Организация внеурочной и урочной работы, направленной на социализацию детей с ОВЗ
учебно-методический материал по физике
Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
02_2015_ovz.docx | 53.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Салей Елена Владимировна
(МАОУ Лицей № 21 г.о. Химки Московской области)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Организация внеурочной и урочной работы, направленной на социализацию детей с ОВЗ
по программе повышения квалификации для педагогов, учителей - предметников, классных руководителей, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
Оглавление
Введение 3
Глава 1
- Нормативно-правовые и организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных программ. 5
- Основные принципы работы с детьми с ОВЗ. 7
- Психические особенности детей с ОВЗ. 12
Глава 2
Внеурочная и урочная деятельность на уроках физики. 18
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Введение
Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального (коррекционного) образования, но и в развитии инклюзивного образования. В 2006 году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах инвалидов1. Подготовка ее ратификации в Российской Федерации требует оценки Российского законодательства об образовании на соответствие ее нормам. Проблемы правового статуса детей с ограниченными возможностями в сфере образования в современной правовой российской науке пока не были предметом многостороннего исследования. Традиционно такие вопросы относят к сфере права социального обеспечения, в рамках которого и изучаются вопросы социальной защиты инвалидов. Правовой механизм обеспечения доступности образования для рассматриваемой категории детей не определен в полной мере, и даже те правовые нормы, которые имеются, нуждаются в совершенствовании.
Демократические преобразования, активно развивающиеся в российском обществе, привели к серьезным изменениям и в системе образования. Эти преобразования коснулись как организационной, так и содержательной его стороны. Развитие в нашей стране процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в среду обычных сверстников является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования.
1Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года //http://www.un.org/ russian/documen/convents/disability.html
Инклюзивная практика обучения реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всем без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.
Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент, о нем можно говорить не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях образовательной вертикали. Эта современная инновационная форма оказывает мощное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками. Разрабатываемые стратегии психолого- педагогического сопровождения детей с особыми образовательными 7потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения ко всем участникам образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает, и дальнейшую гуманизацию образования, и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. Непрерывное инклюзивное образование должно служить базовой ступенью, от которой зависит все последующие достижения человека. Это – фундамент сохранения национальной культуры и важное условие формирования личности ребенка, социальной адаптации его самого и его семьи. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Глава 1.
- Нормативно-правовые и организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных программ:
- Закон РФ «Об образовании» (статьи 9, 32)
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. № 1340 р
- Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. №803
- Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г.181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 г. № 26, раздел III, п.5
- Материалы V Всероссийской научно практической конференции: Психология образования: психологическое обеспечение «Новой Школы». Направление VIII: здоровье сберегающие технологии в образовании и психологическая поддержка.
- Письмо МОиН РФ от 18 апреля 2008 года N АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами» Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами в субъекте Российской Федерации
- Выступление А.Левитской на коллегии Минобрнауки России по вопросам создания условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами 9 декабря 2009 года
1.2 Основные принципы работы с детьми с ОВЗ:
- Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса - в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.
- Принцип дифференцированной помощи - необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.
- Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.
- Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.
- Принцип наличия обратной связи.
- Уважения и признания партнеров.
- Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
- Принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ, подразделяются на следующие общие направления:
- Организационное обеспечение,
Создание этих условий должно обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного марш). Систематика специальных образовательных условий, определяющих возможность и эффективность реализации педагогического процесса и социализации детей, включаемых в инклюзивную образовательную практику рута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.
• Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров — территориальной ПМПК, методического центра, ППМС центра, Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо простроить отношения на основе договоров. Наличие доступной сети образовательных учреждений (включающих как общеобразовательные, так и специальные коррекционные образовательные учреждения). Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования, включая учреждения дополнительного образования в шаговой доступности.
• Для определенных категорий детей важным является организация питания и медицинского сопровождения.
Кроме, организационного обеспечения:
- Психолого-педагогическое обеспечение,
- Кадровое обеспечение.
