Урок обществознания в 5 классе "Отрочество - особая пора жизни".
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

Урок обществознания в 5 классе "Отрочество - особая пора жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrochestvo_-_osobaya_pora_zhizni_5_klass.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Отрочество — особая пора жизни» ( 2 урок)

Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

Планируемые результаты: 

предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 

метапредметные:  определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 

личностные:формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.

Оборудование:  проектор; мультимедийная презентация; карточки.

Тип уроков: комбинированные.

Ход уроков

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.

1) Чтение рассказов «Моя мечта».

3.    Мотивационно-целевой этап

  Это возраст человека, в котором очень важно понимание и поддержка. Именно  в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Заметно растёт стремление  к самоутверждению. Желание выделиться, быть непохожим на других, доказать свою правоту.

Как вы считаете, о ком мы сегодня будем  продолжать говорить?

Мы продолжим изучение особенностей подросткового возраста.

Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни». (слайд 1.)

- Кого называют отроком?

- Почему подростковый возраст считается переходным?

- На какие 2 этапа делится подростковый период?

4.  Работа по теме уроков

  • Самостоятельность — показатель взрослости

— Как вы понимаете слово самостоятельность?

(Ответы учеников, составление схемы.)

Самостоятельность

  • Привычка самостоятельно принимать важные решения
  • Стремление ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их
  • Привычка справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях
  • Привычка определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь
  • Привычка оценивать результаты своего труда, учебы, отношений со сверстниками
  • Уверенность в своих силах и желание попробовать себя в новом деле

К сожалению, не все подростки правильно понимают суть понятия самостоятельность. Очень часто они трактуют ее как непослушание, желание все сделать по-своему.

— Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учебника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины П.А. Федотова «Свежий кавалер». (слайд 2)

— Можно ли этого взрослого человека, изображенного на картине, назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным?

— Серьезно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?

(Ответы учеников)

Картина Федотова заставляет  задуматься о том, к чему во взрослой жизни может привести подростковая несамостоятельность.

  • Всегда ли самостоятельность приносит пользу.

Принято считать, что одним из показателей взрослости, к которой стремятся подростки, является самостоятельность. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.

Проблемный вопрос. 

Всегда ли самостоятельность приносит пользу? (слайд 3)

Работа по учебнику стр. 20-21

  • Нужны ли сегодня рыцари.

В подростковом возрасте появляется не только стремление дружить, но и интерес человека к другому полу. Так возникает дружба мальчиков с девочками. Но всегда ли вы правильно выстраиваете отношения друг с другом?

Прочитайте стихотворение А. Барто «Рыцари»

В коридоре, в классе ли,

Всюду стены красили,

Терли краску, терли мел,

Каждый делал, что умел.

 

Труд делили поровну

Мальчики и девочки.

Шкаф тащили в сторону

Девочки,  девочки.

 

Шкаф тяжелый с книгами,

С книгами

Три девочки двигали,

Двигали.

 

А два парня-крепыша

Стул тащили не спеша.

 

Отдыхали девочки,

Отдыхали мальчики:

Девочки — на лавочке,

Парни — на диванчике. (слайд 4)

Можно поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, считать достойным, рыцарским?

5.  Закрепление изученного материала

1)Работа в рабочих тетрадях.

№ 1 –заполнить таблицу.

№2 – ответить на вопрос.

№4 Стихотворение В. Д. Берестова «В геройской биографии пятно»

Кому двенадцать лет, тот в детский сад

 Ходил тысячелетие назад.

Об этом самом детстве золотом

Он вспоминает чуть не со стыдом.

Забыть его скорее!

Ведь оно

В геройской биографии пятно.(слайд 5)

2) историческая личность

Александр Васильевич Суворов (1730 -1800)  — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Родился в семье офицера гвардии.

Когда ему исполнилось семь лет, его решили не записывать в полк из-за слабого здоровья. Однако, Саша проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.
Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне». Александр Васильевич Суворов - Великий русский полководец, национальный герой России и военный теоретик, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.

Суворов одержал победы над наполеоновскими войсками, переход через Альпы принесли полководцу мировую славу.

Вопросы:

1.Найдите в тексте аргументы, доказывающие, что А.В.Суворов действительно выдающийся человек.

2.Какими чертами характера обладал великий полководец Суворов?

3. Легко ли быть выдающимся?

3) Игра «Верное утверждение»

Ответить «Верно» или «Неверно»

  1. Современные подростки стремятся к риску (верно)
  2. Подростки древности и современные ничем не отличаются (неверно)
  3. В сложном переходном возрасте легче учиться на чужих примерах (верно)
  4. Быть взрослым – это значит выражать свое мнение (верно)
  5. Рост современных подростков не изменился (неверно)
  6. Свои  положительные эмоции и чувства не надо бояться показывать (верно)
  7. Выдающимся человек рождаются (неверно)
  8.  Индивидуальность человека проявляется в его способностях (верно)

6.  Подведение итогов урока.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание

  1. Прочитать § 2, с. 18-21 учебника, р. т. №5 стр. 10-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Отрочество - особая пора жизни"

Урок предназначен учащимся 5 класса по курсу обществознания. Выстроен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по обществознанию: 5 класс «Отрочество – особая пора жизни»

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».   Конспект урока по обществознанию:    5 класс   «Отрочество – особая пора жизн...

МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна_ОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИ_план урока _5класс

МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля РинатовнаУроки 4Тема урокаОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИДата урока Тип урокаКомбинированныйЦель...

Обществознание. 5 класс. 4-5 уроки: Отрочество – особая пора жизни.

Данный материал по обществознанию  для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл...