Классный час "Компьютер друг или враг"
классный час (10 класс) по теме
Цели: ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет-зависимости; формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность; развивать навыки участия в дискуссии; побуждать детей к расширению своего кругозора, к участию в спортивных секциях, к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Форма проведения: круглый стол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuter_drug_ili_vrag._kl.chas_v_10_kl.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 .09.2011г
Калачёва И.А. классный час «Компьютер друг или враг?» 10 класс
Классный час «Компьютер друг или враг?»
Цели: ознакомить детей с вредными последствиями компью терных игр, дать представление об Интернет-зависимости; форми ровать положительное отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность; развивать навыки участия в дискуссии; побуждать детей к расширению своего кругозора, к уча стию в спортивных секциях, к самопознанию, саморазвитию, самосо вершенствованию.
Форма проведения: круглый стол.
Подготовительная работа: распределить роли среди де тей: мамы (2), врачи (2), программисты (2), обеспечить всех текстами. Всех детей посадить за парты, а «гостей» - лицом к классу у доски.
Оформление: на доске тема, эпиграф.
План классного часа:
- Мотивационная беседа. Анкетирование.
- Круглый стол «Страдания от кибермании».
- Первый блок дискуссии. «Три грани проблемы».
- Второй блок дискуссии. «Кто виноват?»
- Третий блок дискуссии. «Что делать?»
- Заключительное слово.
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Мотивационная беседа.
Классный руководитель. - Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.
- Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в компьютерные игры?
- Говорите ли вы с друзьями о компьютерных играх, кодах, уровнях и т. д.?
- Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?
- Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?
- Приходилось ли вам обманывать близких, говоря, что вы писали реферат или искали информацию, в то время когда вы просто играли или общались?
- Случалось ли вам забывать о времени во время игры за компь ютером?
- Откладываете ли вы важные дела ради компьютера?
- Любите ли вы поиграть за компьютером в минуты грусти, подав ленности?
- Ругают ли вас родители за то, что вы слишком много денег тратите на игры и Интернет?
(Ответы детей.)
- Примерно такие вопросы задают психологи, когда хотят убедить ся, страдает ли человек компьютерной зависимостью. Я задала эти вопросы, чтобы вы трезво посмотрели на себя со стороны, критиче ски оценили свое отношение к компьютеру. Положительный ответ на все эти вопросы должен заставить вас насторожиться.
II. Круглый стол «Страдания от кибермании»
Первый блок дискуссии. «Три грани проблемы»
Классный руководитель. «Компьютер друг или враг?» - такова тема нашего классного часа сегодня. Зависимость от компьютера - новая болезнь нашего времени или выдуманная угроза? На Западе ут верждают, что каждый пятый пользователь Интернета в той или иной мере страдает компьютерной зависимостью. И в России уже многие подвержены этой мании. Люди теряют чувство реальности, уходят в виртуальный мир. Самыми незащищенными, как всегда, оказались дети и подростки. Появился даже такой термин - «компьютерный син дром». Кто в этом виноват и что делать? Сегодня мы будем обсуждать эти вопросы в ходе круглого стола.
- Представляю наших гостей. Точку зрения родителей озвучат (име на, фамилии). Точку зрения врачей изложат (имена, фамилии). Мнение компьютерных специалистов выскажут [имена, фамилии). Начинаем обсуждение. Первое слово - родителям.
Мама 1. Многие родители просто не понимают, какую страшную разрушительную силу представляет компьютер. Одного 14-летнего школьника из Румынии увезла из Интернет-кафе «Скорая помощь». Мальчик просидел в этом кафе 9 дней подряд и дошел до полного физического и умственного истощения. Его мать рассказала, что маль чик был просто одержим компьютерной игрой «Counter Strike». Он не отходил от компьютера, перестал ходить в школу. Он лгал, воровал из дома вещи, чтобы продать их и потратить деньги на Интернет. Он перестал мыться и похудел на 10 кг.
Мама 2. Еще один страшный факт: 12-летний подросток из Ека теринбурга погиб от инсульта после 12-часовой игры на компьютере. Врачи детской больницы, куда был доставлен мальчик, говорят, что каждую неделю к ним поступает минимум по одному подростку, по павшему в зависимость от компьютерных игр. Дети сутками без еды и отдыха могут находиться перед компьютером дома или в игровых клубах.