- Информационное обеспечение.
- Материально техническое (включая архитектурное) обеспечение
Организационно педагогические условия
Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально - направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, вне учебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одно из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ИОП, планируемыми в ней результатами, в целом — организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. В рамках реализации ИОП образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать научно) методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении. Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа». Для этого надо предусмотреть:
• в штатном расписании или по договору с ППМС центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;
• организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку индивидуальной образовательной программы;
• организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей;
• должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.
1.3 Психические особенности детей с ОВЗ
Обучение ребенка с ОВЗ может организовываться по адаптированной основной образовательной программе, реализуемой в образовательной организации или классе для детей с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и др. Для того, чтобы организовать инклюзивное образовательное пространство для детей с ОВЗ, необходимо знать их психологические особенности.
Дети - аутисты.
Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте. Похожие состояния, но более с мягкими признаками и симптомами причисляют к синдрому Аспергера. Это прежде всего задержка речевого развития и отсутствие желания идти на контакт – дефицит общения, ограниченность интересов, стереотипы, налицо проблема в развитии невербального общения (отказ смотреть в глаза и неприятие телесных объятий), неспособность дружить со сверстниками, разделять радость и увлечения с товарищами, отсутствие сопереживания за друзей; не восприятие таких чувств, как боли и грусти людей из своего окружения; неутомимое стремление упорядочивать предметы и наводить порядок .
Умственно отсталые дети.
Умственная отсталость (олигофрения) – стойкое нарушение и недостаточность психического развития, обусловленное прежде всего патологией развития интеллектуальной деятельности на фоне органических нарушений центральной нервной системы. Данное заболевание представляет собой следствие самых разных форм патологий психической деятельности человека, связанных с генетическими, интоксикационными или органическими повреждениями мозга. При этом олигофрения, представляющая собой врожденный психический дефект, отличается от приобретенного слабоумия. Клинической картине умственной отсталости свойственно не только общая психическая неполноценность, но и различные соматические и неврологические проявления, которые являются своеобразным показателем неправильного развития всего организма.
Дети с задержкой психического развития.
ЗПР - обратимое замедление темпа психического развития, обнаруживаемое при поступлении в школу. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщенности интеллектуальной деятельностью. Ребенок с ЗПР отличается от олигофрена сообразительностью в пределах имеющихся знаний. Дети с задержкой психического развития относятся к аномалии, имеющей более благоприятное будущее, чем другие дети с проблемами в развитии. Возможная «обратимость» возникших нарушений в случае проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный характер трудностей.
Особую категорию представляют собой дети с синдромом ДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), которые в силу определенных нарушений испытывают огромные трудности в плане социального приспособления с раннего возраста. Проблемы коммуникативного поведения, высокая возбудимость и гиперактивность детей требуют повышенного внимания и напряжения.
Дети с недостатками речевого развития
Особенности развития детей с алалией, афазией, дизартрией, заиканием и другими тяжелыми речевыми нарушениями являются отягощающими для психики. Нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в отношениях. Нарушение речевого развития ребенка выступает как психотравмирующий фактор, снижающий возможности успешной адаптации его как в группе сверстников, так и при установлении отношений со значимыми взрослыми (учителями, воспитателями). Переживания, связанные с затруднениями в общении, формируют у ребенка с нарушениями речевого развития чувство неполноценности.
Дети с сенсорными нарушениями
Детей с сенсорными нарушениями подразделяют на глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих.
Недоразвитие органов слуха или зрения лишает ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.
Дети с недостатками слуха.
Основной причиной отставания в умственном развитии ребенка с недостатками слуха, является нарушение развития речи, так как ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии.
Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко - буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов.
Дети с нарушениями зрения.
Особенностями психического развития слепых и слабовидящих детей является слабость абстрактно-логического мышления, ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний. Характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и недостаточно точная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений, пространственной ориентировки и определяют малую моторную активность ребенка, общую его медлительность. Такие дети чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Выделяют три группы таких детей, у которых выполнение произвольных движений невозможно или затруднено. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника). Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза. Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением моторных механизмов ЦНС.
