Рабочая программа факультатива по риторике и КТП для 5-10 классов
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
Рабочая программа факультатива по риторике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn.ritorika.5_-10kl._2015g._s_tablitsami.docx | 52.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор Малявина Л.А.
Рабочая программа факультатива по риторике.
Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике для 5 -- 10 классов разработана на основе авторской программы Т.А. Ладыженской: «Программы по риторике. 5 – 11 классы // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа // под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М., 2004г.
В рабочей программе сохранены все разделы и темы авторской программы. Содержание учебного материала авторской программы 9 класса в связи с учебным планом школы в рабочей программе разделено на два года изучения (9 – 10 классы).
В авторской программе Т.А. Ладыженской не указано количество часов, предусмотренных на изучение учебного курса.
Количество часов, предусмотренных учебным планом ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 26 V вида и данной рабочей программой на изучение риторики в 5 – 10 классах, позволяет проводить факультативные занятия с учётом уровня подготовки учащихся речевой школы.
Целью предлагаемого курса школьной риторики является формирование коммуникативных риторических умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, т.е. взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук.
Задачи преподавания:
-- обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи.
Следовательно, в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек. Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы её преподавания.
Эффективное общение предполагает не только следование нормам литературного языка. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценивать свою речь и т.д.
Общая характеристика учебного курса
В рабочей программе, как и в авторской, два смысловых блока:
-- первый -- «Общение», соотносящийся с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
-- второй – «Речевые жанры», соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в учебниках XVIII – XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением. О видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.); речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как). На этой основе у обучающихся постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (своё и партнёра), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеются в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
В данной рабочей программе отобраны и сделаны предметом обучения в школе наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов.
Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений.
Важное место занимают так называемые инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.).
Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную программу включён такой компонент, как риторические идеи.
Вот образец формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:
Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
По речи узнают человека. (Пословица).
Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский).
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков).
Такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять – в соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени.
Методы и приемы преподавания. Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, то на уроках риторики обучающиеся должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный план ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 26 V вида предусматривает изучение риторики факультативно в 5 – 10 классах, в каждом классе по 34 часа в учебном году (1 час в неделю).
Таблица тематического распределения количества часов (5 класс)
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Общение | 2ч. | |
2 | Виды общения | 2ч. | |
3 | Несловесное общение | 2ч. | |
4 | Учимся слушать | 3ч. | |
5 | Учимся читать | 2ч. | |
6 | Речь правильная и хорошая | 2ч. | |
7 | Учимся редактировать | 2ч. | |
8 | Будь вежлив | 3ч. | |
9 | Тексты и речевые жанры | 2ч. | |
10 | Вторичные тексты | 3ч. | |
11 | Объявление | 3ч. | |
12 | Рассказы | 3ч. | |
13 | Спор | 2ч. | |
14 | Сказки | 3ч. | |
Итого: | 34ч. |
Таблица тематического распределения количества часов (6 класс)
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Общение | 2ч. | |
