Методическая разработка комплекса развивающих занятий "Будем толерантны"
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Рябова Светлана Юрьевна

Методическая разработка включает комплекс развивающих занятий по теме "Толерантность". Занятия проводятся в форме маршрутной игры, в которой занятия дополняют друг друга. Для получения более высокого результата освоения заявленной темы желательно провести все занятия комплекса в течении одного учебного дня. Для осуществления поставленной задачи требуется участие других заинтересованных и прошедших предварительную подготовку  педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

областной детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»

                                                                                       

                                 

                                           

                                                                                                                         

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

«БУДЕМ ТОЛЕРАНТНЫ»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 12-16 лет

Автор-составитель: Рябова Светлана Юрьевна, педагог-психолог

ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность»

Димитровград 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

5

3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

11

4

ПРИЛОЖЕНИЕ

12

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Глобализация современного мира постоянно напоминает человечеству о том, что мир многообразен и в то же время един, что различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны ввиду различия культур, но уже небезопасны как для конкретных социальных субъектов, та и для мира в целом. Политическая обстановка в мире сделала необходимым уделить особое внимание проблеме толерантности как основного принципа взаимоотношения людей. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок гармонии в современном мире. Прогресс терпимости в мировом сообществе становится индикатором зрелости политической, юридической, психологической и экологической культуры, показателем нравственной высоты нации, их общественного сознания. Толерантность является необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Обучение культуре мира означает построение и развитие социальных отношений, основанных на принципах свободы, справедливости, демократии, терпимости и солидарности, отказа от всех видов насилия.

Невозможно научиться толерантности, исходя лишь из ее формального понимания. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящиеся к позициям и ценностям других людей.

Современный мир характеризуется не только бурным развитием техники, науки, образования и культуры, но ростом числа вооруженных конфликтов, геноцидами, унесшими тысячи и миллионы жизней. В связи с этим проблема толерантности и интолерантности имеет большую актуальность в связи с постоянным присутствием насилия в нашей жизни. Любое насилие, в какой бы форме оно ни проявлялось, какими бы разумными доводами ни оправдывалось, всегда оказывает разрушительное воздействие на человека.

Подростковый возраст является периодом интенсивной  этносоциализации личности, при котором еще не сформированы отрицательные отношения к представителям других этносов. И есть прекрасная возможность сформировать у подростка толерантное отношение к себе другим и миру. Выработать навыки конструктивного взаимодействия с собой, людьми и миром, навыки предоставляющие возможность стать успешным в личной, социальной и профессиональной сферах.

Методическая разработка «Будем толерантны» включает комплекс мероприятий способствующих повышению уровня коммуникативной и социальной компетентности у подростков.

Слово «толерантность» используется сейчас очень часто. Когда мы его слышим, кажется, понимаем, о чем идет речь. Но если нас попросят объяснить это понятие простым языком, многие окажутся в затруднении.

Само определение «толерантность» пришло из медицины. Так врачи называют привыкание организма к лекарствам, при котором медикаменты уже не оказывают лечебного воздействия. Со временем, у этого слова появились новые значения:

Толерантность – это:

•Доброжелательное отношение к другим людям и принятие их такими, какие они есть;

•Умение уважительно воспринимать другую личность, народ его культуру;

•Принятие и уважение другого, иного;

•Готовность быть снисходительным к недостаткам или отличиям других;

•Позитивное отношение к другому мнению (причем этот процесс двусторонний).

Существует множество видов толерантности. В том числе:

Этническая толерантность - способность человека проявлять уважение к малознакомому образу жизни представителей других народностей (их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т. д.).

Конфессиональная толерантность – уважительное отношение к представителям других религий и вероисповеданий.

Возрастная толерантность – уважительное отношение к людям разных возрастных категорий (например, между детьми и взрослыми, молодежью и пожилыми людьми и т.д.).

Гендерная толерантность – равенство полов (мужчин и женщин). Равные возможности для всех в получении образования, выборе работы, личностном и профессиональном развитии.