В основе детского церебрального паралича (ДЦП) лежит раннее (как правило, внутриутробное - до 50% случаев) повреждение или недоразвитие мозга, вследствие эндокринных, инфекционных и хронических заболеваний матери, интоксикации, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, иммунологическим характеристикам и др., иногда - возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденного, реже - как следствие энцефалита. Наследственным заболеванием ДЦП, как правило, не является. Основной симптом ДЦП - двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности (монопарез или моноплегия), обоих верхних или нижних конечностях (верхний нижний парапарез или параплегия), на одной половине тела (гемипарез и гемиплегия), во всех 4-х конечностях (тетрапарез или тетраплегия). Частым клиническим проявлением ДЦП является слюнотечение. В целом, при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Сложность общего развития детей с церебральным параличом заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы. Психическое развитие детей с ДЦП имеет типичные особенности, которые обусловлены как органическим поражением ЦНС, так и ограниченностью самостоятельного передвижения и самообслуживания. Во-первых, оно замедленно, во-вторых, характерна непропорциональность в развитии высших психических функций, в частности мышления. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает специфические трудности в усвоении ребенком, например, счетных операций. Часто имеют место нарушения умственной работоспособности. Уровень интеллектуального развития широко варьирует - от нормального интеллекта (IQ около 110) до различных по структуре и выраженности форм олигофрении (до IQ=20). У большинства детей с ДЦП наблюдается специфическая задержка психического развития (70%). Норма наблюдается в 10% случаев, умственная отсталость - в 20%.
Такие дети ранимы, впечатлительны, имеют эмоционально-поведенческие и личностные расстройства. Отмечается сильная привязанность к родителям или людям их заменяющим.
Отклонения психического развития в большинстве случаев обусловлены недостаточностью практической деятельности (в частности, игровой) и социокультурного опыта детей с ДЦП, а также невозможностью осуществлять в большинстве случаев продуктивную коммуникацию с окружающими людьми. Более половины детей имеют расстройства речи.
Глава 2. Внеурочная и урочная деятельность на уроках физики.
Внеурочная деятельность по моему предмету физике - организуется через проектную деятельность, создание мини-проектов, выполнение лабораторных работ. Задания подбираются таким образом, чтобы учащимся было легко их выполнять в силу своих особенностей. Физика – наука экспериментальная. Широко использую фронтальный эксперимент. Самостоятельные эксперименты на рабочем месте принесут больше пользы, чем бесконечные объяснения. Темп работы не высок, поэтому организация должна быть очень четкой и продуманной. Приборы должны появиться в нужный момент, и убрать их нужно быстро, чтобы внимание не рассеивалось. Использую индивидуальный раздаточный материал: небольшие кроссворды для письменного опроса, карточки с задачами по рисункам, символы физических величин и ед. измерения (с их помощью составляем формулы, проверяем соответствие единиц измерения). Практика показывает, что карточки должны быть небольшого размера. Такие материалы позволяют развивать мелкую моторику, что остается актуальным для детей с ОВЗ в средней школе
Проект – форма образования, предполагающая активную исследовательскую, творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи. Для чего это нужно учителю? Какова его мотивация?
∙ Заинтересованность в формировании исследовательских навыков, как условия развития индивидуальности обучающегося, в том числе и учащихся с ОВЗ.
∙ Желание способствовать самостоятельности ребенка, которая предполагает доверие к ученику и его поддержку
∙ Предпочтение формы воспитания, суть которой - сотрудничество
∙ Расчет на получение качественно нового результата – развитие индивидуальных способностей, самостоятельности, инициативности учащихся, формировании новых метапредметных компетенций. А у учащихся, какая мотивация? В первую очередь возможность самовыражения, раскрытие своей индивидуальности.
