Конспект урока по обществознанию: 5 класс «Отрочество – особая пора жизни»
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».
Конспект урока по обществознанию:
5 класс
«Отрочество – особая пора жизни»
Подготовила: Катыхина Д. И.,
учитель обществознания
2017 год
Тема: «Отрочество — особая пора жизни»
Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с возрастной периодизацией, местом и особенностями подросткового возраста в жизни человека.
2. Способствовать осознанию важности подросткового возраста в выборе своего жизненного пути, определении позитивной модели поведения, значения самостоятельности и ответственности.
3. Совершенствовать умение описывать изучаемые понятия с опорой на личный опыт.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.
Образовательные ресурсы: учебник, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте дети и уважаемые гости.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.
Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке?
1.Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
(Человек, в отличие от животного, нуждается в общении. Человеку необходимо общение, взаимодействие с другими людьми, необходимо обмениваться новыми знаниями, умениями. Человек должен также обладать сознанием и разумом. Человек способен и готов к общественному труду)
2.Какие качества характеризуют личность? (Умение принимать самостоятельные решения, сила воли, духа, умение сопереживать и понимать. Спокойствие и невозмутимость, коммуникабельность, оптимизм).
3. Какие качества личности вызывают у вас положительные, а какие отрицательные эмоции. Я читаю качества, а вы определяете.
Отрицательные: лживость, лицемерие, безответственность, презрение, грубость, вспыльчивость, лень, хамство, ненависть, нетерпимость, обидчивость, трусость, жадность, бесчувственность, безразличие, завистливость.
Положительные: отзывчивость, трудолюбие, ответственность, дружелюбность, нравственность, верность, искренность, честность, оптимизм, жизнерадостность, активность, решительность, смелость, надежность, аккуратность, внимательность, обаяние.
4. Дайте определение понятиям «личность», « индивид», «потребности».
Личность – самостоятельный человек, способный брать на себя ответственность за свои поступки, готовый к сознательной деятельности.
Индивид - это человек, как отдельная личность. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, цвет глаз и т.д.), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Потребности – различные блага (материальные, духовные, социальные).
Молодцы, вы хорошо усвоили пройденный материал.
III. Мотивационно-целевой этап.
А сейчас мы перейдем к изучению новой темы, где вы мне будете помогать.
(Слайд 1) Ребята, сегодня мы будем говорить о вашем возрасте. Сколько вам лет? Какой возраст переживаете вы сами?
А как ваш возраст называется?
Вы младенцы?
Вы юноши и девушки? А кто же вы? Как называется ваш возраст?
Вы уже ни дети, ни младенцы, вы подростки или отроки, так на Руси называли подростков. Отрок – человек от 7 до 14 лет. Сейчас мы редко употребляем это определение.
Как вы считаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о подростке, его личности). Таким образом, мы с вами подошли к теме нашего урока.
(Слайд 2)Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни». (запишем её в тетради).
Сегодня мы узнаем новые термины, которые запишем в тетрадь. (Слайд 3)
Подросток – это мальчик или девочка в отроческом возрасте.
Отрочество – возраст между детством и юностью.
Таким образом, в этом возрасте очень важно понимание и поддержка. Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Заметно растёт стремление к самоутверждению. Желание выделиться, быть непохожим на других, доказать свою правоту.
Этот возраст проявляется в поведении: у вас возникает стремление поступать наперекор требованиям взрослых, наблюдаются перепады настроения. В результате происходят многочисленные конфликты со взрослыми и ровесниками.
Теперь познакомимся с планом нашего урока. Прочитайте,пожалуйста, план урока и запишите его в тетрадь.
План изучения учебного материала (Слайд 4)
1.Легко ли быть подростком.
2. Отрочество-пора мечтаний (Записывают в тетрадь)
IY. Работа по теме урока
(Слайд 5) Ребята, давайте с вами ответим на вопрос:
1.Легко ли быть подростком? (ответы детей)
Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.
Подростком быть сложно! Ребята, часто ли встречается, что окружающие люди вас не понимают? У вас множество проблем и комплексов. Бывает у вас такое? Постоянная нехватка времени, не высыпание, желание показать свою индивидуальность. Есть ли у вас комплексы? Кажется вам, что кто-то толстый, низкий, худой и т.д. С физиологической точки зрения подростковый период характерен быстрым ростом, повышенным обменом веществ. Одна из черт людей вашего возраста резкая смена настроений, ваша нервная система не всегда правильно реагирует на советы, на помощь, на просьбы, и это отражается сразу в поведении. Исходя из этого, можно сделать вывод, что быть подростком трудно!
