Рабочая программа элективного курса "Риторика"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и в работе, необходимо, прежде всего, научиться общаться. Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.Навыки общения необходимы для того, чтобы уверенно чувствовать себя в коллективе. Без знания общепринятых правил культуры общения трудно рассчитывать на успех в жизни и работе.Элективный курс “Риторика” предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 17 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.k.ritorika.docx | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения Каменской средней общеобразовательной школы в д. Волхонщина
Ржаксинского района Тамбовской области
Утверждена приказом МОУ Каменской СОШ от «____»__________2010 г. №___ Директор школы:_____Н. А. Степанова | Рассмотрена и рекомендована к утверждению УС Протокол №___от«___»_____2010 г. Пред. УС:_______ ________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
Осиповой
Марии Юрьевны
«РИТОРИКА»
2010 - 2011 учебный год
Пояснительная записка
Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и в работе, необходимо, прежде всего, научиться общаться. Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.Навыки общения необходимы для того, чтобы уверенно чувствовать себя в коллективе. Без знания общепринятых правил культуры общения трудно рассчитывать на успех в жизни и работе.Элективный курс “Риторика” предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 17 часов.
Цель курса:
- познакомить с основными требованиями к культуре речи в устной и письменной формах языка;
- формирование навыков работы с текстом, составление точного и выразительного устного высказывания;
- углубление знаний по культуре речи.
Задачи курса:
- пополнить знания учащихся по русскому языку;
- совершенствовать коммуникативные навыки и умения учащихся;
- развивать логическое мышление.
В данном курсе в качестве ведущего компонента является речевая деятельность. Единицы содержания – речевые умения: устная связная речь, письменное изложение материала по теме (проектная деятельность). Реализуется идея развивающего обучения – творческие задания, проблемные вопросы, дается научная терминология. Материал курса по речевой деятельности отобран с учетом практических потребностей развития речевой способности. Содержание знаний о языке направлено на овладение речевыми умениями и на формирование у учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни Программа курса способствует развитию основных умений и навыков в общении, а также обязательных теоретических знаний, что позволяет изучению смежных учебных предметов на профильном уровне; способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Планируемыми результатами является обеспечение языкового и речевого развития учащихся; формирование функционально грамотной личности. Модель выпускника: личность с активной жизненной позицией, обладающая необходимыми знаниями, умениями, навыками и ценностными ориентациями для успешной деятельности в сфере общественных наук.
Основные ведущие методы в изучении тем – репродуктивный, поисковый. При изучении материала используются следующие организационные формы обучения: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа. Приемы изучения и контроля данного материала: беседа, дискуссия, фронтальный опрос, ролевая игра, тестирование, анализ текста, защита проекта.
Материал программы распределен во времени и с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и запланированных результатов. Определена такая последовательность знаний, которая является наиболее “коротким путем” в достижении целей.
Знания, полученные в процессе изучения этого курса, какую бы область деятельности не избрал учащийся в будущем, помогут найти им свое место в жизни.
Рабочая программа курса включает следующие разделы:
- пояснительную записку;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
- учебно-тематический план;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- литературу и средства обучения;
- календарно-тематический план.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
- Закон РФ «Об образовании»
- Приказ УО и науки Тамбовской области от 05.06.2009 №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»
- Приказ ОО администрации Ржаксинского района от 18.09.2009 № 62 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».
Место и роль предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 17 часов для изучения элективного курса. Содержание курса опирается на знания, полученные в основной школе .
Элективный курс «Риторика» расширяет кругозор учащихся предпрофильной школы.
Информация о количестве учебных часов:
Согласно учебному плану школы изучение курса «Риторика» в 9 классе предусматривается в объеме 17 часов, 0,5 часа в неделю, в том числе:
- 11 часов отводится на лекционные занятия;
- 4 часов – на проведение практических работ;
Формы организации образовательного процесса:
- творческая деятельность;
- публичные презентации;
- самостоятельная деятельность;
- лекции;
- практическая деятельность (выполнение практических работ).
Технологии обучения:
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
- задания;
- задания для выполнения практических работ;
- организация проектной деятельности.
Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:
- раздаточный материал для практических работ.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
№ | Тема | Компетенции |
1 | Эмоции и чувства. | учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная |
2 | Основы коммуникации. | Учебно – познавательная, трудовая |
3 | Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи. | Учебно – познавательная, ценностно - смысловая |
4 | Грамматическая правильность – основа культуры речи. | Учебно – познавательная, ценностно - смысловая |
5 | Лексические нормы языка. | Учебно – познавательная, трудовая |
6 | Точность словоупотребления. | учебно-познавательная, |
7 | Логичность и выразительность речи. | учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная |
8 | Письменная коммуникация. | Учебно – познавательная, трудовая |
9 | Деловое письмо. Доклад. Конспект. | учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная |
10 | Понятие и значение невербального общения. Манера поведения. | Учебно – познавательная, трудовая |
11 | Разговор по телефону. | Учебно – познавательная, ценностно - смысловая |
12 | Речевые и стилистические ошибки. | Учебно – познавательная, ценностно - смысловая |
13 | Изложение текста в тезисной форме. | Учебно – познавательная, трудовая |
14 | Смысловая и стилистическая оценка текста. | Учебно – познавательная, ценностно - смысловая |
15 | Защита проектов. | Учебно – познавательная, ценностно - смысловая |
Виды контроля: | Формы контроля: |
текущий | фронтальный опрос |
тематический | защита проектов |
итоговый | практическая работа |
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года.
Планируемыми результатами является обеспечение языкового и речевого развития учащихся; формирование функционально грамотной личности.
Модель выпускника: личность с активной жизненной позицией, обладающая необходимыми знаниями, умениями, навыками и ценностными ориентациями для успешной деятельности в сфере общественных наук.
Основное содержание /17 часов, 9 класс/.
Тема 1. Эмоции и чувства
Общение. Эмоции. Чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Значение эмоций и чувств при общении.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 2. Основы коммуникации
Общение – процесс обмена информацией, процесс взаимодействия людей. Коммуникация как одна из важнейших сторон человеческого общения и взаимодействия.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 3. Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи
Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте деловой речи. Борьба с многословием, паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексики.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 4, 5. Грамматическая правильность – основа культуры речи
Грамматическая форма как единица языка и речи. Ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм. Морфологические, лексические, синтаксические нормы языка.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 6. Лексические нормы языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Лексика с точки зрения ее употребления: общеупотребительная лексика, диалектная, просторечная, устаревшая, неологизмы. Иноязычные слова и уместность их употребления.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 7. Точность словоупотребления
Слово в языке и речи. Специфика реализации признаков языкового слова в речи. Специфика слова на разных уровнях. Смысловая специфика слова в речи.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 8. Логичность и выразительность речи
Логика высказывания. Мелодика речи. Смыслоразличительная роль ударения. Роль интонации в речевом общении.Специфика культуры речи в письменной речи (элементы письменной деловой речи)
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 9. Письменная коммуникация
Письменная коммуникация – общение с помощью письменных методов передачи информации. Методы письменного текста.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 10, 11. Деловое письмо. Доклад. Конспект
Развитие мысли, план, строение текста. Бланкированные и стандартизированные документы: справка, заявление, инструкция, служебная характеристика, рекламный проспект и др.Доклад – изложение и обоснование результатов работы. Этапы составления доклада. Структурное содержание доклада.Конспект – логическая канва устной речи или письменного сообщения. Способы составления конспекта.Виды общений.
Практическая работа.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 12. Невербальное общение
Формулы вежливости. Как обратиться к собеседнику? Мимика и жесты в общении.
Практическая работа.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 13. Разговор по телефону
Умение правильно и корректно говорить по телефону. Отличие деловых разговоров по телефону от бытовых. Правила общения по телефону при определенных случаях.
Практическая работа.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 14. Речевые и стилистические ошибки
Употребление слова в несвойственном ему значении. Тавтология и неуместное употребление слов. Нарушение стилистической окраски текста.
Знать и уметь выявлять речевые и стилистические ошибки в тексте.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 15. Изложение текста в тезисной форме
Тезис. Правила составления тезисов по данному тексту.Умение и навык составления тезисов по данному тексту.
Практическая работа.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 16. Смысловая и стилистическая оценка текста
Ошибки в смысловой и стилистической окраске текста. Практические умения и навыки при оценке данного текста.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Тема 17. Защита проектов
Рекомендуемые темы проектов:
Молодежный сленг.
Культура в деловом письменном общении.
Лексические нормы языка.
Речевые и грамматические ошибки в тексте.
Знать/понимать: основные понятия темы
Уметь: применять полученные знания на практике
Применять: при общении
Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов | В том числе | |
Лекции | Практические занятия | ||
| 1 | 1 | |
| 1 | 1 | |
З. Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи. | 1 | 1 | |
4. Грамматическая правильность – основа культуры речи. | 1 | 1 | |
5. Лексические нормы языка. | 1 | 1 | |
6. Точность словоупотребления. | 1 | 1 | |
7.Логичность и выразительность речи. | 1 | 1 | |
8. Письменная коммуникация. | 1 | 1 | |
9. Деловое письмо. Доклад. Конспект. | 1 | 1 | |
10.Понятие и значение невербального общения. Манера поведения. | 1 | 1 | |
11.Разговор по телефону. | 1 | 1 | |
12.Речевые и стилистические ошибки. | 1 | 1 | |
13.Изложение текста в тезисной форме. | 1 | 1 | |
14. Смысловая и стилистическая оценка текста. | 1 | 1 | |
15. Защита проектов. | 1 | 1 | |
Резерв | 2 |
Литература и средства обучения:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования.
- Развивайте дар слова: Факультатив. курс “Теория и практика сочинений разных жанров. 8–9 кл.”: Пособие для учащихся. Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – М.: Просвещение, 1990.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.
- 5.Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКий ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«рИТОРИКА» 17 часов (0,5 ч. в неделю)
№ п/п | Тема | Число часов | Дата прохождения | Виды контроля | Формы контроля | |
план | факт | |||||
1 | Эмоции и чувства. | 1 | текущий | фр.опрос | ||
2 | Основы коммуникации. | 1 | текущий | фр.опрос | ||
3 | Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи. | 1 | текущий | фр.опрос | ||
4 | Грамматическая правильность – основа культуры речи. | 1 | текущий | фр.опрос | ||
5 | Лексические нормы языка. | 1 | текущий | фр.опрос | ||
6 | Точность словоупотребления. | 1 | текущий | фр.опрос | ||
7 | Логичность и выразительность речи. | 1 | текущий | фр.опрос | ||
8 | Письменная коммуникация. | 1 | текущий | фр.опрос | ||
9 | Деловое письмо. Доклад. Конспект. | 1 | текущий | практич.раб. | ||
10 | Понятие и значение невербального общения. Манера поведения. | 1 | текущий | практич.раб. | ||
11 | Разговор по телефону. | 1 | текущий | практич.раб. | ||
12 | Речевые и стилистические ошибки. | 1 | текущий | фр.опрос | ||
13 | Изложение текста в тезисной форме. | 1 | текущий | практич.раб. | ||
14 | Смысловая и стилистическая оценка текста. | 1 | текущий | фр.опрос | ||
15 | Защита проектов. | 1 | итоговый | практич.раб. | ||
Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)
Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...