Классный час "Я и другие"
классный час (10 класс) на тему

Классный час о толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_klassnogo_chasa_ya_i_drugie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                   Разработка классного часа «Я и другие»

                                                       

Задачи:  познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

     «Теперь, когда мы научились летать по воздуху,  

                                             как птицы, плавать под водой,  как рыбы,

                           нам не хватает только одного:

                                                       научиться жить на земле, как люди»

(Б.Шоу)

Ход занятия

    Класс делится на 3-4 группы (6-7 человек). Учащиеся вытягивают карточки с определенным цветом: красный, синий, зеленый, желтый) и садятся по своим группам.

    Учитель: Итак, команды сформированы. Вам предстоит совершить нелегкий путь, чтобы проверить, способны ли вы понять и принять друг друга.

    Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда у них к самым важным в жизни вещам примерно одинаковое отношение. Но такое единство возможно лишь тогда, когда все хорошо знают, как каждый человек из группы относится к тому или иному вопросу, что ему нравится или не нравится. Давайте проверим себя, насколько хорошо вы знаете друг друга. Каждый должен взять лист бумаги, разделить на 3 части. В левом столбце напишите имя человека, который сидит слева от вас, но не ближайшего, а следующего за ним. В правом столбце - имя человека, который сидит справа от вас, также через одного. Таким образом, у вас есть два человека, глазами которых вы должны посмотреть на мир, за них дадите ответы на вопросы, которые я предложу. Например:

  1. Ваш любимый цвет?
  2. Смотрите ли сериалы?
  3. Самая неприятная для вас черта человека?
  4. Ваше любимое времяпровождение?
  5. Книги какого жанра вы  предпочитаете? и т.д.

      Учитель: А теперь сравним результаты и подсчитаем количество совпавших ответов. Если есть такие, у кого совпали ответы - нужно узнать, как им удалось этого добиться. Если совпадений немного, члены группы приобретают много необычной информации друг о друге.

    Сегодня мы поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди  нам более близкие и те, c кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или же замечаем, но не понимаем. В общем, есть люди свои и чужие. Давайте разберемся, что это значит.

                                                                                  «свой»     ׀  «чужой»

 Командам раздать листы бумаги с рисунком                     /\.

     Предлагается ряд слов: настороженность, открытость, опасность, спокойствие, хороший, понятный¸ близкий, похожий, непонятный, иной, нравится, не нравится.

        Учащиеся должны записать эти слова в нужные столбцы, а слова , которые нельзя отнести ни к одному из этих понятий, в нижний треугольник.

     Каждая команда зачитывает получившиеся ответы. Далее идет обсуждение.

    Учитель: Ребята, вы оцениваете, что «свой» имеет положительные черты, а «чужой» - отрицательные.  Но ответьте на вопрос: Является ли китаец или индеец своим или чужим?

Уч-ся: чужим

Учитель: А почему он «чужой»?

Уч-ся: Мы его не знаем, не знаем его обычаи, традиции. Надо узнать  его культуру.

Учитель: Оказывается, он – не свой и не чужой. Он - другой. Не все незнакомое является чужим. Он является представителем другой культуры.  А как нужно относится к тем людям, которых вы не знаете, не знаете их культуры, языка, нравов?

Уч-ся:….

Учитель:

Надо быть по отношению к другим людям толерантным.

А что такое – толерантность? В разных культурах оно имеет различные смысловые оттенки:  в испанском языке – оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;  во франц.- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам; в англ.яз. – готовность быть терпимым, снисходительным; в русском – способность терпеть что-то или кого-то.

Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

Уч-ся:…

Учитель: А что объединяет эти понятия?

         Давайте обобщим сказанное. Что такое толерантность?

-уважение человеческого достоинства

-милосердие

-сотрудничество

-уважение прав других

-сострадание

-прощение

- терпимость к другим мнениям, верованиям

-принятие другого таким, какой он есть.

   Учитель: Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях  он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

(Далее предлагается обсуждение ситуации)

      Учитель: Сделав добро, человек сам становится лучше,чище, добрее. Если мы будем внимательны к любому человеку, это и будет проявление доброты.

Из этой ситуации мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Каждая группа описывает черты, присущие толерантной и интолерантной личности. Далее - обсуждение.

   А сейчас игра «Ладошка». Ученики обводят на листе бумаги свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе (2-3 мин.) Обсуждение.

   Учитель: В конце хочется сказать, что ваш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтоб в этой семье царили доброта, уважение, взаимопонимание, чтоб не было ни ссор, ни ругани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Портрет друга"

Конспект классного часа "Портрет друга", презентация...

Классный час " Делай другим добро, будешь сам без бед"

Направь шаги тропою доброты И радость помоги найти кому-то...

Классный час "Настоящий друг"

Материал можно использовать для учащихся 5 класса. В основе тема сплочения классного коллектива, разрешение конфликтных ситуаций....

Классный час "Компьютер друг или враг"

Цели: ознакомить детей с вредными последствиями компью­терных игр, дать представление об Интернет-зависимости; форми­ровать положительное отношение к таким качествам характера, как самос...

Классный час.Настоящий друг.

Классный час построила на примиерах сценок о дружбе. Ребята по этим сценкам определяют, где настоящая дружба, а где выгодная....

Классный час "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы"

Исторически – литературный классный час используется в качестве повторительно – обобщающего урока, и дает возможность дать общую характеристику сразу нескольким периодам отечественной истории с эмоцио...

Классный час"Дарите друг другу улыбки"

Классный час проводился в 6 классе I вида для формироания Я-концепции глухих воспитанников, создания условий для обучения умению позитивно общаться друг с другом. Все личностно-ориентированные классны...