Разработка комплекса занятий
материал на тему

Куркина Ирина Викторовна

активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс занятий

для методического обеспечения эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

  1. Конспект НОД на музыку М. П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»)

Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи:

  1. Обогащение представлений детей о «птенцах» и «невылупившихся птенцах».
  2. Активизация детской фантазии и вербальных реакций (высказываний) детей по поводу музыки.

3.  Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Атрибуты: качественная аудиозапись музыки «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианной сюиты М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» (например, в исполнении С.Рихтера), магнитофон, яйцо, картинки с изображением птенцов, крупная мягкая игрушка-птенец, необходимые предметы для рисования красками или восковыми мелками.

Ход занятия:

Воспитатель:

Посмотрите, дети, кто к нам в гости пришел, такой желтенький, пушистенький, неуклюжий. Кто же это такой?

Правильно, это птенчик! Чей же это детеныш, как вы думаете? Это птенец курочки, цыпленок. Давайте посмотрим на картину, она называется «Птичий двор», чьих птенцов мы там с вами увидим?

Кто-нибудь видел когда-нибудь живых птенцов? Где вы их видели, расскажите, пожалуйста, нам очень интересно. Ой, что-то наш птенец хочет рассказать, только он пока не может говорить громко, он ведь еще совсем маленький и он один, а нас вон как много. Давайте прислушаемся...

Наш птенец рассказал, что он очень скучает по своим еще не вылупившимся братикам и сестренкам. Как вы думаете, ребятки, а где живут невылупившиеся птенцы?

Композитор Модест Петрович Мусоргский не только знал, где живут невылупившиеся птенцы, но и сочинил про них целую историю, да непростую, а музыкальную. Хотите ее послушать? (Обращается к игрушечному птенцу.) А ты, наш пушистенький птенчик, хочешь послушать?

Давайте устроимся поудобнее и будем слушать музыку, а слушая, представим себе, какие это птенцы, что они делают, какое у них настроите.

(Слушание музыки.)

Вам понравилась музыка, ребятки? О чем она рассказала? Как вам кажется, что делают эти невылупившиеся птенцы?

Правильно, наши невылупившиеся птенцы танцуют, им весело, танец их немного неуклюж, ведь они еще совсем крохотные! А музыка, Под которую они танцуют, так и называется: «Балет невылупившихся Птенцов». Итак, что вы представили себе, пока звучала музыка? (Воспитатель подсказывает детям, указывая на яйцо.) Да! Это танец яиц, или птенцов, которые еще не вылупились! Но характеры у них уже разные. Посмотрите-ка друг на друга, вы ведь тоже все разные, непохожие. А как мы с вами узнали, что птенцы разные, непохожие? Как нам музыка показала это? Давайте еще раз послушаем, и пусть каждый представит своего птенца в яйце, а потом расскажет нам про него свою историю. Вот и наш птенец тоже хочет рассказать про свою сестренку или братишку.

(Повторное слушание музыки. Затем дети рассказывают про своих придуманных птенцов, а воспитатель задает уточняющие вопросы, активизируя фантазию ребенка.)

Воспитатель:

Наш птенец очень рад, ведь благодаря музыке и вашим рассказам у него столько братьев и сестренок появилось. А теперь, чтобы наш гость еще больше обрадовался, давайте нарисуем для него невылупившихся птенцов, каждый нарисует своего птенца, и мы устроим выставку ваших работ, а птенца оставим наедине со своими родственниками. Всем будет хорошо и весело.

Вы рисуйте, а музыка будет помогать вам, она подскажет, как разукрасить птенцов, какие подобрать для них цвета. Может быть, кто-то из вас нарисует не одного, а двух или даже трех птенцов. Пожалуйста, начинайте рисовать, а я включу музыку, вот так негромко, пусть звучит и помогает вам рисовать. А наш птенец будет наблюдать за вашей работой и постарается выбрать себе самого красивого братика или сестренку, а с ними и самого лучшего художника-фантазера.

(Дети рисуют под музыку, которая звучит несколько раз, так как произведение непродолжительно по звучанию. Лучше использовать ее как фон в начале и в конце рисования.)

Молодцы ребятки! Какие красивые рисунки у вас получились! (Анализ детских работ.)

Воспитатель (обращаясь к игрушечному птенцу). Ты доволен, птенец? Ведь у тебя появились братик и сестренка. А кто у нас самый лучший фантазер в группе? Согласна с тобой, все ребята молодцы, все очень постарались. А теперь соберем рисунки, расположим их на стенде и посадим нашего птенца рядышком, пусть любуется.

