Конспект урока по обществознанию 5 класс "Труд - основа жизни"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Кучерова Юлия Викторовна

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_osnova_zhizni.docx114.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мугунская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок  «Труд - основа жизни»

Цель: Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему

Планируемые результаты:

  • Предметные: формирование умений устанавливать связи между трудом и его результатами, разделять понятия «услуги» и «товар», знать основные виды деятельности человека, значение данных видов деятельности для человека. .
  • Метапредметные: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения

Регулятивные: обучающиеся смогут оценивать различные виды работ по критериям, уметь соотносить свои действия с планируемым результатом.

Коммуникативные: обучающиеся смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре.

Познавательные: обучающиеся смогут работать с текстом: уметь анализировать, делать выводы, составление плана, устанавливать логические связи, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, перерабатывать информацию

Личностные: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Технология проведения урока: «Технология развития критического мышления».

 Словарь : Труд, услуга, товар

 Ресурсы : ноутбук, экран ,проектор, рабочие листы к уроку, словарь, карточки., лист самооценки

Этапы/ время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.

Организация направленного внимания на начало урока. Приветствие:

Придумано кем-то — просто и мудро,
При встрече здороваться 
Доброе утро
И 
каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

Здравствуйте ребята! Я надеюсь, что сегодняшнее утро для вас было добрым. Пусть и наш урок сегодня для вас будет добрым: принесет вам новые знания, новые умения и вы станете еще чуточку умнее.

II Мотивация 
к учебной деятельности

1. Стадия Вызов

- Ребята, что объединяет всех людей, изображенных на слайде? (Они работают, трудятся)
Наш народ богат талантами, мастерами своего дела. Таким человеком был замечательный поэт, творивший в начале прошлого века, Валерий Яковлевич Брюсов. Сейчас мы познакомимся с одним из его стихотворений. Оно находится на слайде. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте восстановим его!
Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, затем идет обсуждение.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: («Труд!»)
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг (труда.)
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано (трудом):
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие (трудов)! ….
Ответ обучающихся: Труд
- Учитель: Как вы догадались, что это слово «труд»?

Ответ обучающихся: Весь текст является подсказкой для определения основной мысли стихотворения. Верно. Труд

Мы с вами приступаем к изучению главы 4. Труд.

Перед вами рабочие листы. Запишите число, фамилию, имя и ключевое слово темы нашего урока «Труд ». (Запишите тему урока в рабочий лист. Вы ее видите на доске. В чем дело, что то не так? Не можете прочитать. Да, действительно, здесь шифр, а может кто из вас догадается.

Записывают тему урока в рабочий лист. Труд – основа жизни.

Ваша задача внимательно меня слушать и выполнять задания в рабочем листе. Как вы заметили, за выполнение каждого задания вам будут даваться баллы, которые в конце урока вы должны будете сложить и определить оценку за урок. Давайте наметим план, и подумаем, а что нам нужно узнать о труде? А план мы будем не просто записывать а используем прием «Фишбоун» Слышали ли вы что это такое?

(рыбья кость)
Итак, мы должны ответить на главный вопрос, а действительно ли труд это основа жизни? Запишем главный вопрос темы в голове.  Наши верхние косточки это вопросы на которые нам предстоит ответить. А внизу мы будем записывать ответы.

Вопросы это и будет план нашего урока. На какие вопросы нам необходимо ответить?

1. Что такое труд? Каким он бывает.

2.Что создается трудом.

3.Как оценивается труд

Смотрят на видиофрагмент, аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, формулируют цели и план урока.

III. Изучение нового материала

2 стадия Осмысление

Первый вопрос нашего плана. Что такое труд? Мы часто слышим фразу «Труд создал человека», так ли это?

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «труд»? Давайте, составим кластер.

Ответы обучающихся: занятие, деятельность, усилия, оплата, знания.

- Где взять точное определение труда?

1.Обратите внимание на ключевые понятия урока: труд, товар, услуга. Наша задача выяснить, что они обозначают.

А начнём мы с определения труд.

Как вы думаете, что мы называем трудом? Предположения учащихся.

- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)

Поработаем с различными источниками, определим какой для нас предпочтительней. (два ученика постараются найти нужную нам информацию)

Остальным ребятам я предлагаю поработать с 1 заданием рабочего листа. Перед вами перепутанное определение, дайте объяснение понятию «труд», используя слова: материальных, деятельность, и духовных, человека, ценностей, по созданию.

(Труд- деятельность человека, по созданию материальных и духовных ценностей.)

Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили 2 ученика.

