Рабочая программа элективного курса "Риторика"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Осипова Мария Юрьевна

Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и в работе, необходимо, прежде всего, научиться общаться. Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.Навыки общения необходимы для того, чтобы уверенно чувствовать себя в коллективе. Без знания общепринятых правил культуры общения трудно рассчитывать на успех в жизни и работе.Элективный курс “Риторика” предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 17 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el.k.ritorika.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения Каменской средней общеобразовательной школы в д. Волхонщина

Ржаксинского района Тамбовской области

Утверждена приказом

МОУ Каменской СОШ

от «____»__________2010 г. №___

Директор школы:_____Н. А. Степанова

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению УС

Протокол №___от«___»_____2010 г.

Пред. УС:_______ ________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

Осиповой

Марии Юрьевны

 

 «РИТОРИКА»

        

2010 - 2011  учебный год

Пояснительная записка

Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и в работе, необходимо, прежде всего, научиться общаться. Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.Навыки общения необходимы для того, чтобы уверенно чувствовать себя в коллективе. Без знания общепринятых правил культуры общения трудно рассчитывать на успех в жизни и работе.Элективный курс “Риторика” предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 17 часов.

Цель курса:

  1. познакомить с основными требованиями к культуре речи в устной и письменной формах языка;
  2. формирование навыков работы с текстом, составление точного и выразительного устного высказывания;
  3. углубление знаний по культуре речи.

Задачи курса:

  1. пополнить знания учащихся по русскому языку;
  2. совершенствовать коммуникативные навыки и умения учащихся;
  3. развивать логическое мышление.

В данном курсе в качестве ведущего компонента является речевая деятельность. Единицы содержания – речевые умения: устная связная речь, письменное изложение материала по теме (проектная деятельность). Реализуется идея развивающего обучения – творческие задания, проблемные вопросы, дается научная терминология. Материал курса по речевой деятельности  отобран с учетом практических потребностей развития речевой способности. Содержание знаний о языке направлено на овладение речевыми умениями и на формирование  у  учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни Программа курса способствует развитию основных умений и навыков в общении, а также обязательных теоретических знаний, что позволяет изучению смежных учебных предметов на профильном уровне; способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Планируемыми результатами является обеспечение языкового и речевого развития учащихся; формирование функционально грамотной личности. Модель выпускника: личность с активной жизненной позицией, обладающая необходимыми знаниями, умениями, навыками и ценностными ориентациями для успешной деятельности в сфере общественных наук.

Основные ведущие методы в изучении тем – репродуктивный, поисковый. При изучении материала используются следующие организационные формы обучения: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа. Приемы изучения и контроля данного материала: беседа, дискуссия, фронтальный опрос, ролевая игра, тестирование, анализ текста, защита проекта.

Материал программы распределен во времени и с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и запланированных результатов. Определена такая последовательность знаний, которая является наиболее “коротким путем” в достижении целей.  

Знания, полученные в процессе изучения этого курса, какую бы область деятельности не избрал учащийся в будущем, помогут найти им свое место в жизни.

Рабочая  программа курса   включает следующие  разделы:

  1. пояснительную записку;
  2. основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
  3. учебно-тематический план;
  4.  требования к уровню подготовки обучающихся;
  5. литературу и средства обучения;
  6. календарно-тематический план.

 

Перечень  нормативных документов, используемых  при составлении рабочей  программы:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Приказ УО и науки Тамбовской области от 05.06.2009 №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»
  3. Приказ ОО администрации Ржаксинского района от 18.09.2009 № 62 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».

Место и роль предмета в учебном плане: 

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 17  часов для изучения элективного курса. Содержание курса опирается на знания, полученные в основной школе .

Элективный курс «Риторика» расширяет кругозор учащихся предпрофильной школы.

Информация о количестве учебных часов:

  Согласно учебному плану школы  изучение курса «Риторика» в 9  классе предусматривается в объеме 17 часов, 0,5 часа в неделю, в том числе:

  1. 11 часов отводится на лекционные занятия;
  2. 4 часов – на проведение практических работ;

Формы организации образовательного процесса:

  1. творческая деятельность;
  2. публичные презентации;
  3. самостоятельная деятельность;
  4. лекции;
  5. практическая деятельность (выполнение практических  работ).

Технологии обучения:

Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: 

  1. задания;
  2. задания для выполнения практических работ;
  3. организация проектной деятельности.

Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:

  1. раздаточный материал для практических работ.

 

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Тема

Компетенции

1

Эмоции и чувства.

учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная

2

Основы коммуникации.

Учебно – познавательная, трудовая

3

 Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи. 

Учебно – познавательная, ценностно - смысловая

4

 Грамматическая правильность – основа культуры речи. 

Учебно – познавательная, ценностно - смысловая

5

 Лексические нормы языка. 

Учебно – познавательная, трудовая

6

Точность словоупотребления. 

учебно-познавательная,

7

Логичность и выразительность речи.

учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная

8

 Письменная коммуникация.

Учебно – познавательная, трудовая

9

 Деловое письмо. Доклад. Конспект.

учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная

10

Понятие и значение невербального общения. Манера поведения.

Учебно – познавательная, трудовая

11

Разговор по телефону.

Учебно – познавательная, ценностно - смысловая

12

Речевые и стилистические ошибки.

Учебно – познавательная, ценностно - смысловая

13

Изложение текста в тезисной форме.

Учебно – познавательная, трудовая

14

Смысловая и стилистическая оценка текста.

Учебно – познавательная, ценностно - смысловая

15

 Защита проектов.

Учебно – познавательная, ценностно - смысловая

Виды контроля:

Формы контроля:

текущий

фронтальный опрос

тематический

защита проектов

итоговый

практическая работа

 

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года.