Для самостоятельной деятельности детей можно предложить танец-импровизацию «Балет невылупившихся птенцов» или коллективную лепку.

  1. Конспект НОД игра-фантазия на музыку В. Гаврилина

«Часики» (из цикла «Зарисовки» для фортепиано в 4 руки)

Цель: развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи:

  1. Обогащение представлений детей о времени, часовом механизме.
  2. Активизация детской фантазии.
  1. Развитие танцевального творчества и импровизации в передаче музыкального образа.
  2. Развитие самостоятельной творческой деятельности детей в процессе слушания музыки.
  3. Развитие интереса к музыкальному искусству.

Атрибуты: качественная аудиозапись музыкальной пьесы «Часики» из альбома В. Гаврилина «Зарисовки» (в исполнении Н. Новик и Р.Ха-раджаняна), магнитофон, часы разных моделей (настенные, ручные мужские и женские, карманные, часы-кулон, часы-кольцо, игрушечные часики, секундомер и др.), картины с крупным изображением разнообразных старинных часов (каминные, напольные, настенные, часы с кукушкой, часы на башнях и др.).

Ход игры: во время тихого часа воспитатель организует в группе лавку часового мастера Тик-Така, в которой собраны самые разные часы. Старинные часы заменят репродукции или увеличенные фотографии. В роли часовщика может выступить один из воспитателей или музыкальный руководитель.

Воспитатель: Давайте, ребятки, поскорее проснемся, приведем себя в порядок, подкрепимся и будем собираться в увлекательное путешествие, в гости к старому мастеру Тик-Таку. Он нас давно уже ждет.

Посмотрим, куда мы с вами попали, в какой удивительный магазин, сколько в нем разных часов! Кто мне скажет, зачем нам с вами нужны часы? А у кого есть дома часы? Расскажи, какие у тебя часы. А есть у кого-нибудь часы, похожие на часы из лавки Тик-Така? Интересно, а где же сам хозяин такого богатства?

Т и к - Т а к: Здравствуйте, дети, будьте здоровы, берегите время! Менязовут Тик-Так. Догадались, почему? А вас как зовут? Тебя? И тебя? (Обращается к каждому ребенку.) Попробуйте произнести свое имя в такт моим любимым часам: тик-так, тик-так Та-ня, Ди-ма, Ле-на, Ри-та... А теперь представьте, что вы ~- часики, такие красивые, звонкие... Маятник покачивается, и вы покачивайтесь: ровненько, спинки прямые, красивые. Молодцы, замечательно получилось! Мои часы могут многому вас научить.

Давайте поиграем в такую игру: я буду рассказывать вам историю моих часов, а вы попробуете угадать, про какие именно часы я говорю. Согласны? Начнем (кратко и понятно, выделяя самые существенные детали, описывает некоторые из часов). Молодцы, почти все угадали. Но хватит, я больше рассказывать не хочу, обычно в это время я слушаю музыку и вас приглашаю на маленький концерт. Но концерт этот с секретом, ведь музыка моя тоже про мои любимые часы. Давайте послушаем ее и подберем к ней часы из моей лавки. (Дети рассаживаются, звучит музыка.)

Как вам кажется, ребята, про какие часы эта музыка? Покажите. Почему ты так решил? А ты?

А я никак не могу отгадать, что-то не получается. Давайте послушаем еще раз. (Обращается к ребенку, который не смог ответить с первого раза.) А ты теперь как думаешь, какие часы похожи на эту музыку? Почему ты так считаешь? Интересный выбор.

А мне кажется, что таких часов здесь нет, хотя у меня есть целая коллекция! Но оказывается, я ошибался (расстроен, плачет).

Воспитатель: Ребята, мы должны успокоить Тик-Така, помочь ему, он ведь так расстроился! Как же нам помочь ему? А давайте-ка сами превратимся в часы и представим, что часики, которые он не может найти, это каждый из нас. Тогда у Тик-Така будет большой выбор и он обрадуется, станет снова веселым. Я сейчас включу музыку, а вы, слушая, придумывайте, какие часики вы будете изображать, стрелочки в них должны ходить в такт, четко, под настроение музыки, да и сами часики должны быть непростыми, а волшебными.

(Дети под музыку создают пантомиму «Часики».)