Что общего между данными определениями? Какое определение вам более понятно. Объясните почему? (понятие в рабочем листе более простое, содержит ёмкую информацию и понятно по содержанию)

-Гласит нам заповедь Христова:

«Трудись не покладая рук».

Труд на земле – всему основа,

Жизнь на земле венчает труд.

Эти строки поэта Генриха Акулова показывают величие и важность труда. Конечно, многие люди мечтали о том, чтобы жить припеваючи, ничего для этого не делая. Вспомните русские народные сказки «По щучьему велению…», про скатерть-самобранку … Но большинство людей, обладая разумом и мудростью, понимали, что это не возможно. Вспомните пословицы и поговорки о труде, которые говорят о важности труда.

-Лентяй да шалопай- два родных брата.

-Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

-Труд человека кормит , а лень портит.

Организует беседу по новому материалу.

А сейчас подумайте над вопросами: «Зачем человеку трудиться? Что даёт человеку труд?»

Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. Так что же для человека ТРУД? (основа жизни)

Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.

Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. поработаем в паре, обратимся к таблице в рабочем листе:

В первой колонке записаны профессии, а во второй – цифрами отметьте характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии.

Затем проверим таблицу. Начните характеризовать следующим образом:

«Я считаю, что для профессии … подходят характеристики……..»

Выполните задание. Проверка. ( проверим у всех ли так получилось?)

- Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».

- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?

(Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. Так как происходит действие, приносящее пользу другому.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром.

Что создается в результате труда? (товары и услуги). А теперь проверим, как вы это усвоили.

1. Знакомятся 
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2. Знакомятся 
с новым материалом, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

3. Работают самостоятельно, самопроверка.

4. Работают в рабочих листах, со словарем

IV.Физминутка

Игра «Товары и услуги»

Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх.

Доставка груза (у), телефон (т), диск (т), велосипед (т), стрижка в парикмахерской (у), книга (т), приём у врача( у), поход в кинотеатр (у), ремонт сломанного телевизора (у), компьютер (т).

Выполняют задание

Как оценивается труд.

- Ребята, а как оценивается труд работника?(чаще всего по количеству сделанного)

Так ли это давайте посмотрим в учебнике на с.77.

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

 -Кто знает, какова продолжительность рабочего времени в нашей стране? Рабочая неделя 40 часов.

-Могут ли дети работать? С какого возраста  подростки могут начинать работать? Да, с 14 лет.

-Что для этого нужно? Разрешение родителей

-А что отличает труд подростка от труда взрослого? (продолжительность рабочего времени)

 Отвечают на вопросы

V.Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тому плану, который мы ставили перед собой в начале урока. Справились с ним? Так труд основа жизни? Вывод: Труд является не только основой жизнедеятельности человека, важной его потребностью, но и условием его благополучия.

- А скажите, пожалуйста, а ваш главный труд, что? (учеба) А теперь я вам предлагаю ответить на тест, состоящий из 5 вопросов, но прежде, чем отвечать поставьте себе прогностическую оценку.

1. Верны ли следующие суждения о труде?

А. Труд — это деятельность человека, имеющая цель и результат.
Б. Труд — не только основа жизни человека, одна из его главных потребностей, но и условие его благополучия.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2. Продукт труда, произведённый на продажу, — это

1) изделие
2) товар
3) одежда

3. Что из перечисленного можно отнести к услугам?

1) учебник
2) компьютер

3) труд тренера

4. Установите соответствие между профессией и характеристикой труда, присущего этой профессии:

Профессия

А) дворник
Б) писатель
В) врач

Характеристика труда

1) сложный, умственный
2) простой, физический
3) сложный, творческий

- Проверяем тест по предложенному шаблону

Ответы на тест

1. – 3

2. – 2

3. – 3

4. – А2, Б3, В1.

- После проверки ставим ретроспективную оценку, делаем вывод: совпала ли ваша прогностическая оценка с ретроспективной?

И не забываем оценивать себя и работаем с оценочными листами, подводим итог.

- Завершающий этап нашего урока предлагаю составить « синквейн».

Тема нашего « синквейна» труд

1. труд

2. постоянный, сложный

3.создавать, пользоваться, оценивать

4. труд – основа жизни

5. деятельность

Нарисуйте в тетради  лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находились вы по степени пониманий пройденной темы: если поняли все-то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней ступеньке, если ничего не поняли- на последней ступеньке.

Поднимите руку, кто отметил себя на средней ступеньке?

На высокой?

На низкой?

4.Ребята, заполните лист самооценки, и положите на край стола.

Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников.

Чтение стихотворения  о труде

Труд


Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба!