Каждый работает над темой, которую выбрал сам. Но все объединены одним магистральным направлением «Физика и здоровье человека». Продуктами этой проектной деятельности являются мероприятия, часто проводимые в форме игры, викторины или вечера, с использованием музыки, предметов быта, костюмов, если это возможно, или традиционные уроки- конференции, интегрированные уроки физика- химия, физика-биология. физика-география.
Для каждой возрастной группы ставится своя посильная задача:
- подготовка к участию в викторине, игре по станциям (для учащихся 7, 8 классов)
- оформление стендовых докладов (для учащихся 8 классов)
- подготовка уроков-конференций (для учащихся 9 классов)
- подготовка и проведение «Круглых столов» по различным проблемам науки и техники, проведение викторин, игр в младших классах (10- 11классы)
- подготовка вечера (мини-спектакля) (10 класс)
Творческие группы учащихся среди детей с трудностями в обучении выявляются в каждом классе. Задания, дополнительная нагрузка для них должна быть строго дозированной, выверенной в соответствии с заболеванием, с их возможностями.
Существуют и общие принципы работы с такими детьми. Перечислим те, которые уже были опробованы и успешно себя зарекомендовали. Это:
-наглядность (плакаты, презентации, индивидуальные карточки с рисунками, демонстрации, детская энциклопедия);
-цветные карточки с формулами, определениями, латинскими буквами;
индивидуальные домашние задания (возможно с шаблоном для выполнения);
большое количество опытов на уроке и в качестве домашнего задания;
сокращенные контрольные и самостоятельные работы с малым количеством заданий простого уровня;
предоставление дополнительного времени для их выполнения;
разрешение выполнять их дома или в кабинете дефектолога, где не будет отвлекающих факторов;
использование предложений с пропущенными словами и числами;
использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;
подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
четкость в изложении материала;
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
акцентирование внимания на хороших оценках;
игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
Мне кажется принципиально важным в реализации каждого проекта участие учащихся разного возраста. При этом формируются коммуникативные компетенции. Ребята учатся работать в группе, отвечать за свою часть работы, выступать перед публикой, перевоплощаться.
Это очень важно и полезно для обучения детей с ОВЗ сложнейшим предметам естественнонаучного цикла, да и в жизни пригодится, т.е. способствует социализации ребенка. Ведь еще древние говорили: «Не для школы учимся, а для жизни».
Проект осуществляется в мини- группах во внеурочное время.
На начальном этапе ученикам предлагаются карты для организации проектной деятельности, в которых расписаны этапы работы.
Один из этапов мини проекта: Оформление замысла (идеи) проекта. Постановка цели. Учащиеся приносят фрукты и овощи. Формулируют цель: экспериментальным путем определить плотность овощей и фруктов, сделать таблицу плотностей. Составить памятку о пользе овощей и фруктов для здоровья
Следующим этапом является обсуждение, какими способами можно определить объем тела (погружая овощ в измерительный цилиндр полностью или разрезав на куски). Распределяются обязанности в группе, выбираются способы определения объема тел. Одни измеряют массу, другие объем, рассчитывают плотность, составляют таблицу плотностей. Находят в Интернете таблицу плотностей, составленную ранее и сравнивают полученный результат. Далее оценивается вклад каждого члена группы в общую работу. Завершающий этап – защита проекта по группам и распределенным ранее заданиям. После проведения такого рода занятий кроме того, что совместная работа социализирует детей, появляется мотивация к обучению физики.
Кроме внеурочных занятий, огромную роль играют непосредственно уроки физики.
Рассмотрим примеры заданий, используемых на уроках физики для «инклюзивных» детей. Для них используется крупный шрифт.
Физический диктант №2.
(выполняется не на слух, а по данному листу)
1.Инерция ‒ это ___________________________________________________________________
1.Плотность ‒ это ___________________________________________________________________
3.Формула для расчета массы _________________
4.Какой буквой обозначается объем _____________
5.Какой буквой обозначается плотность ______________
6. ρ льда=0,9г/см3. Что означает это число?___________________________________________________
Урок 19. Расчет массы и объема тела по его плотности.