Если дети не готовы к пантомимическим импровизациям, можно предложить им, используя лекала, нарисовать часы, украсить их любым орнаментом, который они самостоятельно придумают, слушая музыку.

Воспитатель: Пожалуйста, замрите и помните, что вы сейчас часы, а не мальчики и девочки, и находитесь в лавке Тик-Така.

Тик-так: (удивленно). Вот же они, эти замечательные часы из моей музыки!!! И эти похожи, и эти, и это снова они!!! Как много часиков появилось, вот что значит волшебная сила музыки!

Такие прекрасные часики, может быть, они оживут и станцуют танец, и я потанцую вместе с ними. Часики, оживите и давайте танцевать под эту волшебную музыку! Не спеша, спокойно, уравновешенно.

(Танцевальная импровизация под музыку. Воспитатель и Тик-Так помогают детям участвовать в коллективном танце.)

Тик-так: Какая красота! В моей лавке так весело еще никогда не было. Спасибо вам, ребята, я сфотографировал часики, которые вы изображали и теперь сделаю выставку в своей лавке, буду слушать музыку и смотреть на фотографии, буду радоваться, вспоминать вас. Но время идет... Вам пора собираться домой, не теряйте свое время, до свидания, мои юные друзья!

Воспитатель: Как это хорошо — дарить радость людям, правда, дети? А какие вам понравились часики больше всего? А музыка вам понравилась? Кто угадал настроение часиков из музыки? Какое оно было? Почему ты так решил? А ты? Молодцы!

Теперь наведем порядок и будем собираться на прогулку, будем ждать,когда за вами придут ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. У них тоже есть часы, поэтому они приходят вовремя.

(В свободной деятельности детям можно предложить нарисовать часы,которые они только что изображали, или предложить подгруппе детей нарисовать танец часиков на большом листе бумаги. Звуковым фоном может стать музыкальная зарисовка.)

  1. Конспект НОД с детьми по формированию эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства.

Цели: Познакомить с музыкой П.И. Чайковского. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, умение выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.

Интеграция:

Художественное творчество: воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту зимней природы.

Коммуникация: закреплять умение отгадывать загадки, формирование умения детей высказываться о настроении и содержании музыки, расширять словарный запас детей.

Чтение: формировать умение понимать настроение, переданное поэтом в стихотворении.

Оборудование: фонограмма — фрагменты из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», тонированная бумага, белая гуашь, кисточки, картина с изображением зимнего пейзажа, ноутбук.

Содержание:

  1. Организационный момент.

- Ребята, когда вы спали, на улице шел и снег, и несколько снежинок залетело через форточку к нам в группу. Но это необычные снежинки, а снежинки с загадками. Давайте попробуем их отгадать.

Загадки

Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.

Чем дорожки замело?

(Снег.)

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло!

(Снежинки.)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.

(Сугроб.)

На дорогу, поле, лес

Звёзды падали с небес.

Собирал я их, ребята,

Целый день большой лопатой.

(Снегопад.)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня ... (зима)

- Ребята, когда бывают все эти явления: снег, сугробы, снежинки…?

(Зимой).

  1. Чтение стихотворения Г. Маркуниной «Новогодняя акварель»

Воспитатель вносит картину с изображением зимней природы.

Зима – прекрасное время года. Посмотрите, какие чудесные превращения происходят в природе: кругом становится белым-бело, и на полях, и на дорогах лежит снег, деревья тоже одевают свой зимний наряд, с неба падают кружась красивые звездочки – снежинки. Эта красота вдохновляла поэтов писать стихи. И я хочу прочитать вам стихотворение Г. Маркуниной

«Новогодняя акварель»

Зима – художник акварелью

Рисует сказку, посмотри:

Там нежно-голубые ели

И розовые снегири,

И серебристые снежинки

Как новогодний палантин

Узор рождают кистью зимней,

Бросая снежный серпантин.

- Ребята, каким настроением проникнуто это стихотворение. Конечно, радостным, веселым, а еще немного сказочным, волшебным.

  1. Слушание фрагмента балета «Щелкунчик».

Да, с наступление зимы мы с нетерпение начинаем ждать когда наступит самый сказочный, волшебный, самый любимый праздник. Какой? Новый год. Почему он волшебный? (Ответы.) Происходят чудеса, сбываются желания, приходит Дед Мороз и Снегурочка, оживают сказки.

Ребята, а кто из вас верит в чудеса? (Ответы.) Скажу вам по секрету, что я тоже верю в чудеса, верю, что под Новый год оживают игрушки на ёлке и каждая из них рассказывает свою сказку. Оживают звёздочки на небе — они смотрят на нас, разговаривают друг с другом и радуются. А иногда мне кажется, что снежинки за окном тоже живые. Они плавно спускаются с неба, а когда услышат песенку ветерка, начинают танцевать. Как они танцуют? (Ответы.) Красиво, плавно, мягко кружась.

Сегодня мы с вами послушаем произведение великого русского композитора П.И.Чайковского, которое называется «Вальс снежных хлопьев»

Ребята, а подскажите мне, к какому жанру относится вальс? Правильно это танец. Вальс – это плавный, красивый танец с кружащей мелодией и определённым ритмом. Само слово “вальс” происходит от слова “кружиться”.

Один раз Чайковский услышал замечательную сказку «Щелкунчик». Это сказка о том, как в одну новогоднюю ночь девочка Мари спасла от злого мышиного короля некрасивого, уродливого, но любимого игрушечного человечка — Щелкунчика. И случилось чудо. Оказалось, что Щелкунчик на самом деле был принцем, которого заколдовала злая королева Мышильда. Мари рассеяла чары, Щелкунчик стал принцем. А как вы думаете, что случилось с Мари? (Ответы.) Она, конечно же, стала принцессой. Сказка так понравилась Чайковскому, что он тут же сочинил к ней музыку. Получился прекрасный музыкальный спектакль — балет «Щелкунчик».

А сейчас послушайте вальс и представьте, как танцуют снежинки.

Слушание фрагмента балета «Щелкунчик».

Какая красивая музыка, правда, ребята? Что вы себе представили, как танцевали снежинки? Музыка полётная, кружащаяся, немного взволнованная и даже тревожная, сказочная, волшебная, изящная, воздушная, волнующая .

Ребята, давайте и мы сейчас попробуем изобразить движениями, как легкие снежинки кружатся на ветру.

  1. Воспитатель предлагает нарисовать свои снежинки на тонированных листах бумаги.

После рисования все вместе рассматривают рисунки и отмечают, что каждый по своему представил танец снежинок.

  1. Конспект НОД «Ярмарка музыкальных загадок»

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость с помощью ритмического и слухового восприятия музыки, а так же исполнительских навыков.

Задачи:

- определять музыкальные жанры: песня, танец, марш (дидактическая игра «Определи музыкальный жанр»);

- развивать ритмическое восприятие музыки (дидактическое упражнение «Прохлопай ритм);

 - узнавать песню по фрагменту, передавать в пении выразительные средства музыки («Портниха» муз. Пономарёвой);

- развивать координацию движений, творческие способности, умение выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом песни передавая характерные движения персонажей («А воробьи чирикают…» муз. Т.Тряпициной;

- передавать игрой на музыкальных инструментах ритм музыки, добиваться слаженности исполнения («Весенняя песенка» муз. М. Картушиной);

- исполнять танец «Солнышко» легко, эмоционально, правильно передавая ритм;

- вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку нежного лирического характера, выделять выразительные средства – динамику, направление мелодических интонаций («Подснежник» П.И.Чайковского).

 Пособия, атрибуты, дидактический материал:

Составная картинка из 3 частей с изображением скрипичного ключа; замок (бутафория); карточки с ритмическим рисунком  (можно внести несколько карточек), с рисунками: дети поют, девочка танцует, мальчик марширует; ширмы настольные; столы; музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны; кукла кукольного театра Петрушка; импровизированная «весенняя поляна», иллюстрация с изображением времени года – весны.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель: Фея музыки Домисолька приглашает вас на   ярмарку музыкальных загадок. Вы рады приглашению? Пешком идти долго. Что делать? Как добраться быстро?

(ответы детей)

Предлагаю отправиться на автобусе. Согласны? Тогда в путь.

Музыкально – ритмическая игра «Автобус».

Дети имитируют движения по тексту песни «Автобус» (из программы Суворовой).

Музыкальный руководитель: Мы у цели. Вот ворота в парк (показывает на импровизированные ворота, на которых «висит» замок). Да… Пригласили в гости, а ворота заперты. Что делать? (ответы детей)

Педагог: Смотрите, здесь записка. Сейчас прочитаю: «Замок можно открыть, если соберете ключ, его сломал злой волшебник Диссонанс на три части. Ели вы отгадаете его загадки и соберете ключ, то замок откроется».

(достает 3 карточки с изображением одной из частей скрипичного ключа на каждой карточке). А вот и сломанный ключик (передает музыкальному руководителю).

Музыкальный руководитель: Загадка первая.

«Прохлопай и спой на слоги «тим», «там» ритмический рисунок».

«Тим» - короткие звуки, «там» - долгие звуки.

Дети выполняют задание, сначала коллективно, а затем несколько индивидуальных ответов.

(После каждой отгадки укрепляет одну из частей картинки с изображением скрипичного ключа на замок).

Музыкальный руководитель: Загадка вторая

«Определи музыкальный жанр» (работа с карточками). Музыкальный руководитель исполняет фрагменты песни, марша, танца. Дети должны показать соответствующую карточку с поющими детьми,  марширующим мальчиком, или танцующей девочкой.

Музыкальный руководитель: Загадка третья.

«Отгадай и спой». Музыкальный руководитель исполняет фрагмент песни «Портниха» муз. Пономарёвой дети должны дать название песни, назвать композитора и  исполнить ее. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, что петь нужно  напевно, ласково, нежно, в припеве смягчать ударные  окончания «крою…, шью… (Во время исполнения песни девочки «вышивают» платочки). 

Педагог: Молодцы! Все загадки злого волшебника отгаданы. Ваша дружба помогла нам попасть на ярмарку музыкальных загадок!

Все части собраны – путь свободен!

Музыкальный руководитель: (обращает внимание на изображение скрипичного ключа).

Посмотрите! Вот ключ Соль –

Нотной азбуки король.

Музыкальный слух отличный.

Ключ такой зовут скрипичный.

(Дети вместе с педагогом и музыкальным руководителем проходят в «ворота» в ту часть зала, где расставлены столики с дидактическим материалом и атрибутами).

Педагог. Вот мы и пришли  с вами на ярмарку, кто же нас встречает? (ответы детей).  

Петрушка (кукла кукольного театра). Проходите, проходите, на загадки посмотрите! На нашей ярмарке на каждого Якова товару всякого. Только не всяк товар этот увидит. А вы видите? Нет? Да и правда не видно, только ширмочки разноцветные стоят, важничают, товар прячут. Вам надо отгадать, что там. Когда узнаете – дружно поиграете.

Педагог: Подойдем к этому столику – прилавку.

Музыкальный руководитель: Домисолька сказала, что выбор будет

за музыкой, куда музыка укажет, то и покупать будем. Если вы подойдете к одному из прилавков, а музыка звучит пиано (тихо), то надо идти дальше, где будет звучать форте (громко), там и остановиться можно.

Игра «Тихо – громко».

Педагог. Вот сюда нас музыка привела (обращает внимание детей на первый столик). Что здесь? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Да, это музыкальны инструменты, назовите их. Предлагаю на них поиграть.

Песня «Весенняя песенка» муз. и сл. М. Картушиной , (на музыкальный проигрыш дети играют на  колокольчиках, металлофонах и треугольниках).                     

Педагог: Поиграли – теперь пора и на другой товар взглянуть.

(Дети снова проходят вдоль прилавков под музыку и останавливаются там, где указало музыкальное форте).

Педагог: А кто спрятался за этой ширмой?  Да, это  воробышек,  а какую мы знаем  про него песню? (ответы детей). Воробышек приглашает нас на прогулку, согласны?

Упражнение на развитие координации движений «А воробьи чирикают…» муз. Т. Тряпициной 

Педагог: Остался еще один товар.

Музыкальный руководитель:  Хотите узнать какой? Тогда отгадайте загадку:

Утром улыбнется детям,

Даше, Юле, Ване, Пете,

Днем забавы затевает,

В прятки с детками играет.

Ночью клонится к закату,

Значит, спать пора ребятам.

Наступает утро, вновь в оконце

Заглянет ласковое…(солнце).

(Загадку может загадать ребенок)

Правильно, отгадали. (Достает из-за ширмы импровизированное солнышко). А чтобы нам стало еще веселее, предлагаю исполнить танец «Солнышко».

Танец «Солнышко» (песня «Выйди, солнышко, скорей»   детской  студии «Улыбка»).

Музыкальный руководитель: Фея Домисолька приготовила для вас еще одну загадку. Давайте пройдем на «весеннюю поляну».