Мама 1. А вот и криминальные факты: 13-летний подросток ог рабил родных бабушку с дедушкой, чтобы добыть денег для Интернет- кафе. Старшеклассник, наигравшись в DOOM, жестоко избил со седских малышей. Таких историй достаточно в каждом отделении милиции. Десятки тысяч мальчишек и девчонок ради виртуального мира бросают учебу, теряют друзей, конфликтуют с родителями.
Мама 2. От компьютеров страдают не только дети, но и взрос лые! В последнее время в мире появились компьютерные вдовы. Это женщины, чьи мужья кибералкоголики. Так называют людей, одержимых компьютероманией. Они до 18 часов в день проводят за компьютером, перестают следить за своей внешностью, неделями не бреются и не моются, ходят по дому в грязной одежде, а вылазки на улицу и вообще сводят к минимуму. Бедные женщины действи тельно чувствуют себя соломенными вдовами - вроде муж и рядом, но совершенно в другом измерении.
Классный руководитель. - Что могут добавить к этому наши участники? Только факты! Можете ли вы привести подобные факты? Чувствуете ли вы, что вас тоже затягивает в компьютерную трясину? Видите ли вы, как ваши друзья все больше и больше уходят от вас в виртуальный мир? Можете ли вы привести противоположные факты, когда активисты компьютерных игр не попадали ни в какую зависимость? [Дети высказываются.)
Итак, люди бьют тревогу, видя, как их близкие уходят в виртуаль ный мир. Что скажут врачи?
Врач 1. Западные медики однозначно утверждают, что компь ютерная и Интернет-зависимость существует. Появился даже такой диагноз: «кибермания» или «патологическое использование компь ютера» (игры, Интернет). Пока, правда, компьютеромания не является официальным диагнозом, но некоторые ученые предполагают, что со временем кибермания будет признана заболеванием номер один в мире. На Западе уже есть клиники, где лечат разные компьютерные расстройства. В Финляндии даже были случаи, когда призывники по лучали отсрочку от армии для лечения компьютерной зависимости. В России пока мало людей обращаются за медицинской помощью, родители боятся вести ребенка к психиатру, не хотят, чтобы их чадо лежало в одной палате с наркоманами и алкоголиками.
Врач 2. В чем проявляется кибермания? Прежде всего в том, что люди предпочитают больше времени проводить не в реальной жизни, а в компьютерных играх и Интернете - до 18 часов в день! Подростки начинают прогуливать занятия, лгут, слишком быст ро делают домашнее задание, чтобы побыстрее сесть за компьютер. В виртуальной реальности они забывают о времени, бешено радуются своим виртуальным победам, и бурно переживают неудачи. Даже Е поесть нормально они уже не могут, предпочитая жевать что-нибудь перед монитором. А при общении в чатах они выдумывают себе вир туальный образ, который постепенно вытесняет их реальное «я».
Врач 1. В чем опасность кибермании? Прежде всего, опасны многие компьютерные игры. В них главное действие - это убийство,
причем красочное, изощренное. А ведь игра для ребенка - это репе тиция жизни. Так и складывается к 14-15 годам мнение, что насилие, убийство - это увлекательное и полезное занятие.
Врач 2. Вторая опасность игр в том, что победить в них гораздо легче, чем в реальной жизни. Ведь жизнь - это постоянная борьба, самоутверждение, победы и неудачи. Все это нельзя заменить вир туальными успехами. Человек просто теряет себя, свою личность, становится приставкой к компьютеру.
Врач 1. Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Многие, прикрываясь анонимностью, могут говорить в чатах что угодно, считая, что такое общение раскрепощает их, дает свободу. Но виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.
Врач 2. Но самая страшная опасность в том, что компьютеромания может перейти в другой вид зависимости - от алкоголя, нар котиков.
Классный руководитель.
- Даю слово нашим участникам.
- Согласны ли они с выводами врачей?
- Считаете ли вы, что компь ютерные игры повышают агрессивность?
- Уменьшилось ли количество ваших друзей от того, что вы увлек лись компьютерными играми?
- Предпочитаете ли вы есть за компьютером?
- Какие победы вы одержали в реальной жизни за последний год?
- Приходилось ли вам общаться в чатах? Вы выступали под своим реальным именем или под вымышленным?
- Чувствовали себя при этом свободными, раскрепощенными?
- Какие дети, по-вашему, сильнее всего подвержены компьютерной зависимости? (Дети высказываются.)
- Пришло время высказаться компьютерным специалистам. Дейст вительно ли так опасен компьютер? Может ли быть общение в чатах анонимным? Все ли игры построены на насилии? Даю слово програм мистам.