Однако, чаще всего, говоря о толерантности, имеют в виду доброжелательное отношение именно к представителям других наций, народов, рас.

В нашем регионе эта тема особенно актуальна. Во-первых, в города всегда тянутся разные люди. А во-вторых, Ульяновская область с момента ее основания населяло большое количество народностей: русские, мордва, чуваши, татары и др.. И все эти люди мирно уживались на протяжении многих лет. Благодаря чему? Благодаря уважительному отношению к отличиям соседей. Правда, тогда это «толерантностью» еще никто не называл.

Давайте попробуем описать портрет Толерантного Человека: 

  • справедливый,
  • стремится жить в гармонии с окружающим миром;
  • умеет видеть в человеке, прежде всего, положительные черты,
  • умеет конструктивно выходить из конфликтов,
  • принимает СЕБЯ и других такими, какие они есть,
  • оценивает людей за их личные качества, а не за их цвет кожи, национальность, пол и т.д.,
  • уважает себя и окружающих.

То есть, это личность, хорошо знающая себя и стремящаяся понять других людей.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПРОЕКТНАЯ ИГРА «ПОРТРЕТ ТОЛЕРАНТНОГО ЧЕЛОВЕКА»

Цель: работа с понятиями «толерантность»  и «толерантный человек» при помощи ассоциативного ряда через развитие фантазии, творческого мышления.

Задачи:  

  1. Познакомить подростков с термином «толерантность», его значением;
  2.  Способствовать формированию и развитию толерантности у подростков;
  3. Создать условия для  развития коммуникативной компетентности подростков,  их творческой активности и умения работать в команде;
  4. Стимулировать развитие у подростков фантазии, воображения и художественного творчества;

Ход игры:  Ведущий. Здравствуйте ребята, наша встреча посвящена актуальной сегодня  теме «Толерантность»: Минилекция  «Современный мир и толерантность» (3-5 минут). Ведущий: Прежде чем выполнять задания проективной игры «Портрет толерантного человека» я предлагаю вам поиграть.

Упражнение «Такси»  (5 минут)

Ведущий выбирает 4-х участников  – водителей маршрутного такси. Такси движутся по городу в различных направлениях, люди спешат по делам – это все остальные. Задание: Вы должны сесть в такси, т.е. прицепиться сзади к таксисту, но в одну машину может сесть не более 7 человек вместе с таксистом. У нас получилось 4 микрогруппы участники которых должны встать у рабочих столов на которых размещены материалы для творческой работы (маркеры, половинка ватмана, клей, ножницы и журналы с картинками).

Задание №1  Упражнение «Ассоциации» (5-10 минут).

Цель: показать многоаспектность понятия «толерантность».

Прошу Вас ответить на вопрос «Что такое толерантность»  используя метод мозгового штурма и на листе ватмана  вертикально написано слово «Толерантность», участники по очереди называют ассоциации к слову «Толерантность»,  слова-ассоциации могут начинаться  как с  первой буквы слова «Толерантность» так и включать ее в слова-ассоциации:

Т ерпимость к различиям

д О брожелательность

Л юбовь

отв Е тственность

о Р иентация на других

з А щищенность

 уме Н ие слушать собеседника

чувс Т во юмора

гума Н изм

с О переживание

С нисходительность

любозна Т ельность

терпимост Ь

Например:  расположенность к другим людям, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.д.), умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать собеседника, любознательность, сопереживание и т.п.)

Обсуждение: Ведущий задает следующие вопросы:

  • Что отличает каждое определение?
  • Какое определение наиболее удачно?
  • Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:

  • Понятие «толерантность» имеет множество сторон.
  • Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Задание №2  «Портрет толерантного человека»  (30 минут)

Цель: дать представление об особенностях толерантной личности

В течение 10 минут участники микрогруппы методом открытого обсуждения составляют словесный портрет толерантного человека и вырабатываю идею образа толерантного человека (схема коллажа). Ответив на вопросы:

1. Название черты, которая присуща толерантному человеку;

2. Основные признаки указанной черты: внешние признаки, которые видят окружающие, внутренние признаки, которые видит только сам человек;

3. Ценности толерантного человека;

4. Установки толерантного человека.

После обсуждения ведущий сообщает,  что изготовление проекта «Портрет толерантного человека» (коллаж) выполняется в полной тишине – участникам запрещено разговаривать, можно объясняться только с помощью жестов и мимики. Время выполнения коллажа 10 минут.

Презентация и обсуждение проекта: участники микрогруппы представляют свой коллаж всем участникам игры сопровождая его рассказом-пояснением. Затем все участники могут задать вопросы.

Рефлексия: Что вам помогло выполнить задание? С какими сложностями вы столкнулись? Что нового вы узнали о себе и других выполняя задания игры? Является ли игра полезной и нужной? (участники высказываются по желанию).

МАСТЕР-КЛАСС «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»

Цель: Развитие толерантности и творческого самовыражения.

Птица-красавица с пышным веерообразным хвостом и крыльями смотрится как лучезарное солнце.   Верили люди, что приносят птицы счастье, добро, охраняют покой дома, несут детишкам здоровье. Образ птицы – это древнейший символ добра, благополучия. Птица связана с землёй, но ей доступна и свобода неба! Она, как мечта, способна преодолеть пространство и время, вырваться за пределы трудностей, улететь к счастью!

Инструменты:  ножницы, клей, линейка, карандаш, исписанный стержень  (для проведения линий для сгиба).

Материалы: 2листа бумаги (А 4)

Пошаговая инструкция выполнения: 

1шаг. Берём  1 лист бумаги. Сгибаем  лист пополам, получилось два прямоугольника. Разрежем  по линии сгиба. Один прямоугольник сгибаем  так, чтобы получился квадрат

2шаг. Отрежем нижнюю часть, из неё  потом сделаем хохолок 

3шаг.  Складываем  стороны квадрата   внутрь к середине, сначала с одного, а потом с другого конца 

4шаг. Сгибаем пополам.  Заготовка имеет форму равнобедренного треугольника 

5шаг. Сгибаем один острый угол к точке. Это будет голова и шейка птицы.

6шаг. Другой угол  сгибаем, это - хвост птицы

Треугольный конец хвоста заправляем внутрь

7шаг. Из одного угла делаем клювик, сложив концы заготовки по сгибу внутрь и оттянув его наружу 

8шаг.  Берём 2 лист бумаги и размечаем хвост птицы  (размеры 20 х10), а остальная часть листа – крылья птицы.

9шаг. Сделаем  заготовку  для хвоста, ширина полосок 1см.  Соединяем пометки невидимыми линиями (проводим  линии стержнем, который не пишет).

10шаг. Делаем гофрированную заготовку хвоста, крыльев и хохолка («гармошкой»). 

11шаг. По шаблону (или рисуем)  наносим красивый узор по краям хвоста, крыльев, хохолка и вырезаем.

12шаг. Делаем разрез и в него вставляем крылья.

13шаг. Последние полоски на крыльях приклеиваем к туловищу. Вклеиваем в расщелину спинки птицы хвост. Хохолок вклеиваем в расщелину головы, образованную при сгибании клюва и приклеиваем  его. Рисуем  глаза.

ТРЕНИНГ «МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, И ВСЕ-ТАКИ, МЫ ВМЕСТЕ»

Цель: формирование и развитие толерантности у подростков.

Задачи:

  1. Познакомить подростков с понятием «толерантность», его значением в жизни человека;
  2. Отработать умение видеть индивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к другим людям;
  3. Сформировать представление о толерантном общении.

Введение (знакомство)

Наш сегодняшний тренинг называется «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе» и посвящен он толерантности отношений между людьми.

Прежде чем мы начнем разговор на тему толерантности, предлагаю вам поиграть

Упражнение «Семья» (10 минут)

Психолог просит всех участников разделиться на микрогруппы по дате рождения: те кто рожден весной, зимой, осенью и летом. Каждая микрогруппа становится «Семьей». Задание: Через 10 минут участники микрогрупп должны рассказать о своей «семье» ответив на следующие вопросы: Как зовут всех членов вашей семьи, кем являются члены вашей семьи (кто мама, папа и другие), когда дни рождения, любимое блюдо членов вашей семьи, чем любите заниматься в свободное время, какими качествами и талантами обладают? После знакомства каждая семья знакомится с другими семьями.

Обсуждение: Что помогло вам выполнить задание?

Психолог рассказывает участникам группы о том, что такое толерантность и интолерантность.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый способен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

Слово толерантность интернациональное, вот как оно толкуется в ведущих языках мира:

Английский

Готовность быть терпимым, снисходительным

Французский

Убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной

Испанский

Способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных

Китайский

Принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим

Арабский

Снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать

- Вы заметили, что же общего есть во всех этих определениях?

Толерантность – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Определения, существующие на разных языках, в целом совпадают. Однако в каждом из них просматриваются свои национальные особенности: английская – снисходительность, китайское – великодушие, русское  - умение терпеть.

- А что обозначает слово «терпение»?

Вот как толкуется это слово в словаре – «Терпение – способность терпеть. Терпеть – безропотно и стойко переносить что-нибудь; мириться с наличием, существованием кого - чего-нибудь; испытывать что-нибудь; не требовать срочного исполнения, немедленного решения».

Толерантность – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас.

- Чем же мы отличаемся друг от друга? (ответы участников)

- Да, у вас разный пол, цвет волос, глаз. Одни высокие, другие – маленькие. Одни – худые, другие – полные.

- Почему вы так отличаетесь?

- Правильно, у вас у всех разные родители. Да и в одной семье дети могут быть непохожи, т.к. один ребенок похож на папу, а другой на маму. Но, несмотря на все различия каждый человек уникален.

Упражнение  «Я подарок для человечества» (10 минут)

Каждый человек – уникальная личность. Верить в свою исключительность необходимо каждому. Ведущий предлагает каждому обучающемуся подумать над тем, что каждый из них действительно является «подарком» для человечества. Каждому подростку предлагается аргументировать свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я…»

        После выполнения задания учитель обобщает высказывания детей, говорит, что у всех много того, что делает каждого уникальным, и того, что их объединяет. В итоге дети должны прийти к выводу - мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить».

Психолог: Все мы разные. У нас разный цвет волос и глаз, разные оттенки кожи, но у всех нас есть что-то общее. Для того, чтобы определить чем мы похожи друг на друга, я предлагаю вам разбиться на пары и выполнить следующее упражнение.

Упражнение  «Что нас объединяет» (10 минут)

Психолог предлагает подросткам определить, что их объединяет, несмотря на множество различий. Каждый из ребят в двойках, задает вопросы, касающиеся психологических характеристик и интересов, которые могут их объединять и записывает результат на листе бумаги. (Например, мы оба добрые, тактичные, приятные в общении, любим слушать музыку, смотреть триллеры и т.д.

После того как задание в мини-группах выполнено, на доске выписываются одинаковые для всех подростков качества.

После выполнения данного упражнения участники  должны сделать вывод: несмотря на физиологические, биографические и другие различия, люди принимают и понимают других на основе сходства психологических характеристик или интересов, что позволяет им быть более толерантными по отношению друг к другу.

Психолог: Итак, в ходе второго упражнения мы узнали, что не смотря на внешние различия, нас объединяют общие интересы. А какие же качества помогают человеку быть терпимым, и принимать других людей такими, какие они есть.

Упражнение  «Качества толерантной личности» (10 минут)

Каждому участнику предлагается письменно назвать 10 характеристик, свойственных толерантной личности. Затем психолог предлагает отметить знаком «+» те качества, которые, по его мнению, у него наиболее выражены

После выполнения задания каждый знакомит остальных с характеристиками толерантной личности, которые записываются психологом на доске. В итоге появляется список качеств толерантной личности, с точки зрения данной группы. В результате подростки получают возможность сравнить представление о себе, отмеченное знаком «+», с портретом толерантной личности, созданным группой.