(Показ иллюстрации с изображением весеннего пейзажа  и небольшая беседа по содержанию).

Я предлагаю вам прослушать произведение известного вам композитора Петра Ильича Чайковского «Подснежник».

Прослушивание произведения.

Музыкальный руководитель: Какие чувства у вас возникли, слушая это произведение?  Какая музыка по настроению? Давайте помечтаем, какую еще картину можно себе представить?  

Прослушивается отрывок произведения,  (рассказы детей).

Музыкальный руководитель: Какие еще произведения этого композитора вы знаете? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Вот и побывали мы на музыкальной ярмарке. Что вам больше всего понравилось и запомнилось? Сейчас, когда вы придете в свою группу попробуйте изобразить в рисунках самые интересные для вас моменты. До свидания, до следующей встречи в музыкальном  зале.

  1. Конспект НОД «Волшебная страна Дюймовочки и Эльфов»

Цель: Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества.

Задачи:

 Слушание:

- Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе;

- Формировать способность самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, расширять словарный запас;

- Развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, динамический слух, ладовое чувство, чувство ритма.

Музыкально-ритмические движения:

- Совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, импровизации;

- Учить согласовывать свои действия с действиями других.

Пение:

- Продолжать учить слушать и слышать в момент исполнения песни себя и других;

- Закреплять вокально-певческие навыки.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество:

- Продолжать вызывать положительные эмоции в процессе музыкальной деятельности, побуждать к творческой импровизации;

- Формировать доброе отношение друг к другу.

Игра на детских музыкальных инструментах:

-  Привлекать внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков;

- Побуждать к свободной импровизации с предметами из стекла и музыкальными инструментами;

- Закрепить понятия – оркестр, соло, дирижер. 

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; 

Предварительная работа:

Разучивание песни «Дорога добра» (музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина).

Знакомство с ритмическими карточками.

Знакомство с бумажными и деревянными звуками.

Изготовление атрибутов и декораций, необходимых для занятия.

Методическое обеспечение

Цветы на каждого ребенка, наклеенные на полу по всему залу;

Шифоновые шарфики с дождиком, по количеству детей;

Объемный цветок;

Три сказочных цветка для эльфов;

Игрушки: паук, три эльфа;

Костюм для Дюймовочки;

Елка, на которой сидит кукушка;

Три пенька разной высоты;

Ритмические карточки: Лев, Ежик, Белочка, Поросенок;

Голубая ткань – речка;

Стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, бутылки разной величины, фужеры с водой;

Музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, металлофон;

Мольберт с магнитами;

Музыкальный центр, синтезатор, аудиокассеты.

Ход занятия

Под фонограмму песни В.Шаинского «Улыбка» дети входят в зал, образуя круг.

М.р

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!».

Давайте и мы с вами поздороваемся.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг»

Под музыку дети спокойно гуляют по залу, с окончанием музыки находят себе пару и выполняют движения по тексту

Здравствуй друг – рукопожатие

Как ты тут? – хлопают ладошкой по плечу

Где ты был? – теребят за ушко

Я скучал – скрещивают руки у себя на груди

Ты пришел – разводят руки в стороны

Хорошо – обнимают друг друга

М.р. Ребята, а вы верите в чудеса? (ответ детей). Сегодня я хочу пригласить вас в чудесную цветочную страну, хотите? (ответ детей). А перенестись туда нам помогут волшебные цветы, присядьте на них и они унесут нас в страну прекрасного.

Музыкально-ритмические движения + развитие фантазии, воображения.

(Дети садятся на цветы, расположенные по всему залу и под музыкальную композицию выполняют плавные, мягкие движения: цветок спит, просыпается, раскрывается, растет, танцует. Далее детям-цветам предлагается сотворить чудо: перенести всех в сказочную страну. Дети берут легкие шифоновые шарфики, в которых лежит мелко нарезанный дождик и легкими движениями «разбрасывают» его вверх по всему залу. В это время открывается занавес, за ним декорации сказочной страны, дети проходят и садятся на стульчики). 

М.р. Вот мы и в цветочной стране, а вот и самый красивый цветок.

(В центре стоит объемный цветок из ткани, лепестки которого связаны наверху ленточкой, внутри цветка девочка – Дюймовочка).

Интересно, кто же может жить в нем? (Дети отвечают, одному из детей предлагается раскрыть цветок и посмотреть, кто же там). 