Подростковый возраст (Слайд 6) | |
Младший подросток | Старший подросток |
Школьники 5-6 классов | Школьники 7-8 классов |
( слайд 7) Почему подростковый возраст принято считать переходным? (ответы детей)
Я дополню ваш ответ. Переходный возраст – это психологически сложный для вас переход из детства во взрослую жизнь. В разных странах, в зависимости от культурного и религиозного наследия, годы переходного возраста определяются по-своему. Этот возраст ассоциируется с наступлением половой зрелости, юридической ответственности за свои поступки, получением прав, которыми обладает в обществе взрослый человек. В разных странах и религиях этот возраст определяют по-своему: в 14 лет, 16, 18, 21
(Слайд 8) Подумайте и выберите наиболее точное высказывание. Молодцы, Правильно второе высказывание.
(Слайд 9). А теперь давайте рассмотрим исторические примеры того, как подростки и юноши были готовы не только думать о себе, но и о других людях, включая целые народы и государства.
Первый и самый яркий пример – это Александр Македонский, который в 16 лет уже управлял государством, подавлял мятежи и строил города! Он в 20 лет стал царем и в течение 10 лет завоевал мир, но он бы никогда не стал знаменитейшим полководцем и правителем, если бы в переходном возрасте ему не доверяли власть и войска, если бы он не учился управлению государством, если бы он не брал ответственность за себя и государство. Если бы с ним нянчились, как современные родители со своими детьми, он бы просто в 20 лет погиб от рук заговорщиков.
Вторым историческим примером рассмотрим детство и юность Петра I. Он «игрался» с потешными полками в районе села Преображенское. Уже в 14 лет у него в потешных полках была артиллерия (16 пушек), суда и потешная крепость.
Если бы не игры Петра, он бы не смог создать военный флот России, он бы не смог победить в Северной войне и получить доступ к Балтийскому морю, у него бы не было гвардейского Преображенского полка (он не только учился сам, но и учил таких же подростков).
Наш земляк и любимый писатель Аркадий Петрович (Голиков) Гайдар во время гражданской войны в России в 15 лет стал командиром роты. Полк ему доверили в 16 лет.
Например, Александр Пушкин провел 6 лет в подростковом возрасте в Царскосельском лицее. Это было копированием классического английского образования, где дети, во-первых, получали образование у лучших педагогов, а во-вторых, отрывались от родителей и начинали свою собственную жизнь. Это для них был переходный период: с одной стороны, уже нет опеки родителей, а с другой, еще оставался контроль преподавателей и воспитателей.
На примере великих людей мы видим, что в переходном возрасте нужно быть ответственными и целеустремленными.
Учитель: А какими вы видите сегодняшних подростков? Что у вас самих можно наблюдать? (несдержанность, эмоциональность, строптивость, вспыльчивость, вы не слушаете родителей, не прислушиваетесь к мнению учителей, очень быстро хотите стать взрослыми, не трудиться, но при этом чтобы у вас было все). Мы не можем мерить всех одной меркой, но это в большинстве случаев правда. А чтобы добиваться результатов, в первую очередь надо хорошо учиться.
(Слайд 10) А сейчас рассмотрим Признаки подросткового возраста: психологические изменения, агрессия, неоправданный риск, физиологические изменения, резкая смена настроения, стремление к независимости.
Вывод: Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет вас от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру.
(Слайд 11)Ребята, а давайте теперь немножко отдохнем. Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь, Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Отдохнули, улыбнулись, а теперь продолжим наш урок.
(Слайд 12) Второй пункт нашего плана Отрочество — пора мечтаний
Послушайте стихотворение и скажите о чём оно?
Мечтать не вредно, вредно не мечтать,
Ведь без мечты ты сер, уныл и скучен,
И света нет во взгляде равнодушном,
И у души нет крыльев, чтоб летать.
И ты живешь, как будто не живешь,
И мир тебя во тьме не замечает.
Нельзя идти по жизни, не мечтая,
Ведь без мечты ты явно пропадешь.
О чем это стихотворение? (О мечте)
Что же такое мечта? (Слайд 13)
Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье. (Запишем в тетради)
Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю…» Конечно, мечта это сокровенное желание. И не всем хочется об этом рассказывать.
(Ответы учеников.)