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям,

Придёт пора, настанет час –

И мы трудиться будем.

Определяют свое эмоциональное состояние 
на уроке и степень понимания пройденного материала.

Самоанализ и самооценивание

VI. Домашнее задание

Выставление оценок

Конкретизирует домашнее задание.

1.П.9 стр74-77

2.Используя разные источники, найди значение слова МЕЦЕНАТ,БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.

3. Задание Вы должны закончить предложения:

Папа за работу на заводе получил __________________________ .

Маша учится в строительном институте и получает __________________ .

Бабушка каждый месяц получает _____________________ .

На младших детей в семье мама получает __________________ .

Всё названное выше составляет ________________________ семьи.

Записывают в дневник


Рабочий лист

Тема урока____________________________________________________

Труд

В первой колонке записаны профессии, а во второй -  необходимо записать характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии.

Профессия

Характеристика труда

Шофёр

Учитель

Художник

Домашняя хозяйка

Дворник

Программист

Продавец

Полицейский

Агроном

1.Постоянный – 2.временный, 3.простой – 4.сложный, 5.умственный -6.физический, 7.оплачиваемый – 8.безвозмездный, 9.добровольный- 10.принудительный, 11.ручной- 12.автоматизированный, 13.творческий-14. традиционный, 15.коллективный- 16.индивидуальный.

Проверка:  

«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»

Тест

1. Верны ли следующие суждения о труде?

А. Труд — это деятельность человека, имеющая цель и результат.
Б. Труд — не только основа жизни человека, одна из его главных потребностей, но и условие его благополучия.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2. Продукт труда, произведённый на продажу, — это

1) изделие
2) товар
3) одежда

3. Что из перечисленного можно отнести к услугам?

1) учебник
2) компьютер

3) труд тренера

4. Установите соответствие между профессией и характеристикой труда, присущего этой профессии:

Профессия

А) дворник
Б) писатель
В) врач

Характеристика труда

1) сложный, умственный
2) простой, физический
3) сложный, творческий

Прогностическая оценка

Ретроспективная оценка

Справлюсь полностью -2 балла, будут незначительные ошибки – 1 балл, не справлюсь – 0 баллов

Синквейн

1 строка:                                     Труд

Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка:    ____________________________________________________

Описание темы (два прилагательных)

3 строка: ______________________________________________________

Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)  

4 строка:______________________________________________________

 Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)          

5 строка:______________________________________________________

Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Оценочный лист ученика 5 класса _________________________

по теме «Труд- основа жизни».

1. Отвечал на вопросы учителя в начале урока

2 балла- все верно

1 балл –есть недочеты

0 баллов – не справился, не отвечал

2.Составление кластера, работа с текстом учебника

  2 балла - правильно составил кластер, нашел ответ в учебнике

1 балл – правильно составил кластер или правильно нашел ответ в учебнике

0 баллов – не отвечал, не составил кластер

3.Заполнил таблицу

 2 балла – выполнил задание

1 балл – есть недочеты

0 баллов не справился с заданием

4. Правильных ответов, при выполнении теста 5 правильных ответов – 2 балла

4 -3  правильных ответов – 1 балл

0-2 правильных ответов 0 баллов

5.

Итоговый балл

6. Оценка

7-8 баллов – 5,

5-6 баллов – 4,

3-4 балла - 3

7. Оценка учителя



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи"

Перед вами подробный конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи". На уроке дети знакомятся с понятиями "семья", "брак", с основными правами и обязанностями супругов, ра...

Конспект урока "Поспорим с Шопенгауэром". Основы здорового образа жизни.

Данный урок "Поспорим с Шопенгауэром" по теме "Здоровый образ жизни. Основные понятия и определения" был дан в ходе аттестации. Время занятия - 45 минут....

Конспект урока по обществознанию 11 класс "Правовые основы предпринимательской деятельности

Способствует закреплению у учащихся знания правовых основ предпринимательской деятельности через организацию проектной деятельности и решения экономических задач , понимания важности этих знаний в жиз...

рабочий лист учащегося на уроке обществознания "Труд- основа жизни"

Рабочий лист включает: работу по определению темы урока, закреплению изученного материала, самооценки и домашнего задания....

Конспект урока + презентация + технологическая карта урока по обществознанию "Сфера духовной жизни"

Разработка урока обществознания к учебнику Боголюбова для 8 класса. Представлен подробный конспект, красочная презентация и весь дополнительный материал....

Открытый урок по обществознанию "Труд-основа жизни"

Открытый урок по обществознанию в 6 классе на тему: "Труд-основа жизни"...