Конспект урока по обществознанию 5 класс "Труд - основа жизни"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мугунская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок «Труд - основа жизни»
Цель: Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему
Планируемые результаты:
- Предметные: формирование умений устанавливать связи между трудом и его результатами, разделять понятия «услуги» и «товар», знать основные виды деятельности человека, значение данных видов деятельности для человека. .
- Метапредметные: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения
Регулятивные: обучающиеся смогут оценивать различные виды работ по критериям, уметь соотносить свои действия с планируемым результатом.
Коммуникативные: обучающиеся смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре.
Познавательные: обучающиеся смогут работать с текстом: уметь анализировать, делать выводы, составление плана, устанавливать логические связи, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, перерабатывать информацию
Личностные: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: открытие нового знания
Технология проведения урока: «Технология развития критического мышления».
Словарь : Труд, услуга, товар
Ресурсы : ноутбук, экран ,проектор, рабочие листы к уроку, словарь, карточки., лист самооценки
Этапы/ время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. | Организация направленного внимания на начало урока. Приветствие: Придумано кем-то — просто и мудро, Здравствуйте ребята! Я надеюсь, что сегодняшнее утро для вас было добрым. Пусть и наш урок сегодня для вас будет добрым: принесет вам новые знания, новые умения и вы станете еще чуточку умнее. | |
II Мотивация | 1. Стадия Вызов - Ребята, что объединяет всех людей, изображенных на слайде? (Они работают, трудятся) Ответ обучающихся: Весь текст является подсказкой для определения основной мысли стихотворения. Верно. Труд Мы с вами приступаем к изучению главы 4. Труд. Перед вами рабочие листы. Запишите число, фамилию, имя и ключевое слово темы нашего урока «Труд ». (Запишите тему урока в рабочий лист. Вы ее видите на доске. В чем дело, что то не так? Не можете прочитать. Да, действительно, здесь шифр, а может кто из вас догадается. Записывают тему урока в рабочий лист. Труд – основа жизни. Ваша задача внимательно меня слушать и выполнять задания в рабочем листе. Как вы заметили, за выполнение каждого задания вам будут даваться баллы, которые в конце урока вы должны будете сложить и определить оценку за урок. Давайте наметим план, и подумаем, а что нам нужно узнать о труде? А план мы будем не просто записывать а используем прием «Фишбоун» Слышали ли вы что это такое? (рыбья кость) Вопросы это и будет план нашего урока. На какие вопросы нам необходимо ответить? 1. Что такое труд? Каким он бывает. 2.Что создается трудом. 3.Как оценивается труд | Смотрят на видиофрагмент, аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, формулируют цели и план урока. |
III. Изучение нового материала | 2 стадия Осмысление Первый вопрос нашего плана. Что такое труд? Мы часто слышим фразу «Труд создал человека», так ли это? Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «труд»? Давайте, составим кластер. Ответы обучающихся: занятие, деятельность, усилия, оплата, знания. - Где взять точное определение труда? 1.Обратите внимание на ключевые понятия урока: труд, товар, услуга. Наша задача выяснить, что они обозначают. А начнём мы с определения труд. Как вы думаете, что мы называем трудом? Предположения учащихся. - Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете) Поработаем с различными источниками, определим какой для нас предпочтительней. (два ученика постараются найти нужную нам информацию) Остальным ребятам я предлагаю поработать с 1 заданием рабочего листа. Перед вами перепутанное определение, дайте объяснение понятию «труд», используя слова: материальных, деятельность, и духовных, человека, ценностей, по созданию. (Труд- деятельность человека, по созданию материальных и духовных ценностей.) Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили 2 ученика. Что общего между данными определениями? Какое определение вам более понятно. Объясните почему? (понятие в рабочем листе более простое, содержит ёмкую информацию и понятно по содержанию) -Гласит нам заповедь Христова: «Трудись не покладая рук». Труд на земле – всему основа, Жизнь на земле венчает труд. Эти строки поэта Генриха Акулова показывают величие и важность труда. Конечно, многие люди мечтали о том, чтобы жить припеваючи, ничего для этого не делая. Вспомните русские народные сказки «По щучьему велению…», про скатерть-самобранку … Но большинство людей, обладая разумом и мудростью, понимали, что это не возможно. Вспомните пословицы и поговорки о труде, которые говорят о важности труда. -Лентяй да шалопай- два родных брата. -Хочешь есть калачи – не лежи на печи. -Труд человека кормит , а лень портит. Организует беседу по новому материалу. А сейчас подумайте над вопросами: «Зачем человеку трудиться? Что даёт человеку труд?» Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. Так что же для человека ТРУД? (основа жизни) Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. поработаем в паре, обратимся к таблице в рабочем листе: В первой колонке записаны профессии, а во второй – цифрами отметьте характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии. Затем проверим таблицу. Начните характеризовать следующим образом: «Я считаю, что для профессии … подходят характеристики……..» Выполните задание. Проверка. ( проверим у всех ли так получилось?) - Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира». - Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете? (Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. Так как происходит действие, приносящее пользу другому. Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. Что создается в результате труда? (товары и услуги). А теперь проверим, как вы это усвоили. | 1. Знакомятся 2. Знакомятся 3. Работают самостоятельно, самопроверка. 4. Работают в рабочих листах, со словарем |
IV.Физминутка | Игра «Товары и услуги» Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх. Доставка груза (у), телефон (т), диск (т), велосипед (т), стрижка в парикмахерской (у), книга (т), приём у врача( у), поход в кинотеатр (у), ремонт сломанного телевизора (у), компьютер (т). | Выполняют задание |
Как оценивается труд. - Ребята, а как оценивается труд работника?(чаще всего по количеству сделанного) Так ли это давайте посмотрим в учебнике на с.77. Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение. -Кто знает, какова продолжительность рабочего времени в нашей стране? Рабочая неделя 40 часов. -Могут ли дети работать? С какого возраста подростки могут начинать работать? Да, с 14 лет. -Что для этого нужно? Разрешение родителей -А что отличает труд подростка от труда взрослого? (продолжительность рабочего времени) | Отвечают на вопросы | |
V.Рефлексия | - Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тому плану, который мы ставили перед собой в начале урока. Справились с ним? Так труд основа жизни? Вывод: Труд является не только основой жизнедеятельности человека, важной его потребностью, но и условием его благополучия. - А скажите, пожалуйста, а ваш главный труд, что? (учеба) А теперь я вам предлагаю ответить на тест, состоящий из 5 вопросов, но прежде, чем отвечать поставьте себе прогностическую оценку. 1. Верны ли следующие суждения о труде? А. Труд — это деятельность человека, имеющая цель и результат. 1) верно только А 2. Продукт труда, произведённый на продажу, — это 1) изделие 3. Что из перечисленного можно отнести к услугам? 1) учебник 3) труд тренера 4. Установите соответствие между профессией и характеристикой труда, присущего этой профессии: Профессия А) дворник Характеристика труда 1) сложный, умственный - Проверяем тест по предложенному шаблону Ответы на тест 1. – 3 2. – 2 3. – 3 4. – А2, Б3, В1. - После проверки ставим ретроспективную оценку, делаем вывод: совпала ли ваша прогностическая оценка с ретроспективной? И не забываем оценивать себя и работаем с оценочными листами, подводим итог. - Завершающий этап нашего урока предлагаю составить « синквейн». Тема нашего « синквейна» труд 1. труд 2. постоянный, сложный 3.создавать, пользоваться, оценивать 4. труд – основа жизни 5. деятельность Нарисуйте в тетради лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находились вы по степени пониманий пройденной темы: если поняли все-то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней ступеньке, если ничего не поняли- на последней ступеньке. Поднимите руку, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой? На низкой? 4.Ребята, заполните лист самооценки, и положите на край стола. Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтение стихотворения о труде Труд Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснёшь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, нож, И каждый гвоздь, И каждый дом, И каждый ломтик хлеба – Всё это создано трудом, А не свалилось с неба! За всё, что создано для нас, Мы благодарны людям, Придёт пора, настанет час – И мы трудиться будем. | Определяют свое эмоциональное состояние Самоанализ и самооценивание |
VI. Домашнее задание Выставление оценок | Конкретизирует домашнее задание. 1.П.9 стр74-77 2.Используя разные источники, найди значение слова МЕЦЕНАТ,БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. 3. Задание Вы должны закончить предложения: Папа за работу на заводе получил __________________________ . Маша учится в строительном институте и получает __________________ . Бабушка каждый месяц получает _____________________ . На младших детей в семье мама получает __________________ . Всё названное выше составляет ________________________ семьи. | Записывают в дневник |
Рабочий лист
Тема урока____________________________________________________
Труд
В первой колонке записаны профессии, а во второй - необходимо записать характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии.