Ребята, скажите мечтать это хорошо или плохо? (Ответы детей)
Я думаю что хорошо, потому что когда вы мечтаете о чем-то, у вас будет появляться стремление к этой мечте. А если есть стремление, должно быть и желание, а если оно будет, то вы добьётесь этого. И не зря ведь говорят: мечтать не вредно. Вот я ,например, с детства мечтала стать учителем и я им стала. Чтобы моя мечта сбылась, я очень много для этого делала. Я старалась хорошо учиться, внимательно слушала своих учителей, ответственно относилась к предметам и достигла своей цели. Сейчас я стою перед вами и объясняю урок.
Но не все положительно относятся к мечтаниям. Подчас мы слышим ироничное замечание: «Эх ты, мечтатель!»
Мечтать нужно правильно. Ребята, скажите, осуществится ли мечта, если просто лёжать на диване говорить: « я мечтаю»? И ничего для этого не делать? (нет конечно) Если мечта "видит", что вы тоже стараетесь, чтобы с ней встретиться, то она придёт к вам.
Мечтать, как говорят, не вредно, даже хорошо, но только в меру и о позитиве. Ведь мечты могут и сбываться. Мечтать очень приятно, это состояние уводит вас от серых будней, от неприятностей. Но если полностью погрузиться в мечты, можно оторваться от реальности, а это уже опасно.
Вы часто задумываетесь над своим будущим, кем быть, где учиться. Планы быстро меняются, но это и понятно, ведь с каждым днем подростки приобретают всё больше знаний о труде людей и их профессиях, о различных сторонах окружающей жизни.
(Слайд 14). Успех начинается с детской мечты!
(Слайд 15). Обратимся к рубрике «Жил на свете человек». Раскрыть значение мечты нам поможет пример Александра Васильевича Суворова (1730 -1800) — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Родился в семье офицера гвардии.
Когда ему исполнилось семь лет, его решили не записывать в полк из-за слабого здоровья. Однако, Саша проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.
Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне». Александр Васильевич Суворов - Великий русский полководец, национальный герой России и военный теоретик, кавалер всех российских орденов своего времени. Суворов одержал победы над наполеоновскими войсками, переход через Альпы принесли полководцу мировую славу.
Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта? (Он сделал все возможное, чтоб его мечта осуществилась)
Ребята, на с. 17-18 учебника. Внимательно прочитайте текст.
— Что вы узнали о Генрихе Шлимане?
— Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта?
— Чему вас научил пример ученого?
Ребята, а теперь давайте с вами закрепим, то что вы узнали на уроке в игровой форме «Верно» или «Неверно» (У вас на столе лежат две карточки со словами) Я задаю вопрос, а вы должны подумать и поднять ту карточку, которую считаете нужной.
1. Современные подростки стремятся к риску (верно)
2. Подростки древности и современные ничем не отличаются (неверно)
3. В сложном переходном возрасте легче учиться на чужих примерах (верно)
4. Быть взрослым – это значит выражать свое мнение (верно)
5. Рост современных подростков не изменился (неверно)
6. Свои положительные эмоции и чувства не надо бояться показывать (верно)
7. Выдающимся человек рождается (неверно)
V. Рефлексия
Наш урок подходит к завершению.
Какой же возраст переживаете вы сейчас?
Кто же такой подросток?
Человека какого возраста можно считать подростком?
Почему подростковый возраст называется переходным?
Можно ли избежать подростковых проблем? Почему?
Запишите пожалуйста Домашнее задание. Параграф № 2. Стр. 15-18.
(Слайд 16)
Подведём итог вашей совместной работы. Сегодня на уроке хорошо себя проявили …..
А теперь давайте с вами оценим наш урок. У вас на столе лежат три яблока: красное, желтое и зеленое.
(Яблоня). Прикрепляют яблоко.
Закончим сегодняшний урок словами русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее».
Большое спасибо, дети и уважаемые гости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy.docx | 37.89 КБ |
otrochestvo._prezentatsiya.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».
Конспект урока по обществознанию:
5 класс
«Отрочество – особая пора жизни»
Подготовила: Катыхина Д. И.,
учитель обществознания
2017 год
Тема: «Отрочество — особая пора жизни»
Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с возрастной периодизацией, местом и особенностями подросткового возраста в жизни человека.
2. Способствовать осознанию важности подросткового возраста в выборе своего жизненного пути, определении позитивной модели поведения, значения самостоятельности и ответственности.
3. Совершенствовать умение описывать изучаемые понятия с опорой на личный опыт.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.
Образовательные ресурсы: учебник, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте дети и уважаемые гости.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.
Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке?
