Классный час "Я и другие"
классный час (10 класс) на тему
Классный час о толерантности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_klassnogo_chasa_ya_i_drugie.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа «Я и другие»
Задачи: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди»
(Б.Шоу)
Ход занятия
Класс делится на 3-4 группы (6-7 человек). Учащиеся вытягивают карточки с определенным цветом: красный, синий, зеленый, желтый) и садятся по своим группам.
Учитель: Итак, команды сформированы. Вам предстоит совершить нелегкий путь, чтобы проверить, способны ли вы понять и принять друг друга.
Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда у них к самым важным в жизни вещам примерно одинаковое отношение. Но такое единство возможно лишь тогда, когда все хорошо знают, как каждый человек из группы относится к тому или иному вопросу, что ему нравится или не нравится. Давайте проверим себя, насколько хорошо вы знаете друг друга. Каждый должен взять лист бумаги, разделить на 3 части. В левом столбце напишите имя человека, который сидит слева от вас, но не ближайшего, а следующего за ним. В правом столбце - имя человека, который сидит справа от вас, также через одного. Таким образом, у вас есть два человека, глазами которых вы должны посмотреть на мир, за них дадите ответы на вопросы, которые я предложу. Например:
- Ваш любимый цвет?
- Смотрите ли сериалы?
- Самая неприятная для вас черта человека?
- Ваше любимое времяпровождение?
- Книги какого жанра вы предпочитаете? и т.д.
Учитель: А теперь сравним результаты и подсчитаем количество совпавших ответов. Если есть такие, у кого совпали ответы - нужно узнать, как им удалось этого добиться. Если совпадений немного, члены группы приобретают много необычной информации друг о друге.
Сегодня мы поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, c кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или же замечаем, но не понимаем. В общем, есть люди свои и чужие. Давайте разберемся, что это значит.
«свой» ׀ «чужой»
Командам раздать листы бумаги с рисунком /\.
Предлагается ряд слов: настороженность, открытость, опасность, спокойствие, хороший, понятный¸ близкий, похожий, непонятный, иной, нравится, не нравится.
Учащиеся должны записать эти слова в нужные столбцы, а слова , которые нельзя отнести ни к одному из этих понятий, в нижний треугольник.
Каждая команда зачитывает получившиеся ответы. Далее идет обсуждение.
Учитель: Ребята, вы оцениваете, что «свой» имеет положительные черты, а «чужой» - отрицательные. Но ответьте на вопрос: Является ли китаец или индеец своим или чужим?
Уч-ся: чужим
Учитель: А почему он «чужой»?
Уч-ся: Мы его не знаем, не знаем его обычаи, традиции. Надо узнать его культуру.
Учитель: Оказывается, он – не свой и не чужой. Он - другой. Не все незнакомое является чужим. Он является представителем другой культуры. А как нужно относится к тем людям, которых вы не знаете, не знаете их культуры, языка, нравов?
Уч-ся:….
Учитель:
Надо быть по отношению к другим людям толерантным.
А что такое – толерантность? В разных культурах оно имеет различные смысловые оттенки: в испанском языке – оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; во франц.- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам; в англ.яз. – готовность быть терпимым, снисходительным; в русском – способность терпеть что-то или кого-то.
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
Уч-ся:…
Учитель: А что объединяет эти понятия?
Давайте обобщим сказанное. Что такое толерантность?
-уважение человеческого достоинства
-милосердие
-сотрудничество
-уважение прав других
-сострадание
-прощение
- терпимость к другим мнениям, верованиям
-принятие другого таким, какой он есть.
Учитель: Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
(Далее предлагается обсуждение ситуации)
Учитель: Сделав добро, человек сам становится лучше,чище, добрее. Если мы будем внимательны к любому человеку, это и будет проявление доброты.
Из этой ситуации мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
Каждая группа описывает черты, присущие толерантной и интолерантной личности. Далее - обсуждение.
А сейчас игра «Ладошка». Ученики обводят на листе бумаги свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе (2-3 мин.) Обсуждение.
Учитель: В конце хочется сказать, что ваш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтоб в этой семье царили доброта, уважение, взаимопонимание, чтоб не было ни ссор, ни ругани.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Портрет друга"
Конспект классного часа "Портрет друга", презентация...
Классный час " Делай другим добро, будешь сам без бед"
Направь шаги тропою доброты И радость помоги найти кому-то...
Классный час "Настоящий друг"
Материал можно использовать для учащихся 5 класса. В основе тема сплочения классного коллектива, разрешение конфликтных ситуаций....
Классный час "Компьютер друг или враг"
Цели: ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет-зависимости; формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самос...
Классный час.Настоящий друг.
Классный час построила на примиерах сценок о дружбе. Ребята по этим сценкам определяют, где настоящая дружба, а где выгодная....
Классный час "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы"
Исторически – литературный классный час используется в качестве повторительно – обобщающего урока, и дает возможность дать общую характеристику сразу нескольким периодам отечественной истории с эмоцио...
Классный час"Дарите друг другу улыбки"
Классный час проводился в 6 классе I вида для формироания Я-концепции глухих воспитанников, создания условий для обучения умению позитивно общаться друг с другом. Все личностно-ориентированные классны...