2 | Виды общения | 2ч. | |
3 | Несловесное общение | 3ч. | |
4 | Учимся слушать | 2ч. | |
5 | Побеседуем | 2ч. | |
6 | Учимся отвечать | 2ч. | |
7 | Учимся читать | 2ч. | |
8 | Речь правильная и хорошая | 2ч. | |
9 | Учимся редактировать | 1ч. | |
10 | Будь вежлив | 2ч. | |
11 | Тексты и речевые жанры | 2ч. | |
12 | Вторичные тексты | 3ч. | |
13 | Рассказы | 3ч. | |
14 | Спор | 1ч. | |
15 | Притча | 1ч. | |
16 | Личное письмо | 2ч. | |
17 | Интервью | 2ч. | |
Итого: | 34ч. |
Таблица тематического распределения количества часов (7класс)
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Общение | 2ч. | |
2 | Виды общения | 1ч. | |
3 | Несловесные средства | 3ч. | |
4 | Устная речь | 2ч. | |
5 | Учимся отвечать | 2ч. | |
6 | Качества речи | 1ч. | |
7 | Учимся читать учебную литературу | 2ч. | |
8 | Риторика уважения | 1ч. | |
9 | Редактирование | 2ч. | |
10 | Речевые жанры | 3ч. | |
11. | Публичная речь | 2ч. | |
12 | Учимся спорить | 3ч. | |
13 | Вторичные тексты | 2ч. | |
14 | Необычные (поликодовые) тексты | 2ч. | |
15 | Прецедентные тексты | 1ч. | |
16 | Бытовые жанры | 1ч. | |
17 | Газетные жанры | 4ч. | |
Итого: | 34ч. |
Таблица тематического распределения количества часов (8 класс)
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Общение | 3ч. | |
2 | Виды общения | 2ч. | |
3 | Несловесные средства | 4ч. | |
4 | Устная речь | 2ч. | |
5 | Учимся отвечать | 3ч. | |
6 | Качества речи | 1ч. | |
7 | Учимся читать учебную литературу | 3ч. | |
8 | Риторика уважения | 1ч. | |
9 | Редактирование | 1ч. | |
10 | Речевые жанры | 4ч. | |
11. | Публичная речь | 1ч. | |
12 | Учимся спорить | 2ч. | |
13 | Вторичные тексты | 1ч. | |
14 | Необычные (поликодовые) тексты | 2ч. | |
15 | Прецедентные тексты | 1ч. | |
16 | Бытовые жанры | 2ч. | |
17 | Газетные жанры | 1ч. | |
Итого: | 34ч. |
Таблица тематического распределения количества часов (9 класс)
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Общение | 11ч. | |
2 | Несловесные средства | 4ч. | |
3 | Устная речь | 5ч. | |
4 | Учимся отвечать | 4ч. | |
5 | Качества речи | 4ч. | |
6 | Учимся читать учебную литературу | 3ч. | |
7 | Риторика уважения | 3ч. | |
Итого: | 34ч. |
Таблица тематического распределения количества часов (10 класс)
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Редактирование | 3ч. | |
2 | Речевые жанры | 5ч. | |
3 | Публичная речь | 6ч. | |
4 | Учимся спорить | 6ч. | |
5 | Вторичные тексты | 3ч. | |
6 | Необычные (поликодовые) тексты | 3ч. | |
7 | Прецедентные тексты | 3ч. | |
8 | Бытовые жанры | 3ч. | |
9 | Газетные жанры | 2ч. | |
Итого: | 34ч. |
Содержание учебного курса
5класс
(34 часа)
Общение (2ч.)
Что значит общаться. Собеседники, партнеры, коммуниканты. Коммуникативная задача.
Виды общения (2ч.)
Межличностное, групповое, массовое общение. Словесное и несловесное общение.
Несловесное общение (2ч.)
Твой голос. Мимика, жесты.
Учимся слушать (3ч.)
Слышать – слушать – понимать. Кто и как слушает. Два основных правила слушания.
Учимся читать (2ч.)
Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать? «Чтоб вершки не хватать».
Речь правильная и хорошая (2ч.)
Речь без ошибок. Чья речь богаче? Говори – пиши точно.
Учимся редактировать (2ч.)
Зачеркни ненужное. Замени – надпиши нужное. Включи недостающее (дополни).
Будь вежлив (3ч.)
Просить – умолять – клянчить. Вежливый отказ. Что такое комплимент. Лесть — льстивые слова.
Тексты и речевые жанры (2ч.)
Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.
Вторичные тексты (3ч.)
Понятие о пересказе. Перескажи подробно. Перескажи кратко.
Объявление (3ч.)
Что? Где? Когда? Секреты устных объявлений. Письменные объявления.
Рассказы (3ч.)
Что такое рассказ. Как строится рассказ. Невыдуманные рассказы.
Спор (2ч.)
Что такое спор. Правила спора.
Сказки (3ч.)
Сказочная страна, ее особенности. Сказочные действия, герои, язык. Сочини свою сказку.
6 класс
(34 часа)
Общение (2ч.)
Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.
Виды общения (2ч.)
Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.
Несловесное общение (3ч.)
Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.
Учимся слушать (2ч.)
Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.
Побеседуем (2ч.)
Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.
Учимся отвечать (2ч.)
Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец.
Учимся читать (2ч.)
Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.
Речь правильная и хорошая (2ч.)