М.р. Ребята, к нам в гости пришла Дюймовочка. Угадайте, в каком она настроении.

Развитие ладотонального чувства.

(Звучит грустная музыка, дети угадывают  настроение Дюймовочки, говорят, почему они так решили). 

М.р. Дюймовочка, расскажи, что у тебя случилось?

Дюймовочка – У меня есть друзья-эльфы, у каждого из которых есть свой домик-цветок. В одно прекрасное утро мы летали, играли, веселились, а в это время злой паук похитил все домики-цветы и спрятал их в цветочной стране. Что же нам теперь делать?

М.р. Ребята, поможем Дюймовочке и эльфам найти цветы? (дети отвечают)

Но где же нам их искать, куда же нам пойти? Смотрите, на елочке сидит кукушка, на самой низкой ветке. Давайте поможем ей подняться вверх, может она нам поможет.

Распевка «Кукушка».

(Мелодия по тонам поднимается вверх, при правильном пропевании кукушка пересаживается с ветки на ветку, пока не поднимется на верхушку). 

М.р. Кукушка поднялась на самую верхушку и увидела, что за пеньком что-то лежит. Давайте попробуем угадать за каким. Для этого вспомним, что

в музыке лишь три регистра:

есть, (дети называют и показывают) высокий, средний, низкий.

Развитие звуковысотного слуха.

(Дети прослушивают звуки, которые означают высоту пеньков, затем по одному звуку определяют, за каким пеньком лежит цветок, одному из детей предлагается проверить, правильно мы угадали или нет). 

М.р. Смотрите, мы нашли один цветок (на цветке сидит паук). Ой, а вот и сам злой, коварный паук. Давайте мимикой попробуем передать злобный характер паука, а пластикой рук – как он плетет паутину.

Развитие мимических и пластических движений.

(Звучит музыка из м/ф. «Розовая пантера»).

М.р. 

Вдруг паук прыг-скок

И прыгнул к ребятам на язычок.

Артикуляционная гимнастика «Язычок – паучок».

Оказался паучок на язычке, а вокруг темно, стал он выход искать.

В одну щечку постучал,

в другую – не открывается. «Толкну-ка я посильнее!»

И стал он толкать снова: сначала одну щечку,

потом другую.

Выхода не было. Решил тогда паучок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю,

а затем нижнюю губу.

В это время ротик зевнул и открылся.

Паучок-язычок выскочил и огляделся:

сначала в одну сторону,

затем в другую,

затем посмотрел вверх,

посмотрел вниз и улыбнулся.

И сказал, что если мы хотим найти следующий цветок, нам нужно отправиться на цветочную полянку.

рот закрыт (губы сомкнуты)

«проткнуть» языком щечку

«проткнуть» языком другую щечку

«проткнуть» языком щечку

«проткнуть» языком другую щечку

«проткнуть» языком верхнюю губу

«проткнуть» языком нижнюю губу

зевнуть

высунуть язычок из ротика

«посмотреть» языком направо

«посмотреть» языком налево

«посмотреть» языком верх

«посмотреть» языком вниз и улыбнуться

М.р. Ну что, ребята, отправимся на поиски других цветов? (ответ детей). А чтобы идти было веселее, споем песню о дороге, о дороге добра, потому что добро всегда побеждает зло.

Песня «Дорога добра» (музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина).

(Работа над мягкостью, выразительностью звука, над фразами, работа над ансамблем исполнения, над умением слушать и слышать друг друга.

После исполнения песни дети проходят на цветочную полянку). 

М.р. Посмотрите, какая чудесная цветочная полянка. Кто же здесь нас встречает? Паук говорит, что на этой полянке живут разные сказочные животные, и у одного из них он спрятал цветок. Давайте посмотрим, кто здесь.

Развитие чувства ритма по ритмическим карточкам («Этот удивительный мир» Каплуновой, Новоскольцевой)

(На мольберте карточки с изображениями – Льва, Ежика, Белочки, Поросенка открываются по одной, дети проговаривают и прохлопывают название животного. Когда открыты все карточки, дети стараются четко и ритмично проговорить и прохлопать всю цепочку в той последовательности, в которой показывает педагог. Далее дети по хлопкам педагога угадывают, у кого из животных находится цветок). 

М.р. Ребятки, я вижу третий цветок, он находится на той стороне реки, а речка эта тоже не простая, она любит, когда про нее говорят, когда говорят про ее музыку. Послушайте музыку и, проходя через речку, скажите, ей какой вы ее услышали, в каком настроении, как представили ее себе.