1.Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
(Человек, в отличие от животного, нуждается в общении. Человеку необходимо общение, взаимодействие с другими людьми, необходимо обмениваться новыми знаниями, умениями. Человек должен также обладать сознанием и разумом. Человек способен и готов к общественному труду)
2.Какие качества характеризуют личность? (Умение принимать самостоятельные решения, сила воли, духа, умение сопереживать и понимать. Спокойствие и невозмутимость, коммуникабельность, оптимизм).
3. Какие качества личности вызывают у вас положительные, а какие отрицательные эмоции. Я читаю качества, а вы определяете.
Отрицательные: лживость, лицемерие, безответственность, презрение, грубость, вспыльчивость, лень, хамство, ненависть, нетерпимость, обидчивость, трусость, жадность, бесчувственность, безразличие, завистливость.
Положительные: отзывчивость, трудолюбие, ответственность, дружелюбность, нравственность, верность, искренность, честность, оптимизм, жизнерадостность, активность, решительность, смелость, надежность, аккуратность, внимательность, обаяние.
4. Дайте определение понятиям «личность», « индивид», «потребности».
Личность – самостоятельный человек, способный брать на себя ответственность за свои поступки, готовый к сознательной деятельности.
Индивид - это человек, как отдельная личность. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, цвет глаз и т.д.), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Потребности – различные блага (материальные, духовные, социальные).
Молодцы, вы хорошо усвоили пройденный материал.
III. Мотивационно-целевой этап.
А сейчас мы перейдем к изучению новой темы, где вы мне будете помогать.
(Слайд 1) Ребята, сегодня мы будем говорить о вашем возрасте. Сколько вам лет? Какой возраст переживаете вы сами?
А как ваш возраст называется?
Вы младенцы?
Вы юноши и девушки? А кто же вы? Как называется ваш возраст?
Вы уже ни дети, ни младенцы, вы подростки или отроки, так на Руси называли подростков. Отрок – человек от 7 до 14 лет. Сейчас мы редко употребляем это определение.
Как вы считаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о подростке, его личности). Таким образом, мы с вами подошли к теме нашего урока.
(Слайд 2)Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни». (запишем её в тетради).
Сегодня мы узнаем новые термины, которые запишем в тетрадь. (Слайд 3)
Подросток – это мальчик или девочка в отроческом возрасте.
Отрочество – возраст между детством и юностью.
Таким образом, в этом возрасте очень важно понимание и поддержка. Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Заметно растёт стремление к самоутверждению. Желание выделиться, быть непохожим на других, доказать свою правоту.
Этот возраст проявляется в поведении: у вас возникает стремление поступать наперекор требованиям взрослых, наблюдаются перепады настроения. В результате происходят многочисленные конфликты со взрослыми и ровесниками.
Теперь познакомимся с планом нашего урока. Прочитайте,пожалуйста, план урока и запишите его в тетрадь.
План изучения учебного материала (Слайд 4)
1.Легко ли быть подростком.
2. Отрочество-пора мечтаний (Записывают в тетрадь)
IY. Работа по теме урока
(Слайд 5) Ребята, давайте с вами ответим на вопрос:
1.Легко ли быть подростком? (ответы детей)
Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.
Подростком быть сложно! Ребята, часто ли встречается, что окружающие люди вас не понимают? У вас множество проблем и комплексов. Бывает у вас такое? Постоянная нехватка времени, не высыпание, желание показать свою индивидуальность. Есть ли у вас комплексы? Кажется вам, что кто-то толстый, низкий, худой и т.д. С физиологической точки зрения подростковый период характерен быстрым ростом, повышенным обменом веществ. Одна из черт людей вашего возраста резкая смена настроений, ваша нервная система не всегда правильно реагирует на советы, на помощь, на просьбы, и это отражается сразу в поведении. Исходя из этого, можно сделать вывод, что быть подростком трудно!
Подростковый возраст (Слайд 6) | |
Младший подросток | Старший подросток |
Школьники 5-6 классов | Школьники 7-8 классов |
( слайд 7) Почему подростковый возраст принято считать переходным? (ответы детей)
Я дополню ваш ответ. Переходный возраст – это психологически сложный для вас переход из детства во взрослую жизнь. В разных странах, в зависимости от культурного и религиозного наследия, годы переходного возраста определяются по-своему. Этот возраст ассоциируется с наступлением половой зрелости, юридической ответственности за свои поступки, получением прав, которыми обладает в обществе взрослый человек. В разных странах и религиях этот возраст определяют по-своему: в 14 лет, 16, 18, 21
(Слайд 8) Подумайте и выберите наиболее точное высказывание. Молодцы, Правильно второе высказывание.