Клише, штампы. Находки.
Учимся редактировать (1ч.)
Редактирование изучаемых речевых жанров.
Будь вежлив (2ч.)
Вежливое обращение. Похвальное слово.
Тексты и речевые жанры (2ч.)
Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.
Вторичные тексты (3ч.)
Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.
Рассказы (3ч.)
Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные истории.
Спор (1ч.)
Как управлять спором. Если ты – ведущий.
Притча (1ч.)
Понятие о притче. Уместность ее использования.
Личное письмо (2ч.)
Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т. д.
Интервью (2ч.)
Особенности интервью. Как подготовиться к интервью.
7класс
(34 часа)
Общение (2ч.)
Модель речевой ситуации. Компоненты: Где? Когда мы общаемся?
Виды общения(1ч.)
Личное – публичное, их особенности.
Несловесные средства (3ч.)
Что мешает голосу «летать». Совершенствуем свой голос. Помощники слова: взгляд, улыбка.
Устная речь (2ч.)
Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная.
Учимся отвечать (2ч.)
Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика.
Качества речи (1ч.)
Коммуникативные качества речи. Уместность.
Учимся читать учебную литературу (2ч.)
Изучающее чтение (учебная литература).
Риторика уважения (1ч.)
Знакомство. Совет. Вежливое возражение.
Редактирование (2ч.)
Этапы редактирования. Культура цитирования.
Речевые жанры (3ч.)
Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля). Особенности делового стиля. Заявление. Объяснительная записка.
Публичная речь (2ч.)
Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная.
Учимся спорить (3ч.)
Тезисы и аргументы. Типы вопросов (уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные). Культура спора.
Вторичные тексты (2ч.)
Отзыв. Рецензия на сочинение товарища.
Необычные (поликодовые) тексты (2ч.)
Понятие о поликодовом тексте, его особенности.
Прецедентные тексты (1ч.)
Чужая речь в тексте.
Бытовые жанры (1ч.)
Беседа и разговор.
Газетные жанры (4ч.)
Газетные жанры (обзор). Хроника. Заметка. Репортаж.
8 класс
(34 часа)
Общение (3ч.)
Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию):
1) изобретение;
2) расположение;
3) выражение;
4) запоминание;
5) произнесение.
Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Причины коммуникативных неудач и ошибок. Развитие самоконтроля.
Виды общения (2ч.)
Контактное и дистантное общения, их особенности. Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь.
Несловесные средства (4ч.)
Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Составляем для себя голосовой сценарий. Поза, ее коммуникативное значение. «Говорящие» жесты, позы на рисунках и картинах. Молчание – золото?
Устная речь (2ч.)
Особенности устной речи. Ситуативность, избыточность. Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д. Приемы подготовки.
Учимся отвечать (3ч.)
Инструктивная речь. Сравнительная характеристика. Группировка и классификация (обобщающее высказывание).
Качества речи (1ч.)
Качества речи. Выразительная речь.
Учимся читать учебную литературу (3ч.)
Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. Реферативное сообщение. Реферат (письменный).
Риторика уважения (1ч.)
Утешение
Редактирование (1ч.)
Лингвистические словари. Словарная статья.
Речевые жанры (4ч.)
Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.). Отчет о работе кружка. Автобиография. Протокол.
Публичная речь (1ч.)
Информационная речь: ее разновидности.
Учимся спорить (2ч.)
Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. Выражение согласия. Констатация сказанного оппонентом. Культура выражения несогласия.
Вторичные тексты (1ч.)
Инсценировка.
Необычные (поликодовые) тексты (2ч.)
История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией.
Прецедентные тексты (1ч.)
Понятие о прецедентных текстах.
Бытовые жанры (2ч.)
Характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольное слово.
Газетные жанры (1ч.)
Портретный очерк, его особенности.
9 класс
(34 часа)
Общение (11ч.)
Повторение. Модель речевой ситуации. Предтекстовые этапы. Виды риторик: общая и частная; теоретическая и практическая. Профессионально ориентированные риторики. Повторение. Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Контакт. Коммуникабельность. Самооценка коммуникабельности. Эффективность речи (критерии).
Несловесные средства (4ч.)
Повторение. Помощники слова. Голос – одежда нашей речи.