Профессия | Характеристика труда |
Шофёр | |
Учитель | |
Художник | |
Домашняя хозяйка | |
Дворник | |
Программист | |
Продавец | |
Полицейский | |
Агроном |
1.Постоянный – 2.временный, 3.простой – 4.сложный, 5.умственный -6.физический, 7.оплачиваемый – 8.безвозмездный, 9.добровольный- 10.принудительный, 11.ручной- 12.автоматизированный, 13.творческий-14. традиционный, 15.коллективный- 16.индивидуальный.
Проверка:
«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»
Тест
1. Верны ли следующие суждения о труде?
А. Труд — это деятельность человека, имеющая цель и результат.
Б. Труд — не только основа жизни человека, одна из его главных потребностей, но и условие его благополучия.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Продукт труда, произведённый на продажу, — это
1) изделие
2) товар
3) одежда
3. Что из перечисленного можно отнести к услугам?
1) учебник
2) компьютер
3) труд тренера
4. Установите соответствие между профессией и характеристикой труда, присущего этой профессии:
Профессия
А) дворник
Б) писатель
В) врач
Характеристика труда
1) сложный, умственный
2) простой, физический
3) сложный, творческий
Прогностическая оценка | Ретроспективная оценка |
Справлюсь полностью -2 балла, будут незначительные ошибки – 1 балл, не справлюсь – 0 баллов
Синквейн
1 строка: Труд
Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка: ____________________________________________________
Описание темы (два прилагательных)
3 строка: ______________________________________________________
Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка:______________________________________________________
Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка:______________________________________________________
Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
Оценочный лист ученика 5 класса _________________________
по теме «Труд- основа жизни».
1. Отвечал на вопросы учителя в начале урока 2 балла- все верно 1 балл –есть недочеты 0 баллов – не справился, не отвечал | 2.Составление кластера, работа с текстом учебника 2 балла - правильно составил кластер, нашел ответ в учебнике 1 балл – правильно составил кластер или правильно нашел ответ в учебнике 0 баллов – не отвечал, не составил кластер | 3.Заполнил таблицу 2 балла – выполнил задание 1 балл – есть недочеты 0 баллов не справился с заданием | 4. Правильных ответов, при выполнении теста 5 правильных ответов – 2 балла 4 -3 правильных ответов – 1 балл 0-2 правильных ответов 0 баллов | 5. Итоговый балл | 6. Оценка 7-8 баллов – 5, 5-6 баллов – 4, 3-4 балла - 3 | 7. Оценка учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи"
Перед вами подробный конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи". На уроке дети знакомятся с понятиями "семья", "брак", с основными правами и обязанностями супругов, ра...
Конспект урока "Поспорим с Шопенгауэром". Основы здорового образа жизни.
Данный урок "Поспорим с Шопенгауэром" по теме "Здоровый образ жизни. Основные понятия и определения" был дан в ходе аттестации. Время занятия - 45 минут....
Конспект урока по обществознанию 11 класс "Правовые основы предпринимательской деятельности
Способствует закреплению у учащихся знания правовых основ предпринимательской деятельности через организацию проектной деятельности и решения экономических задач , понимания важности этих знаний в жиз...
рабочий лист учащегося на уроке обществознания "Труд- основа жизни"
Рабочий лист включает: работу по определению темы урока, закреплению изученного материала, самооценки и домашнего задания....
Конспект урока + презентация + технологическая карта урока по обществознанию "Сфера духовной жизни"
Разработка урока обществознания к учебнику Боголюбова для 8 класса. Представлен подробный конспект, красочная презентация и весь дополнительный материал....
Открытый урок по обществознанию "Труд-основа жизни"
Открытый урок по обществознанию в 6 классе на тему: "Труд-основа жизни"...