оценках;

 игнорирование незначительных поведенческих нарушений.

 Мне кажется принципиально важным в реализации каждого проекта участие учащихся разного возраста. При этом формируются коммуникативные компетенции. Ребята учатся работать в группе, отвечать за свою часть работы, выступать перед публикой, перевоплощаться.

 Это очень важно и полезно для обучения детей с ОВЗ сложнейшим предметам естественнонаучного цикла, да и в жизни пригодится, т.е. способствует социализации ребенка. Ведь еще древние говорили: «Не для школы учимся, а для жизни».

Проект осуществляется  в мини- группах во внеурочное время.

 На начальном этапе ученикам предлагаются карты для организации проектной деятельности, в которых расписаны этапы работы.

Один из этапов мини проекта: Оформление замысла (идеи) проекта. Постановка цели. Учащиеся приносят фрукты и овощи. Формулируют цель: экспериментальным путем определить плотность овощей и фруктов, сделать таблицу плотностей. Составить памятку о пользе овощей и фруктов для здоровья

Следующим этапом является обсуждение,  какими способами можно определить объем тела (погружая овощ в измерительный цилиндр полностью или разрезав на куски). Распределяются обязанности в группе, выбираются способы определения объема тел. Одни измеряют массу, другие объем, рассчитывают плотность, составляют таблицу плотностей. Находят в Интернете таблицу плотностей, составленную ранее и сравнивают полученный результат. Далее оценивается вклад каждого члена группы в общую работу. Завершающий этап – защита проекта по группам и распределенным ранее заданиям. После проведения такого рода занятий кроме того, что совместная работа социализирует детей, появляется мотивация к обучению физики.

Кроме внеурочных занятий, огромную роль играют непосредственно уроки физики.

Рассмотрим примеры заданий, используемых на уроках физики для «инклюзивных» детей. Для них используется крупный шрифт.

Физический диктант №2.

(выполняется не на слух, а по данному листу)

1.Инерция ‒ это ___________________________________________________________________

1.Плотность ‒ это ___________________________________________________________________

3.Формула для расчета массы _________________

4.Какой буквой обозначается объем _____________

5.Какой буквой обозначается плотность ______________

6. ρ льда=0,9г/см3. Что означает это число?___________________________________________________

Урок 19. Расчет массы и объема тела по его плотности.

Домашнее задание.

1.Прочитать п.22, разобрать примеры на стр.53.

2. Выучить формулыhttp://edu-open.ru/portals/0/Images/form_01.gif, где

плотность = масса/объем; объем = масса/плотность; масса = плотность • объем

3.Выучить буквы: m ‒ масса; V ‒ объем; ρ ‒ плотность.

4.Упр. 8 № 2.

Известна масса льдинки 108 граммов, плотность берем из таблицы на странице 51, она равна 0,9 грамма/см3. Делим массу на плотность и получаем объем в см3(доделай сам(а)).

5.Упр. 8 № 3.

Известен объем бутыли: 5 л = 5 дм3= 5000 см3, плотность керосина берем из таблицы 3 на странице 51, она равна 0,8 грамма/см3. Умножаем объем на плотность и получаем массу (доделай сам (а)).

6.Задание 5, стр. 54 по учебнику.

Поскольку все дети с какими-либо отклонениями имеют разный уровень психофизического и умственного развития, то программа обучения для такого ребенка будет строго индивидуальна, что предоставляет учителю огромное поле для деятельности. Учитывая общие принципы работы с такими детьми, учитель должен применять различные методы и формы обучения по отношению к каждому конкретному ученику, используя творческий подход и новейшие информационные технологии.

Заключение

Таким образом, инклюзия в образовании - это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии, образования. Причём, изменения при инклюзии, затрагивают в значительно, большей степени массовые школы, нежели специальные. Усложнение воспитательных задач, которые стоят перед специальными (коррекционными) учреждениями, особенности контингента учащихся побуждают к поиску новых подходов в работе.

Внеклассная деятельность, реализованная через кружки, тематические мероприятия, дополнительное образование в школе являются целенаправленным процессом развития личности, которые стремятся создать условия для творческой активности. Цели и задачи программ дополнительного образования обеспечивают единство обучения, воспитания, социализации и развития личности учащихся, а вовлечение детей в проектную деятельность как во время уроков, так и внеурочно, способствует:

  • развитию самоорганизации учащихся, умению работать самостоятельно
  • развитию коммуникативных навыков
  • развитию творческих способностей каждого ребенка
  • повышает самооценку учащихся.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны.




Список используемой литературы

  1. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». — М, Центр «Школьная книга», 2010  

https://drive.google.com/file/d/0B0IzJR0EON3fUThaQXR0Q29sTXc/view?pli=1

  1. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2008.  http://www.togirro.ru/assets/files/Mediateka/FGOS_2/KORREKCIONNAYA_RABOTA/Ekjanova_E._Osnoviy_Integrirovannogo_.a4.pdf
  2. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями ребенка в Российской Федерации и за рубежом: монография / Е.Ю. Шинкарева. Архангельск. – 2009, с. 96.
  3.  Кулагина Е.В.. Вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт коррекционных и интеграционных школ. М., 2009.
  4. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов и университетов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995.

                          http://www.klex.ru/cbb

  1. Методические рекомендации по созданию специальных образовательных условий для лиц с ОВЗ.

http://concord.nichost.ru/wps3/wp-content/uploads/2014/01/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-2-%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9.pdf

  1. Никифорова Н.Н. Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/d/d5/%D0%98%D0%BD%D0%B4._%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0.pdf

  1. Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Поливанова К.Н.  Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях

Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....

Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта

 Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности   выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...

Социальный проект (проект направлен на социализацию детей – инвалидов) "НЕ БУДЕМ В СТОРОНЕ, МЫ ДЕТИ ОДНОГО СОЛНЦА!"

«Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»Выготский Л. С.Проблема инвалидности насчитывает многовековую истори...

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов...

Организация внеурочной и урочной деятельности по химии в условиях ранней профилизации

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...

Организация внеурочного занятия физкультурно-спортивной направленности по русской лапте для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассказано об истории возникновения русской лапты и сути игры. Рассмотрены преимущества занятий русской лаптой в школе. Также, разобрано, как игру можно адаптировать для детей с ограниченными...

Методическая разработка «Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии» (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)

Данная методическая разработка легла в основу работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности и созданию открытой образовательной среды гимназии, в ходе которых появилась триада новых спортивны...