Программист 1. Компьютер может быть опасен. Ведь это ис точник электромагнитного излучения и неионизирующей радиации. А это негативно воздействует на человека. Но если соблюдать санитар ные правила, он может быть безвредным. Во всех организациях прави ла работы на компьютере должны находиться прямо на рабочем месте. Но у нас, к сожалению, эти правила мало кто знает и выполняет. Например, согласно этим правилам, взрослому человеку можно сидеть за компьютером не более 4 часов в день, а ребенку не более10-20 минут, в зависимости от возраста.Компьютер обязательно нуж но «заземлить», нельзя работать за компьютером беременным и кор мящим женщинам. В развитых странах эти правила очень строго со блюдаются. А у нас предпочитают расплачиваться своим здоровьем.
Программист 2. Есть ли вред от компьютерных игр? Не все игры построены на агрессии. Есть логические игры, игры для изуче ния школьных предметов. Есть тренажеры, с помощью которых мож но получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания. Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Во Всемирной паутине каждый может создать свой сайт, сделать его популярным, стать звездой Ин тернета. Так что Интернет не обязательно приводит к потере своего «я». Он дает очень большие возможности для самоутверждения, са мовыражения.
Программист 1. Что же касается анонимности в Интернете, то она мнимая. Каждый компьютер имеет свой уникальный цифровой адрес, по которому его узнают другие компьютеры сети. Как только ты зашел на какой-либо сайт, твой адрес мгновенно фиксируется и мож но легко вычислить, кто ты такой и где живешь. Вот почему хакеров почти всегда находят. Поэтому, оказавшись в чате и придумав себе какой-то ник, не теряйте самоконтроля - как бы потом за это не при шлось отвечать.
Программист 2. Например, в 2006 г. за антирусские высказы вания в Интернете был привлечен к суду 37-летний пользователь из Новосибирска. Ему пришлось заплатить штраф в 130 тысяч рублей. На суде он пытался уйти от ответственности, но провайдеры доказали, что существующие технические средства позволяют со стопроцент ной гарантией определить, какой именно пользователь сети выходил в Интернет и был на этом конкретном сайте. Кстати, эти же техниче ские средства могут отследить, какие сайты чаще всего посещаются с этого компьютера.
Классный руководитель. Как видим, ни в самом компью тере, ни в Интернете нет ничего такого, что вызывало бы зависимость. Что могут добавить к этому наши участники?
- Может быть, кто-то хочет сказать слово в защиту компьютер ных игр?
- У кого есть свой сайт? На каких форумах и чатах вы бываете? Ка кую информацию ищете в сети?
- Знаете ли вы о санитарных правилах пользования компьютером?
- Не боитесь ли вы, что кто-то может узнать о ваших путешествиях в Интернете?
- Что интересного для себя вы открыли в Интернете?
К чему же мы пришли на этом этапе дискуссии: есть компьютерная зависимость или это все выдумки врачей и родителей? [Да, есть.)
Второй блок дискуссии. «Кто виноват?»
Классный руководитель. Мы познакомились с разными точками зрения на проблему компьютерной зависимости. Начинаем второй блок нашей дискуссии. Кто виноват, что все больше и больше подростков становятся пациентами наркологических больниц и по лучают диагноз «кибермания»? - - Сначала слушаем мнения гостей и специалистов.
Варианты мнений:
Мамы:- Хозяева Интернет-клубов, а также провайдеры, которые нажи ваются на здоровье наших детей.
- Местные власти, которые получают взятки от этих структур.
- Санитарные станции, которые не контролируют работу этих клубов.
- Учителя, которые не проводят беседы об охране жизни и здо ровья детей.
Врачи:
- Виноваты родители в том, что дают детям деньги, не спрашивая, как они их потратят.
- Виноваты дети, которые ищут только удовольствий и развле чений, не желая трудиться.
- Виноваты власти, которые не создали детям условий для заня тий спортом, для развития способностей и талантов.
- Виноваты учителя, которые не могут увлечь детей каким-то интересным делом.
Программисты:
- Виноваты производители компьютеров. Они выпускают все новые и новые игры и программы, которые требуют все более и более мощных компьютеров. Поэтому люди вынуждены по стоянно обновлять свои машины. А любопытные дети все хотят попробовать и попадают в зависимость.
- Виноваты родители, которые не следят за детьми, не знают, чем они занимаются.
- Родители виноваты. Если бы они сами освоили компьютер, они бы могли понять, что можно, а чего нельзя ребенку. А так им ка жется, что раз они купили детям компьютер, то об их развитии можно не заботиться. Тогда об этом позаботятся дяди и тети из Интернета и игровых клубов.