Слушание + определение характера музыкального произведения.

(Звучит музыка К.Сен-Санса «Аквариум», из сюиты «Карнавал животных»). 

М.р. Последний цветок мы с вами нашли и помогли Дюймовочке и ее друзьям-эльфам. А вот и они.

(Дети садят эльфов на цветы, схожих с ними по цвету). 

Дюймовочка – Спасибо, ребята, спасибо вам всем.

Как хорошо иметь много друзей.

В знак благодарности мы вам дарим музыкальные инструменты нашей сказочной, волшебной страны.

(М.р. выкатывает стол, на  нем стоят стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, бутылки разной величины. Музыкальные инструменты: треугольники, металлофон, колокольчики). 

М.р. Ребята, мы с вами говорили о том, что есть звуки бумажные, деревянные, а эти звуки как можно назвать? (стеклянные, хрустальные, волшебные и т.д.). Это очень нежные, хрупкие звуки, с ними надо быть очень осторожными.

Голосок наш легкий, звонкий,

Ледяной и очень колкий.

Он прозрачный и летящий,

Хрупкий и блестящий.

 («Игры звуками» Т. Тютюнниковой)

(Детям предлагается самим попробовать извлечь стеклянные звуки). 

М.р. Посмотрите, если в фужер на ножке налить воды, смочить его край и водить по нему пальцем круговыми движениями, мы получим тихий, свистящий звук.

Если подуть в пустую бутылку, приставив ее горлышком к нижней губе – раздается гудящий звук.

(М.р. показывает детям приемы игры на стеклянных инструментах).

А как вы думаете, какими музыкальными инструментами можно воспроизвести стеклянные звуки?

(Дети выбирают музыкальные инструменты, схожие по звучанию со стеклянными звуками). 

М.р. Хотите на них сыграть? (ответ детей).

Только сначала скажите, когда музыканты играют все вместе - это называется…(оркестр), а когда играет один музыкант…(соло),а это кто:

Он отличный музыкант, у него большой талант,

Палочкой взмахнул и вот – в зале музыка живет!

Зазвучал оркестр и хор, кто он, дети? (дирижер).                 

Импровизированная игра на стеклянных инструментах.

(Звучит музыка П.Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик») 

М.р. 

Закончен день и в сказочной стране

Спустилась ночь на землю в колеснице,

Заснули птицы, сказки в тишине,

Пусть им волшебный сон приснится.

Мне, ребятки, с вами было очень интересно, приходите ко мне в следующий раз, вас будет ждать новая сказка.

(Поем «До свидания» по нисходящему трезвучию и под песню «Маленькая страна» Н.Королевой  дети выходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса занятий по охране природы.

ОглавлениеРазработка занятия для детей среднего школьного возраста «Меньше мусора - меньше проблем!»Занятие по профилактике табакокурения «Вы рискуете своими лёгкими»Социальный проект «Изучение ...

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями»

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями», который включает занятия «Мир эмоций», «Многообразие чувств и эмоций», «Тайны мозга и эмоции», «Учимся упр...

Разработка комплекса познавательно-развивающих занятий для детей «Человек природе друг»

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О проведении Года экологии в 2017 году». В настоящее время проблема экологии – это одна из глобальных пробл...

Методическая разработка комплекса развивающих занятий "Будем толерантны"

Методическая разработка включает комплекс развивающих занятий по теме "Толерантность". Занятия проводятся в форме маршрутной игры, в которой занятия дополняют друг друга. Для получения более...

Методическая разработка логопедического занятия по коррекции ОНР и психомоторного развития с использованием игрового комплекса «ПЕРТРА» для детей 5-6 лет

Конспект логопедического занятия по коррекции ОНР и психомоторного развития с использованием игрового комплекса «ПЕРТРА» для детей 5-6 лет, на тему "Играем с бабушкой"...

Методическая разработка комплекса занятий по теме «Пластилиновая живопись»

Первые шаги в живописи. Занятия разработаны для детей 7-10 летЗанятия посещают дети без первоначальной художественной подготовки. Данная методика помогает развить в детях мелкую моторику, наблюдательн...

Разработка комплекса учебных занятий для дистанционного обучения с использованием платформы Word Press

Создание сайта для дистанционного обучения на платформе управления контентом WordPre...