Планируемыми результатами является обеспечение языкового и речевого развития учащихся; формирование функционально грамотной личности.

 Модель выпускника: личность с активной жизненной позицией, обладающая необходимыми знаниями, умениями, навыками и ценностными ориентациями для успешной деятельности в сфере общественных наук.

Основное содержание /17 часов, 9 класс/.

 

Тема 1. Эмоции и чувства

Общение. Эмоции. Чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Значение эмоций и чувств при общении.

 Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

Тема 2. Основы коммуникации

Общение – процесс обмена информацией, процесс взаимодействия людей. Коммуникация как одна из важнейших сторон человеческого общения и взаимодействия.

  

 Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

Тема 3. Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи

Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте деловой речи. Борьба с многословием, паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексики.

   Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

Тема 4, 5. Грамматическая правильность – основа культуры речи

Грамматическая форма как единица языка и речи. Ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм. Морфологические, лексические, синтаксические нормы языка.

   Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

Тема 6. Лексические нормы языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Лексика с точки зрения ее употребления: общеупотребительная лексика, диалектная, просторечная, устаревшая, неологизмы. Иноязычные слова и уместность их употребления.

   Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

Тема 7. Точность словоупотребления

Слово в языке и речи. Специфика реализации признаков языкового слова в речи. Специфика слова на разных уровнях. Смысловая специфика слова в речи.

    Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

 

Тема 8. Логичность и выразительность речи

Логика высказывания. Мелодика речи. Смыслоразличительная роль ударения. Роль интонации в речевом общении.Специфика культуры речи в письменной речи (элементы письменной деловой речи)

    Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

Тема 9. Письменная коммуникация

Письменная коммуникация – общение с помощью письменных методов передачи информации. Методы письменного текста.

 Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

Тема 10, 11. Деловое письмо. Доклад. Конспект

Развитие мысли, план, строение текста. Бланкированные и стандартизированные документы: справка, заявление, инструкция, служебная характеристика, рекламный проспект и др.Доклад – изложение и обоснование результатов работы. Этапы составления доклада. Структурное содержание доклада.Конспект – логическая канва устной речи или письменного сообщения. Способы составления конспекта.Виды общений.

 Практическая работа.

 Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

 

Тема 12. Невербальное общение

Формулы вежливости. Как обратиться к собеседнику? Мимика и жесты в общении.

 Практическая работа.

 Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

Тема 13. Разговор по телефону

Умение правильно и корректно говорить по телефону. Отличие деловых разговоров по телефону от бытовых. Правила общения по телефону при определенных случаях.

 Практическая работа.

   Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

Тема 14. Речевые и стилистические ошибки

Употребление слова в несвойственном ему значении. Тавтология и неуместное употребление слов. Нарушение стилистической окраски текста.

Знать и уметь выявлять речевые и стилистические ошибки в тексте.

 Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

Тема 15. Изложение текста в тезисной форме

 

Тезис. Правила составления тезисов по данному тексту.Умение и навык составления тезисов по данному тексту.

 Практическая работа.

 

 Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

Тема 16. Смысловая и стилистическая оценка текста

Ошибки в смысловой и стилистической окраске текста. Практические умения и навыки при оценке данного текста.

 Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

Тема 17. Защита проектов

Рекомендуемые темы проектов:

Молодежный сленг.

Культура в деловом письменном общении.

Лексические нормы языка.

Речевые и грамматические ошибки в тексте.

 Знать/понимать: основные понятия темы

Уметь: применять полученные знания на практике

Применять: при общении

 Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

В том числе

Лекции

Практические занятия

  1. Эмоции и чувства.

1

1

  1. Основы коммуникации.

1

1

З. Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи. 

1

1

4. Грамматическая правильность – основа культуры речи. 

1

1

5. Лексические нормы языка. 

1

1

6. Точность словоупотребления. 

1

1

7.Логичность и выразительность речи.

1

1

8. Письменная коммуникация.

1

1

9. Деловое письмо. Доклад. Конспект.

1

1

10.Понятие и значение невербального общения. Манера поведения.

1

1

11.Разговор по телефону.

1

1

12.Речевые и стилистические ошибки.

1

1

13.Изложение текста в тезисной форме.

1

1

14. Смысловая и стилистическая оценка текста.

1

1

15. Защита проектов.

1

1

Резерв

2

Литература и средства обучения:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования.
  3. Развивайте дар слова: Факультатив. курс “Теория и практика сочинений разных жанров. 8–9 кл.”: Пособие для учащихся. Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.
  5. 5.Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКий ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 

«рИТОРИКА»  17 часов (0,5 ч. в неделю)

п/п

Тема

Число часов

Дата прохождения

Виды контроля

Формы контроля

план

факт

1

Эмоции и чувства.

1

текущий

фр.опрос

2

Основы коммуникации.

1

текущий

фр.опрос

3

 Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи. 

1

текущий

фр.опрос

4

 Грамматическая правильность – основа культуры речи. 

1

текущий

фр.опрос

5

 Лексические нормы языка. 

1

текущий

фр.опрос

6

Точность словоупотребления. 

1

текущий

фр.опрос

7

Логичность и выразительность речи.

1

текущий

фр.опрос

8

 Письменная коммуникация.

1

текущий

фр.опрос

9

 Деловое письмо. Доклад. Конспект.

1

текущий

практич.раб.

10

Понятие и значение невербального общения. Манера поведения.

1

текущий

практич.раб.

11

Разговор по телефону.

1

текущий

практич.раб.

12

Речевые и стилистические ошибки.

1

текущий

фр.опрос

13

Изложение текста в тезисной форме.

1

текущий

практич.раб.

14

Смысловая и стилистическая оценка текста.

1

текущий

фр.опрос

15

 Защита проектов.

1

итоговый

практич.раб.

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...