- Врачи тоже виноваты. Нужно было ставить эти вопросы перед правительством, привлекать к обсуждению прессу, телевидение.
- Виновато правительство. Оно могло принять законы, которые бы запрещали детям ночью сидеть в игровых клубах, могло бы вообще закрыть эти клубы или вывести их за черту города.
Классный руководитель. Что скажут наши участники? Кого винить в том, что дети попадают в компьютерную зависи мость?
Классный руководитель. Что скажут наши участники? Кого винить в том, что дети попадают в компьютерную зависи мость?
Примерные ответы:
- Виноваты сами дети.
- Родители виноваты. Они не хотят понимать детей, только ру гают, поучают. Вот дети и убегают в виртуальную реальность.
- Виновата школа. В ней такая серость и скука, а в виртуальной реальности ты герой, победитель, от тебя зависят судьбы ми ров и цивилизаций.
Классный руководитель. Прошу сделать вывод: «кто виноват в том, что ребенок становится зависимым от компьютера? (В формировании компьютерной зависимости у детей виноваты ро дители, врачи, школа, милиция, местные власти, сами дети и т. п.)
Третий блок дискуссии. «Что делать?»
Классный руководитель. Итак, проблема компьютерной зависимости. Мы выслушали различные точки зрения, определили виновных. Приступаем к заключительному этапу дискуссии. Попро буем ответить на вопрос: что делать, чтобы люди не попадали в плен кибермании? Слово нашим гостям
Примерные варианты мнений:
Мамы:
- Закрыть все игровые клубы.
- Разрешить детям доступ в Интернет только в «сопровождении» взрослых.
- Уволить начальника санитарной станции, директора школы, переизбрать мэра и т. п.
- Запретить учителям требовать от детей рефераты, чтобы они не скачивали их из Интернета.
- Обучать детей работе с полезными программами и играми, в которые можно играть вместе с родителями.
Врачи:
- Ввести цензуру на игры. Запрещать использование в клубах агрессивных игр.
- Ввести наказание для родителей, чьи дети стали интерент- зависимыми. Заставить их общаться со своим детьми по 4 часа каждый день.
- Каждый ребенок должен заняться спортом или найти себе какое-нибудь хобби. Тогда и друзья появятся, и скучать будет некогда.
- Нужно принять законы, которые запрещают пропаганду наси лия в играх, и сурово карать за нарушение этих законов.
Программисты:
- Нужно каждому стать грамотным пользователем, а не чай ником.
- Критически относиться к игровым новинкам, не покупать все подряд. Ограничить использование агрессивных игр.
- Хорошо бы всем школьникам заняться программированием. Это будет и занятие, и развитие, и общение с интересными людьми.
- Детям нужно вообще поменьше играть. Пусть каждый попро бует создать свой сайт, тогда понадобится что-то рассказать о себе, показать, в чем твоя уникальность. А это подтолкнет к саморазвитию.
Классный руководитель. Слушаем предложения наших участников. Может быть, кому-то из них удастся найти компромисс ный вариант решения проблемы компьютерной зависимости? {Дети высказываются, повторяя и перефразируя мнения гостей, добавляют свои оригинальные предложения.)
И как итог этого этапа обсуждения формулируем вывод: что мы можем сделать, чтобы не попасть в компьютерную зависимость? (Нужно стать грамотным пользователем, осваивать полезные про граммы, нужно поменьше играться, а заняться спортом, общаться с друзьями, читать книги и т. п.)
И как можно сформулировать общий итог нашей дискуссии?
(Можно задать наводящие вопросы: Существует ли компьютер ная зависимость? Кто виноват в ее появлении? Как бороться с этим злом?)
Примерный результат дискуссии:
- Компьютерная зависимость существует.
- Это результат распущенности детей, безответственности роди телей, беспечности властей, жадности представителей игорно го бизнеса.
- Выход - в повышении компьютерной грамотности, во введении цензуры, в принятии законов, которые повышали бы ответ ственность родителей и представителей бизнеса.