Домашнее задание.
1.Прочитать п.22, разобрать примеры на стр.53.
2. Выучить формулы, где
плотность = масса/объем; объем = масса/плотность; масса = плотность • объем
3.Выучить буквы: m ‒ масса; V ‒ объем; ρ ‒ плотность.
4.Упр. 8 № 2.
Известна масса льдинки 108 граммов, плотность берем из таблицы на странице 51, она равна 0,9 грамма/см3. Делим массу на плотность и получаем объем в см3(доделай сам(а)).
5.Упр. 8 № 3.
Известен объем бутыли: 5 л = 5 дм3= 5000 см3, плотность керосина берем из таблицы 3 на странице 51, она равна 0,8 грамма/см3. Умножаем объем на плотность и получаем массу (доделай сам (а)).
6.Задание 5, стр. 54 по учебнику.
Поскольку все дети с какими-либо отклонениями имеют разный уровень психофизического и умственного развития, то программа обучения для такого ребенка будет строго индивидуальна, что предоставляет учителю огромное поле для деятельности. Учитывая общие принципы работы с такими детьми, учитель должен применять различные методы и формы обучения по отношению к каждому конкретному ученику, используя творческий подход и новейшие информационные технологии.
Заключение
Таким образом, инклюзия в образовании - это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии, образования. Причём, изменения при инклюзии, затрагивают в значительно, большей степени массовые школы, нежели специальные. Усложнение воспитательных задач, которые стоят перед специальными (коррекционными) учреждениями, особенности контингента учащихся побуждают к поиску новых подходов в работе.
Внеклассная деятельность, реализованная через кружки, тематические мероприятия, дополнительное образование в школе являются целенаправленным процессом развития личности, которые стремятся создать условия для творческой активности. Цели и задачи программ дополнительного образования обеспечивают единство обучения, воспитания, социализации и развития личности учащихся, а вовлечение детей в проектную деятельность как во время уроков, так и внеурочно, способствует:
- развитию самоорганизации учащихся, умению работать самостоятельно
- развитию коммуникативных навыков
- развитию творческих способностей каждого ребенка
- повышает самооценку учащихся.
Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны.
Список используемой литературы
- Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». — М, Центр «Школьная книга», 2010
https://drive.google.com/file/d/0B0IzJR0EON3fUThaQXR0Q29sTXc/view?pli=1
- Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2008. http://www.togirro.ru/assets/files/Mediateka/FGOS_2/KORREKCIONNAYA_RABOTA/Ekjanova_E._Osnoviy_Integrirovannogo_.a4.pdf
- Право на образование ребенка с ограниченными возможностями ребенка в Российской Федерации и за рубежом: монография / Е.Ю. Шинкарева. Архангельск. – 2009, с. 96.
- Кулагина Е.В.. Вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт коррекционных и интеграционных школ. М., 2009.
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов и университетов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995.
- Методические рекомендации по созданию специальных образовательных условий для лиц с ОВЗ.
- Никифорова Н.Н. Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях
Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....
Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта
Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...
Социальный проект (проект направлен на социализацию детей – инвалидов) "НЕ БУДЕМ В СТОРОНЕ, МЫ ДЕТИ ОДНОГО СОЛНЦА!"
«Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»Выготский Л. С.Проблема инвалидности насчитывает многовековую истори...
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов...
Организация внеурочной и урочной деятельности по химии в условиях ранней профилизации
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...
Организация внеурочного занятия физкультурно-спортивной направленности по русской лапте для детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассказано об истории возникновения русской лапты и сути игры. Рассмотрены преимущества занятий русской лаптой в школе. Также, разобрано, как игру можно адаптировать для детей с ограниченными...
Методическая разработка «Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии» (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)
Данная методическая разработка легла в основу работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности и созданию открытой образовательной среды гимназии, в ходе которых появилась триада новых спортивны...