(Слайд 9). А теперь давайте рассмотрим исторические примеры того, как подростки и юноши были готовы не только думать о себе, но и о других людях, включая целые народы и государства.
Первый и самый яркий пример – это Александр Македонский, который в 16 лет уже управлял государством, подавлял мятежи и строил города! Он в 20 лет стал царем и в течение 10 лет завоевал мир, но он бы никогда не стал знаменитейшим полководцем и правителем, если бы в переходном возрасте ему не доверяли власть и войска, если бы он не учился управлению государством, если бы он не брал ответственность за себя и государство. Если бы с ним нянчились, как современные родители со своими детьми, он бы просто в 20 лет погиб от рук заговорщиков.
Вторым историческим примером рассмотрим детство и юность Петра I. Он «игрался» с потешными полками в районе села Преображенское. Уже в 14 лет у него в потешных полках была артиллерия (16 пушек), суда и потешная крепость.
Если бы не игры Петра, он бы не смог создать военный флот России, он бы не смог победить в Северной войне и получить доступ к Балтийскому морю, у него бы не было гвардейского Преображенского полка (он не только учился сам, но и учил таких же подростков).
Наш земляк и любимый писатель Аркадий Петрович (Голиков) Гайдар во время гражданской войны в России в 15 лет стал командиром роты. Полк ему доверили в 16 лет.
Например, Александр Пушкин провел 6 лет в подростковом возрасте в Царскосельском лицее. Это было копированием классического английского образования, где дети, во-первых, получали образование у лучших педагогов, а во-вторых, отрывались от родителей и начинали свою собственную жизнь. Это для них был переходный период: с одной стороны, уже нет опеки родителей, а с другой, еще оставался контроль преподавателей и воспитателей.
На примере великих людей мы видим, что в переходном возрасте нужно быть ответственными и целеустремленными.
Учитель: А какими вы видите сегодняшних подростков? Что у вас самих можно наблюдать? (несдержанность, эмоциональность, строптивость, вспыльчивость, вы не слушаете родителей, не прислушиваетесь к мнению учителей, очень быстро хотите стать взрослыми, не трудиться, но при этом чтобы у вас было все). Мы не можем мерить всех одной меркой, но это в большинстве случаев правда. А чтобы добиваться результатов, в первую очередь надо хорошо учиться.
(Слайд 10) А сейчас рассмотрим Признаки подросткового возраста: психологические изменения, агрессия, неоправданный риск, физиологические изменения, резкая смена настроения, стремление к независимости.
Вывод: Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет вас от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру.
(Слайд 11)Ребята, а давайте теперь немножко отдохнем. Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь, Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Отдохнули, улыбнулись, а теперь продолжим наш урок.
(Слайд 12) Второй пункт нашего плана Отрочество — пора мечтаний
Послушайте стихотворение и скажите о чём оно?
Мечтать не вредно, вредно не мечтать,
Ведь без мечты ты сер, уныл и скучен,
И света нет во взгляде равнодушном,
И у души нет крыльев, чтоб летать.
И ты живешь, как будто не живешь,
И мир тебя во тьме не замечает.
Нельзя идти по жизни, не мечтая,
Ведь без мечты ты явно пропадешь.
О чем это стихотворение? (О мечте)
Что же такое мечта? (Слайд 13)
Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье. (Запишем в тетради)
Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю…» Конечно, мечта это сокровенное желание. И не всем хочется об этом рассказывать.
(Ответы учеников.)
Ребята, скажите мечтать это хорошо или плохо? (Ответы детей)
Я думаю что хорошо, потому что когда вы мечтаете о чем-то, у вас будет появляться стремление к этой мечте. А если есть стремление, должно быть и желание, а если оно будет, то вы добьётесь этого. И не зря ведь говорят: мечтать не вредно. Вот я ,например, с детства мечтала стать учителем и я им стала. Чтобы моя мечта сбылась, я очень много для этого делала. Я старалась хорошо учиться, внимательно слушала своих учителей, ответственно относилась к предметам и достигла своей цели. Сейчас я стою перед вами и объясняю урок.
Но не все положительно относятся к мечтаниям. Подчас мы слышим ироничное замечание: «Эх ты, мечтатель!»