Классный руководитель. - Наше обсуждение подошло к концу. И завершить его я хотела бы словами одного писателя. Он об суждал в Интернете проблему компьютерной зависимости и в заклю чение написал: «Я пишу эти размышления на компьютере, отправляю их электронной почтой через мировую сеть, черпаю информацию из Интернета. Все эти факты свидетельствуют о том, что я ни в коей мере не являюсь компьютерофобом. Более того, я очень люблю этот малень кий ящик, который помогает мне жить. Но моя любовь закончится в тот момент, когда, или если, я пойму, что не я владею им, а он мной*.(Эпиграф)
Заключительное слово
Классный руководитель. Сегодня мы говорили о ком пьютерной зависимости. Проблема эта неоднозначна и пока далека от решения. Но мы и не стремились решить ее во что бы то ни стало. Обсуждая эту проблему, мы учились вести дискуссию, учились слу шать и слышать друг друга. В ходе живого обсуждения мы учились живому общению - именно тому, чего никакой, даже самый мощный компьютер дать не в силах. Посмотрите на эпиграф к сегодняшнему классному часу (читает). Желаю вам, чтобы ваш компьютер создавал для вас как можно меньше проблем и раздаю памятки, в которых изложены некоторые правила работы на компьютере. Они помогут вам правильно распределять время при работе с компьютером, научат некоторым нехитрым упражнениям для глаз, рук, позвоночника, помогут сохранить физическое и психическое здоровье.
Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Касается ли вас то, о чем мы говорили сегодня? Появился ли повод задуматься о себе и изменить свое поведение? Что дал вам сегодняшний классный час? (Ответы детей.)
Дополнительные материалы для учителя:
Анкета «Вред и польза умной машины» (11 шт.)
Памятка по охране здоровья при работе на компьютере(11 шт.)
Компьютеры - это такие ма шины, которые предназначены для решения проблем, которых бы у вас не было, если бы вы не имели ком пьютера.
Форма проведения классного часа - круглый стол - позволяет детям высказаться, развивает навыки дискуссии. Очень важно, чтобы учитель-ведущий сумел организовать обсуждение. Дискуссия за круг лым столом состоит из 3 блоков: 1 информационный (информация по проблеме компьютерной зависимости), 2 блока обсуждения «Кто виноват», и 3 –ий «Что делать?»). Действия ведущего в каждом блоке: сначала дать слово «гостям», потом - остальным детям. При этом в информа ционном блоке нельзя допускать обсуждения. После сообщений «гос тей» детям предлагается дополнить их выступления новыми фактами. В блоках обсуждения они уже могут высказывать свои мнения.
Желательно, чтобы учитель постоянно подчеркивал, что в результате дискуссии должно быть выработано общее мнение, которое учи тывает мнения большинства. Поэтому очень важно в конце каждого блока подвести итог, сформулировать общую мысль.
Все реплики подробно выписаны в сценарии, но это не значит, что их нужно раздать всем детям. Это превратит круглый стол в отрепети рованный утренник, который будет неинтересным для девятикласс ников. Для них важно именно высказаться и быть услышанными. Тем более тема близка и понятна каждому. Тексты можно раздать только «гостям», предупредив их, что они даны не для зубрежки, а для ори ентира (по времени и содержанию).
(По материалам книги « Классные часы: 9 класс» / Авт-сост. А.В.Давыдова. - М.:ВАКО, 2010. - 272 с. - (Учебный год).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа для старшеклассников по ППБ "Огонь. Друг или враг?"
Классный час "Огонь. Друг или враг? " разработан с использованием активных методов обучения. Цель классного часа: создание условий для формирования активной гражданской позиции,формирования умения а...
Классный час "Сотовый телефон - друг или враг?"
Целями и задачами данного классного часа являются формирование установки на здоровый образ жизни; развитие навыков исполнения гигиенических требований использования сотового телефона...
Классный час «Компьютер: друг или враг?»
ПК стал атрибутом в любом современном офисе. Это основная техническая база информационной технологии. Профессионалы, работающие вне компьютерной сферы, считают непременной сос...
классный час "Огонь: друг или враг"
Предлагаю материал для конкурса "Служба спасения-01". среди творческих работ учащихся представлен классный час для учащихся 5-6 классов, который разработала и опробировала на своем 5 классе. Пол...
Классный час «Компьютер: друг или враг?»
Классный час «Компьютер: друг или враг?»Цели: обогащение жизненного опыта учащихся знаниями о влиянии компьютера на здоровье человека и способах профилактики заболеваний;Задачи:- развивать...
Классный час “Огонь – друг и враг человека”.
Форма проведения:сообщения учащихся, конкурс рисунков, викторина....
Классный час "Огонь: наш друг или враг?"
Классный час для 5-6 класов, может быть использован для уроков ОБЖ и технологии, подготовки команд игры "Зарница", "Школа безопасности"....