Примерные качества толерантной личности, которые должны получиться в ходе выполнения упражнения:

1) терпение,
2) доверие,
З) умение владеть собой,
4) снисходительность,
5) доброжелательность,
б) умение не осуждать других,
7) терпимость к различиям,
8) способность к сопереживанию,
9) умение слушать.

Психолог. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

А сейчас, я бы хотела вас познакомит с правилами толерантного общения (карточки с правилами выдаются каждому участнику).

Правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

В заключение тренинга, мне хотелось бы сказать, что ваша группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в вашей группе всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.

Упражнение  «Дерево толерантности» (10 минут)

Подросткам выдаются листочки и предлагается на них написать то, что, по их мнению, нужно сделать, чтобы группа и смена в которой они принимают участие стала пространством толерантности.

После того, как подростки выполнили задание, листья прикрепляются к дереву толерантности.

В заключение упражнения  психолог делает вывод, о том, что должен сделать каждый подросток, для того, чтобы всем людям было комфортно жить.

Подведение итогов.

Мы все очень разные, но всех нас объединяет одно. Как вы думаете – что?

- Все мы – люди.

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените свое отношение к людям.

В заключении нашего тренинга я бы хотела привести слова Д.С. Лихачева о доброте: «Быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т.д. и т.п. – все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу».

РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ «РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ»

Цель: Развитие навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Участникам предлагается разделиться на 4 группы. Каждая получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

  1. Конфликтные ситуации:

- Подросток хочет подольше погулять, а родители не разрешают, между ними возникла конфликтная ситуация.

- На одной из перемен к подростку подошел старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт

- Подросток любит слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

- Перед сном подросток играет в компьютерную игру. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у него возникают конфликты с родителями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Солдатова, Г. У. Тренинг толерантности [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова – Москва : Генезис, 2001. - 89 с.
  2. Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности [Текст] / С. Д. Щеколдина. – Москва : ОСЬ-89, 2004. – 80

Приложение

ТЕСТ «ДОСТАТОЧНО ЛИ ТЫ ТОЛЕРАНТЕН?»

Инструкция: Ниже приведены качества личности. Нужно отметить, какие из утверждений тебе ближе: поставь плюс напротив того варианта который соответствует твоим качествам. Затем посчитай сколько ответов «А» получилось у тебя.

1. Знание себя

А: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

Б: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.

2. Защищенность

А: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.

Б: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность

А: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.

Б: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

4. Потребность в определении

А: Стремится к работе, творчеству, самореализации.

Б: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).

5. Чувство юмора

А: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.

Б: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

6. Принятие решений

А: Учитывает мнение других.

Б: Никогда не прислушивается к чужому мнению

Приложение

РЕФЛЕКСИЯ

Цель:

Анкета.

  1. Где в своей жизни вы сможете применить те принципы и знания, которые приобрели на занятии.
  2. Что надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, т. е., чтобы отношения в нем были толерантными.

Приложение

МИНИЛЕКЦИЯ  «СОВРЕМЕННЫЙ МИР И ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. На первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.  Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи  ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!

Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!

Приложение

СКАЖИ МНЕ, ПОЧЕМУ? (перевод песни «Tell me why»)

В моём сне дети поют песню любви для каждого мальчика и девочки,

Синее небо и зелёные поля, и смех — это язык мира,

Потом я просыпаюсь и всё, что я вижу — это мир нуждающихся людей.

Скажи мне, почему он должен быть такой, как этот?

Скажи мне, почему я что-то здесь упустил?

Скажи мне, почему я не понимаю?

Когда столько много нуждаются в ком-то, мы не даём руку помощи.

Скажи мне, почему?

Каждый день я спрашиваю себя, что мне сделать, чтобы стать человеком?