Мечтать нужно правильно. Ребята, скажите, осуществится ли мечта, если просто лёжать на диване говорить: « я мечтаю»? И ничего для этого не делать? (нет конечно) Если мечта "видит", что вы тоже стараетесь, чтобы с ней встретиться, то она придёт к вам.
Мечтать, как говорят, не вредно, даже хорошо, но только в меру и о позитиве. Ведь мечты могут и сбываться. Мечтать очень приятно, это состояние уводит вас от серых будней, от неприятностей. Но если полностью погрузиться в мечты, можно оторваться от реальности, а это уже опасно.
Вы часто задумываетесь над своим будущим, кем быть, где учиться. Планы быстро меняются, но это и понятно, ведь с каждым днем подростки приобретают всё больше знаний о труде людей и их профессиях, о различных сторонах окружающей жизни.
(Слайд 14). Успех начинается с детской мечты!
(Слайд 15). Обратимся к рубрике «Жил на свете человек». Раскрыть значение мечты нам поможет пример Александра Васильевича Суворова (1730 -1800) — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Родился в семье офицера гвардии.
Когда ему исполнилось семь лет, его решили не записывать в полк из-за слабого здоровья. Однако, Саша проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.
Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне». Александр Васильевич Суворов - Великий русский полководец, национальный герой России и военный теоретик, кавалер всех российских орденов своего времени. Суворов одержал победы над наполеоновскими войсками, переход через Альпы принесли полководцу мировую славу.
Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта? (Он сделал все возможное, чтоб его мечта осуществилась)
Ребята, на с. 17-18 учебника. Внимательно прочитайте текст.
— Что вы узнали о Генрихе Шлимане?
— Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта?
— Чему вас научил пример ученого?
Ребята, а теперь давайте с вами закрепим, то что вы узнали на уроке в игровой форме «Верно» или «Неверно» (У вас на столе лежат две карточки со словами) Я задаю вопрос, а вы должны подумать и поднять ту карточку, которую считаете нужной.
- Современные подростки стремятся к риску (верно)
- Подростки древности и современные ничем не отличаются (неверно)
- В сложном переходном возрасте легче учиться на чужих примерах (верно)
- Быть взрослым – это значит выражать свое мнение (верно)
- Рост современных подростков не изменился (неверно)
- Свои положительные эмоции и чувства не надо бояться показывать (верно)
- Выдающимся человек рождается (неверно)
V. Рефлексия
Наш урок подходит к завершению.
Какой же возраст переживаете вы сейчас?
Кто же такой подросток?
Человека какого возраста можно считать подростком?
Почему подростковый возраст называется переходным?
Можно ли избежать подростковых проблем? Почему?
Запишите пожалуйста Домашнее задание. Параграф № 2. Стр. 15-18.
(Слайд 16)
Подведём итог вашей совместной работы. Сегодня на уроке хорошо себя проявили …..
А теперь давайте с вами оценим наш урок. У вас на столе лежат три яблока: красное, желтое и зеленое.
(Яблоня). Прикрепляют яблоко.
Закончим сегодняшний урок словами русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее».
Большое спасибо, дети и уважаемые гости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни»
Подросток – это мальчик или девочка в отроческом возрасте. Отрочество – возраст между детством и юностью.
План урока: 1.Легко ли быть подростком. 2. Отрочество-пора мечтаний
Почему подростковый возраст принято считать переходным?
Признаки подросткового возраста Психологические изменения Агрессия Неоправданный риск Физиологические изменения Резкая смена настроения Стремление к независимости
Физкультминутка Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь, Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали.
Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье.
Успех начинается с детской мечты!
Домашнее задание Параграф №2. Стр. 15-18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обществознанию 5 класс "Образование в жизни человека"
Тип урока "открытия " нового знания. Урок составлен в соответствии с ФГОС....
Конспект урока "Отрочество - особая пора жизни"
Урок предназначен учащимся 5 класса по курсу обществознания. Выстроен в соответствии с требованиями ФГОС....
Презентация к уроку обществознания "отрочество - особая пора жизни"
Чем отличается дошкольник от школьника?...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна_ОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИ_план урока _5класс
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля РинатовнаУроки 4Тема урокаОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИДата урока Тип урокаКомбинированныйЦель...
Урок обществознания в 5 классе "Отрочество - особая пора жизни".
Урок обществознания в 5 классе "Отрочество - особая пора жизни"...
Обществознание. 5 класс. 4-5 уроки: Отрочество – особая пора жизни.
Данный материал по обществознанию для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл...
Конспект урока по обществознанию 5 класс "Труд - основа жизни"
Конспект открытого урока...