Устная речь (5ч.)
Повторение. Особенности устной речи. Стили публичного общения. Взаимопроникновение стилей.
Учимся отвечать (4ч.)
Повторение. Разновидности ответов. Ответ на экзаменах. Особенности устного и письменного ответов на экзаменах.
Качества речи (4ч.)
Повторение. Уместность, выразительность речи. Основные риторические качества речи. Развитие основных риторических качеств речи.
Учимся читать учебную литературу (3ч.)
Повторение. Реферативное сообщение. Реферат (письменный). Речь и средства массовой информации.
Риторика уважения (3ч.)
Этикет в наше время. Правила хорошего тона.
10 класс
(34 часа)
Редактирование (3ч.)
Повторение. Этапы редактирования. Культура цитирования. Компьютер и редактирование.
Речевые жанры (5ч.)
Повторение. Особенности делового стиля. Роды, виды, жанры. Деловые бумаги (тексты жесткой структуры и тексты полужесткой структуры).
Публичная речь (6ч.)
Повторение. Разновидности ораторской речи. Информационная речь. Экскурсионная речь. Риторические фигуры.
Учимся спорить (6ч.)
Диспут. Дебаты. Полемика. Дискуссия.
Вторичные тексты (3ч.)
Особенности написания рецензии на новую книгу для младшего возраста.
Необычные (поликодовые) тексты (3ч.)
Повторение. Понятие о поликодовом тексте, его особенности. Газетные зарисовки с фотографиями.
Прецедентные тексты (3ч.)
Повторение понятия о прецедентных текстах. Способы введения прецедентных текстов.
Бытовые жанры (3ч.)
Повторение. Беседа и разговор. Характеристика. Автобиографическое повествование. Анекдот.
Газетные жанры (2ч.)
Повторение. Портретный очерк, его особенности. Путевой очерк.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПИСОК ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ
В КАБИНЕТЕ РИТОРИКИ
1. Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).
2. Мультимедиапроектор (может входить в материально-техническое обеспечение школы).
3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет; создаются в рамках материально-технического обеспечения всей образовательной организации при наличии необходимых финансовых и технических условий).
4. Сканер.
5. Принтер лазерный.
6. Копировальный аппарат (может входить в материально-техническое обеспечение школы).
7. Диапроектор или оверхэд (графопроектор).
8. Экран на штативе или навесной (минимальные размеры
1,25 / 1,25).
9. Видеоплеер, DVD-плеер (видеомагнитофон).
10. Телевизор (диагональ не менее 72 см).
11. Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
В ИНТЕРНЕТЕ
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал
«Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
ПРОГРАММА И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ДАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
- Т.А. Ладыженская. «Программы по риторике. 5 – 11 классы // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа // под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М., 2004г.
- «Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской.—2-е изд., перераб.-- М.: Издательский дом «С-инфо»; Издательство «Баласс», 2008г.
- «Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. -- М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента»; 2008г.
- «Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – Изд. 2-е перераб. -- М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента»; 2012г.
- «Школьная риторика: 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – Изд. 2-е перераб. -- М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента»; 2012г.
- «Школьная риторика: 9 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. /Под ред. Т.А. Ладыженской. – Изд. 2-е перераб. -- М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента»; 2012г
СОГЛАСОВАНО |
СОГЛАСОВАНО |
Протокол № 1 заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла предметов | Заместитель директора по УВР _____________ Е.Б. Новикова «___» ___________ 2015г.
|
ГБС(К)ОУ школы № 26 V вида от 26 августа 2015 года Председатель МО _____________ Л.А. Малявина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса
"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
Рабочая программа факультатива «Тестовая подготовка по математике» для учащихся 8 класса.
Рабочая программа факультатива «Тестовая подготовка по математике» для учащихся 8 класса. Данный факультатив развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универса...
Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс
Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...
Рабочая программа факультатива по химии "Умей задачи по химии" 9 класс
Умение решать задачи – важная часть химического образования. Без решения задач постижение любой из естественных наук, в том числе и химии, не может быть полным. Насыщенность школьной программы по хими...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)
Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...
Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 8 класс
Факультативный курс для 8 класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике. Курс рассчитан на ...