Должен ли я стоять и сражаться, чтобы доказать всем, кто я есть?

То ли это, для чего моя жизнь проходит впустую в мире полном войны?

Скажи мне, почему (почему) он должен быть такой, как этот?

Скажи мне, почему я что-то здесь упустил?

Скажи мне, почему я не понимаю?

Когда столько много нуждаются в ком-то, мы не даём руку помощи.

Скажи мне, почему?

Скажи мне почему? Скажи мне зачем?

Скажи мне почему? Скажи мне зачем?

Просто скажи мне почему, почему, почему?

Скажи мне, почему он должен быть такой, как этот?

Скажи мне, почему я что-то здесь упустил?

Скажи мне, почему я не понимаю?

Когда столько много нуждаются в ком-то, мы не даём руку помощи.

Скажи мне почему, почему тигр убегает?

Скажи мне почему, почему мы стреляем из ружей?

Скажи мне почему, почему мы никогда не поймём?

Может кто-нибудь сказать нам, почему мы даём лесам гореть?

почему, почему мы говорим, что мы заботимся?

Скажи мне почему, почему мы стоим и смотрим?

Скажи мне почему, почему дельфины плачут?

Может кто-нибудь сказать, почему мы даём океану умирать?

почему, почему, если мы все одинаковы?

Скажи мне почему, почему мы передаём вину?

Скажи мне почему, почему это не заканчивается?

Может кто-нибудь сказать нам, почему мы не можем быть просто друзьями?

почему, почему мы закрываем глаза?

почему, почему мы не верим в жизнь?

почему, почему мы сражаемся за землю?

Может кто-нибудь сказать, почему мы должны оставаться в неведении?

Почему? Почему?!

Приложение

ДИЕТА ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ТОЛЕРАНТНЫМ


Понедельник

Беседуя с людьми, посмотри им в глаза.

Поздоровайся со всеми.

Вторник

Постарайся не навязывать другим

собственную волю. Выслушай их мнение.

Среда

Сделай для кого-нибудь доброе дело так,

чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя.

Четверг

Не проявляй к окружающим такого отношения,

которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Пятница

Постарайся хорошо выглядеть.

Говори со всеми тихим голосом

Суббота

Запиши 5 положительных качеств,

характеризирующих тебя твоего друга

Воскресенье

Найди 3 повода, чтобы сказать

«спасибо» твоим домашним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса занятий по охране природы.

ОглавлениеРазработка занятия для детей среднего школьного возраста «Меньше мусора - меньше проблем!»Занятие по профилактике табакокурения «Вы рискуете своими лёгкими»Социальный проект «Изучение ...

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями»

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями», который включает занятия «Мир эмоций», «Многообразие чувств и эмоций», «Тайны мозга и эмоции», «Учимся упр...

Методическая разработка по теме «Курсы толерантности»

Ознакомление с «Курсами толерантности» предполагает изучение значительного блока правовых знаний (в связи с политическими, экономическими, социологическими, этическими, культурологическими знаниями)....

Методическая разработка «Комплекс тренировочных упражнений для изучения китайского языка» для учащихся 8-10 классов.

Целью данной методической разработки является показать методику использования системы упражнений в процессе обучения китайскому языку, так как центральным вопросом методики обучения иностранным ...

Методическая разработка комплекса краеведческих игр "Иностранцы в Петербурге"

Комплекс краеведческих игр «Иностранцы в Петербурге» был  разработан для  районного Фестиваля «Европейская культура на берегах Невы»,  состоявшегося  в Красносельском  р...

Методическая разработка - Комплекс тестов по географи

Методическая разработка - тесты по географии для проверки знаний за первое полугодие  для  6, 7, 8 классов (два варианта) и  9 класс  (один вариант.)...

Методическая разработка "Комплекс методических материалов с целью систематизации и обобщения учебного материала предмета "Химия"

В настоящее время актуальной является задача подбора наиболее оптимальных методик, технологий и средств обучения с целью повышения эффективности процесса обучения и качественного усвоения больших масс...