Проблемное обучение
статья на тему

Файзрахманова Эльмира Радиковна

Из опыта работы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx25.62 КБ
Файл slaydy_k_vystupleniyu.docx808.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 2

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Выступление

на школьном методическом объединении

учителей русского языка и литературы на тему

«Проблемное обучение

как средство развития

интеллектуального мышления школьников»

Учитель русского языка и литературы-

Файзрахманова Эльмира Радиковна

      «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он  может додуматься сам.        Давайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие» (Э.И. Александрова).

     «Проблемное обучение – это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний» (В. Оконь). 

    «Проблемной называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практического или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия...» (А.М. Матюшкин)

    На уроках русского языка нам, учителям, нередко приходится сталкиваться с тем, что ученики, знающие формулировки правил, не умеют опираться на них в процессе письма, не умеют рассуждать и доказывать свою точку зрения.

   

      Одной из задач учителя в данном случае, на мой взгляд, является  повышение у учащихся  учебной мотивации к урокам русского языка и литературы. Для этого необходимо сформировать у учащихся внимание и интерес к слову, к языку и закономерностям его функционирования, что наиболее успешно осуществляется при условии творческого взаимодействия учителя и учеников.

Достигается это благодаря грамотному психолого-педагогическому воздействию учителя, подбору соответствующих методик и технологий, выбору заданий предметно-творческого характера. Таким образом, ученик из пассивного слушателя должен превратиться в активного участника образовательного процесса. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить деятельностный, практико-ориентированный характер.

          Я считаю, что важная роль в этом отводится технологии проблемного обучения, способной развивать творческие  и интеллектуальные умения школьников, повышать учебную мотивацию и качество знаний в целом.

         Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С. Л. Рубинштейном.

Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский.

         Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах.

Исследования в этой области ведутся  сейчас и другими представителями педагогической науки. Но сегодня под проблемным обучением       понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

   Главной целью применения проблемного обучения на уроках русского языка и литературы является повышение учебной мотивации, формирование коммуникативной и познавательной компетенций на уроках  и во внеклассных мероприятиях.

Достижению цели способствует реализация задач:

          - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;

         -  достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию;

          - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся

         

      Эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для  себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

Необходимо учитывать психологические особенности усвоения материала, уровень подготовки учащихся, их мотивационные критерии. В связи с этим, можно сформулировать следующие правила создания проблемных ситуаций.

Во-первых, проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации учащихся.

Во-вторых, хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность - для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков. С одной стороны, это служит непосредственно образовательным целям, а с другой стороны и благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их усилия в итоге получили определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.

И в-третьих, проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных преподавателем с целью большей эффектности проблемной ситуации.

Этапы проблемного обучения

Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий учащихся по разрешению соответствующего противоречия. В педагогической теории считается, что продуктивную познавательную деятельность учащегося в условиях проблемной ситуации и, соответственно, процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам:

1. возникновение (постановка) проблемной ситуации;

2. осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);

3. поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;

4. доказательство гипотезы;

5. проверка правильности решения проблемной задачи

 Роль педагога в проблемном обучении

Специфика целей и методов проблемного обучения существенно изменяет роль преподавателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу. Можно выделить следующие основные задачи, которые ставит перед преподавателем проблемное обучение:

  • Информативное обеспечение;
  • Направление исследования;
  • Изменение содержания и (или) структуры учебного материала;
  • Поощрение познавательной активности учащихся.

Под информативным обеспечением понимается постановка проблемных ситуаций, в ходе которых учащимся дается тот самый минимум информации, который необходим для возникновения противоречия. Поиск всей остальной информации осуществляется учащимися самостоятельно или при помощи педагога, но все же в рамках поиска, а не усвоения.

Следующая задача - направление исследования - характеризует положение педагога при проблемном обучении. Педагог перестает быть источником знаний, а становится помощником или руководителем в поиске этих знаний. Педагог организует весь процесс обучения и - в случае необходимости - включается в него для поддержания процесса в требуемом русле.

Изменение содержания и/или структуры учебного материала.

Учителям приходится самим создавать систему проблемных ситуаций и адаптировать её с учётом индивидуальности учащихся.

И, наконец, рассмотрим задачу поощрения познавательной активности учащихся.

В процессе решения проблемной ситуации учениками педагог должен своевременно выявлять и устранять обстоятельства, которые тормозят ход мыслительной деятельности.

 стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее исследования, используя мотивы самореализации, соревнования, создавая максимум положительных эмоций (радость, удивление, симпатия, успех). Педагог должен проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими при попытках найти собственное решение, а также к неумению сформулировать, обосновать и (или) защитить свою позицию. Будучи  авторитетным в глазах учащихся, он может повысить их учебную активность, если будет культивировать и подчеркивать их значимость, формировать у учащихся веру в себя, уверенность в своих силах. Для развития творческого подхода педагогу следует не допускать формирования конформного мышления, то есть ориентации на мнение большинства, поощрять к рискованному поведению и проявление интуиции учеником, стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения. В итоге можно заметить, что проблемное обучение, нацеленное во многом на мобилизацию творческих сил учащихся, требует в такой же степени наличия творческих характеристик и у самого педагога. В таких условиях обучение преподавателей проблемным методикам, по-видимому, должно вестись также в рамках проблемного обучения.

          Здесь важно еще раз отметить, что проблемное обучение не следует рассматривать как самодостаточную педагогическую технологию: это комплекс методов, подход к организации обучения, не исключающий применение и других методов.

Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию,  логику рассуждения).

    Данные исследования показали, что проблемное обучение обеспечивает значительное усиление познавательной активности у учащихся, прочное усвоение знаний и высокую их интеграцию - у подавляющего большинства, но недостаточно интенсивное освоение навыков творческого мышления. Причину недостаточного развития творческого мышления я вижу в бессистемности применявшегося проблемного обучения: степень развития навыков и умений творческого мышления зависит от разнообразия и суммарного числа упражнений в решении учебных проблем. Над этим я буду продолжать работать, чтобы, во-первых, такой вид обучения стал естественным, привычным для учащихся и, во-вторых, чтобы развивать творческие качества учащихся именно в тот период, когда детская психология этому наиболее благоприятствует.



Предварительный просмотр:

Слайды к выступлению

«Проблемное обучение как средство развития интеллектуального развития школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения

Проблемное обучение направлено на формирование  мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которо...

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....

Проблемное обучение. Проблемный урок.

Проблемное обучение. Проблемный урок....